56 ФУНКЦИОНАЛИЗМ В АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Функционализм анализирует восприятие с позиции перцептивного процесса. Образ восприятия осознается как функция перцептивной системы.

Идеи функционализма получили свое развитие в теории неосознаваемых умозаключений Г. Гельмгольца. Его положение: первоначальных сенсорных данных мало, чтобы воспринимать подробные предметы.

Во-первых, они многозначны по природе (зрительное течение не связано строго с сетчаточ-ным принципом стимула и зависит как от положения глаза в пространстве, так и от позиции второго; проекция плоскостей предмета допускает разнообразные объемные толкования).

Во-вторых, они излишни, т. е. не всякое чувство может стать компонентом образа предмета.

У истоков функционализма в Америке стоял У. Джемс. Функционализм – одно из главных направлений американской психологии. К функциональному течению принадлежат колумбийская и чикагская школы. Колумбийскую школу основал Р. Вудворт. Его основные работы – «Динамическая психология» (1918 г.) и «Динамика поведения» (1958 г.).

Представители чикагской школы: Д. Энджим, Г. Кэрр. В Чикагской школе использовали методы интроспекции; объективного наблюдения, анализа продуктов труда (язык, искусство). Чикагская школа являлась научно-образовательной, в ней готовили будущих ученых.

Функционализм старался анализировать все психические проявления с точки зрения их адаптивного характера. Это требовало обусловить их отношение к обстоятельствам среды, с одной стороны, и к потребностям организма – с другой.

Функционализм подвергает анализу вопрос влияния его устремленности на решение жизненно важных для человека сложных ситуаций под углом зрения его биологически-приспособительного смысла. Функционализм зародился от эволюционной теории Ч. Дарвина. Проблема состоит не в том, чтобы познать, из чего создано сознание, но в том, чтобы постигнуть его функцию и роль в выживании субъекта. Начиная с этого времени психология стремится понять, как устанавливаются эти новые способы адаптации. Таков подход к изучению и путей приобретения навыков, и вообще процесса научения.

В контрасте со структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер) функционализм требует анализа сознания с точки зрения его функции в поведении как оружия, с помощью которого организм адаптируется к обществу.

Психические функции анализируются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и с окружением, на которое обращено поведение, – с другой. Функционализм подчеркивает необходимость рассматривать организм в общности разума и тела, физических и психических аспектов, но не может преодолеть интроспективное осмысление сознания. Практическая направленность функционализма способствовала формированию педагогической, медицинской, инженерной психологии.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх