|
||||
|
Жизнь в роскоши — благо или испытание?
Деньги — драгоценное изобретение человечества, оно помогло людям значительно упростить и в то же время усовершенствовать обмен ценностями и благами. Потом люди додумались, что деньгами можно поощрять наиболее способных и работящих. Правда, под работоспособностью в разные эпохи понимались разные вещи. Например, древнегреческий герой Ахилл с современной точки зрения был очень работоспособным наемным убийцей и насильником. Потом люди догадались, что больше двух обедов никому съесть не по силам. И тогда они придумали роскошь, воплощенную в дорогих вещах. Дорогих — потому что редких и доступных не всем. В то же время дорогие вещи часто были совершенно бесполезными. Возьмем хотя бы золото — металл с точки зрения потребительских свойств плохонький: из него не получится ни приличной кастрюли, ни меча, ни плуга. Зато металл этот редкий, его в природе мало, добыть его трудно. И если он у тебя есть — значит, ты не такой, как все, ты во всех отношениях лучше, и окружающие смотрят на тебя снизу вверх с плохо скрываемой завистью. Потому что свое золото ты можешь обменять на красивую одежду, вкусную еду, удобное жилье и т. п. Однако лишь редкие клинические экземпляры способны чахнуть над грудами злата, наслаждаясь исключительно воображаемыми благами. Большинство владельцев богатства предпочитают делать приобретения реальные, которые призваны не хуже золота символизировать их достоинства и привилегии. Ради этого и сформировалась целая индустрия роскоши, о которой мы до недавнего времени не имели никакого представления. Разумеется, и в советские времена можно было заработать большие деньги. Это было трудно, порой — рискованно, но реально. Проблема состояла в том, что их практически некуда было потратить — вспомним Остапа Бендера с его миллионом, а ведь этот образ — отнюдь не только художественная метафора. Зарабатывать было не только тяжело, но и не очень-то и нужно — все равно больше положенного не получишь. В итоге общество пришло к окончательной стагнации, потому что инициативным и предприимчивым людям не хватало стимулов для проявления своей предприимчивости. Чтобы осел вез тележку, перед его носом вешают сочную морковку. Ослик тянется к морковке, тележка катится, а морковка продолжает оставаться заманчивой и недосягаемой. Капиталистическое общество блестяще справилось с этой задачей. Оно вознесло на пьедестал ее величество Роскошь. Показательный пример: стеклянная фигурка бизона размером с детский кулачок в фирменных магазинах «Лалик» стоит 4000 долларов. Бизон покрупнее стоит дороже. Правда, ни маленького бизона, ни большого невозможно использовать иначе как пылесборник на письменном столе или каминной полке (если в дополнение к цивилизованным формам отопления вы зачем-то имеете еще и средневековый камин). Каталог Неймана Маркуса предлагает любителям приобрести коллекцию книг — семьдесят первых изданий классиков мировой литературы, многие — с автографами. За эту уникальную библиотеку предлагается выложить 175 тысяч долларов. 140 тысяч долларов стоит бутылка вина, принадлежавшая третьему президенту США Томасу Джефферсону. Он собственноручно залил в нее вино и закупорил в 1784 году. На бутылке выгравированы инициалы президента. Три миллиона долларов стоит инкрустированный бриллиантами бюстгальтер из белоснежного атласа, который предлагает приобрести американская компания «Сикрит Викториз» (ранее уже был изготовлен бюстгальтер стоимостью в один миллион). Главным украшением шедевра дизайнерского искусства, выполненного в единственном экземпляре, служит свисающий спереди по центру 42-каратный бриллиант грушевидной формы от знаменитого ювелира Гарри Уинстона. В процессе изготовления находится бюстгальтер ценой в 9 миллионов — цена, как и спрос, растет в геометрической профессии. Теперь попробуйте представить себе некую особу, сумевшую достичь таких финансовых высот, что все эти блага стали для нее доступны. Поигрывая стеклянным бизоном, она сидит в колючем бюстгальтере на куче старых манускриптов и потягивает из пыльной бутылки вино, которое по всем законам давно превратилось в уксус… Согласитесь, надо обладать изрядной изобретательностью, чтобы убедить умственно здорового человека поставить это целью своей жизни. И тогда за дело берется целая индустрия мотивации, манипулирующая глянцевыми журнальчиками, откровенно рекламными телепрограммами, всевозможными презентациями. Над такой активностью, казалось бы, можно только иронизировать. Но не будем торопиться. На самом деле, поднимая престиж употребления предметов роскоши, средства массовой информации, во-первых, стимулируют товарообмен, провоцируя богатых расставаться с неработающими капиталами, во-вторых — поощряют инициативных людей проявлять больше энергии, трудясь на общественное благо, и выбрасывать заработанные средства на всякую ерунду. Механизм подвешивания морковки работает безупречно (осталось только вспомнить, перед кем ее обычно подвешивают). Инициативные люди исправно набирают ход, задыхаясь от усердия. Американка Фрэн Лейбовиц, автор книги «Столичная жизнь», долгое время с интересом наблюдавшая нравы верхушки нью-йоркского общества, пишет: «Богатые, которые сами создали свое богатство, работают больше, чем кто-либо, кого я знаю. Они работают почти все время. И они говорят только о своей работе, потому что только этим и занимаются. Обычный человек не желает работать по выходным. Обычный человек не любит работать сверхурочно, после работы. Когда его к этому принуждают, он бывает недоволен. Люди, которые делают много денег, работают каждый день до глубокой ночи, хотя их никто не заставляет это делать». Журнал «Форбс» ежегодно публикует список 400 богатейших людей Америки. Пример каждого из них подтверждает, что богатые не хотят делать ничего, кроме того, что могло бы принести им еще большее богатство. «У меня нет хобби. Я слишком много работаю», — утверждает Стивен Энтони Баллмер, который разбогател на разработке программного обеспечения и имеет состояние в 2 миллиарда долларов. «Я хочу только работать. Раньше я играл в гольф, потом бросил», — признается Альфеус Ли Эллис (банковское дело, 490 миллионов долларов). «Если ты остановишься, ты обречен», — убежден Гордон Эрл Моор (микросхемы, 2,8 миллиарда). Слово «обречен» прозвучало неслучайно. Помимо поощрительных пряников общество имеет и ряд высокоэффективных кнутов, которые заставляют предпринимателей наращивать обороты своей деятельности. Одним из таких кнутов являются разнообразные гибкие методы налогообложения недвижимости и предметов роскоши. Сперва общественное мнение подталкивает богатых людей приобретать себе замки, особняки, самолеты, а потом эти приобретения облагаются налогами, составляющими некоторый процент от их оценочной стоимости. Например, покупка одного из замков на Луаре фактически означает пожизненную кабалу миллионных выплат ежегодно. Налоги, страховка, содержание и ремонт, зарплата обслуживающего персонала в сумме достигают астрономической величины. Однако замки на Луаре пользуются спросом. Как и двухсоткомнатные виллы на Карибах с многогектарнымн палисадниками. Как говорится, положение обязывает. А когда жажда обладать осязаемыми ценностями, пускай и практически бессмысленными, утолена сверх меры, возникает соблазн купить и то, что, казалось бы, не продается. Популярной стала присказка: «Чего нельзя купить за деньги, то можно купить за очень большие деньги». А именно: Славу В 1993 году Гилберт Каплан, основатель журнала «Инститьюшнл Инвестор Мэгэзин», взяв несколько уроков музыки, заплатил 125 000 долларов за возможность дирижировать Американским симфоническим оркестром, исполнявшим сложную симфонию № 2 си минор Густава Малера. С тех пор двадцать шесть оркестров, исполняя это произведение, приглашали его дирижером. Записи Лондонского симфонического оркестра под управление Каплана разошлись тиражом в 140 тысяч экземпляров. Демократию Для человека, который, подобно венгерскому еврею Дьердю Шороши (более известному как Джордж Сорос), имеет все, естественным является желание потратить деньги на переустройство мира. Этот международный валютный спекулянт тратит около 300 миллионов долларов в год на осуществление своей собственной внешней политики. После нескольких лет деятельности по развитию демократии в странах Восточной Европы он переключился на Южную Африку, выделив кредит в 50 миллионов долларов на сооружение комфортного жилья взамен лачуг. Бессмертие Чтобы увековечить память о себе, фараоны воздвигали пирамиды. А недавно американское общество защитников окружающей среды получило в дар от некоего Боба Вудса участок плодородных земель площадью свыше 500 акров и стоимостью около 18 миллионов долларов. Этот дар Вудс посвятил памяти своей покойной матери. Тоже неплохой способ увековечить свое имя! Покой Сегодня даже в домах среднего достатка не редкость противошумные оконные рамы и звукоизоляционная обивка стен. А вот Стив Джобс, один из основателей компании «Эппл Компьютер», купил себе тишину, заменив кабину и механизмы примыкающего к его квартире лифта в доме «всего» за 200 000 долларов. Время Время нельзя купить ни за какие деньги. Зато можно купить возможность лучше его использовать. Это, например, позволяет сделать вертолет «Агуста» итальянского производства. Вертолет стоимостью 2,7 миллиона долларов способен развивать скорость до 300 км/час. Для дальних перелетов можно, добавив еще миллионов двадцать, приобрести самолет «Гольфстрим» с душем и спальней, который совершает беспосадочный рейс от Чикаго до Парижа со скоростью, составляющей 80 % от скорости звука. Можно сколько угодно возмущаться вздорными причудами богачей, особенно на фоне массовой нищеты. Казалось бы, если деньги у тебя лишние — пожертвуй их голодающим. А вот Майкл Стейнхардт, вышедший на пенсию биржевой маклер, вместо этого купил пару островов на Фолклендах, чтобы поддержать местную популяцию пингвинов и тюленей. На самом деле, негодовать не стоит. Благодаря довольно разумно по своей сути устроенной системе распределения ценностей довольны оказываются все — и тюлени, благоденствующие на Фолклендских островах, и богатые люди, имеющие возможность щегольнуть своим богатством, приобретая за сумасшедшие деньги не менее сумасшедшие товары, и простые смертные, которые пользуются трудом, умом, энергией и честолюбием инициативной части сограждан, награждая их за проделанную работу разноцветными бусами, карманными зеркальцами, бриллиантовыми кольцами в нос и прочим эксклюзивным барахлом. Так что не будем изумляться и негодовать, узнав о том, что кто-то ежевечерне принимает ванну из коньяка сорокалетней выдержки. Тем самым человек поддерживает коньячную промышленность, обеспечивает неплохим заработком виноделов и торговцев да еще идет при этом на серьезную жертву. Ведь, что ни говори, мыться все-таки приятнее и полезнее в простой воде с мылом (к тому же можно заподозрить, что именно этой водой чудак в итоге и смывает с себя липкий коньяк). Пластмассовая зажигалка ценою в несколько центов дает точно такое же пламя, как и фирменная «Зиппо» в золоченом корпусе. Простые наручные часы показывают то же самое время, что и платиновый «Роллекс», украшенный бриллиантами. Талантливые стихи можно записать и дешевой шариковой ручкой, а если они бездарны, то и «Паркер» с золотым пером не прибавит им блеска. Все самое ценное и необходимое стоит совсем недорого. Остальное — морковка для ослов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|