|
||||
|
55 ВЮЦРБУРГСКАЯ ШКОЛА Представляет собой группу ученых во главе сне-мецким психологом О. Кюльпе, исследовавших в начале XX в. в Вюрцбурском университете (Бавария) высшие психологические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции («экспериментальное самонаблюдение», при котором человек, проходивший испытание, тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им ощущений на каждой из стадий выполнения инструкций). К вюрцбургской школе (ВШ) принадлежали немецкие психологи К. Мар-бе, Н. А. Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др. ВШ ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера. Было выявлено, что мышление является психический процессом, закономерности которого не сводятся ни к законам логики, ни к законам возникновения ассоциаций. Своеобразие мыслительных процессов объяснялось тем, что ассоциации отбираются в сопоставлении с тенденциями, создаваемыми имеющейся у испытуемого задачей. Организующая роль оводилась предваряющей поиск решения установке, которую одни представители ВШ считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым в то время восприятиям ВШ пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные составляющие (умственные действия и независимые от чувственных образов смыслы и значения). Поэтому специфику концепции ВШ обычно рассматривают в том, что она включила в психологию понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления изучался ею как смена операций, которые иногда приобретают аффективную напряженность. Работы психологов ВШ поставили ряд важнейших проблем, которые касаются качественных отличий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность логически объяснить избирательность и направленность актов сознания. Но при этом мышление без каких-либо образов («чистое» мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мыслительной деятельности от речевой и практической деятельности игнорировалась. Идеалистическая методология ВШ, отразившая влияние немецких философов Ф. Брента-но и Э. Гуссерля, препятствовала раскрытию реальных причин психических процессов. Данные, полученные ВШ, вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титчене-ра, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|