|
||||
|
ЗАКОН 19 НЕ ЗАЦИКЛИВАЙСЯ НА ОДНОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВСЕГДА НУЖНО ИМЕТЬ ТЫЛЫ «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя,»– говорил Козьма Прутков. Не уподобляйтесь такому специалисту, помните, что чем меньше площадь опоры, тем меньше устойчивость. Обеспечьте себе тылы: не кладите все яйца в одну корзину. Толкование законаКогда ребенок учится в школе, он изучает множество разнообразных предметов: физику, химию, историю, рисование, алгебру, биологию и т. п. В старших классах к обязательному набору дисциплин добавляются различные спортивные секции, учеба в музыкальной школе, занятия в разных кружках. После поступления в институт интересы молодого человека еще больше расширяются. Работа, учеба, кружки самодеятельности, спорт. Этот список можно продолжать до бесконечности... Жизнь показывает, что в юности человек пытается реализовать себя во многих, зачастую совершенно противоположных областях, и, как следствие, неудачи в одной сфере с лихвой компенсируются успехами в другой. Но проходит время, и картина резко меняется. С годами человек превращается в улитку, которая из всего окружающего мира видит только свою раковину. Кругозор и область деятельности сужаются до пределов точки, а в душе остаются только разочарования и воспоминания о бурной и активной юности. Следование закону «Не зацикливайся на одном виде деятельности, всегда нужно иметь тылы» важно по многим причинам. Так, например, в жизни очень редко случается, чтобы человек с самого детства знал, в чем состоит его призвание. Обычно все бывает с точностью до наоборот: пришла пора поступать в институт, а будущий студент даже приблизительно не знает, чем бы ему хотелось заниматься. Вот и поступают молодые люди не туда, куда хочется, а туда, где самый маленький конкурс, или туда, где взятки не очень большие. В итоге вуз выпускает специалиста, который за годы учебы уже просто возненавидел свою профессию и который всю жизнь будет мучиться, занимаясь нелюбимым делом. В этом случае от скуки, разочарования в жизни и краха всех надежд может спасти только следование вышеупомянутому закону. Реальный жизненный опыт показывает, что главное здесь – не махнуть на себя рукой, а попробовать для начала заняться (параллельно основной работе) чем-нибудь еще. Очень часто люди находили свое истинное призвание в том, чем они занимались в свободное время. Когда ситуация постоянно меняется и когда ранее престижные и популярные профессии оказываются невостребованными, человек должен уметь перестраиваться в соответствии с веяниями времени. Главное здесь не испугаться перемен и суметь приспособиться к новому ритму жизни. Последнее десятилетие ХХ века в нашей стране – это лучшая иллюстрация тому, как люди в корне переворачивали свою жизнь, уже в немолодом возрасте меняли профессию, начинали все с нуля. В итоге сейчас те, кто не побоялись перемен и трудностей, стали тем самым средним классом, который зарабатывает деньги своим собственным трудом, а те, кто остались на своих местах и не захотели ничего менять в жизни, живут с каждым годом все хуже и хуже. Таким образом, человек, который занимается разнообразной деятельностью, не только застрахован от разочарований, но и имеет больше возможностей для реализации своего творческого потенциала. Природа наградила человека множеством талантов, но о многих из них человек даже не знает. Широкое поле деятельности помогает ему раскрыть свои способности и применить их на практике. ОбразМастер на все руки. Каждый день мы встречаем подобных людей. Весь их образ жизни является настоящим олицетворением этого правила. Мастер на все руки разбирается во множестве самых разных вещей, умеет делать буквально все: играть на фортепиано, резать по дереву, чинить электроприборы и т. д. За что бы он ни взялся, все получается одинаково хорошо и легко, дело спорится в таких руках. А все дело в том, что эти люди не зацикливаются на чем-то одном, они постоянно учатся и получают все новые и новые знания. Поэтому эти люди никогда не оказываются на обочине жизни, какая ситуация ни сложилась бы, мастер на все руки всегда найдет, как заработать на житье и куда приложить свои силы. Доказательство законаДоказательства тому, что нельзя зацикливаться на чем-то одном, можно найти и в повседневной жизни, и в истории. Так, например, если внимательно вчитаться в биографии великих ученых, художников, музыкантов, то можно увидеть, что эти люди отличались разносторонностью талантов и взглядов. Подобная энциклопедичность знаний особенно часто встречалась в эпоху Возрождения. Гуманисты, жившие в это время, считали, что для того чтобы находиться в гармонии с собой и миром, человек должен разбираться буквально во всем, начиная от искусства и заканчивая математикой. Леонардо да Винчи – классический пример человека, который занимался буквально всеми науками своего времени и преуспел в каждой из них. Сейчас большинство людей знает его как гениального художника, написавшего Мону Лизу с ее загадочной улыбкой. Но на самом деле гений Возрождения был еще и талантливейшим оптиком, инженером, биологом и т. д. Именно Леонардо первым стал исследовать механизм зрения человека, пытался изобретать летающие машины в те времена, когда люди ездили только на лошадях и повозках, занимался изучением природы света. Об этих работах ученого мы знаем потому, что до наших времен сохранились его дневники, чертежи и записные книжки, а сколько еще талантливых и опередивших свое время проектов затерялось или бесследно исчезло. Говоря о России, можно привести пример М. Ломоносова. Выходец из северных крестьян, он поразил весь мир своими способностями и талантами. Наверное, не было области, в которой Ломоносов не сделал бы важного открытия. Физика, химия, литературоведение, горное дело... Этот список можно продолжать до бесконечности. Кроме того, Ломоносов был выдающимся поэтом и талантливым художником. Его оды до сих пор считаются образцом вкуса и красоты слога. Следует заметить, что, даже остановившись на каком-нибудь одном виде деятельности, Ломоносов был бы великим ученым. Любое его открытие принесло бы ему не только всероссийскую, но и всемирную славу. Но Ломоносов не стал ограничивать свой талант. Все вокруг было ему интересно, и во всем он пробовал свои силы. Так, из малограмотного мальчишки-рыбака он превратился в одного из самых гениальных ученых мира, слава которого не меркнет даже по прошествии стольких лет. Этот пример доказывает, что чем шире область деятельности человека, тем больше у него возможностей для самореализации. А это, в свою очередь, дает возможность найти свое настоящее призвание и не умереть от скуки. Кроме этого, в истории существуют примеры, когда дело, которым человек занимался как хобби в свободное время, приносило ему известность и даже славу. Так, например, мало кому известно имя английского математика Чарльза Доджсона, а уж тем более вряд ли кто, кроме профессоров и академиков, читал его научные работы. А вот зато с Льюисом Кэрролом и его «Алисой в стране чудес» все знакомы еще с раннего детства. Кто не помнит улыбку Чеширского кота или Мартовского зайца? А ведь литература, тем более детская, не была основным занятием Доджсона. Просто у его друга была дочь – прелестная маленькая девочка, которой Льюис Кэррол часто рассказывал сказки. Так и появился тот чудесный мир нелепиц и выдумок, который полюбился всем детям, а заодно и прославил своего автора. А что было бы, если Чарльз Доджсон зациклился бы на своих формулах и теоремах и, кроме них, ничего вокруг бы не видел? Тогда мир потерял бы в его лице талантливого писателя, давшего начало литературе абсурда. Творчество – это очень важный компонент человеческой жизни. От того, в каком количестве присутствует он в деятельности человека, зависит его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Полное сосредоточение на одном виде деятельности приводит к исчезновению творчества, человек превращается в подобие машины, выполняющей определенную работу. Эту ситуацию обрисовал в своем рассказе один американский фантаст. В его произведении говорится о том, как в будущем под влиянием прогресса и цивилизации люди перестали заниматься даже самым элементарным творчеством и постепенно превратились в некое подобие машин, настроенных на выполнение только одной функции. Фантаст пишет о том, как со временем происходило все большее и большее разделение труда, и в конце концов профиль деятельности каждого человека стал настолько узким, что на заводах появились специалисты «по закручиванию гаек», по «забиванию гвоздей» и т. д. Но это не принесло людям счастья, и обратной стороной всеобщей безбедной жизни и кажущегося довольства стала потеря творческого начала, а вместе с ним и смысла жизни. Этот рассказ во многом отражает и нашу жизнь. Когда люди зацикливаются на одном каком-то занятии, они лишают себя возможности творить и духовно развиваться. А зачем человеку жить, если он не скажет и не создаст ничего нового? Авторитетное мнениеОбратная сторона закона Каждый человек знает еще с детства, что для того чтобы хорошо выполнить какую-то работу, надо сосредоточиться на ней и ни на что не отвлекаться. Но именно это условие и невыполнимо, если следовать правилу: «Не зацикливайся на одном виде деятельности». Человек, который занимается не одним делом, а сразу несколькими, не может выполнять ни одно из них на соответствующем уровне. Если кто-то одновременно учится, работает, да еще и занимается в каких-нибудь секциях или кружках, то маловероятно, что этот человек будет отличником или добьется стремительного карьерного роста. Таким образом, следует заметить, что буквальное и слишком усердное следование этому закону может привести к неудачам во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Это произойдет не потому, что человек не справлялся со своими обязанностями, и не потому, что у него не хватило способностей. Настоящая причина лежит на поверхности: на самом деле этот человек просто не смог в той мере, в какой это было нужно, сосредоточиться ни на одном из своих занятий. Все свои силы, внимание и способности он распылял по мелочам, и ни на одном из своих дел он не сконцентрировался. Подобное метание от одного занятия к другому может доходить до крайностей. Так, например, бывают люди, которые очень быстро заинтересовываются чем-нибудь, но столь же быстро и охладевают к этой деятельности. О таких людях можно с уверенностью сказать, что хотя они и выполняют закон «Не зацикливайся на одном виде деятельности», но все равно они не смогут добиться в жизни ничего существенного. В лучшем случае их жизнь превратится в цепь мелких побед и больших разочарований. К тому же все знают, что в жизни бывают моменты, когда просто необходимо всецело сконцентрироваться на чем-нибудь одном. Экзамены, важные дела на работе и т. д. требуют полной сосредоточенности сил, мыслей и времени. В это время, следование вышеупомянутому закону не только нежелательно, но и может привести к отрицательным последствиям. В некоторых случаях определенная «зацикленность» на каком-то деле просто необходима для его успешного завершения. БайкаИстория жизни и творчества известной французской писательницы Жорж Санд даже спустя столько лет поражает своей романтикой. Любовь и разочарования, реальность и вымысел, радость побед и горечь поражений – все это переплелось в ее судьбе так же тесно, как в судьбах ее героев. А ведь когда-то эта необыкновенная женщина, которую любили и которой восхищались самые знаменитые люди того времени, была простой домохозяйкой. Настоящее имя Жорж Санд – Аврора Дюдеван. Еще в юном возрасте она вышла замуж за обеспеченного и состоятельного человека, вскоре у них появились дети, и жизнь покатилась по накатанной колее. Уже позже современники Жорж Санд будут удивляться, что же побудило эту женщину бросить все и ринуться в погоню за приключениями. Да, действительно, у Авроры было все, чего только можно было пожелать: любящий муж, прелестные дети, деньги, не было только одного: счастья и чувства удовлетворенности своей жизнью. Ее романтическая натура требовала настоящей любви, сильных чувств, славы... И Аврора Дюдеван решилась на отчаянный по тем временам шаг: она ушла от мужа, взяла псевдоним и стала писать романы. Первая же изданная книга принесла ей известность. Что было потом, всем хорошо известно: Жорж Санд стала одной из самых знаменитых женщин своего века, ее произведения пользовались и пользуются до сих пор огромной популярностью, а ее романы с Шопеном и Альфредом де Мюссе стали примерами большой и романтической любви. Жорж Санд не побоялась изменить свою жизнь и заняться другой деятельностью. Она нашла в себе силы не поддаваться обстоятельствам, и это принесло ей успех. А если бы она не совершила того единственного, но решающего шага, то в мировой литературе не было бы ни такой писательницы, ни ее романов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|