|
||||
|
КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩАК Бренд «Компартия» выставлен на торги В России редко занимаются делом до 14 января. Только отгуляв все положенные праздники, встретив Старый Новый год, отоспавшись и опохмелившись, бизнесмены, государственные мужи и политические лидеры принимаются за обычное свое занятие - плести интриги и делать друг другу гадости. Увы, в нынешнем году традиция была нарушена. Два видных деятеля «красно-белой оппозиции» (как они сами себя характеризуют) - Александр Проханов и Валентин Чикин - открыли сезон политических баталий, не дожидаясь, пока их коллеги и противники придут в себя после рождественско-новогодних гулянок. Битва за бренд Дело того стоит. Ведь речь идет, по мнению наших героев, не больше и не меньше как о будущем Компартии РФ. Хотя, если говорить правду, партия как таковая никому особенно не нужна. Ценен бренд, ярлык Коммунистической партии Российской Федерации. Под этим названием может скрываться что угодно - от общества любителей думских кабинетов до тусовки поклонников «белого» движения. Содержание не важно. Значимо название. За партию, официально признанную наследницей КПСС, в России будут голосовать еще десяток-другой лет. И не важно, насколько политика этой партии соответствует названию. Как раз наоборот - чем менее название и политика совпадают, тем ценнее название. Ибо за ту же политику при другом названии могли бы и не проголосовать. Блистательный успех Геннадия Зюганова и его партнеров в 1993 году состоял в том, что они смогли выиграть негласный кремлевский тендер, закрепив за собой политический бренд, на который, кстати, с большим основанием претендовали около дюжины конкурентов. Тогда в Кремле резонно рассудили, что отдать популярное в народе название коммунистам - слишком рискованно и предпочли национал-консерватора Зюганова. На протяжении примерно десятилетия Зюганов и его команда успешно изображали оппозицию. В результате радикальные коммунистические группы, пользовавшиеся немалым влиянием в начале 1990-х, были полностью вытеснены из серьезной политики, развитие левого движения успешно заблокировано, а Ельцин и Путин могли спокойно сидеть в Кремле, зная, что их власти никакая оппозиция не угрожает. Однако времена меняются. Президент Ельцин любил сложные комбинации, запутанные интриги и «рокировочки». В созданной им «системе сдержек и противовесов» партии Зюганова отводилась почетная и важная роль. Президент Путин предпочитает работать простыми административными методами: отдать указание, получить отчет об исполнении. КПРФ, которой на кормление были отданы целые регионы, не говоря уже о Государственной Думе, в такую схему не вписывается. Началось жесткое давление Кремля, который не оставляет своим партнерам иного выбора, кроме как играть по новым правилам или сойти со сцены. Увы, громоздкая структура Зюганова неспособна ни на то, ни на другое. Играть с Путиным партийцы бы рады, да приспособиться не могут. А исчезнуть без следа размеры не позволяют. Динозавры вымирают, но не сдаются. И вот в Кремле появляется новая блестящая идея. Если в 1993 году бренд КПРФ позволили приватизировать группе Зюганова, то почему бы не приватизировать партию по-новой, уже в пользу другой группы? Это великолепно вписывается в общую логику передела собственности. Собственно, идею приватизации КПРФ первоначально выдумали не в Кремле - принадлежит она Березовскому. Мало того, что Борис Абрамович публично заявил о своих намерениях в «Независимой газете» и в интервью Александру Проханову, он еще и был замечен в обществе главного финансиста КПРФ Виктора Видьманова, поспешившего в Лондон обсуждать детали сделки. Но идею Березовского осознали и другие олигархи, и началась конкуренция. Березовского можно пожалеть. У него отняли ОРТ, «Сибнефть», а теперь уводят из-под носа КПРФ, которой он, по-хорошему, даже не успел попользоваться. Приватизация партии Претендентом на приватизацию КПРФ стал пул, организованный кремлевской администрацией и близкими к ельцинской «семье» олигархами. А поскольку политические партии открыто на торгах не продаются, пришлось затевать сложную интригу, главным исполнителем которой должен был стать вице-спикер Государственной Думы Геннадий Семигин, пользующийся стабильной поддержкой главного аппаратчика КПРФ Валентина Купцова. Семигин - персонаж в публичной политике малозаметный, но для аппаратных игр ключевой. Именно этот бизнесмен приносит деньги, на которые содержатся примерно полтысячи сотрудников партии и Народно-патриотического союза. Откуда сам Семигин берет деньги, до недавнего времени предпочитали не интересоваться. Позиции Семигина в партийной структуре были неколебимыми до тех пор, пока Зюганов и его ближайшее окружение не обнаружили заговора. Переполошились и олигархи, которых не включили в приватизационный пул. Как и вокруг красноярских выборов, начали формироваться противоборствующие коалиции. Питерские чекисты и «старые» олигархи, уже обыгравшие «семью» в Красноярске, объединились с твердым намерением не отдавать в руки конкурентам ценный политический бренд. Пикантность сложившейся ситуации не в том, что олигархические структуры принялись решать судьбу политической партии. И даже не в названии организации. Прелесть в том, что, как говорят американцы, «кота выпустили из мешка». Не дожидаясь даже Старого Нового года, противники Семигина подняли публичный скандал, предав гласности закулисные маневры. Александр Проханов и Валентин Чикин опубликовали на страницах газет «Завтра» и «Советская Россия» программную статью «Операция «Крот», где разоблачили попытку приватизации партии. Оппозиционные деятели внезапно обнаружили, что тумбочка, в которой товарищ Семигин берет для них деньги, находится в президентской администрации. Однако осудили они своих оппонентов не за связь с классовым врагом, не за подкуп партийных кадров, а лишь за то, что Семигин использует эти деньги как свои собственные и пытается влиять на кадровую политику. При этом авторы письма убежденно отстаивают свое право дружить с олигархом Березовским. Нерушимый союз С наивностью дикарей наши герои принимаются прилюдно обсуждать, насколько справедливо были использованы деньги, полученные в качестве взятки от политического «противника». При этом ни малейшего сомнения в правильности избранного курса у авторов статьи не возникает. Да, появление в руководстве оппозиции таких деятелей - закономерный результат курса КПРФ на объединение с предпринимателями-«патриотами» (которых отличает от «компрадоров» исключительно длина носа). Да, лозунг «красно-белого союза» абсурден. Но все равно политика партии абсолютно верна. Принятые решения - хороши. Плохи только их последствия. Обоснование лозунга «красно-белого союза» является единственным политическим элементом в труде Проханова и Чикина. По мнению наших кротоборцев, страна «левеет», а следовательно, политическая ценность КПРФ возрастает. Отсюда и растущее стремление различных сил к приватизации «коммунистического» лейбла. «Полевение» России, похоже, действительно происходит. Но какое все это имеет отношение к «красно-белой» партии, которая подчеркнуто отмежевывается от всего левого? «Красно-белый» союз коррумпированных сталинистов со стыдливыми черносотенцами способен только добиваться введения в школе уроков Закона Божия, пугать обывателя засильем инородцев и намекать на опасность еврейского заговора. Причем, будучи людьми трусливыми, наши «красно-белые» вожди даже не решаются говорить о своих принципах открыто, выражаясь обиняками, рассказывая избирателям двусмысленные сказки про «мировую закулису» и оправдываясь тем, что погромная агитация отдельных товарищей отнюдь не противоречит принципу «дружбы народов». Ясное дело, что ни Семигин с его кремлевскими партнерами, ни черносотенные антикоммунисты, возглавляющие официальное «коммунистическое» движение, оседлать «левые» тенденции не в состоянии. Но, если говорить честно, это не большая проблема. Ведь при имеющемся раскладе КПРФ так или иначе берет свои 20-30 процентов мест независимо от идеологии. А это, по нынешним временам, большие деньги. Кого вынесут? В прежние времена статьи с разоблачением «внутренних врагов» и «перерожденцев» печатали только тогда, когда дело было решено, а виновники уже находились на пути к Лубянке (или, по крайней мере, были уже смещены со всех постов). К тому же следовало бы указать хоть на какие-то политические разногласия между сторонами. На сей раз дело отнюдь не решено. Что же до разногласий, то вряд ли можно будет устроить внутрипартийную дискуссию на тему у кого из олигархов брать деньги, или как нам реорганизовать общак. Но значимость происходящего подчеркнута не только громкостью и агрессивностью совместного выступления двух ведущих газет оппозиции, но и тем, что официальный сайт КПРФ поместил сей замечательный документ на первой странице, не дожидаясь его публикации в газетах! Прошло еще несколько дней, и в поддержку статьи Проханова и Чикина выступил сам Зюганов. Так что демарш двух интеллектуалов является далеко не частной инициативой. Удивляет и стиль документа. Что бы ни думали мы о Проханове, он в отличие от многих своих коллег умеет писать по-русски. Увы, достаточно сравнить текст письма двух литераторов со статьей Проханова, опубликованной в том же номере газеты «Завтра», чтобы увидеть явное несоответствие. Текст написан коряво, наспех. Зато на том языке, который поймут функционеры партии и менеджеры среднего политического звена. За спинами твердых зюгановцев явно просматриваются силуэты политтехнологов. Ясно, что для Зюганова речь идет о политическом выживании. Удар был нанесен внезапно и эффективно. После того, как закулисная роль президентской администрации выведена на поверхность, Семигину и его друзьям работать станет намного труднее. Но даже если победа - сохранение Зюганова на посту начальника партии - будет достигнута, стоить она будет дорого. Коррупционные связи между властью и оппозицией, о которых говорили аналитики, теперь признаны самими партийными лидерами. Политическая дискуссия окончательно приобретает характер пошлой «коммунальной» склоки. Разумеется, если Париж стоил мессы, то бренд КПРФ заслуживает публичного скандала. Кто бы ни победил в нынешней драке, повторная приватизация партии остается лишь вопросом времени. Однако может случиться, что через некоторое время торжествующий победитель обнаружит, что этот бренд стоит уже гораздо меньше, чем было за него заплачено. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|