|
||||
|
39 ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ОПЫТНОЙ НАУКИ Каждая область научного знания является экспериментальной и проявляется в двух аспектах. Исторический. Делится на два главных этапа: 1) донаучное исследование закономерностей в той или иной сфере; 2) научное изучение объективных законов природных явлений с непременным использованием существующего накопленного практического опыта, доказуемого на основании экспериментальных и иных данных. Методический. Обусловливается выбором определенных методов изучения, свидетельствующих о научной обоснованности выдвинутого предположения. С точки зрения существующего теоретико-практического эксперимента психология представляет собой: 1) совокупность сведений о закономерностях психического отражения организмом ситуаций внешней действительности и адаптации к ним; 2) база накопленного практического опыта на основе большого числа проведенных опытов и прочих данных; 3) спектр проведенных практикой способов исследования психической деятельности в каждой из областей психологического знания. Исторический аспект становления. Донаучная психология базировалась на философских взглядах, основываясь на индивидуальном опыте внутренних переживаний. Исторический период Нового времени в исследовании природы души относится к XCVII в. В это время Р. Декарт ввел понятие дуализма как са- мостоятельных друг от друга субстанций тела и души. Их соотношение опытно может быть изучено в психофизическом и психофизиологическом течениях в постижении деятельности мозга. Стремления исследований в подобных сферах наиболее действенно предпринимались в XIX в. Однако передовые взгляды в естественнонаучных направлениях базировались на философских учениях дуализма или монизма. Монизм как учение о целостной субстанции природы разрабатывался Б. Спинозой, как и созданный на экспериментальном исследовании закон ассоциаций, введенный как термин Д. Локком. Научная психология в плане опытно-экспериментальных исследований введена В. Вундтом в 1879 г. Зарубежные психологические направления: 1) В. Вундт – изучение строения сознания (структурализм); 2) У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм); 3) З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг; 4) Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм); 5) М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология); 6) А. Маслоу – иерархия потребностей (гуманистическая психология); 7) С. Гроф – исследование психики в перемененных состояниях сознания. Является приверженцем естественнонаучного направления в исследовании психической деятельности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|