|
||||
|
Часть 2. ЛЮБОВЬ И НЕ-ЛЮБОВЬ НЕ-ЛЮБОВЬ «Любовь»… Это понятие вызывает больше лирические, нежели научные ассоциации, а тема любви гораздо больше проработана в литературе и в искусстве, чем в науке. «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Тихий Дон», «Красное и черное» — этот список можно продолжать бесконечно. Психология этому мало что может противопоставить, разве что «Искусство любви» Э. Фромма, изданное в 1962 году. Возможно, именно искусство ближе сегодня к пониманию природы любви, чем наука, в том числе и психологическая. Не в последнюю очередь это связано с крайне расширительной трактовкой понятия «любовь», что делает его очень сложным объектом для исследования. Несмотря на общие источники социокультурного происхождения (мифы, книги, средства массовой коммуникации) единого, конвенциального понятия любви нет. Выработка точного определения этого понятия, несомненно, имеет большое значение. На сегодня понятие «любовь» является чаще всего синонимом любого рода благополучных межличностных отношений. Эта неясность порождает такие же неясные, противоречивые, а иногда и нереалистические ожидания между партнерами. В результате такие ожидания порождают неверные предсказания и не адекватные расчеты во взаимоотношениях, что является одной из существенных причин кризисов семьи, увеличения уровня одиночества, невротизации, количества суицидальных попыток. Разумеется, любовь — это слишком большое и слишком глубокое понятие, чтобы быть полностью понятым, измеренным и описанным при помощи слов. Наличие предрассудков, иллюзий и заблуждений весьма характерно, когда затрагивается тема природы любви. Это происходит, в частности, и потому, что, в связи с ее таинственной сущностью, о любви распространяется масса неправильных представлений. Поэтому для начала я ре шил ограничиться изучением прежде всего того, что приписывается любви, но таковой не является. В качестве предмета данного исследования были выбраны такие, своего рода, мифы о любви. Надеюсь, что это несколько сузит круг изучаемого явления и поможет в дальнейшем «от противного» определить какие-то сущностные характеристики любви в узком смысле этого слова. Любовь и виды аттракции Как уже отмечалось, понятие «любовь» имеет широкое толкование, что делает его малоподходящим для научного исследования. Чтобы избежать этого, в последние годы в отечествен ной и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений, утвердился термин «аттракция», который представляет собой кальку с английского attraction и определяется как притяжение, эмоциональное отношение между людьми. Можно сказать, что под аттракцией понимается любовь в широком смысле. Учитывая то, что разные виды аттракции являются самостоятельными эмоциональными отношениями, несводимыми к пони манию любви в ее узком значении, попробуем их выделить. В качестве основных по степени глубины мы (совместно с Е. Е. Куниным) выделяем следующие виды эмоциональных отношений: симпатия, влюбленность, привязанность, увлеченность, невротические отношения (слияние, зависимость, самопожертвование). В каждом виде (хотя обычно они называются одним словом — «любовь») существуют свои отличия в развитии отношений. Рас смотрим их более подробно, а затем исследуем, что такое собственно «любовь» в прямом, узком смысле этого слова. Симпатия Аттракция, возникающая на самом первом этапе развития эмоциональных отношений, предстает в виде симпатии. Внешние данные, степень физической привлекательности, социально демографические характеристики, символы социального статуса, поведенческие паттерны человека традиционно считаются главной причиной симпатии к нему со стороны других людей (Л. Я. Гозман). Такие характеристики человека открыты для наблюдения и не требуют для своего опознания сколько-нибудь длительного времени, поэтому их воздействие будет наиболее заметно на первых этапах общения. При этом следует учесть, что оценка физической привлекательности или красоты другого человека определяется степенью соответствия существующим жестким стандартам, которые можно связать с воздействием кино и телевидения, рекламирующих одни и те же образы внешности. Можно сказать, что симпатия — это эмоциональная реакция на «маску» партнера. С точки зрения продолжительности, симпатия является наиболее кратковременным и быстропроходящим видом эмоционального отношения. Влюбленность По мере развития эмоциональных отношений они могут перерасти во влюбленность, которую часто ошибочно считают про явлением любви. Классический пример влюбленности — трагедия «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. По мнению М. С. Пека, это связано с тем, что влюбленный человек переживает это чувство с такой же силой, как и любовь. Но в тоже время между любовью и влюбленностью существуют значительные отличия. Первая заключается в том, что влюбленность имеет специфическую связь с эротическим чувством, то есть имеет под собой осознанную или неосознанную сексуальную мотивацию, «самоинтерпретацию физиологического возбуждения». Вторая закономерность заключается в том, что влюбленность обычно скоро проходит, так как физиологическое возбуждение не может быть постоянным. Другой характеристикой влюбленности является быстрота возникновения этого чувства («любовь с первого взгляда» — это про влюбленность), кратковременность (не более двух лет) и такой же быстрый спад. Еще одно из отличий влюбленности заключается в том, что она является отношением нормативным и поэтому зачастую без личным. В определенный период жизни человека нормы общества требуют от него влюбиться в другого человека противоположного пола. Основным механизмом возникновения влюбленности является эмоциональная реакция на ролевое поведение другого человека. Если в какой-то степени человек какой-то частью своего поведения будет соответствовать моему представлению об идеале («удачно сыграет свою роль»), то я моментально на него этот идеал достраиваю. При этом восприятие становится избирательным. Влюбленные воспринимают друг друга как бы сквозь особый фильтр, состоящий из того, как они ценимы, любимы и пр. «Из всего того, что они могут заметить, они воспринимают то, что соответствует желаемым состояниям ума и тела, что больше всего нравится» (М. С. Пек). Особенность этих фильтров в том, что они пропускают и увеличивают только достоинства, даже самые маленькие, а недостатки не значительно преуменьшаются. Поэтому влюбленность называется «аффективной аттракцией». Период влюбленности — это период ожидания, экспектакций: «Я не знаю человека, какой он на самом деле, но думаю, что он самый лучший, хороший, добрый и т. п.». Через некоторое время эти ожидания рассеиваются, и сквозь нашу мечту начинает проявляться реальный человек. «Я-то думала, а он вон какой оказался», — с этих слов влюбленность начинает резко идти на убыль. Фильтры в очках меняются. Теперь достоинства уменьшаются, зато недостатки, пусть даже очень не значительные, начинают расти и увеличиваться в наших глазах. В каком-то смысле влюбленность сродни кратковременному сумасшествию. Так же, как и сумасшедший, человек влюбляется не в реальность, а в свой внутренний образ, в свой идеал (каким должен быть другой человек). И при расхождении идеала с реальностью он вместо изменения своего идеала сохраняет его, но прерывает контакт с реальностью. Влюбленность боится реальности, для нее необходима тайна, недосказанность, туман. Это позволяет достаточно долго оставлять в силе свое идеальное представление. Очень хорошо влюбляться по переписке или в актеров, то есть когда реальные отношения не грозят. Близким к влюбленности, отчасти объясняющим ее природу, является феномен перенесения. Его механизм был описан и тщательно проработан 3. Фрейдом как один из важнейших для успешного психоаналитического лечения. Положительное перенесение проявляется в форме влюбленности в психоаналитика и выражается в переоценке его качеств, поглощенностью его интересами, ревностью по отношению ко всем, близким ему в жизни. Для усиления перенесения психоаналитик не сообщает о себе никакой конкретной информации, что дает возможность перенести на себя внутренний идеал клиента, быть для него своеобразным «зеркалом». Путаница любви и влюбленности является одной из причин разводов. Исследования показывают, что наибольший процент браков происходит именно по влюбленности, которая ошибочно принимается за любовь. Привязанность Еще один вид аттракции носит название привязанность. Это также безличностные отношения, так как они основаны на каком-либо повторяющемся ритуале совместной деятельности. Механизм привязанности хорошо описан у А. Сент-Экзюпери в повести «Маленький принц», когда Лис подробно описывает Маленькому принцу всю технологию создания этого вида эмоциональных отношений. «Лис замолчал и долго смотрел на маленького принца. По том сказал: — Пожалуйста… приручи меня!.. — Я бы рад, — отвечал Маленький принц. — Но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. — Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! — А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. — Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, то уже с трех часов я буду чувствовать себя счастливым. И чем ближе к назначенному счастью, тем счастливей. В четыре часа я начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, то я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… нужно соблюдать обряды». Так Маленький принц приручил Лиса. И при расставании Лис сделал ему замечательный подарок. Он сказал: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». В основе формирования привязанности лежит ритуал. Совместное, повторяющееся действо может привести к усилению эмоциональной привлекательности друг друга. Мы тратим энергию на другого, и человек постепенно становится для нас дорогим. Как говорится — «Дорогой человек — это тот, кто нам дорого достался». Проблема может возникнуть тогда, когда привязанность принимается за любовь, люди начинают жить вместе и перестают поддерживать свои ритуалы. В этом случае привязанность начинает постепенно угасать. Чрезвычайно важным фактором сплочения является совместное сильное переживание. При этом не имеет значения, положи тельное оно или отрицательное. Известен так называемый «синдром заложника», когда в ситуации совместного пребывания с террористами у заложников начинают возникать эмоциональное единение с теми, кто их захватил. Поэтому организация совместных переживаний может быть важным фактором поддержания силы привязанности. Увлеченность Увлеченность отличается от влюбленности и привязанности уже тем, что это эмоциональная реакция уже на реальное качество другого человека. При увлеченности нас привлекает нечто, что действительно существует в другом. Если влюбиться и привязаться можно практически к любому человеку, то для увлеченности нам уже необходимо увидеть в другом человеке элемент его индивидуальности. Например, у него художественный талант или он отличный спортсмен. Как видно из представленного обзора, каждая аттракция при ближайшем рассмотрении имеет свои достаточно четкие характеристики, отличающиеся друг от друга. Но это все «нелюбовь». Невротические виды «любви» В качестве невротических видов эмоциональной связи можно выделить такие, как зависимость, слияние и самопожертвование. Они также являются достаточно распространенными заблуждениями по поводу любви. Под зависимостью понимается неспособность человека ощущать себя самодостаточным или нормально функционировать без уверенности, что кто-то другой заботится о нем. Такие люди очень плохо переносят одиночество, жалуются на внутреннее чувство пустоты и постоянно поглощены поисками любви у всех, у кого только возможно. Основу зависимости составляет ложное убеждение, что источник любви находится в другом партнере. Вариантами зависимости может быть слияние. При этом два человека становятся как бы одним. Это очень легко диагностируется. Например, приходит семейная пара, и на мой вопрос по поводу проблемы жена говорит примерно следующее: «Сначала у НАС все было хорошо, потом МЫ стали ссориться, и теперь МЫ уже не знаем, как жить дальше вместе». Употребление слова «МЫ» является признаком слияния. Как не парадоксально, но слияние является своеобразной формой психологической защиты от подлинного контакта друг с другом. Сливаясь, мы теряем свои контактные границы и превращаемся в одно «Мы». Здоровый вид отношений строится не на потере себя, а на резонансе друг с другом. Ф. Перле в качестве индикатора слияния выделял две повторяющиеся эмоции: вина и обида. Вина — это способ наказания себя за нарушение слияния, желание подстроиться под другого человека. Обида — это наказание другого за то, что он разрушил слияние, это желание подстроить его под себя. Представим, что муж купил билеты в театр, приходит домой и приглашает жену. А она ему отвечает: «Ты что, какой театр?! Дома столько дел, от дай билеты соседям». Если эта пара находится в слиянии, муж попадает в трудную ситуацию. Ради сохранения согласия он может сделать так, как посоветовала жена, и остаться дома. Но тог да у него будет на нее обида, так как он все-таки хотел пойти в театр. Но если он пойдет в театр, то чувство вины отравит ему все удовольствие: «Наверное, жена обиделась, потом с ним три дня разговаривать не будет. И зачем только я пошел в этот театр! Действительно, дома много работы, а я думаю только о себе». Слияние не всегда является невротическим. Его суть заключается в воспроизводстве человеком своих внутриутробных отношений с матерью. Данный тип взаимосвязанных отношений плода с матерью здоров и нормален. Если матери плохо, то ее состояние передается ребенку и наоборот. Когда беременная женщина говорит: «Мы поели, мы погуляли», то это соответствует реальности. Слияние становится невротическим, когда после физического отделения ребенка от тела матери способ их общения остается прежним. Например, на консультации сидим втроем, я и мама с дочкой. Я спрашиваю дочку: «Ты умеешь рисовать?» И вдруг отвечает мама: «Да. Мы уже второй год ходим в художественную школу». То есть ребенок родился, но психологического отделения не произошло, и ребенок остался в той же невидимой утробе. Воспитание по типу «слияние» вредно прежде всего тем, что лишает человека возможности жить своей жизнью («жить свою жизнь»). Если ребенок «мой», я за него отвечаю, но я же его и контролирую. Когда такой ребенок вырастает, у него формируется потребность в слиянии. Под видом поиска партнера для любви ищется человек, с кем можно «слиться». Поэтому явным признаком слияния являются такие выражения как, например, «Если ты от меня уйдешь, я буду страдать». Б. Хеллингер считает, что если такое прозвучало, то надо немедленно уходить, иначе будут проблемы. В основе поддержания отношений по типу «слияние» лежит страх одиночества. Поэтому противодействием слиянию может быть такая установка: «Мне с тобой хорошо, мне и без тебя хорошо». То есть мое «хорошо» не зависит от другого человека. С этой точки зрения, условно можно выделить два вида отношений: от недостатка и от избытка. Слияние — это как раз от недостатка. Когда люди утверждают, что не могут жить друг без друга, то подразумевается, что они почти что «сиамские близнецы» или инвалиды, где каждый обслуживает другого. Когда человек может себе сам делать «хорошо», у него есть избыток и есть чем поделиться с другим. При самопожертвовании человек выступает не берущим, но дающим, однако все его «дары» имеют общую черту: «даритель» под личиной любви удовлетворяет собственные потребности, не учитывая потребности развития «получателя». Это вредно как для самого «жертвователя», так и для его подопечного. В качестве примера приведу фрагмент консультации. Однажды ко мне пришла пожилая женщина. Со слезами на глазах она стала рассказывать о своем сыне. Всю жизнь она его опекала, после школы устроила в институт в другой город. Через полгода выяснилось, что он там не учился да еще задолжал огромную сумму денег. Для того чтобы его спасти, ей пришлось продать квартиру. Ее вопрос был следующий: «Что мне с ним делать, как его изменить?» Я сначала попытался перевести раз говор на нее, почему это ее так волнует, как ей жить своей жизнью, а не жизнью сына. По моим правилам, надо работать с тем, кто пришел. Но женщина будто меня не слышала и продолжала говорить о своем сыне. Я понял, что нужна шоковая терапия, чтобы пробудить ее из этого депрессивного состояния. — Ситуация у Вас тупиковая. Думаю, что помочь Вам никак нельзя. Слова подействовали отрезвляюще. Наконец-то она услышала меня. — Почему? — спросила она. — С одной стороны, перевоспитать сына в таком возрасте Вам вряд ли удастся. С другой — Вы будете продолжать заниматься его делами. Не так ли? Она подтвердила это и спросила: — Но, может, что-нибудь можно сделать? — Для этого надо как-то ослабить нагрузку. Но Вы же его не бросите. Отсюда получается: чтобы Вам стало легче, есть только один выход. Надо, что бы он… умер. Тогда Вы перестанете страдать. Женщина задумалась, а потом сказала: — Да, и сын мне все время говорит, что думает о самоубийстве. Даже пистолет какой-то грозился достать. Действительно, в позиции жертвующего всегда есть скрытая агрессия к другому человеку, ведь именно он является причиной его лишений. И это подсознательная агрессия передается, но от нее трудно защититься: ведь он жертвует ради меня. Ни один ребенок не хочет своего счастья ценой страдания родителей. Он их любит и ради этого готов на многое. Детская логика очень проста: если мать страдает из-за меня, значит, чтобы ей стало легче, надо умереть. Так жертвенная позиция формирует у другого человека деструктивную самоубийственную позицию. Отрывок из ненаучной классификации неизвестного автора Ваше сердце бешено бьется, а дыхание захватывает? — Это не Любовь, это Симпатия. Вам трудно даже физически оторваться друг от друга? — Это не Любовь, это Вожделение. Вы гордитесь своим партнером? — Это не Любовь, это Удача. Вы хотите всегда быть с партнером? — Это не Любовь, это Одиночество. Вы с ним/ней, потому что так надо? — Это не Любовь, это Преданность Вы поддерживаете партнера, только чтобы не обидеть? — Это не Любовь, это Жалость. Вы с партнером ради единственного поцелуя? — Это не Любовь, это Неуверенность. Вы принадлежите партнеру, потому что не можете ничего с этим поделать? — Это не Любовь, это Сильное Увлечение. Вы прощаете партнеру все ошибки? — Это не Любовь, это Дружба. Вы каждый день твердите. Что он/она единственный/ ая, о ком вы думаете всегда? — Это не Любовь, это Ложь. Вы готовы отдать все ради партнера? — Это не Любовь, это Милосердие… «Миф о любви» как одна из причин возникновения аттракции Разумеется, вышеприведенный список видов аттракции не является окончательным. Он скорее иллюстрирует наличие раз личных вариантов развития эмоциональных межличностных отношений. Что же является «запускающим» фактором этих аттракции, и почему в обыденном сознании они ассоциируются с таким совершенно не похожим на них явлением, как любовь? Частично ответ на этот вопрос можно найти в работе Л. Камерон-Бендлер, которая ввела понятие «общие поведенческие эквиваленты». Под ними она понимает значение, которое чело век связывает с каким-либо определенным способом поведения, имеющим специфическое эмоциональное качество. Напри мер, мягкое прикосновение или произнесение имени особым образом, взгляд в глаза, неожиданный подарок — все эти способы поведения воспринимаются как нагруженные особым значением. Автор здесь делает важное замечание, что значение не подвергается сомнению, а принимается как истинное. При этом реакция человека на такое поведение является автоматической и полной каждый раз, когда оно имеет место. Какое же психологическое явление лежит в основе «поведенческого эквивалента», и на основании чего человек придает эти значения? Моим предположением на этот счет является то, что основой для такого значения является не всегда осознаваемая, но существующая индивидуальная концепция любви. Именно совпадение поведения другого человека с личной концепцией «какой должна быть любовь» позволяет запустить механизм аттракции. Условно я обозначил такую концепцию как «миф о любви», так как она базируется чаще всего на неверных предпосылках. Некоторые варианты таких предпосылок можно встретить в работе Э. Фромма. Он писал, что когда один человек говорит другому «Я тебя люблю» — то у обоих складывается иллюзия понимания этого выражения, хотя каждый из них может подразумевать под любовью совершенно разное. «Люби меня не так, как ты любишь, а так, как я это понимаю» — такой лейтмотив, требование неосознанно предъявляем мы друг другу в отношениях. Зачастую хорошие отношения строятся не на любви, а лишь на совпадении наших представлений о ней. А если они отличаются друг от друга, что тогда? Ссоры не избежать: «Ты говорил, что любишь, а сам ведешь себя совсем не так», «Да нет же, я тебя люблю, неужели ты не видишь?» Эти «выяснения отношений» могут длиться годами, так ничем и не завершившись. И борьба друг с другом идет не за любовь, а за отстаивание своей концепции любви как единственно верной. Эти концепции любви активно навязываются нам через средства массовой информации, но какое отношение они имеют к реальности? На мой взгляд, именно «миф о любви» является основным препятствием в движении человека к истинной любви. Поэтому обнаружение и осознание своего индивидуального мифа может дать возможность человеку существенно расширить свою способность к любви. Многие просто не знают, что это такое на самом деле, а руководствуются лишь концепциями любви. Концепция становится рамками, ограничивающими путь к реальной любви. У Г. Гурджиева есть выражение: «Чтобы убежать из тюрьмы, надо осознать, что ты сидишь в ней». Осознание своей концепции любви может дать возможность человеку выйти за ее пределы и прикоснуться к ней, как к реальной. Путь к любви идет не напрямую, а через изучение того, что не является ею. К сожалению, подавляющее большинство философских и психологических исследований о природе любви носят априорный характер, и зависимость представлений о любви от свойств личности в них не просматривается. Выявляя подделки и отвергая их, мы можем постигнуть суть настоящей любви. Мною будет предпринята попытка выяснить, как концепция любви связана с характером человека, от каких личностных особенностей она зависит и какой сценарий отношений она предполагает. МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ» В нашем исследовании «мифов о любви» в качестве основных решались две задачи: создание методов обнаружения личной концепции любви, а также описание полученных результатов. Отношение к понятию «Я тебя люблю» В отношении к фразе «Я тебя люблю» выявилось две группы: одним людям легко это сказать, и они подобным образом реагируют довольно часто. Для других такая демонстрация край не сложна, даже самым близким они этого не говорят. Выяснилось, что различие между этими группами следующее: в первой доминирует недооценка понятия «любовь», то есть для них любовь — это синоним таких слов, как «я к тебе хорошо отношусь», «ты мне интересен», «я тебя принимаю»; во второй — переоценка, то есть любовь воспринимается как ответственность, нагрузка, долг, обязательства — «я тебя люблю, значит, я должен…» Влияние ведущей репрезентативной системы на концепцию любви В НЛП существует представление о том, что любой человек, хотя и получает информацию по различным сенсорным каналам (слух, зрение, осязание, вкус), склонен отдавать предпочтение одному из них. В зависимости от того, какие сенсорные стимулы являются ведущими, людей можно разделить на три типа: с опорой на ощущения — кинестетики, на зрительное восприятие — визуалы — и на слуховые образы — аудиалы. Многие трудности в отношениях связаны с тем, что люди, как правило, не учитывают различий в репрезентативных системах. Нами (совместно с М. Нурмухамметовой) было проведено исследование того, как разница в репрезентативной системе влияет на «концепцию любви». У кинестетиков в описании присутствовали такие положения, как: — «Любовь полностью охватывает человека, заполняет его душу». — «Это смешение чувств, которые постоянно сменяют друг друга. Трудно даже выделить момент перехода из одного в дру гое». — «Любовь — это чтото разное, неуловимое, теплое, неви димое, иногда ранящее и обжигающее». — «Любовь как объемный шар. Он одновременно может по казаться и легким, невесомым, способным далеко оторваться от земли и реальности, и тяжелым, имеющим вес и значимость. В то же время шар — символ вместительности и полноты, переполнения эмоциями, чувствами и ощущениями». В описании «любви» визуалов используются следующие выражения: — «О том, что человек к тебе чувствует, можно понять с первого взгляда». — «Мы можем наблюдать любовь, но не можем потрогать ее руками. Это прекрасно и порой недолговечно, но всегда дарит радость и замечательные воспоминания». — «Любовь — это чистое небо, голубое, красивое, спокойное. И люди, как деревья, которые тянутся к небу». — «Любовь для меня — светлое, чистое чувство. Когда любишь, то буквально весь мир вокруг тебя преображается, становится лучше. При этом ты хочешь видеть любимого человека как можно чаще, стремишься каждую минуту быть рядом с ним». Аудиальный тип применяет такие слова, как: — «Любовь — это когда я хочу слушать голос с наслаждением». — «Любовь во мне, ее очень трудно описать словами. Это когда я иду но улице и вижу старенькую бабушку. Я присаживаюсь рядом с ней и говорю. Слушаю ее. И слышу ее». Особенность аудиалов в описании любви проявляется в большом объеме текста и в форме подачи этого текста. Они как бы заставляют слова и предложения звучать. Например, задают вопрос и пропускают много места перед тем как на него ответить: «Что такое любовь? Любовь??? Это что-то непонятное, необъяснимое, непредсказуемое…» Или дают описание в форме диалога с собой. Или заставляют звучать слова, повторяя их несколько раз и ставя дефисы между слогами: «Любовь — это принятие. Принятие. Просто принятие». Когда у человека все репрезентативные системы развиты примерно одинаково, то возникает «всеразвитая концепция любви». Например, такое описание: «Любовь начинается с глаз. — Где он? — Смотри. Недалеко от тебя. — Да, я вижу. Продолжается легким прикосновением рук. — Мне хочется обнять, чтобы почувствовать и убедиться, что это не сон. И поцелуем. — Я хочу показать ему, что он близок мне. Мы любим тех, с кем нам спокойно. Это безусловная любовь, которую мы должны ценить и не забывать, не прятать свои чувства. А любовь одна, она только выражается по-разному». Образы любви Ввиду того что индивидуальный «миф о любви» ма-лоосознаваем и поэтому трудно выразим в словах, для его выявления мной были сконструирован проективный тест «Нарисуй любовь». Участникам предлагалось нарисовать любовь так, как они ее понимают. Результаты теста «Нарисуй любовь» классифицируются по различным типам мифов о любви. Самым распространенным образом оказалось изображение солнца. В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что в этой концепции «любовь как солнце» может ослепить, затмить и т. д., а также дать душевное тепло или даже опалить, сжечь. Достаточно часто использовался банальный образ любви как стилизованного изображения сердца: пара на фоне «сердечек», слияние «сердечек», из которых вырастает дерево. Такие символы свидетельствуют об определенном инфантилизме. Нередко любовь изображается как стихия — океан, волны, бушующее море, и это можно трактовать так, что любовь может захватить человека, управлять им. Встречалось изображение любви в виде своеобразных ребусов, в которых слово «любовь» было зашифровано. Здесь любовь уже предстает как загадочное, таинственное и необычное поведение. Иногда в изображении любви были использованы негативные символы: черный цвет, тюремная решетка, надпись на могильном камне или кресте. В данном случае можно предположить отношение к любви как к опасному и порабощающему чувству. Восприятие любви через образы обнаженных мужчин и женщин может указывать на отождествление любви с сексуальными отношениями, а семьи — с браком. Встречалось также изображение романтической любви: изящные сплетенные линии, утонченные цветы и т. д. Иногда любовь изображается в виде цветовых пятен, свободных линий, штрихов. В этом случае можно говорить о том, что рисующий пони мает любовь как эмоцию. Трактовка любви может быть связана и с огнем, пламенем свечи. Частый мотив рисунка — изображение двух человек, двух лиц, двух рук. Возможно, это говорит о том, что любить можно только одного человека, а сама любовь сводится к поиску и выбору любимого. Если нарисован один объект, например, роза, то это может указывать на эгоцентрическую установку, на ожидание любви от другого. Вероятно, человек неосознанно отождествляет себя с нарисованным «красивым» объектом. Материал, полученный после диагностики, использовался для проведения групповой дискуссии по обнаружению личных «мифов о любви». Кроме этого, была сделана попытка более глубоко проанализировать некоторые часто встречающиеся сюжеты рисунков про любовь. Несмотря на обилие сюжетов в рисунках, удалось выявить два чрезвычайно часто встречающиеся мотива. Суть одного из них в том, что в центре рисунка есть нечто, что охраняется от внешнего мира. Это может быть схематическое изображение, например, яркий кружок или точка в центре, от которой идут концентрические круги. Это может быть цветок, который охраняют чьи-то руки, это может быть дом, окруженный радугой. То есть на всех рисунках есть два пространства — внешнее и внутреннее, и «любовь» помещается в более защищенное. Вариации могут быть разными, но смысл всегда один. Одно из возможных объяснений такого мотива заключается в том, что это мотив-воспоминание о внутриутробной жизни. Именно в это время плод находится в защищенном состоянии, во внутреннем пространстве. То есть, одна из базовых неосознаваемых концепций любви заключается в том, что это воспоминание о внутриутробном периоде, слиянии с матерью, защищенность от внешних воздействий. Отсюда ожидания от любви заключаются в возвращении в это блаженное райское состояние. Изображение цветка также связано с этой концепцией, как так цветок символизирует женские гениталии. Тема воды тоже связана с темой рождения, так как плод находится в жидкой среде. Второй мотив — наличие на рисунке двух элементов: рук, фигур и т. д. Его можно рассматривать как воспоминание о родителях, об их взаимоотношениях. Удалось выявить разницу в характере изображения «любви» в зависимости от репрезентативной системы. Чаще всего у кинестетиков абстрактные и очень яркие рисунки. Это разноцветные пятна, разводы типа «северного сияния», спирали, волны или просто окрашенный одним цветом лист. Наиболее часто используются красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета. Рисунки визуалов очень разные. Они рисуют образы, символы, людей. Это может быть, например, свеча, над которой летают мотыльки, сердечки, золотые рыбки, морские звезды и т. п. Используются яр кие и нежные тона. Отдельно мы попытались выяснить взаимосвязь индивидуального представления о любви с типом темперамента. Рисунки были сгруппированы в зависимости от типа темперамента. Трактовка рисунков проводилась с использованием концепции К. Юнга. Были получены следующие результаты. В рисунках сангвиников наиболее часто встречаются такие элементы, как: отсутствие изображения человека, море, дети, трава, животные, дом, горы, радуга. Используя концепцию Юнга, можно сказать, что в представлении сангвиников о любви присутствует свобода, индивидуализм, надежды на будущее, созидательные силы, природные силы, активное начало, постоянство, цельность, традиции, связь с предками, открытость. В рисунках холериков наиболее часто встречаются следующие элементы: абстрактные фигуры, многоэлементные композиции, человек, солнце, ураган, деревья, птицы, автомобиль. Можно сделать вывод, что в представлении холерика о любви господствует активное начало, горение ради всех, контролируемое либидо, щедрость, движение в будущее, устремление к изменению текущего состояния, сублимированное либидо, одухотворенность, восторженное состояние, свобода помыслов, импульсивность. В рисунках флегматиков наиболее часто встречаются элементы: озеро, ураган, трава, сердце, элемент соединения. В представлении флегматика о любви присутствуют загадочность, глубина, мудрость, природные силы, жизненный центр, совесть, счастье, движение в будущее. В рисунках меланхоликов доминируют следующие элементы: небо, цветы, сердце. В представлении меланхоликов о любви присутствуют переменчивость, ненадежность, скрытость, нежность и ласковость, совесть, свет, счастье. Отдельно была предпринята попытка выяснить степень личностной обусловленности представлений о любви. В результате применения рисуночного теста были выявлены наиболее часто встречающиеся элементы. К ним относятся: солнце, цветы, дерево, сердце, небо, море. Затем эти образы, в виде набора карточек, предлагались испытуемым для выбора, какой «архетип» больше соответствует понятию «любовь». Затем использовался личностный тест («Акцентуация характера» К. Леонгарда) для выяснения обусловленности выбора концепции любви с типом характера человека. По результатам некоторых выборов можно сказать следующее. «Солнце» выбирает человек энергичный, стремящийся быть в центре внимания. Он скрывает от окружающих свое подавленное настроение, которое склонен переживать глубоко и эмоционально насыщенно. Сильные влечения определяют частые эмоциональные перепады. «Небо» — есть склонность к перепадам настроения. «Море» — тревожность, с «застреванием» на ней, страх неудачи. «Цветок» — при плохом настроении не уединяется, а ищет общения, склонен к формированию сверхценных идей. Влияние представления о любви на выбор партнера Использовалось упражнение «Ранжирование по критерию». Это упражнение заключается в том, что каждый из членов группы должен проранжировать участников по способности к любви. Ранжирование, то есть расстановка участников по степени убывания такого качества, как «способность к любви», дает богатый материал для обсуждения. В ходе выполнения упражнения, после того как участник расставлял членов группы по заданному критерию, ведущий предлагал ему заменить «способность к любви» на другое качество, которое также подходит под этот вариант ранжирования. Это качество, которое могло бы адекватно заменить такое широкое понятие, как «способность к любви». В этом случае опять проявлялся индивидуальный миф, который участник тренинга вкладывал в слово «любовь» — ранжировал по душевной теплоте, физической привлекательности, жесткости или строгости поведения и т. д. Сопоставление результатов ранжирования участников и их рисунков обнаруживало большое сходство индивидуальных трактовок. Визуализация любви В качестве темы для визуализации было предложено представить мысленное путешествие в пространстве любви. Для этого я взял адаптированное упражнение П. Ферруччи. Под музыкальное сопровождение участникам зачитывался следующий текст: «Представьте закрытую дверь. На двери написано слово „ЛЮБОВЬ“. Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись… Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме — в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т. д. Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы ни обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом: а) Воспринимайте это со всей ясностью, без каких-либо оценок или толкований; не бегите дальше, но задерживайтесь у каждого возникающего образа. Позвольте ему раскрыть вам себя полностью. б) Сознавайте, что этот образ — лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к любви. Скажите себе: „В мире любви есть и это“. Затем переходите к другому образу. Выйдите и закройте дверь. В завершение упражнения поду майте о явившихся вам образах». Можно видоизменить это упражнение, визуализируя на двери надпись «СЕКСУАЛЬНОСТЬ», «БРАК» и т. д. Это упражнение вызывает чрезвычайно сильные ощущения у большинства участников. За сравнительно короткое время им удается испытать самые разнообразные переживания, связанные с понятием «любовь». Вот фрагменты некоторых описаний:
Это упражнение обнаружило еще один аспект в понимании любви. У большинства участников образы, возникающие в процессе визуализации, очень близко совпадали с описаниями воспоминаний людей, переживших клиническую смерть: туннель, выход в открытое пространство, полет вверх к яркому свету, встреча с умершими. Может быть, древние были в чем-то правы, сравнивая любовь и смерть. В данном случае, конечно, имеется в виду не физическая смерть, а смерть личного «Я» для слияния его с другим или с другими «Я». Помимо этого, упражнение на визуализацию дало еще необычный психотерапевтический эффект: участники смогли осознать, что источник любви находится в них самих, а не в других людях. ЛЮБОВЬ На подступах к любви Итак, возникает вопрос, если все перечисленное выше — не любовь, то что же такое тогда любовь? И существует ли она вообще? У Ларошфуко есть высказывание: «Любовь — это привидение, которое никто не видел, но все о нем говорят». Перефразируя, можно сказать, что любовь, вопреки общепринятому мнению, — редко встречающееся явление в человеческом мире. Поэтому наши житейские представления совсем не совпадают с этим явлением. Основная трудность заключается в том, что любовь в словах не выражается. Вот про нелюбовь можно говорить много и обстоятельно. Любовь же относится к субъектной части человека, а словами можно выразить только то, что можно объективизировать. По мнению Г. Гурджиева, наиболее адекватный язык для передачи любви — это музыка. Посредством музыки можно передать хоть какое-то знание о любви. Но, хотя моя попытка описания любви обречена, я надеюсь, что какое-то представление о любви в узком смысле этого слова можно будет составить. Любовь как объект и как способность Начнем с того, что любви нет. Но не пугайтесь резкости этого заявления. Ее нет как объекта, как существительного. Для объяснения этого можно выделить два уровня реальности: некая «первичная» реальность, данная нам в ощущениях и восприятии, и реальность, которую условно можно обозначить как «реальность второго уровня». Эта вторичная реальность является произведением человека и она условна. Но когда мы начинаем принимать условную реальность как первичную, то мы можем формировать ошибочные представления и ожидания. Например, понятие «группа». В действительности ее не существует, но мы часто оперируем этим словом как реальным, например, говорят: «Я боюсь группы». Иногда на занятиях, когда мы касаемся этой темы, возникает дискуссия. Тогда я предлагаю показать мне, где находится группа. Человек обводит сидящих людей рукой и говорит: «Вот все это — группа». — «А где конкретно? — спрашиваю я. — Вот сидит Петя, вот Таня, а где группа?». Группа — это только слово, приду манное для удобства нашего понимания. То же происходит со словом «любовь». Если верить, что любовь есть как существительное, как некий ценный объект, начинается фантасмагория. Почти все эстрадные песни «о любви» на эту тему. Во-первых, чтобы ее иметь, я должен ее найти. Где искать? Может, в моем городе? А если ее там нет, тогда надо куда то отправляться в путешествие. В общем, где-то она есть, надо только не лениться ее разыскивать. Допустим, я «нашел свою любовь», но теперь возникают новые проблемы. Объект-то ценный, значит, и охотников на него полно. Теперь надо «любовь» охранять. Особенно опасны близкие подруги и друзья: они могут «украсть мою любовь». Иногда говорят: «Ты разрушил нашу любовь» или даже: «Ты убил любовь». А иногда «любовь» можно потерять. Так и представляется, что шли-шли вместе, отвлеклись, и «любовь» где-то обронили. А еще надо суметь отличить «настоящую» любовь от «фальшивой». Вот что происходит при путанице разных уровней реальности. Если любви нет, то что же есть? Реально существует лишь действие, обозначаемое глаголом «любить». Если это так, то в этом случае необходима другая стратегия. Для того чтобы в моей жизни была любовь, мне необходимо не искать ее, а учиться любить, осваивать и развивать в себе эту способность (Э. Фромм). Если я хочу быть сильным, то тренируюсь каждый день. Поэтому большинству из нас любовь не грозит. Сколько времени в день мы тратим на развитие в себе способности любить? Многим даже непонятно, как это делать. Опять же, если я хочу учиться, то надо найти учителя любви. Если ничего для этого не делать, то возникнуть любви в нашей жизни просто неоткуда, и для многих любовь будет только абстрактным понятием. Отсюда очевидна нереальность многих психологических установок по поводу любви. Например, отождествление любви с эмоцией. Любая эмоция, пусть даже очень сильная, не может быть неизменной и постоянной. А любовь, если это способность, не проходит. Вторая ложная установка, о которой писал Э. Фромм, что любовь — это дело нехитрое, главная проблема — кого любить. Если же любовь — способность, то она не зависит от характеристик объекта. Если я умею любить, то могу любить не только конкретного человека, любовь может стать для меня от ношением к миру. Если считать любовь общей установкой на восприятие мира, то испытывать любовь ко всему человечеству, не испытывая ее к себе, невозможно. Как человек относится к другим, также он относится и к себе. Об этом же говорили древние: «Как внутри, так и снаружи». Но существует ложная установка, ставящая знак равенства между «любовью к себе» и «эгоизмом», то есть любить себя считается «плохо». Истоки такого смешения лежат в детском возрасте. На первоначальной стадии, называемой «нарциссизмом», ребенок сам себе нравится, но это усложняет процесс его воспитания. Потом он начинает переносить свою любовь на родителей. «Условная» и безусловная любовь Одна из опасных установок по поводу любви связана с идеей о том, что любовь дается за что-то, что ее надо заслужить, за нее надо бороться. Словом, любовь — это награда за хорошее поведение. В этом случае происходит смешение социального и эмоционального уровней в отношениях. Если любовь — это деньги, то, конечно, ее надо заработать. Эта установка «условной любви» формируется в детстве достаточно простым способом. Например, мама говорит своему ребенку: «Если ты не будешь есть эту кашу, я тебя любить не буду» или «Будешь шалить — отдам тебя чужому дяде». При этом ребенок попадает в конфликтную ситуацию: либо быть собой, но есть риск остаться без любви, либо соответствовать родительским ожиданиям ради их любви. А для ребенка любовь является жизненной необходимостью, не меньше чем в еде и безопасности. Так формируется психология «послушного ребенка» с внутренним расколом между «хорошей» и «плохой» частью себя. Любовь для него предстает средством манипуляции, ее могут дать, а могут и забрать обратно. Позднее, когда человек вырастает, он начинает руководствоваться девизами, являющимися следствием преподанной в детстве концепцией «условной любви». Эта установка формирует сценарий, по которому человек обречен не только никого не любить, но и не дать другим полюбить себя. Вот лишь некоторые девизы, которыми он руководствуется в дальнейшем. Они логически вытекают из преподанной родителями концепции любви. 1. Не люби никого просто так. То есть, если любовь — это деньги, то деньги просто так не раздают. Следовательно, любовь надо беречь, копить и давать только тому, кто ее заслуживает. И вообще, сначала надо проверить, насколько надежным является мой предполагаемый «объект» любви. Может, жулик какой-нибудь попадется. Отдам ему свою любовь, а он с ней скроется или променяет ее на что-нибудь другое. 2. Не напрашивайся, не говори никому, что нуждаешься в любви и тепле. Если ты раскроешься перед другим, то этим покажешь свою зависимость от его любви. Он из тебя веревки вить начнет, манипулировать (как родители в детстве). Поэтому надо делать вид, что не очень-то тебе его любовь нужна. 3. Если тебе дали тепло, не принимай и не показывай, что оно тебе было нужно. Это очень опасный прием, когда кто-то бесплатно (!) пытается дать свою любовь. Тут явно какая-то нечестная игра, как бы потом за это не пришлось расплачиваться. По этому, на всякий случай, лучше не поддаваться на провокацию. В крайнем случае, бери, но так, как будто делаешь одолжение. 4. Если тебе дают не такую любовь, которая тебе нравится, — не отвергай, а бери и скрывай это. Любовь — это всегда сокровище, только дураки от этого могут отказаться. Бывают случаи, когда мужчина говорит женщине, что любит ее, а он ей не нравится. Но ведь дают «деньги», а вдруг больше никто не предложит, так всю жизнь жалеть придется. И женщина соглашается жить с нелюбимым. но принимая от него любовь. 5. Не люби самого себя. Моя личность сама по себе мало ценна. Любовь к себе малоценна, главное — это любовь окружающих. Для этого надо соответствовать их ожиданиям. Иногда так и говорят: «За что мне себя любить? Во мне нет ничего ценного». Как видите, пробиться к такому человеку с любовью крайне сложно. Если говорить о настоящей любви, то она по своей при роде безусловна. Любовь возникает к человеку не как к функции или роли, а по поводу его уникальности и неповторимости. Любят не за что-то, а иногда даже вопреки чему-то. Отсюда хорошая новость: борьба за любовь уже закончилась! В каждом есть уникальность, поэтому, для того чтобы нас любили, ничего специально делать не надо. Даже не надо быть «хорошим» для другого: «хорошего» труднее любить, так как его уникальность закрыта. Моя концепция любви Одно из самых ранних, но близких к сущности любви определений есть в Библии: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносит себя, любовь не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а со-радуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» Что добавилось к этим словам, написанным много веков назад? Самое короткое определение я встретил у В. Франкла: «Любовь — это принятие». Поэтому влюбленность никогда не перейдет в любовь, так как они имеют разную сущность. Влюбленность строится на идеализации, а любовь — на принятии реальности, то есть любят с открытыми глазами. Принятие хотя бы одного человека требует большого количества энергии. Кроме этого, принятие другого невозможно без принятия самого себя. По определению А. Кемпински, это — как вектор, который работает в обе стороны: насколько я принимаю себя, ровно настолько я могу принять другого человека. Если человек заявляет, что он любит всех, только себя ненавидит, то он или обманывает, или заблуждается. Есть простой тест на принятие себя — насколько человек может пребывать в одиночестве, сам с собой. При этом не читать, не смотреть телевизор, не засыпать, то есть не уходить из контакта с собой. Если к нам приходит любимый человек, ведь мы не читаем и не смотрим телевизор! Некоторые люди уже через 15 минут начинают испытывать тревожность. Можно сказать, что это проявление страха остаться наедине с собой. Иногда я предлагаю такое задание: «Пригласить самого себя к себе в гости». Мы очень много времени тратим на других, а та часть, которая для нас все делает, остается без нашего внимания. Та часть, которая кормит нас, одевает, прогуливает на улице, работает. И она иногда мстит болезнями, несчастными случаями, нелепыми ошибками, цель которых — привлечь к себе внимание. У многих есть желание «нужности» и, как особую проблему, человек иногда заявляет: «Я никому не нужен!» Я в этом случае говорю, что есть один человек, которому вы очень нужны. И не всегда люди догадываются, что этот человек — он сам. Грустно, но нередко себе человек бывает нужен намного меньше, чем остальным людям. Другое определение заключается в том, что любовь — это принятие уникальности другого человека. Поэтому объект любви незаменим. Иногда в случае отвержения человеку начинают советовать окружающие: «Брось ты ее, найдешь другую, похожую». Если это любовь, то как бы ни был похож на объект любви другой человек, он все равно Другой. Еще одно определение, данное И. Калинаускасом, в котором содержится намек на способ созидания любви: «Любовь — это снятие дистанции». Это значит — полностью изъять проявление страха, даже самое тонкое. И с самыми близкими людьми у нас есть дистанция. Снятие ее является большим риском, так как при этом мы становимся полностью беззащитными. Поэтому такой подход к любви требует огромного мужества и энергии. Полностью открыть себя другому человеку в самой сокровенной глубине своего существа не так-то легко. Есть изречение древних, дополняющее эту мысль: «Боящийся несовершенен в любви». Здесь есть и другой момент: если вы хотите перестать бояться кого-либо, то попробуйте его… полюбить. Любовь связана с верой. Когда говорят: «Я тебя люблю», не спрашивают: «Знаешь?» А спрашивают: «Веришь?» Вера и любовь имеют много сходного. Вера — вопреки фактам, любовь — вопреки поведению. Вера не логична, и любовь — вне логики. Полюбить, так же как и поверить, значит — сойти с ума, только не в клиническом смысле, а встать «над умом», как бы на более высокую ступень отношений с миром. Разница только в том, что, когда веришь — входишь в пространство другого (человека, знания, религии), а когда любишь — впускаешь другого человека в себя, человек становится частью тебя. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|