39 ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ОПЫТНОЙ НАУКИ

Каждая область научного знания является экспериментальной и проявляется в двух аспектах. Исторический. Делится на два главных этапа:

1) донаучное исследование закономерностей в той или иной сфере;

2) научное изучение объективных законов природных явлений с непременным использованием существующего накопленного практического опыта, доказуемого на основании экспериментальных и иных данных. Методический.

Обусловливается выбором определенных методов изучения, свидетельствующих о научной обоснованности выдвинутого предположения. С точки зрения существующего теоретико-практического эксперимента психология представляет собой:

1) совокупность сведений о закономерностях психического отражения организмом ситуаций внешней действительности и адаптации к ним;

2) база накопленного практического опыта на основе большого числа проведенных опытов и прочих данных;

3) спектр проведенных практикой способов исследования психической деятельности в каждой из областей психологического знания. Исторический аспект становления. Донаучная психология базировалась на философских взглядах, основываясь на индивидуальном опыте внутренних переживаний.

Исторический период Нового времени в исследовании природы души относится к XCVII в. В это время Р. Декарт ввел понятие дуализма как са-

мостоятельных друг от друга субстанций тела и души. Их соотношение опытно может быть изучено в психофизическом и психофизиологическом течениях в постижении деятельности мозга. Стремления исследований в подобных сферах наиболее действенно предпринимались в XIX в. Однако передовые взгляды в естественнонаучных направлениях базировались на философских учениях дуализма или монизма. Монизм как учение о целостной субстанции природы разрабатывался Б. Спинозой, как и созданный на экспериментальном исследовании закон ассоциаций, введенный как термин Д. Локком.

Научная психология в плане опытно-экспериментальных исследований введена В. Вундтом в 1879 г.

Зарубежные психологические направления:

1) В. Вундт – изучение строения сознания (структурализм);

2) У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм);

3) З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг;

4) Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм);

5) М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология);

6) А. Маслоу – иерархия потребностей (гуманистическая психология);

7) С. Гроф – исследование психики в перемененных состояниях сознания. Является приверженцем естественнонаучного направления в исследовании психической деятельности.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх