|
||||
|
10 РОДЖЕР БЭКОН. НОМИНАЛИЗМ В эпоху средневековья философы, которые разделяли точку зрения Платона, назывались реалистами, потому что считали универсалии реально существовавшими. Их позиция была названа реализмом. Универсалиями считались невидимые и вечные идеи, существующие до вещей, обозначающие общие понятия, наиболее широкие, которые могут обозначать большой класс предметов. Противоположная точка зрения называлась номинализмом. Его главными представителями считаются Уильям Ок-кам (конец XIII–XIV вв.), Иоганн Буридан (конец XIII–XIV вв.), Николай из Отрекура (XIV в.) и др. Ее представители предполагали, что универсалии есть только имена и могут существовать не сами по себе, а лишь в сознании человека в виде понятий или терминов. Они считали, что реально существуют только конкретные, единичные, чувственно воспринимаемые человеком предметы. Номиналистические взгляды появились и стали распространяться только в эпоху Возрождения. Номинализм по своими проявлениям мог быть крайним и умеренным. Умеренные номиналисты полагали, что универсалии существуют после вещей в виде обобщенных их названий, т. е. понятий. Эти понятия имеют очень важное значение, хотя они и не существуют объективно. Умеренный номинализм назывался также концептуализмом. Крайние номиналисты, в частности Иоанн Росцелин (1050–1120), считали, что общие понятия совершенно бессмысленны, т. е. если они не существовали реально, то и говорить о них было незачем. Ученик Роберта Гроссетеста Роджер Бэкон (1210–1294) являлся представителем оппозиционного течения, сформировавшегося в Оксфордском университете Англии во второй половине XIII в. Он выступал против томизма и против схоластики как таковой. Р. Бэкон считал, что универсалии существуют только в единичном, которое в свою очередь, не зависит от мыслящего начала. Он подчеркивал не только субъективность общего, как считали сторонники номинализма, но и объективность единичного. Он отрицал атомистическое учение, которое говорило о неделимости атомов и пустоте, и выдвинул идею о комбинации качественно различных элементов, которые образуют конкретные вещи. Главной работой Р. Бэкона был «Большой труд», состоящий из семи разделов и содержащий теорию мышления человека, а также воззрения на соотношения науки и теории. Ограниченный в объеме «Меньший труд» представлял предыдущую работу Бэкона в сокращении. «Третий труд» являл собой переработку двух предыдущих. У. Оккам рассматривал ощущения как своего рода знаки. В условиях средневековой Европы обращение к знакам позволило с другой стороны взглянуть на понятие о душе, т. е. перейти от субъективного «внутреннего опыта» к объективному анализу знаковых отношений. У. Оккам вывел положение о том, что следует отсекать сущности или предполагаемые силы там, где можно обойтись меньшим их числом, это положение получило название оккамовской «бритвы». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|