|
||||
|
ЗАКОН 36 ЧАЩЕ ЗАДАВАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС «ПОЧЕМУ?» Детей называют «почемучками», так как они любопытны, но их вопросы адресованы к старшим. Если вы станете чаще задавать этот вопрос себе, то найдете истинную причину не только многих своих поступков, но и отношения к вам окружающих. Толкование законаКаждый человек, проходя этап становления своего мышления, который начинается еще в раннем детстве, многократно задается вопросом «почему?». Один из возрастов маленького человека даже носит название возраста «почемучек», так как именно в этот период времени маленькое существо впервые сталкивается с миром, интересуется тем, что происходит вокруг него. Все многообразие окружающего мира, природы, общества вдруг возникает перед ним и порождает массу вопросов, которые можно свести к одному наиболее важному: «почему?». Однако не стоит думать, что, повзрослев, мы перестаем удивляться и спрашивать. Напротив, чем старше становится человек, тем на большее количество подобных вопросов ему приходится отвечать. Постепенно каждый из нас вырабатывает свою собственную методику ответа на данный вопрос, и вся последующая жизнь выстраивается в зависимости от этих ответов. От них зависит не только мнение о внешнем мире, о всем человечестве в целом и о каждом конкретном его представителе, но также и о мире внутреннем, своем личном, из которого мы не можем вырваться, в котором постоянно пребываем. От вовремя поставленного вопроса «почему?» и ответа на него зависит то, как мы ведем себя с другими людьми, что движет нашими поступками, то, почему к одним мы благосклонны, а по отношению к другим проявляем агрессивность, то, как мы выбираем себе друзей, то, что определяет наши приоритеты в делах, и многое другое. То, что ежедневно мы сталкиваемся со множеством людей, каждый из которых имеет свои особенности характера и темперамента, свои мировоззренческие установки, обусловливает необходимость каждого человека постоянно контролировать свои эмоции, сдерживать те или иные чувственные проявления, постоянно обдумывать свой следующий шаг, свое следующее слово. Именно здесь как нельзя более необходимо еще и еще раз задаваться вопросом «почему?» во всех различных его модификациях, так как от этого зависит наш успех в профессиональной деятельности и в личной жизни. Задавшись этим вопросом, каждый человек сможет не только понять, что есть он сам со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками, но также узнать, что думают или могут думать о нем другие, какое он производит впечатление и к чему это может привести. Спросив себя, почему окружающие реагируют на слова или действия именно так или же почему тот или иной человек вызывает в нас именно такие чувства, можно скорректировать выбранную когда-то и, возможно, уже устаревшую линию поведения, пересмотреть свое мнение о том или ином человеке, избавиться от предрассудков. Образ«Мыслитель» Родена – человек, который находится в процессе ответа на извечный вопрос «почему?». Подбородок подпирает голову, занятую разрешением очередной сложной задачи. Каждая линия камня передает величайшее напряжение, в котором находится «Мыслитель» Доказательства законаЕсли внимательно присмотреться к тому, что происходит вокруг нас, окажется, что человеку всегда наиболее интересно отыскать причину происходящего, докопаться до сути, понять устройство вещей и организмов. Для того, чтобы узнать все это, необходимо постоянно задавать себе вопросы, причем адресовать их не только окружающему миру, наукам, книгам, но и самому себе, так как очень часто в разуме человека уже находятся ответы на многие поставленные им проблемы. Примером того, насколько полезным может быть для каждого из нас стремление задаваться вопросом «почему что-то происходит именно так?», может служить жизнь любого ученого или мыслителя, совершившего открытие, создавшего новую теорию, предложившего идею, которую еще никто никогда не предлагал. В процессе рождения нового знания человек всегда проходит этап, на котором он задается этим вопросом, и чаще всего это – самое начало пути. Столкнувшись с задачей, загадкой или затруднением, ученый всегда прежде всего спрашивает себя, почему все происходит именно так, а не иначе. Ответить на этот вопрос необходимо для того, чтобы понять, какова причина затруднения, в чем состоит сущность проблемы, как можно решить поставленную задачу наиболее эффективно. Можно рассмотреть необходимость этого вопроса на примере зарождения любой науки. Например, философия, наука всех наук, возникла в древние времена именно потому, что античные мыслители пытались понять, каково устройство мира, почему солнце всходит и заходит, почему дуют ветры, почему человек дышит, а природа возрождается каждой весной и умирает каждой осенью и т. д. Точно так же возникли и все остальные науки после того, как ученые впервые задались вопросом о причинах устройства объекта, которым занимается данная наука. Медицина возникла после того, как первый врачеватель задался вопросом «почему люди болеют?», физика – после того, как первый физик спросил себя «почему предметы падают вниз, а не вверх?», а социология – после того как какой-то ученый заинтересовался вопросом «почему люди объединяются в сообщества?». Однако перейдем к более индивидуальным проявлениям вопрошания. В связи с этим можно очень длительное время рассказывать о том, как кто-либо из великих людей, задавшись вопросом «почему?», нашел ответ на него и таким образом пополнил человеческое знание, вывел науку на новый уровень, позволил получить невиданные до того дня результаты опытов. Например, спросив себя: «Почему перо птицы падает на землю медленнее, чем глиняный горшок?» – физики открыли свойство тяжести и различили между собой предметы и материалы по массе. Теперь мы можем взвешивать продукты и самих себя. Спросив себя: «Почему моллюски, пойманные рыболовами в море, оставляют пятна на их одежде?» – кто-то из древних придумал рецепт окраски тканей, и теперь мы можем носить одежду самых различных цветов и оттенков. Примеров подобного почемучества можно привести огромное количество. Примером из наших дней, подтверждающим необходимость задаваться вопросом «почему?», является случай, который произошел с молодым ученым Александром Цыгановским, работавшим в конструкторском бюро (он занимался космическими технологиями). В момент, когда юноша после окончания института устраивался в это бюро, там велась работа по созданию модуля, соединяющего между собой два важных узла космического корабля. Множество ученых бились над тем, чтобы совместить два требования, предъявляемые к модулю: практичность и экономичность. Однако, создав максимально практичный вариант, они поняли, что агрегат будет очень дорогим, так как в его состав будут входить драгоценные металлы. Если же сделать модуль более дешевым, он потеряет качество практичности и будет служить очень недолго. Цыгановский активно включился в работу, и через некоторое время его пригласили к участию в разработке модуля. Однако, посмотрев на модель, подготовленную учеными, юноша предложил попробовать вовсе отказаться от нее, подсоединив части прямо одну к другой. Маститые ученые восприняли его предложение с иронией, однако после проведения испытаний оказалось, что в действительности без дорогой детали вполне можно обойтись. Когда же его спросили, как он узнал, что эта деталь вовсе не является необходимой, он просто ответил: «Я спросил себя: почему нужно тратить такие большие деньги? Нельзя ли обойтись вовсе без затрат? Оказалось – можно». Авторитетное мнениеОбратная сторона закона Человек, постоянно спрашивающий себя и окружающих о том, почему то или иное происходит, конечно же, достоин всяческих похвал: он всегда в курсе происходящего, он может найти новые варианты решений еще не успевших устареть вопросов, он всегда в поиске, и, следовательно, всегда на пороге открытий. Помимо этого, он умеет познавать не только внешний мир, но и самого себя, так как, вопрошая о причине, по которой принял то или иное решение, о том, что побуждает его грустить или же, напротив, веселиться, он постепенно познает особенности своей психики, может контролировать ее, направлять усилия на достижение намеченных целей, сдерживать эмоциональные проявления, которые могут повредить ему или кому-то из окружающих. Однако день за днем углубляясь в познавательный процесс, задаваясь все новыми вопросами, человек постепенно уходит все дальше от реальности, отдается вымышленной интеллигибельной реальности, которая постепенно превращается в нечто искусственное, совершенно не похожее на окружающий на мир. Такая погруженность может вызвать сильный психологический и эмоциональный стресс, так как однажды человек, поглощенный размышлениями, будет вынужден оставить придуманный им мир и решать какие-то реальные проблемы, от познания которых он может прийти в ужас. Они окажутся не похожи на то, чем он грезил, о чем мечтал. И для них навряд ли найдется решение. Помимо этого, очень тяжелой может стать травма при отсутствии ответа, при невозможности найти его, в то время как вопрос, возникший перед человеком, может стоять очень остро и постоянно требовать разрешения. Находясь в поиске ответа, такой человек будет проводить часы и дни, отдавшись размышлениям. Постепенно его нервное напряжение станет таким высоким, что не только лишит его возможности адекватно реагировать на происходящее вокруг, спокойно жить и работать, но и заставит испытывать непрекращающийся страх, который рано или поздно выльется в невротическое состояние, сопровождающееся разного рода заболеваниями (например, язвой желудка). Невозможность ответить на жизненно важные вопросы (например, «почему это случилось именно со мной?») может приводить не только к депрессивным состояниям или же болезням, но также и к попыткам самоубийства. Ведь подавляющее большинство людей, стремящихся уйти из жизни, не видят в ней смысла, не могут найти ответ на основные экзистенциальные вопросы, разрешения которых требует существование человека на Земле. Таким образом, постоянное вопрошание любого из нас, задавание вопроса «почему?» далеко не всегда является положительным и созидающим принципом управления собой, но может зачастую становиться фактором разрушающим. Не лучше ли вместо того, чтобы посвящать все свое время, все свои мысли отысканию ответов на бесконечные вопросы, просто жить, наслаждаться светом солнца, не думая, почему оно светит. Получать удовольствие от вкусной еды, не думая, почему помидоры красные, а огурцы – зеленые, от прекрасной музыки, не задумываясь о том, почему в сонатной форме именно столько частей и т. д. Не лучше ли отказаться от засорения мозгов ненужными размышлениями и приступить наконец к нормальной жизни. БайкаВ XVII веке в Англии жил физик, математик и просто мыслитель Исаак Ньютон. С раннего детства его волновал один и тот же вопрос: почему все падает не вверх, а вниз? Будучи еще маленьким мальчиком, Исаак проводил разного рода опыты: сбрасывал с кухонного стола предметы, ронял листы бумаги, книги, камни и каждый раз застывал в недоумении, видя, что эти предметы падают только вниз, причем с совершенно различной скоростью. Став взрослым, Ньютон очень любил сидеть в своем саду, где размышлял над своим любимым «почему?», подбрасывая в воздух различные предметы. И вот однажды он устроился под своей любимой яблоней и принялся, как всегда, рассуждать. Так он просидел пару часов, но ответ на вопрос никак не приходил. И вдруг на голову Ньютона упало спелое большое яблоко. От удара в мозгах ученого что-то сместилось, и ответ на мучивший его вопрос пришел сам собой. Так был открыт закон всемирного тяготения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|