|
||||
|
Глава 3. Национальный проект развития
3.1. Глобальный проект развития В настоящем разделе предпринята попытка описать основные тенденции, способствующие созданию и осуществлению глобального проекта развития с позиций системной философии. Как установлено в предыдущих разделах, разрешение проблемы выживания, сохранения и развития человека на этапе цивилизации приводит к непропорциональному развитию духовно-нравственного, интеллектуального и телесного потенциала, психического и телесного здоровья человека. Формируя свои потребности и реализуя технологии их удовлетворения, человек настоящего «строит» человека будущего. Существенной для глобального развития является трансформация разума человека в Планетарный разум. Глобальный комплексный потенциал человека содержит в себе ДНИФ-систему и ПВ-систему. Для планетарных целей выживания, сохранения и развития в нем необходимо формировать ПИ-систему которая содержит концепцию суперпроекта выживания, сохранения и развития комплексного потенциала Планеты. ПИ-система содержит также, по замыслу, и системы управления формированием и реализацией Планетарного суперпроекта. Если создается тенденция к тому, чтобы человек представлял себя в виде части потенциала Планеты, тогда суммарная деятельность человечества ведет к созданию глобального суперпроекта выживания, сохранения и развития комплексного потенциала человечества. Упомянутый суперпроект по своему замыслу предъявляет определенные требования к условиям осуществления суперпроектов выживания и развития комплексного потенциала наций стран мирового сообщества. В нем также формируются определенные проблемно-программные установки, в соответствии с которыми будут построены модели системы-субъекта (человечество настоящего), системы-объекта (глобальный комплекс проектов удовлетворения потребностей системы-субъекта и окружающей среды) и системы-результата (человечество и Планета будущего). Глобальный суперпроект формулирует также проблемы взаимодействия с окружающей космической средой и проблемы «встраивания» и развития комплексного потенциала человечества в окружающей космической среде. Основой этого проекта на данном этапе является некоторая общая идея. Эта идея может формироваться «сверху» – под влиянием, напр., программ международных организаций, и «снизу» – при взаимодействии, напр., национальных идей народов стран мирового сообщества и народов-этносов, в том числе и не имеющих своих государств. Система целей суперпроекта должна содержать две подсистемы целей. Первая подсистема содержит системы целей выживания, сохранения и развития комплексного потенциала человека, как ДНИФ-системы. Вторая подсистема содержит систему целей встраивания и развития комплексного потенциала человека в космической среде. Планетарный потенциал жизнедеятельности назван комплексным потенциалом человечества, в связи с ведущей ролью человеческого разума в биосфере Земли в настоящем и в будущем. Концепция и Принципы устойчивого развития, принятые на Рио-де-Жанейрской конференции ООН в 1992 г., по своей сути направлены на осознание целостности человека и окружающей среды, на выживание, сохранение и развитие телесного (физического) потенциала человека и окружающей среды. Модели развития, уже использованные развитыми странами, являются неприемлемыми для других стран. Со всей очевидностью это показано в Программе устойчивого развития ООН. Далее, можно констатировать, что жизненный цикл развития разума на таком биологическом носителе, как тело человека, концептуально содержит три этапа. Результаты этих этапов на первом цикле развития можно описать в следующем виде: первого этапа – создание и развитие ДНИФ-систем человека и превращение их в социальные ДНИФ-системы семьи, рода, племени; второго этапа – выживание и сохранение духовной и нравственной систем, а также систем психического и физического здоровья; преимущественное развитие телесной и интеллектуальной систем человека путем создания и развития ПВ-систем; третьего этапа – гармонизация развития ДНИФ-системы человека и окружающей среды и превращение их в Планетарную ДНИФ-систему на основе преобразования ПВ-систем и создания ПИ-систем. Более высокий цикл развития разума будет, видимо, разрешать те же проблемы и в той же последовательности, но в другом масштабе. создание и развитие ДНИФ-систем Планет Солнечной системы, превращение их в ДНИФ-систему Солнечной системы на основе ПВ-систем и ПИ-систем предыдущего цикла; выживание и сохранение духовной и нравственной систем, а также систем физического и телесного здоровья, преимущественное развитие телесной и интеллектуальной среды обитания разума в Солнечной системе путем создания качественно новых ПВ-систем и ПИ-систем; гармонизация развития ДНИФ-системы Солнечной системы и окружающей ее Космической среды и превращение их в Космическую ДНИФ-систему на основе преобразования «новых» ПВ-систем и ПИ-систем. Почвой для осуществления этих этапов в среде Солнечной и Космической систем явятся, видимо, информационная, материальная и энергетическая культуры соответствующего масштаба и уровня развития. Вектор развития определяется состоянием духовности и нравственности, интенсивность движения – интеллектуальным потенциалом. Можно также сформулировать следующий вывод. Под влиянием мотиваций, создаваемых внутренней и внешней средами человека, возможны многие направления конкретных действий. При этом у человека на каждом цикле развития есть три варианта добровольных или вынужденных действий: первый — признание ненужности гармонии развития, как ДНИФ-систем и переход к другим идеям развития. Это могут быть «тварные» пути развития, паразитирующие на ДНИФ-системах. Это могут быть параллельные пути развития на основе модели растения, т.е. модели развития в том виде, в котором нынешний человек представляет себе развитие растения, и т.д.; второй — остановить развитие ДНИФ-системы на определенном уровне и превратить ДНИФ-систему в закрытую систему. Такие закрытые системы осуществляют с окружающей средой взаимный материально-энергетический обмен на уровне ПВ-систем, но являются закрытыми в смысле взаимного духовно-нравственного и интеллектуального взаимодействия; это – термиты, муравьи в природе, закрытые религиозные секты в человеческом сообществе; третий — распространять идеи разума во все более широких масштабах на основе гармонизации ДНИФ-систем. Надо сказать, что эти выводы можно применять к развивающему поведению человека и для его деятельности в меньших масштабах: человек, семья, фирма, рынок и т.д.. Системная философия позволяет прогнозировать поведение человека на основе представлений человека и окружающей среды, как систем. Этот подход, возможно, один из наиболее плодотворных на данном этапе, является попыткой отразить целостность мира, в котором живет человек, частью которого он является и законам которого он подчиняется. Возможно, что в трудно обозримом будущем будут найдены более общие и плодотворные подходы., характер которых для нас еще не ясен. Но для этого надо выжить, сохраниться и развиться на основе целостного восприятия мира с помощью таких методологий, как системная философия. Образно говоря, сейчас человечество в целом достаточно заработало, чтобы остановиться и подумать о душе, поставить ее выше тела в соответствии со своим назначением. Метод системной философии создает основу не только для того, чтобы остановиться и подумать, но и для того, чтобы выбрать направление следующего шага. Известны основные тенденции, ведущие к формированию глобального проекта развития: восприятие странами мирового сообщества Программы устойчивого развития; развитие глобальной сети «Интернет»; работы по созданию Глобальной Информационной Инфраструктуры, включающей в себя информационные инфраструктуры стран мирового сообщества; стремление стран, являющихся общепризнанными странами-лидерами, осуществить в мире определенные модели развития цивилизации; стремление религий, в первую очередь мировых религий, осуществить в мире свои представления о путях развития человеческого сообщества; стремление ТНК – транснациональных корпораций осуществить глобальные стратегии экономического развития; стремление профессиональных объединений корпоративного типа (ВОЗ, ВТО, ФИФА, МСОП, ВОИС, МКСОИ и др.) реализовать в мировом сообществе наилучшую организацию определенного вида профессиональной деятельности; стремление государств к созданию коллективной системы безопасности, которая в будущем может послужить делу безопасности человечества в целом перед космическими угрозами; стремление к созданию глобальных систем борьбы с уголовными преступлениями, с терроризмом и другими угрозами безопасности и многие другие. Изучение этих и других тенденций позволяет придти к некоторым выводам в отношении подходов к формированию глобального проекта развития. Наиболее сильное влияние на глобальное развитие оказывают государства развитых стран и поддерживаемые ими транснациональные корпорации. Создаваемая ими тенденция к созданию мира, управляемого одним, двумя, несколькими «полюсами» (одно, – двух, – многополюсный мир) отражает желание к разделу мира на сферы влияния. Причем на сферы влияния территориальные и по отраслям экономических интересов стран-лидеров и транснациональных корпораций. Степень влияния стран и ТНК на глобальное развитие зависит, как известно, от размеров капитала и вооружений, который они контролируют. Недемократическое решение вопросов глобального развития подтверждается многочисленными примерами, которые нет нужды здесь приводить. В этих условиях является закономерным классифицировать страны по степени влияния на глобальное развитие на страны верхнего класса, среднего класса и нижнего класса. В некоторой степени эта классификация отражается присваиваемыми странам значениями ИЧР – индекса человеческого развития. Известно, что участие стран «не верхнего класса» в международных организациях, влияющих по своему уставу на глобальные процессы, носит зачастую декоративный характер. Роль страны «не верхнего» класса в таких организациях определяется близостью «к телу» какой-либо страны верхнего класса. Неустойчивость и неубедительность позиций стран «не верхнего» класса зачастую очевидна. Тем не менее есть необходимость, конечно, развивать такие союзы и организации. Необходимо, в то же время, создавать альтернативу. Один из путей создания такой альтернативы прост и связан, как все простое, с психологическими трудностями в осуществлении. Страны среднего и низшего класса могут, видимо, создавать соответствующие международные организации без участия стран верхнего класса. Такие объединения стран среднего класса могут создавать и контролировать ТНК, по размерам капитала, не уступающие существующим ТНК развитых стран. С помощью таких объединений стран и контролируемых ими ТНК страны «не верхнего» класса (страны, не стремящиеся и/или не имеющие шансов стать странами-полюсами в многополярном мире) могут, видимо, существенно влиять на глобальные процессы развития, создав «полюса» стран «не верхнего» класса. Возможно, что это единственная модель, которая может способствовать демократизации управления процессами глобального развития за счет того, что субъекты управления будут равновесными. Известно также, что многие глобальные корпоративные самоуправляемые организации устанавливают правила в разных сферах человеческой деятельности под влиянием стран, которые названы здесь странами верхнего класса. Это происходит в сфере права, торговли, в других сферах. Упомянутые международные организации стран среднего класса могли бы демпфировать многие дискриминационные тенденции и стабилизировать деятельность таких организаций путем демократизации процессов принятия решений на глобальном уровне. Можно отметить еще один резерв демократизации взаимоотношений народов стран мирового сообщества. Это создание международных объединений организаций территориального самоуправления стран среднего и низшего класса, признаваемых государственными органами стран-участниц. Возможно, что созданию глобальной ПИ-системы, включающей в себя и глобальный проект развития, может способствовать тенденция к объединению действий религий и политических партий, неправительственных организаций и движений, создание объединений народов-этносов, не имеющих своей государственности. В конечном счете необходим переход к демократическому порядку совместного управления потенциалами всех стран в интересах глобального развития и каждого человека. Насколько возможна реализация этих направлений? Ответ практики на этот вопрос покажет нам, какой путь изберет человечество для управления созданием и реализацией глобального проекта выживания, сохранения и развития Планетарного потенциала: 1) возьмет ли всю власть на себя одно государство или одна нация или одна группа людей (сверхбогатых, например). Тогда, скорее всего, проект будет создан и реализован в их интересах и за счет всех остальных; 2) или это будет демократическое сообщество народов стран и этносов мира и тогда шансы на выживание, сохранение и развитие будут иметь каждая страна, каждый этнос, каждый человек, окружающая среда каждой страны, каждого народа, каждой семьи. В этом случае национальные проекты стран мира будут реализовываться на паритетных началах и объединяться в единый глобальный проект устойчивого прогрессивного развития Планетарного потенциала. Одна из очевидных компонент глобального проекта развития – управление развитием природного потенциала Планеты. Цель такого проекта – не просто охранять имеющуюся природу, а создать новую природную среду. Тогда охрана природы – не самоцель, а способ максимального содействия потенциалу нынешней природы для развития в природу будущую. Каковы параметры будущей природы? Способны ли мы ее создать? Ответ на эти вопросы – содержание будущего проекта управления развитием природного потенциала. Разнообразие и демократическое единство народов стран и народов этносов – одно из условий выживания, сохранения и развития человеческой культуры. Принцип неубывающего разнообразия форм жизнедеятельности. Изложенные тенденции формирования и реализации глобального проекта развития опираются на следующий целостный фрагмент картины Космоса. Космическая сфера разума может быть рассмотрена, как некоторая общая среда, в которой возникают, реализуются и отмирают проблемы, цели, задачи. Одна из проблем, для разрешения которой происходит структурирование Космического разума в виде систем – это проблема выживания, сохранения и развития Космического разума, как целостности. Одна из целей, достижение которой позволяет создать системы выживания, сохранения и развития Космического разума – построение материальных систем носителей разума. Материальные системы носителей разума способны внести вклад в развитие разума, создавая возможности концентрации разума в пространстве, излучения и поглощения информации, преобразования информации, генерирования «новой» информации и энергоинформационного обмена. Для достижения этой цели, в частности, разум размещается на носителях в известной нам белковой форме жизни. Известная история и результаты неизвестной истории учат нас, что для выживания, сохранения и развития живой и неживой природы необходимо разнообразие живой и неживой природы. В отношении живых существ считается доказанным, что для выживания, сохранения и развития жизни необходимо биоразнообразие, разнообразие живого. Так, известно, что имеется около 300 тысяч видов цветковых растений, около 2 миллионов видов насекомых. Модель Планеты, как части космической системы, внутри которой развивается жизнь, содержит основополагающий принцип биоразнообразия. Это одна из наиболее существенных черт модели общей системы при реализации принципа системности в отношении человеческого сообщества. Человеческое общество разнообразно. Каждые два человека хоть в чем-то отличаются друг от друга. Человечество состоит из огромного числа этносов. Внутри каждого этноса исследователи выделяют группы людей, обоснованно отличающиеся друг от друга. Такими группами людей в составе народа страны являются этносы, а внутри этносов – группы «южан», «северян» и т.д. В отношении человечества можно сделать вывод: в целях своего выживания, сохранения и развития человечество должно состоять из людей и их групп, обоснованно отличающихся друг от друга. Создание единства одинаковых людей невозможно принципиально. Причина – единство основано на взаимовыгодном общении, взаимодействии. В результате общения каждый человек получает от других, образно говоря, то, чего у него нет. Если все люди одинаковы, то смысл взаимодействия в духовной, нравственной, интеллектуальной, телесной сферах отсутствует. Если же, в пределе, все люди обоснованно отличаются друг от друга, общение наиболее выгодно. Эти выводы полностью относятся и к народу страны. Чем сильнее выражено разнообразие этносов, населяющих страну, тем больше оснований для создания единства. Продемонстрированное на практике нашим народом искусство возрождения этносов и объединения всех этносов в единый казахстанский народ – бесспорное подтверждение этого принципа. Можно сказать, что модель развития космической жизни, внутри которой развивается человеческая жизнь, содержит основополагающий принцип неубывающего разнообразия форм жизнедеятельности. Можно утверждать, что жизнь в целом стоит перед некоторой неразрешимой проблемой «жизни в целом». Единственный реальный путь разрешения этой проблемы – переход от жизни в целом к целостной картине жизни в виде системы взаимодействующих и взаимозависимых разнообразных форм жизни. Единожды начавшись (или не имея начала) этот процесс не прекращается и приводит к сформулированному здесь принципу неубывающего разнообразия форм жизни, который можно рассматривать как частный случай Закона неубывающего разнообразия систем, сформулированного в главе 1 в виде составляющей Закона развития. Согласно правил модели триады и модели системы Закона системности триады и системы жизнедеятельности выживают, сохраняются и развиваются в условиях разнообразных общих систем жизнедеятельности. Одним из основных принципов построения всех общих систем жизнедеятельности является принцип неубывающего разнообразия видов жизнедеятельности. Согласно положениям принципа системности триады систем и системы деятельности человека любых масштабов необходимо представлять с помощью модели, основанной на принципе неубывающего разнообразия видов жизнедеятельности. Практика выживания, сохранения и развития семьи, этноса, народа, фирмы, рынка, государства, положения Программы устойчивого развития, вся практика человеческой деятельности подтверждают это. Как пример, можно привести возрастающее разнообразие субъектов управления глобальным развитием. «Процедура» размещения жизни на разнообразных материальных носителях соответствует, видимо, описанному в Коране, библии, других священных книгах процессу сотворению мира. Человек, видимо, наиболее мощный производитель информации и средство энергоинформационного обмена. Цель, к которой, предположительно, стремится система высшего разума, – получить человека, как носителя Планетарного разума, слившегося (тесно взаимодействующего) с Космическим разумом. Можно предположить, что если разумное существо отходит от процесса достижения этой цели, Космос размещает разум на других носителях жизни. 3.2. Национальная идея и идеология нации. В данном разделе рассмотрение понятий национальной идеи и национальной идеологии проводится с позиций системной философии. Получаемые результаты могут содействовать развитию целостности практической деятельности в этой области. Национальная идея – основной принцип устройства жизни нации, который нация формирует, осуществляет и развивает. Национальная идея является системообразующей частью идеологии нации. Идеология нации с позиций системной философии – целостная совокупность идей, взглядов, концепций развития комплексного национального потенциала и всех его составляющих, которая придает общую направленность в духе национальной идеи целостному комплексу проектов и программ развития всех составляющих ДНИФ-систем, ПВ-систем, ПИ-систем нации. Идеология нации, указанные идеи, концепции, взгляды и методы создания и реализации проектов и программ представляют собой своего рода целостную основу теории развития нации, которая отражается в компонентах ДНИФ-систем, ПВ-систем, ПИ-систем. Можно сказать, что теория развития нации реализуется с помощью программ и проектов в различных профессиональных сферах деятельности нации: промышленность, сельское хозяйство, внешние отношения, внутренние дела, оборона и т.д. Это программы и проекты развития для различных сфер деятельности, каждому из которых национальная идеология придает необходимую направленность. В свою очередь, национальная идеология реализует на практике преобразующую направленность национальной идеи путем осуществления целостного комплекса политик – внешней, внутренней, социальной, экологической, экономической, молодежной, охраны природы, региональной, промышленной и т.д. Этот комплекс политик составляет национальную политику, направленную на выживание, сохранение и развитие национального потенциала. Понятие «национальная политика» употребляется также и в смысле формирования и осуществления деятельности по созданию нации путем развития и объединения разных народов-этносов, проживающих на территории страны, предоставления возможностей малым этносам осуществить свои права на участие в управлении страной. Это национальная этническая политика, являющаяся частью национальной политики; в тех случаях, когда это будет необходимо, в тексте будут делаться необходимые уточнения. При этом национальная политика в целом и составляющие ее политики выполняют две основные функции реализации национальной идеи: 1) определяют рамки, в соответствии с национальной идеей, за которые не должны выходить проблемы, цели и задачи конкретных программ и проектов; корректируют практические действия субъектов процесса развития национального потенциала в соответствии с этими рамками; 2) определяют общий вектор развития конкретной сферы национального производства, в соответствии с национальной идеей, которому должны соответствовать направления развития, определяемые соответствующими программами и проектами; корректируют практические действия субъектов процесса развития национального потенциала в соответствии с заданным общим вектором развития. По отношению к конкретным программам и проектам национального развития соответствующая политика (например, в области добычи и переработки углеводородного сырья) является одной из моделей общей системы национального развития. Программы нами также рассматриваются, как проекты. С позиций системной философии программа рассматривается, как «проект проектов», в «русле» которого создается и реализуется определенный комплекс взаимодействующих проектов. В дальнейшем изложении говорится в основном о проектах с учетом приведенного определения. Сформируем изложенные представления в соответствии с принципом и Законом системности: – любую программу (или проект), создаваемую и осуществляемую в отраслях и сферах национального производства, необходимо представлять моделью общей системы национального развития в виде соответствующей политики, разрабатываемой в соответствии с национальной идеей; – система управления любой программой (или проектом), создаваемой и осуществляемой в отраслях и сферах национального производства, – система-субъект, результат осуществления данной программы (проекта) – система-результат, осуществляются в рамках системы национального развития; эти системы необходимо представлять с помощью модели соответствующей политики, разрабатываемой для реализации национальной идеи; – система управления любой программой (или проектом), создаваемой и осуществляемой в отраслях и сферах национального производства, – система-субъект, собственно программа – система-объект, а также результат осуществления данной программы (проекта) – система-результат, необходимо представлять с помощью одной модели общей системы национального развития в виде соответствующей политики, разрабатываемой в соответствии с национальной идеей. Эти результаты показывают, что системная философия рассматривает политический процесс, как целостную деятельность по развитию нации, направленную на реализацию национальной идеи. Основываясь на результатах, сформированных в разделе 2.3 в отношении национальной политики, рассмотрим ряд вопросов системной философии идеологии и политики. Национальная политическая сфера может рассматриваться, как система, содержащая определенный проект (модель) национальной идеологии (система-объект) и систему управления (система-субъект) проектом национальной идеологии. Согласно принципу системности можно сформулировать следующие результаты. Множество субъектов управления созданием и реализацией национальной идеологии необходимо представлять одной моделью общей системы. Это условие дополняет результаты, полученные в разделе 2.3 и отражает необходимость целостности политической системы нации. Для создания и осуществления целостной идеологической деятельности народ страны, как объект идеологической деятельности, необходимо представлять в виде модели общей системы. Рассмотрим основные характеристики данной модели общей системы. Общая система, с помощью которой можно описывать народ страны, как объект идеологии, является сложной, т.е. народ не может описываться одной моделью. Это обстоятельство отражено в литературе наличием многочисленных определений народа страны и нации. Одной из проблем является проблема построения модели общей системы для данного случая, как целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих определений народа страны. Такое целостное множество определений могло бы облегчить применение разнообразных теоретических положений, исходящих каждое из своего определения. Построение целостного множества определений принципиально является возможным, поскольку народ является целостным образованием. Кроме этого, можно отметить, что данная система является большой (крупномасштабной). Каждая часть народа (семья, специалисты разного профиля, объединения людей по территориальному и корпоративному признаку, государственная служба, коллективы фирм, команды спортсменов и т.д.) живет «своей» жизнью. Тем не менее их взаимодействие составляет «картину» общей модели народа с позиций идеологии: степень приверженности и восприимчивости к определенным ценностям и идеалам и т.д. Общая модель народа, как объекта идеологии – это некоторая целостная картина духовного, нравственного, интеллектуального потенциала, описывающая восприимчивость к идеологии нации вообще и к конкретному ее варианту в частности. Можно отметить ряд других характеристик модели народа, как большой системы. Часть народа составляют государственные служащие. Для них на основе национальной идеологии необходимо создать ее представление в виде государственной идеологии. Это должна быть целостная система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов государственного служащего. В соответствии с ней должны формироваться духовная, нравственная интеллектуальная и телесная системы, системы психического и телесного здоровья государственного служащего, групп государственных служащих, кадрового состава государственной службы в целом. Модель народа, как нации (в представлении системной философии, как уже отмечалось, это народ, формирующий и осуществляющий национальную идеологию), должна содержать такую систему мотиваций для отдельных людей, групп людей (государственные служащие, молодежь, женщины и т.д.), при которой деятельность этих людей и групп людей находится в русле политики нации, приводит к осуществлению национальной идеи. В рассматриваемой модели обязательна компонента, рассматривающая нацию, как единство всех поколений людей, кто составлял в прошлом, составляет сейчас и будет составлять нацию в будущем в соответствии с результатами, полученными в разделе 2.2. В мироощущении современного поколения нации имеются доминанты, продиктованные преемственностью мироощущения, сохранением вечных непреходящих ценностей, таких, например, как Семья, Мать-Земля, Отечество, память о предках, уважение к старшим, жизнь для детей и внуков – стереотипы «Востока». С другой стороны, имеется и влияние «Запада» – индивидуализм, «право на личное счастье», независимое от состояния других людей и т.д.. Отразить в модели крупномасштабной, большой системы обе эти и другие компоненты, описать ту целостность, которая формирует общность людей, как нацию, найти возможности для восприятия определенной идеологии и для закрытости от нежелательных идеологий – одна из сложнейших задач формирования и восприятия национальной идеологии на основе совокупности моделей открытой и закрытой систем. Модель народа содержит и модель семьи, традиционной для этого народа. Надо учитывать общемировую тенденцию роста затрат времени человека на внутрисемейный труд. Модель народа, как объекта идеологии, не может обойти вниманием построение модели семьи. С позиций системной философии семья – основной элемент нации, как системы. Для создания мотиваций к восприятию идеологии необходимо учитывать состояние среднего класса — основной группы людей любого народа, сосредоточившей в себе большую часть ДНИФ-системы народа. Действенная демонстрация стремления к наделению его «множеством средних, но достаточных состояний» (по Аристотелю, см. Приложение) может стать сильнейшей мотивацией для восприятия предполагаемой национальной идеологии средним классом. Модель народа должна описывать и такое сильное чувство, как патриотизм. При этом важно описание возможностей развития патриотизма в сочетании с процессом восприятия предлагаемой национальной идеологии. Очевидно, что модель нации должна содержать описание представителей крупного капитала и создание мотиваций для восприятия ими национальной идеологии. Модель народа должна содержать и описание экологических стереотипов поведения народа в целом, а также и всех этносов, составляющих данный народ, моделирование их отношения к природе, к представителям других этносов, т.е. к среде обитания в целом. Каждый человек, группы людей, составляющие народ, имеют определенное «жизненное кредо». Отражение типичных моделей индивидуального и группового мировоззрения людей страны, этноса позволяет найти модели органичного восприятия проектируемой идеологии каждым человеком на основе приемлемого для него сочетания частного и общенационального. Модель народа страны отражает и модели народов-этносов, составляющих его, национальные идеи народов этносов. В модели народа, как крупномасштабной системы, являющейся объектом желательного идеологического воздействия, необходимо выделяется моделирование процессов распространения идей по всем подсистемам и элементам системы: в каждой ДНИФ-группе людей и в каждом человеке, как ДНИФ-системе. Это моделирование показывает потенциал «естественности восприятия» проектируемой идеологии во всех блоках модели народа, как крупномасштабной системы. Одной из важных компонент модели народа, как крупномасштабной системы, является комплекс стереотипов целеполагания. В качестве основных можно выделить три типа целей: «за мою лучшую жизнь», «сохранить жизнь в нынешнем виде», «против мешающих моей лучшей или нынешней жизни». Надо отметить, что наиболее долговременным воздействием обладают цели идеологии, отражающиеся в сознании человека, как совпадающие с первым типом целей. Модель народа страны, как сложной и крупномасштабной системы, должна отражать полиэтничность народа страны. Современные народы стран мирового сообщества представляют собой множество людей, принадлежащих к разным этносам. Этнос, в соответствии со сложившимся менталитетом, имеет также и значение «народ»; это значение пришло к нам из прошлых времен, когда население большинства стран было в основном моноэтническим. В культуре каждого из этносов существует выраженная в явном или в неявном виде национальная идеология.. Идеологии разных этносов обоснованно отличаются друг от друга. С другой стороны, они взаимно дополняют и обогащают друг друга, как элементы культур разных этносов. Вполне очевидно, что их взаимное различие и взаимное обогащение необходимо отражать в модели народа страны на основе принципа неубывающего разнообразия видов жизнедеятельности. Национальность, в первом понимании, – принадлежность человека к определенному этносу, множество таких людей составляет этнос – «народ этноса»; в данном случае человек идентифицируется по этническому признаку. Народ этноса может иметь или не иметь собственную государственность на территории Планеты. Национальность, во втором понимании, – принадлежность к определенной стране; множество таких людей составляет «народ страны»; в этом случае человек идентифицируется по признаку гражданства. Оба этих идентификационных признака существуют одновременно и отражают человека и народ, как большую и сложную систему. В соответствии с этими двумя идентификационными признаками различаются и два понятия национальной политики, о которых уже говорилось. В первом случае национальная политика является национальной этнической политикой – этнополитикой, направленной на развитие каждого этноса и совокупности этносов страны. Во втором случае это национальная политика, направленная на развитие народа страны в целом. Национальная идеология этноса объединяет народ этноса, как целостность. Национальная идеология народа страны объединяет народ страны, как целостность. Национальная идеология народа страны – результат взаимодействия проектируемой идеологии и идеологий этносов, в данном случае. Для ряда целей народ страны, народ этноса может моделироваться в виде замкнутой системы. Методы исследования объектов управления, как замкнутых систем, позволяют абстрагироваться от внешних воздействий и найти наиболее существенные признаки всех моделей народа для создания целостной картины системы, как объекта идеологического воздействия. Плодотворным является и моделирование такой особенности сложной системы, как открытость для влияний внутренней и внешней сред. Это позволяет эффективно применять правила сужения проницаемости, расширения границ для определения методов идеологического воздействия на модельном уровне. Моделирование ДНИФ-системы народа, как постоянной системы, позволяет выделить основные доминанты ДНИФ-систем всех предыдущих поколений народа и составляющих его этносов. Выделение превалирующих в течение многих поколений народа стереотипов мировоззрения позволит моделировать развитие «устойчивой составляющей» ДНИФ-системы народа. Народ может рассматриваться по признаку своего места в системной триаде общественного производства, как: – система-результат идеологической деятельности; – система-объект воздействий идеологий; – система-субъект, формирующая и реализующая национальную идеологию в своей и внешней среде. Народ, как обладатель прав собственности и субъект управления правами собственности, может рассматриваться с позиций влияния идеологии на распределение прав собственности и управление ими с помощью совокупности моделей составляющих ПВ-систем: материального, энергетического, информационного, человеческого, природного, коммуникационного, финансового потенциалов, потенциала недвижимости и машин. Народ может моделироваться с позиций формирования идеологии систем имущественных отношений в целом, имущественных отношений в области недвижимости (культура строительства, рынка недвижимости и т.д.), имущественных отношений в области интеллектуальной собственности и т.д. Как ДНИФ-система народ может моделироваться с помощью комплекса духовной, нравственной, интеллектуальной и телесной систем, а также систем душевного и телесного здоровья.. Кроме этого, народ может рассматриваться при его системном моделировании, как цель идеологической деятельности, метод идеологической деятельности, потенциал идеологической деятельности, как система ограничений на идеологическую деятельность и т.д. Согласно принципу и Закону системности можно сформулировать следующие результаты. Систему-объект, систему-субъект и систему-результат системной идеологической деятельности необходимо представлять с помощью моделей, содержащих принцип неубывающего разнообразия видов деятельности каждой из этих систем. Идеология, как система, это целостная совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия внутренней среды народа страны и его составляющих с окружающей средой национальной деятельности в соответствии с национальной идеей, для осуществления которой идеология формируется и осуществляется, как система. Внутренняя среда элементов и подсистем нации и окружающая среда нации оказывают взаимное влияние друг на друга; это обстоятельство вынуждает идеологию, как систему, расширять границы своего влияния для поддержания своей роли в среде. Имеет место взаимное влияние внутренней и внешней сред нации; это обстоятельство вынуждает идеологию, как систему, сужать проницаемость для нежелательных влияний внешней среды на внутреннюю среду нации для поддержания своей роли в среде. Каждая идеология, как система, преследует цели выживания, сохранения, развития нации, которые отличаются от целей внешней среды. Цели идеологии, как системы, должны быть «эгоистическими в разумных пределах» и способствовать реализации национальной идеи без разрушающего влияния на внешнюю среду нации. Идеология, как система, – это система-результат, так как она является продуктом деятельности нации. Идеология, как система, – это система-объект, так как она производит продукты своей деятельности – политики осуществления деятельности в разных сферах деятельности нации. Идеология, как система, – это система-субъект, так как она воздействует на все сферы деятельности нации. Для формирования и осуществления идеологии формируется идеологическая ДНИФ-система, включающая в себя людей, средства формирования и продвижения идеологии (идеологический аппарат, СМИ и т.д.) и осуществляющая процессы формирования, осуществления и развития национальной идеи. Согласно Закону развития можно сформулировать следующие результаты. Идеологическая система, как ДНИФ-система, обладает внутренним потенциалом собственного выживания, сохранения и развития. Для выживания идеологической ДНИФ-системы необходимо сохранить ее внутренний потенциал на определенном уровне предыдущих поколений, для сохранения – развить имеющийся внутренний потенциал до современного уровня; для развития – создать качественно новый внутренний потенциал идеологической ДНИФ-системы. Развитие идеологической ДНИФ-системы будет устойчиво прогрессивным в смысле внутреннего потенциала, если внутренний потенциал каждого последующего поколения идеологической системы будет обновляться по сравнению с ее предыдущим поколением. Каждое новое поколение идеологической ДНИФ-системы должно соответствовать эталону ДНИФ-системы нации: гармоничное сочетание деятельности духовной, нравственной, интеллектуальной, телесной систем, систем душевного и телесного здоровья на основе приоритета духовности и нравственности. Каждое поколение нации и окружающей ее среды создает новый эталон ДНИФ-системы нации. Развитие идеологической ДНИФ-системы будет устойчивым в смысле соответствия эталону, если каждое новое поколение идеологической ДНИФ-системы будет соответствовать новому современному эталону ДНИФ-системы. Идеологическая ДНИФ-система развивается устойчиво прогрессивно, если каждое ее последующее поколение наращивает внешний потенциал прогрессивного развития внешней среды, как ДНИФ-системы. Для развития потенциала идеологической ДНИФ-системы нации необходима технологизация процессов ее формирования и осуществления. Процессы творческого формирования и осуществления идеологии, доступные единицам, необходимо преобразовывать в технологии, доступные каждому человеку и группе людей нации и обладающие свойствами массовости, определенности, результативности. Согласно принципам развития можно придти к следующим выводам. Система целей политик нации, процесс и структура идеологической ДНИФ-системы должны описываться общей моделью национальной идеи. В соответствии с требованиями внешней и внутренней сред нации идеологическая ДНИФ-система должна уметь оптимально перестраиваться с наименьшим привлечением внутреннего и внешнего потенциала на свою перестройку. Коммуникации внутри идеологической ДНИФ-системы нации и ее коммуникации с другими идеологическими ДНИФ-системами других наций не должны ухудшать ДНИФ-потенциал нации. Во-первых, должен иметь место технологический регламент идеологического процесса для каждой из политик нации, во-вторых, должен осуществляться контроль над соблюдением данного технологического регламента и, в-третьих, должна существовать система внесения изменений в данный технологический регламент. Каждый элемент (и каждая подсистема) идеологической ДНИФ-системы (напр., системы для осуществления комплекса политик в разных сферах общественного производства) должен придавать новые полезные свойства (и/или форму, и/или состояние) комплексному национальному потенциалу, увеличивающие ПИ-потенциал нации, ДНИФ-потенциал нации и ПВ-потенциал нации. Является обязательным установление критериев, мониторинг (анализ, оценка и прогноз) качеств идеологической системы в смысле этих критериев; должен осуществляться мониторинг качеств всех политик, реализуемых под воздействием идеологической ДНИФ-системы. Из всех видов результатов, продуктов идеологической ДНИФ-системы (в т.ч. внешней, внутренней, социальной, экологической и др. политик), отвечающих цели формирования и осуществления национальной идеи, должно выбираться наиболее «технологичное» для нации, т.е. обеспечивающее наиболее эффективное использование комплексного национального потенциала для восприятия и осуществления национальной идеи. Каждое из возможных многообразий структур, процессов и продуктов идеологической ДНИФ-системы должно быть сведено к ограниченному числу типовых объектов (напр., к ограниченному числу технологий осуществления конкретных политик), обоснованно отличающихся друг от друга. Необходимо находить и обеспечивать стабильность таких режимов процессов и таких состояний всех структур идеологической ДНИФ-системы, которые обеспечивают наиболее эффективное (в смысле принятого критерия эффективности) использование потенциала системы для качественного изготовления определенного изделия системы. Необходимо создавать условия для деятельности по созданию модели идеологической системы в виде ДНИФ-системы. Продуктивность идеологической ДНИФ-системы должна соответствовать потребительским возможностям всех компонент нации; потребительские возможности идеологической ДНИФ-системы должны соответствовать возможностям продуктивной деятельности всех компонент нации и окружающей ее среды по созданию знаний, умений и навыков в области идеологии. Воздействие идеологической ДНИФ-системы и комплексного потенциала нации должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида подсистем идеологической ДНИФ-системы и комплексного потенциала нации и всех их совокупностей. Развитие идеологической ДНИФ-системы и ее компонент должно соответствовать эволюции проблем, намерений и целей внешней и внутренней сред комплексного потенциала нации и его составляющих; развитие системы должно основываться на согласованном управлении проектами идеологической ДНИФ-системы и его компонент и проектами внешней и внутренней сред комплексного потенциала нации и его составляющих. 3.3. Национальный проект В настоящем разделе рассмотрим структуру национального проекта развития и управление национальным проектом развития с позиций системной философии. Настоящий раздел продолжает предыдущие разделы в направлении формирования и осуществления национального проекта. В предыдущем разделе были рассмотрены вопросы формирования сферы политической деятельности, как деятельностной сферы, предназначенной для реализации национальной идеи и национальной идеологии в проекте развития комплексного потенциала нации. Национальная идея и те общетеоретические и методологические представления, на основе которых она была разработана, модель комплексного потенциала нации – основной источник формирования политической деятельности и других видов деятельности нации. При этом не всегда компоненты модели комплексного потенциала нации могут быть представлены в формальном, или даже просто в явном виде. Во многих случаях национальная идея формируется на неявной основе и, тем более, не на формальной основе. Сама национальная идея в результате часто представляется в неявной форме. Это создает естественные трудности при формировании системы политик. В не меньшей степени такие трудности характерны и для формирования и реализации составляющих национального проекта выживания, сохранения и развития нации (в дальнейшем изложении – национальный проект). Использование общетеоретических и методологических основ в виде системной философии для построения национального проекта осуществляется в соответствии с принципом системности: национальную идею, национальный проект и модель ПВ-системы необходимо формировать на основе метода системной философии. Общие вопросы формирования национального проекта рассматривались в предыдущих разделах. В данном разделе рассмотрим вопросы формирования и осуществления проектов развития компонентов ПВ-системы нации. Вопросы ДНИФ-системы нации, как объекта управления развитием, рассмотрим в главе 4. ПВ-система нации, как система преобразующих возможностей нации, содержит в качестве компонентов человеческий, информационный, материальный, природный, финансовый, энергетический, коммуникационный потенциалы, потенциал недвижимости и машин. Все эти виды потенциалов преобразуются в процессе национального производства. Часть каждого из этих потенциалов национальное производство использует в качестве ресурсов – человеческого, информационного, материального, природного, финансового, энергетического, коммуникационного, а также ресурса недвижимости и машин. Схема их преобразования подробно рассмотрена в [127]. Использование национального потенциала в качестве ресурса национального производства приводит, как известно, к возможностям исчерпания соответствующего потенциала. В то же время национальное производство должно быть нацелено на выживание, сохранение и развитие каждого из своих потенциалов. В связи с этим в систему национального проекта входят проекты развития компонентов ПВ-потенциала нации. В их отношении можно сформулировать следующий результат: Проект развития компонента ПВ-системы нации, модель компонента ПВ-системы находятся в рамках общей системы в виде политики осуществления национальной идеи в отношении развития компонента ПВ-системы. Всего в национальном проекте можно выделить, в соответствии со сказанным, восемь проектов развития в национальном масштабе (в масштабе страны): проект выживания, сохранения и развития национального человеческого потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального информационного потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального материального потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального природного потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального финансового потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального энергетического потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального коммуникационного потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального потенциала недвижимости и машин. Проект выживания, сохранения и развития определенного вида потенциала осуществляется в определенной деятельностной сфере (сфере деятельности), перечень которых выглядит следующим образом: сфера деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие национального человеческого потенциала; сфера деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие национального информационного потенциала; сфера деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие национального материального потенциала; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие национального природного потенциала; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие национального финансового потенциала; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие национального энергетического потенциала; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие национального коммуникационного потенциала; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие национального потенциала недвижимости и машин. В каждой их этих сфер деятельности осуществляется комплекс соответствующих проектов, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов: от замысла до морального устаревания и вывода из сферы деятельности. Кроме этого, каждый из этих проектов, как и национальный проект, реализуется в виде регионального проекта выживания, сохранения и развития потенциала соответствующего региона. Каждая деятельностная сфера включает в себя деятельность по управлению соответствующим комплексом проектов: управление проектами выживания, сохранения и развития национального человеческого потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального информационного потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального материального потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального природного потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального финансового потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального энергетического потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального коммуникационного потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального потенциала недвижимости и машин. Для каждой деятельностной сферы справедлив следующий результат, основанный на принципе системности: Проект выживания, сохранения и развития потенциала ПВ-системы, систему управления этим проектом необходимо представлять с помощью модели общей системы в виде соответствующей политики осуществления национальной идеи в отношении развития данного потенциала. Система управления каждым из перечисленных проектов является большой и сложной системой. В силу этого она содержит большое количество субъектов управления. Каждый из видов проектов развития потенциала содержит большое количество проектов, направленных на развитие компонент этого потенциала, напр., природного – проекты в отношении воздуха, почвы, недр, растительного и животного мира и т.д. Структура проектов для ДНИФ-системы нации строится аналогичным образом. Часть каждого из потенциалов ДНИФ-системы национальное производство использует в качестве ресурсов – духовного, нравственного, интеллектуального, телесного, потенциала душевного и физического здоровья. Схема их преобразования подробно рассмотрена в [127]. Использование ДНИФ-потенциала в качестве ресурса национального производства приводит, как известно, к возможностям исчерпания соответствующего потенциала. В то же время национальное производство должно быть нацелено на выживание, сохранение и развитие каждого из своих потенциалов. В связи с этим в систему национального проекта входят проекты развития компонентов ДНИФ-потенциала нации. В их отношении можно сформулировать следующий результат: Проект развития компонента ДНИФ-системы нации, модель компонента ДНИФ-системы находятся в рамках общей системы в виде политики осуществления национальной идеи в отношении развития компонента ДНИФ-системы. Всего в национальном проекте можно выделить, в соответствии со сказанным, шесть проектов развития ДНИФ-системы в национальном масштабе (в масштабе страны): проект выживания, сохранения и развития национального духовного потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального нравственного потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального интеллектуального потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального телесного потенциала; проект выживания, сохранения и развития национального потенциала душевного здоровья; проект выживания, сохранения и развития национального потенциала физического здоровья; Проект выживания, сохранения и развития определенного вида ДНИФ-потенциала осуществляется в определенной деятельностной сфере (сфере деятельности), перечень которых выглядит следующим образом: сфера деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие национального духовного потенциала; сфера деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие национального нравственного потенциала; сфера деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие национального телесного потенциала; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие потенциала национального душевного здоровья; сфера деятельности, направленная на выживание, сохранение и развитие потенциала национального физического здоровья. В каждой их этих сфер деятельности осуществляется комплекс соответствующих проектов в области ДНИФ-потенциала, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов: от замысла до морального устаревания и вывода из сферы деятельности. Кроме этого, каждый из этих проектов, как и национальный проект, реализуется в виде регионального проекта выживания, сохранения и развития ДНИФ-потенциала соответствующего региона. Каждая деятельностная сфера включает в себя деятельность по управлению соответствующим комплексом проектов ДНИФ-потенциала: управление проектами выживания, сохранения и развития национального духовного потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального нравственного потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального интеллектуального потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития национального телесного потенциала; управление проектами выживания, сохранения и развития потенциала национального душевного здоровья; управление проектами выживания, сохранения и развития потенциала национального физического здоровья. Для каждой деятельностной сферы справедлив следующий результат, основанный на принципе системности: Проект выживания, сохранения и развития каждого потенциала ДНИФ-системы, систему управления этим проектом необходимо представлять с помощью модели общей системы в виде соответствующей политики осуществления национальной идеи в отношении развития данного потенциала. Каждый из перечисленных проектов ПВ-системы и ДНИФ-системы реализуется, в свою очередь, с привлечением человеческого, информационного, материального, природного, финансового, энергетического, коммуникационного ресурсов и ресурсов недвижимости и машин, а также духовных, нравственных, интеллектуальных, телесных ресурсов и ресурсов душевного и физического ресурсов. Для обеспечения ресурсами формирования и реализации этих проектов необходимо создание соответствующих инфраструктур. В связи с этим в деятельностных сферах формируются и реализуются проекты: проект выживания, сохранения и развития национальной человеческой (социальной) инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной информационной инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной материальной инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной природной инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной финансовой инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной энергетической инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной коммуникационной инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной инфраструктуры недвижимости и машин; проект выживания, сохранения и развития национальной духовной инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной нравственной инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной интеллектуальной инфраструктуры; проект выживания, сохранения и развития национальной телесной инфраструктуры;. проект выживания, сохранения и развития национальной инфраструктуры душевного здоровья; проект выживания, сохранения и развития национальной инфраструктуры физического здоровья. Все перечисленные проекты представляют собой сложные и крупномасштабные системы, взаимодействующие между собой и влияющие на формирование комплексов производств во всех сферах национального производства – отраслевого и инфраструктурного. Можно выделить восемь видов производств, таких, как: человеческое производство (духовное, нравственное, интеллектуальное, телесное производства, производство душевного и физического здоровья, производство человека, как социальной ДНИФ-системы и т.д.); природное производство (производство природы, как основы экосистемы, производство земли и, в т.ч., ее недр, производство атмосферного воздуха, производство воды, производство растительного и животного мира и т.д.); материальное производство; финансовое производство; информационное производство; энергетическое производство; производство коммуникаций; производство недвижимости и машин. В основу строения производств во всех сферах национального производства целесообразно положить модели системной технологии, рассмотренные в [127]. Единая логика построения всех видов национального производства позволит создать единую систему государственного и неправительственного управления его развитием, взаимосвязанную систему единства социальной, экологической и экономической политик нации. Рассмотрим построение проектов научного и образовательного производства. Оба комплекса проектов относятся, прежде всего к проектам выживания, сохранения и развития национального информационного потенциала и к проектам выживания, сохранения и развития национального человеческого (социального) потенциала. В то же время научное и образовательное производства оказывают формирующее влияние и на проекты в отношении всех других составляющих национальных ПВ-системы и ПИ-системы. Проекты научного и образовательного производства преобразуют и формируют два вида информации: информация-знание и информация-сведения [127]. Информация, как новое знание, вырабатывается в результате творческого процесса. Творческий процесс – основной компонент процессов научного и образовательного производства, приводит к созданию нового знания в виде объектов авторского права и промышленной собственности: «ноу-хау», изобретений, педагогических систем и методик, научных работ, произведений искусства и т.д.. Определим, кроме того, собственно информацию (информацию-сведения), как сведения о ходе и результатах природных процессов, а также процессов производства и потребления знаний, товаров и услуг в обществе; в информацию-сведение превращается также и информация-знание (новое знание) после того, как оно появилось и нашло адекватное использование, напр., в научном, образовательном, промышленном, энергетическом и в других проектах и производствах. Научное производство содержит технологии добычи информации и придания информации новых свойств, формы, состояния с целью получения нового знания. В результате преобразуются интеллектуальные системы в ДНИФ-системах общества: отдельных людях, группах людей. Образовательное производство содержит технологии добычи информации, а также технологии преобразования знаний, умений и навыков, использующие научную и иную информацию. В результате также преобразуются интеллектуальные системы в ДНИФ-системах общества: в отдельных людях, группах людей. Следовательно, научное и образовательное производства можно отнести к сферам деятельности, направленным на выживание, сохранение и развитие национального человеческого потенциала, а также и на выживание, сохранение и развитие национального информационного потенциала. Через эти сферы научное и образовательное производства влияют на другие сферы деятельности, направленные на выживание, сохранение и развитие ПВ-потенциала нации. В комплексе управления проектами выживания, сохранения и развития национального человеческого потенциала и национального информационного потенциала научное и образовательное производства играют основную роль, в соответствии с представлениями системной философии. В комплексе управления проектами выживания, сохранения и развития всех других составляющих ПВ-потенциала нации научное и образовательное производство создают интеллектуальную обеспечивающую основу. Проект выживания, сохранения и развития национального интеллектуального потенциала может реализовываться, в основном, с помощью результатов национального образовательного и научного производств. Для проектов выживания, сохранения и развития национального духовного, нравственного потенциала, национального потенциала душевного здоровья, национального потенциала физического здоровья научное и образовательное производства создают и внедряют систему знаний, умений и навыков выживания, сохранения и развития соответствующего потенциала. В этом отношении образование и наука создают основу воспитания и просвещения человека, взаимодействуя с не научными способами получения нового знания и образования. Научное и образовательное производства относятся к сфере деятельности, направленной на выживание, сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и оказывают определяющее влияние на сферы деятельности, направленные на выживание, сохранение и развитие национального духовного, нравственного, телесного потенциала, потенциала национального душевного здоровья и потенциала национального физического здоровья. Для государственных органов, осуществляющих управление национальным научным и образовательным производствами, т.е. проектами выживания, сохранения и развития национального интеллектуального потенциала, является необходимым условие тесного взаимодействия с органами, осуществляющими управление проектами выживания, сохранения и развития национального духовного потенциала, нравственного потенциала, телесного потенциала, потенциала национального душевного здоровья, потенциала национального физического здоровья. Образовательное и научное производства занимают ключевое положение и в вопросах формирования и реализации инфраструктурных проектов нации: проектов выживания, сохранения и развития национальной человеческой (социальной) информационной, материальной, природной, финансовой, энергетической, коммуникационной инфраструктур, инфраструктуры недвижимости и машин. Особое положение занимают образовательное и научное производства в вопросах формирования и реализации проектов выживания, сохранения и развития национальной духовной, нравственной, интеллектуальной, телесной инфраструктур, инфраструктуры душевного и физического здоровья нации; в данном случае вклад образовательного и научного производств заключается в создании систем знаний, умений и навыков развития духовности, нравственности, тела, поддержания и развития душевного и физического здоровья. Последовательно используя метод системной философии (Законы и принципы системности и развития, классификацию и модели систем, другие его компоненты) можно продолжить рассмотрение образовательного и научного производств, найти положение, цели и задачи образования и науки с учетом модели нации, провести формирование и осуществление комплекса проектов образования и науки. Далее, метод системной философии позволит создать взаимосвязанную стабильную систему образовательного и научного производств и системы управления ими в соответствии с национальной идеей и идеологией. Метод системной философии позволяет также полностью учесть возможности потенциалов нации для формирования и реализации образовательного и научного производств. С позиций системной философии можно определить или уточнить положение каждого вида национального производства и создать взаимосвязанную стабильную систему производств и систем управления ими, способных реализовать национальный проект в виде комплекса проектов развития нации в соответствии с национальной идеей и идеологией. В определенном смысле такая система производств и систем управления ими, включая государственные органы управления, будет инвариантна к изменениям условий формирования и реализации национального проекта на каждом следующем отрезке времени. Национальный проект, национальная идея и идеология, система политик, проекты, перечисленные выше, составляют, по определению, ПИ-систему нации. Любой вид деятельности, осуществляемый в обозначенных нами сферах деятельности с помощью ПИ-системы, с позиций метода системной философии рассматривается, как системная совокупность типовых компонент производственной деятельности. Это – анализ, исследование, проектирование, производство, управление, экспертиза, разрешение (лицензирование), контроль, архив. Построение единых системных технологий осуществления компонент деятельности, пригодных для любого из перечисленных проектов, возможно на основе составляющих системной философии. Все эти процедуры подробно описаны в [127] и по этой причине здесь не приводятся. Используя эти модели, процедуры и методы, можно создать унифицированные схемы осуществления деятельности для всех сфер национальной деятельности. Формирование структуры управления развитием нации, страны тогда сводится к задаче формирования комплекса системных триад производственной деятельности, упорядоченной с помощью метода системной философии. Множество систем-субъектов управления тогда логично выстраивается в систему взаимодействующих подсистем управления, в числе которых – государство в целом, государственные органы, семья, домашнее хозяйство, ценовой рынок, неправительственные организации, органы самоуправления и т.д.. Также определяется и состав всех участников системных триад управления, всех субъектов управления, объектов управления и продуктов деятельности такой производственной системной триады. Тогда появляется необходимость в системе кадастров потенциала нации, с помощью которой можно достоверно определять потенциальную осуществимость каждого из проектов развития. Кадастр, как известно, содержит правовую и оценочную части. Правовая часть содержит раздел регистрации прав и объекта собственности; оценочная часть содержит описание объекта собственности и его рыночной стоимости. В таких кадастрах могут регистрироваться результаты каждого проекта. В правовой части – изменения прав собственности, связанное с осуществлением этого проекта. В оценочной части – изменения рыночной стоимости конкретного вида потенциала, произошедшее в результате формирования и осуществления данного проекта. Это кадастры ПВ-потенциала. кадастры социального, природного, материального, информационного, финансового и др. потенциалов. Затем, это кадастры ДНИФ-потенциала нации: кадастры духовного, нравственного, интеллектуального, телесного потенциалов, а также кадастры душевного и физического здоровья нации. Далее, это кадастры ПИ-потенциала. кадастр идей и идеологий, кадастр национального проекта, кадастры политик, кадастры проектов управления развитием видов потенциалов и т.д. Такие кадастры могут быть составляющими национальной информационной инфраструктуры, ориентированной на содействие принятию эффективных решений. Причем такое содействие может оказываться всем субъектам формирования и реализации проектов развития: семья, фирма, государственный орган, обладатель патента, независимая организация, участники ценового рынка, участники рынка ценных бумаг и т.д. Тогда логично строить бюджет страны в соответствии с комплексом проектов развития потенциалов страны, направленных на реализацию национальной идеи и находящихся в рамках политик, формируемых идеологической ДНИФ-системой. Опять же логично финансировать проекты и системы управления комплексами этих проектов (Министерства, Агентства, департаменты, НПО, фирмы, корпорации и др.), имеющие наибольшие приоритеты. Сами приоритеты тогда можно присваивать на основе комплексной независимой экспертизы проектов. Присвоение приоритетов позволит установить очередность проектов. Экспертиза, в т.ч. и оценка проектов, позволит уточнить состав участников проекта и субъектов управления проектом и распределение ресурсов на формирование и осуществление проекта, в т.ч. и на управление проектом. Это позволит составлять не только общие схемы распределения обязанностей работников субъекта управления, но и актуализировать их на очередной период в соответствии с функциями субъектов управления конкретными проектами на этот период в соответствии со стадией жизненного цикла каждого проекта. Тогда государственные органы и организации, корпорации, неправительственные организации, фирмы, другие возможные субъекты управления развитием национального потенциала будут иметь возможность претендовать на финансирование из бюджета страны только таких своих проектов, которые направлены на наиболее эффективное развитие национального потенциала в соответствии с национальной идеей. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|