• Свойства некоторых видов памяти
  • Упражнение 10 (на сосредоточение)
  • Упражнение 11
  • Упражнение 12
  • Урок 5

    Свойства некоторых видов памяти

    Мы возобновим сегодня и через урок изучение физиологии мозга. Мы извиняемся перед теми из наших учеников, которым эти уроки покажутся немного нудными, однако они заслуживают того, чтобы быть тщательно изученными, т.к. они вам помогут хорошо понять механизм памяти и извлечь наибольшую пользу из последующих занятий.

    Сначала несколько слов об амнезии, астении и циклотомии.

    Речь не идет о рассмотрении различных болезней мозга и памяти, т.к. этот курс не служит лечению «болезней», а способствует мобилизации резервов ваших умственных способностей.

    Каждый слышал разговоры о потере памяти, при которой больной чувствует себя великолепно, но не помнит своего прошлого. Он не знает больше кем он был, где родился, где жил и т.д. Факт, что под влиянием физического или эмоционального шока больной иногда полностью восстанавливает свои воспоминания, доказывает, что воспоминания не были разрушены. Как мы уже говорили в начале, это способность «читать» воспоминания, которые были нарушены.

    Существует другая болезнь памяти, которую невозможно игнорировать, т.к. мы все можем ею страдать когда–нибудь. Это астения. Что такое астения? Это просто чрезмерная усталость мозга, которая вызывает снижение его способности к работе. Или, для более ясного объяснения, астения для мозга то же, что резкий «шлепок» по мышце.

    Астения довольно часто встречается при умственном переутомлении, в частности у студентов, которые готовятся к экзаменам. Астения выражается ощущением большой усталости, сердцебиением, недомоганием, часто приводящим к обмороку. В меньшей степени она вызывает невралгию, мигрень, тошноту и т.д. При астении больной не может реализовать и четвертой части своих обычных умственных способностей. Большим напряжением он достигает меньших результатов.

    Следуя принципам гигиены, изложенным в курсе, и применяя способы работы и запоминания, которые в нем преподносятся, вы избежите астении, т.к. сможете познать больше, меньше уставая, и создадите мозгу условия деятельности, не позволяя ему ослабнуть.

    Циклотомия, не будучи настоящей болезнью мозга, заслуживает нескольких слов, т.к. много людей ею страдают.

    Циклотомия выражается сменой состояний эйфории и вялости. В период подъема больной циклотомией способен делать большие усилия, он действует более легко, он не чувствует усталости, легко сосредотачивается, все запоминает, работает эффективно – это ему вовсе не трудно. Затем наступает фаза спада, когда усилия становятся ужасными, когда он бездействует, когда умственная работа тяжела, сосредоточение затруднено и воспоминания мучительны.

    Согласно некоторым мнениям, различия между периодами подъема и спада более или менее видимы. Длительность цикла различна: у одних – 15 дней, у других–1,3 или 6 месяцев.

    Если у вас складывается впечатление, что вы циклотюмик, вам интересно знать периодичность вашего цикла. Для этого достаточно записать ваши периоды активности и депрессии. Возможно, что благодаря самоанализу, вы научитесь изменять цикл, сокращая, например, периоды спада. Это вам поможет избежать депрессии во время важного события (изменения служебного положения, экзамена и т.д.). Для этого нужно стимулировать организм физическими упражнениями или спортом, умственными тренировками, способными менять физические и умственные импульсы.

    Сегодня мы должны продолжить наши упражнения на сосредоточение.

    Упражнение 10 (на сосредоточение)

    Выберите стихотворение (поэму); читайте его медленно и внимательно, останавливая себя на каждом важном слове для точного отражения в сознании содержания. Не давайте вашему вниманию переключиться на проблемы, не относящиеся к поэме.

    Упражнение 11

    Сделайте упражнение 7 («мозговые ящики») с теми же сюжетами, что и вчера.

    Упражнение 12

    Повторите упражнение 9 с радио.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх