|
||||
|
71 ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Теория планомерного формирования умственных действий разработана П. Я. Гальпериным (1902–1988) и его последователями. Она содержит общие правила формирования знаний и навыков, а также программы их применения в образовании. По мнению П. Я. Гальперина, ориентировка – важнейший из компонентов действия, так как правильно сориентированный человек с большой вероятностью выполнит действие правильно с первого раза. В первую очередь было изучено действие как элементарная единица деятельности, в связи с чем было особо выделено понятие «ориентировочная основа действия»(ООД). Структура ООД включает в себя: 1) знания об условиях успешного выполнения действия; 2) знания о структуре, цели, длительности действия и т. д. Различная ООД ведет к различным условиям для формирования знаний и навыков. 1. Неполная ООД – обучаемый имеет представление о самом действии и цели, но не знает, каковы условия его успешности. Действие формируется на основе проб и ошибок, содержит много лишних элементов. Это характерно для неорганизованного обучения. 2. Частично полная ООД – обучаемый имеет представление о действии, цели и правильности его выполнения. Однако знания являются сугубо практическими, не включаются в общую систему знаний субъекта. 3. Полная ООД – обучаемый получает полную картину действия, понимает его логику, способен самостоятельно переносить его в другие сферы. Согласно этой теории для формирования нового знания или навыка необходимо выполнение следующих условий: 1) повышается мотивация субъекта; 2) знания закрепляются корректно во внешней форме (например, в виде наглядных пособий); 3) объясняется логика знания, его место в системе других знаний; 4) достигается запоминание. П. Я. Гальперин выделял 6 параметров действия, четыре первых являются первичными, а последние два – вторичными, образующимися в результате сочетания первых: 1) уровень выполнения действия: материальный, речевой, умственный; 2) мера обобщения; 3) полнота фактически выполняемых операций; 4) мера освоения; 5) разумность действия; 6) сознательность действия. П. Я. Гальперин выделял три группы действий. 1. Действия, которые необходимо усвоить. 2. Действия, которые необходимы в процессе обучения. 3. Моделирование и кодирование. Обучение, по П. Я. Гальперину, состоит из пяти этапов: 1) создание ООД; 2) материализованное действие; 3) проговаривание вслух; 4) проговаривание про себя; 5) автоматизация действия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|