• ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
  • РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • ОЦЕНКА
  • ВЫБОР
  • РЕШЕНИЕ
  • ВЗГЛЯД НАЗАД: ПРИЧИНЫ
  • РЕЗЮМЕ ЭТАПА ТАК
  • ТАК

    Каков результат?

    ТАК что же?

    ТАК что же мы должны делать?

    ТАК что это мы и выберем?

    Цель этапа ТАК — взять возможности, выработанные на этапе ПРО, и добиться с их помощью какого-то результата. Даже в конце этапа ПРО возможности по-прежнему остаются лишь возможностями. Их нужно развить и оценить, прежде чем их можно будет рассмотреть как применимые на практике идеи. После этого из всего множества практических идей мы должны выбрать одну, которая и будет использоваться. Поэтому общая задача этапа ТАК может быть сформулирована как «развитие и выбор». К концу этапа у нас должна быть выбрана одна идея, с которой мы перейдем к этапу ПО. Весь этот процесс можно иногда сократить. Например, если целью мышления является получение какой-либо информации и получить ее несложно, то мыслитель может от этапа УЧ непосредственно перейти к этапу ПО. Точно так же, если с помощью метода поиска стандартного решения удалось найти подходящее решение, мыслитель может сразу приступить к этапу ПО. Но даже в этих случаях желательно не пропускать стадию оценки этапа ТАК. В целом лучше проходить все этапы мыслительного процесса, но в некоторых случаях какие-то из них можно сократить.

    Значок, которым обозначается этап ТАК, символизирует собой «процесс сокращения или сведения», который приводит к единому конечному результату. Этот результат показан направленной вперед стрелкой. Этот значок прямо противоположен символу, обозначающему этап ПРО, на котором изображено множество различных «возможностей».

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

    Операции на этапе ТАК производятся в такой последовательности:

    Развитие

    Оценка

    Выбор

    Решение

    Действие (на этапе ПО)

    РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

    Некоторые из возможностей, выработанных на этапе ПРО, представляют собой не более чем начальные идеи или только зачатки идей. Это реальные возможности, но прежде чем их оценить, над ними нужно еще поработать. Особенно это касается результатов творческого метода на этапе ПРО. Но даже возможности, полученные в результате применения метода поиска стандартного решения, могут нуждаться в доработке с целью приспособления их к конкретным условиям. Не стоит сразу же бросаться к таким элементам этапа ТАК, как оценка и выбор. Нужно отвести некоторое время на доработку и модификацию идей.

    Придание формы идеям

    Представьте себе гончара, придающего форму сосуду, вращающемуся на гончарном круге. Там, где ему нужно получить желаемую форму, гончар сильнее давит на глину рукой.

    В процессе творчества мы не вырабатываем идеи, которые должны удовлетворять определенным требованиям. Мы сначала разрабатываем идею, а затем определяем требования, чтобы облечь идею в нужную форму.

    Некоторые из требований к форме идеи могут быть весьма обобщенными. Например, идея не должна противоречить закону. Можно ли каким-то образом преобразовать имеющуюся идею, чтобы она действительно стала законной? Идея монополизировать стоянки, ограничив их использование лишь для машин одной марки, может быть незаконной, но нет ничего незаконного в том, чтобы субсидировать производителей именно этой марки машин, что поможет снизить их стоимость и привлечь больше покупателей. Может потребоваться модификация идей, чтобы они удовлетворяли требованиям пожарной безопасности и архитектурным стандартам. Идея может быть слишком громоздкой или сложной, поэтому ее нужно разложить на более мелкие и простые части.

    В некоторых случаях существуют какие-то особенные требования, присущие только конкретной ситуации. Возможно, нужно получить одобрение конкретного человека, имеющего определенные пристрастия и вкусы. Как сформулировать идею таким образом, чтобы удовлетворить эти вкусы?

    Кройка

    Портной кроит костюм с учетом имеющейся ткани. Поэтому под «кройкой» идеи подразумевается подгонка идеи под определенные стандарты с учетом человека или организации, которые будут заниматься ее осуществлением.

    Сама по себе идея может быть просто великолепна и соответствовать всем требованиям. Но подходит ли она именно нам?

    Идея, подходящая для крупного предприятия, имеющего собственную команду торговых агентов, может быть абсолютно неподходящей для небольшой компании без собственной сети торговых агентов. Идея, подходящая уверенному в себе экстраверту, может не удовлетворять застенчивого интроверта. Идея сама по себе отлична, но не подходит для конкретного случая.

    Мы спрашиваем: «Какого рода организация или человек будет осуществлять эту идею?» После этого возникает вопрос: принадлежит ли эта организация или человек к нашему типу? Если нет, тогда мы «перекраиваем» идею, чтобы она соответствовала имеющимся у нас ресурсам. Небольшой ресторанчик не может позволить себе ввести систему ваучеров на бесплатный обед, раздаваемых в супермаркетах, так как он просто не выдержит такого наплыва посетителей. Но вполне возможно ввести ваучеры, раздаваемые по случаю определенной даты или крупного события.

    Укрепление идеи

    Мы отмечаем силу, мощь или ценность предложенной возможности. После чего мы пытаемся еще более укрепить ее. Первая формулировка идеи может и не раскрыть всего содержащегося в ней потенциала. Например, лотерея только выиграет, если помимо главного приза участники будут иметь возможность выиграть множество более мелких призов. Тогда они, скорее всего, захотят попытаться выиграть и главный, и какой-нибудь мелкий приз, для чего купят не один, а два билета. Поэтому никогда не стоит останавливаться, даже если идея кажется вам отличной. Скорее всего, ее можно сделать еще лучше.

    Исправление ошибок

    Это неотъемлемая часть процесса развития любой идеи. Каждая идея может иметь слабые места, ошибки и дефекты. Наша задача — исправить их. Если эти ошибки достаточно серьезны, их исправление может превратиться в отдельную проблему. Продвигаемая идея может обернуться неудачей — как избежать такого риска?

    Возможно, слабое место идеи в том, что всё в ней целиком зависит от одного человека. Можно ли это исправить? Возможно, основной недостаток идеи в том, что ее осуществление требует слишком больших затрат времени. Можно ли то же самое сделать быстрее?

    Для перечисления всех недостатков и таящихся в идее опасностей используется черная шляпа. Это скорее даже не часть процесса оценки, а часть процесса развития. Вы пытаетесь устранить недостатки.

    Практичность

    Она чрезвычайно важна. Практичность можно включить в каждый из предыдущих разделов процесса развития, но этот фактор требует и отдельного рассмотрения.

    Насколько практична идея? Можно ли ее сделать еще более практичной?

    Практичность, конечно, не так привлекательна, как новизна или выгодность идеи, из-за чего многие творческие личности имеют тенденцию игнорировать ее. Поэтому цель процесса развития — сделать идею более практичной. Практичной считается та идея, которую можно непосредственно использовать в ее теперешнем виде, не прибегая ни к каким модификациям и серьезным изменениям.

    Приемлемость

    Идея может быть чудесной сама по себе, но «неприемлемой». Она может быть неприемлемой на определенном этапе времени или для определенной группы людей. Если идея повышения производительности труда не принимается рабочими или не удовлетворяет профсоюзы, ее можно «похоронить». Если идея инвестирования не принимается советом директоров, эта идея тоже «мертва».

    Предсказать, будет идея приемлемой или нет, можно только приняв во внимание взгляды других людей. Предложение давать право на стоянку только самым лучшим работникам может быть неприемлемо для тех рабочих, кто живет за пределами города и для кого собственный автомобиль — единственный способ добраться до работы.

    Поэтому мы должны сделать идею приемлемой. Иногда все зависит от того, как преподнести идею. Бывает, достаточно внести небольшую поправку, чтобы идея стала приемлемой. Случается, что вся идея целиком требует изменения. Можно сделать идею по использованию стоянки приемлемой для всех, за исключением тех работников, кто действительно не может добраться до места работы без собственного автомобиля.

    Затраты

    Насколько дорога идея? Сколько стоит запустить ее? А сколько нужно средств на ее осуществление?

    Учет затрат является одним из фундаментальных факторов и должен быть включен в процесс «кройки» идеи и придания ей формы. Обычно имеется определенный бюджет средств, поэтому идеи нужно формулировать в соответствии с ним. Конечно, в первую очередь нужно уделить внимание недостаткам и лишь потом — стоимости. Но вопрос затрат не менее важен и должен рассматриваться отдельно.

    • Каковы денежные затраты?

    • Каковы затраты времени?

    • Каковы затраты на устранение помех и препятствий?

    Все эти вопросы вновь возникнут в процессе оценки идеи. На данном этапе мы их рассматриваем с целью улучшения идеи. Можно ли подключить к осуществлению идеи партнера и тем самым снизить затраты? Можно ли купить тот же продукт в Китае по более низкой цене? Можно ли попытаться построить тот же самый проект на меньшей территории?

    Упрощение

    Впервые зародившись, идеи обычно более сложны, чем нужно. Особенно это касается творческих идей. Поэтому на этапе развития идеи нужно попытаться упростить ее. Очень часто можно упростить идею, не умалив при этом ее достоинств.

    Идею расширять ворота во время футбольного матча, если счет по-прежнему остается 0:0, можно значительно упростить, предложив удалить с поля вратаря, пока не будет забит первый гол.

    Выделение идеи

    Иногда можно просто выделить «идею» из возможности и применить ее совершенно по-другому. Это тоже является частью процесса развития.

    Какова идея в данной ситуации? Как можно применить ее с еще большей выгодой?

    Идея обеспечивать потребителей видеокаталогами может быть сведена к трансляции каталогов по телевидению в утренние часы. Или покупатели могут приносить видеокассеты, на которые им будут переписываться каталоги. Можно организовать сеть каталогов, передаваемых через компьютерную сеть. Эту идею можно развить и в другом направлении — покупатели по телефону обговаривают детали и цены, которые им потом присылают по факсу.

    ОЦЕНКА

    Приложив все усилия, чтобы преобразовать возможности в ценные идеи, мы должны двинуться дальше и оценить эти идеи.

    • Стоит ли идея того, чтобы ее осуществить?

    • Можно ли ее осуществить?

    Эти два аспекта существуют всегда. Если идея не стоит того, чтобы ее осуществить, тогда нам даже не стоит беспокоиться о ее осуществлении. Если это достойная идея, тогда нужно оценить, возможно ли ее осуществление и можем ли ее осуществить именно мы.

    В системе шести мыслительных шляп для оценки используются следующие шляпы:

    • желтая шляпа — для поиска достоинств и позитивных сторон идеи;

    • черная шляпа — для поиска проблем, недостатков, опасностей и потенциальных трудностей;

    • белая шляпа — посмотреть, соответствует ли предложенная идея тому, что нам известно о ситуации.

    Для этих же целей в мыслительной программе CoRT существуют следующие приемы:

    ПМИ — поиск Плюсов, Минусов и Интересных моментов идеи;

    ПиР — Последствия и Результат: заглянуть вперед, чтобы представить себе результат и оценить последствия.

    Достоинства и выгода

    Существует некоторое различие между достоинством и выгодой. Можно сказать, что достоинство присуще самой вещи, а выгода — это достоинство, которое человек может получить, используя эту вещь. Другими словами, выгода всегда соотносится с человеком.

    Выгода от обладания слитком золота может заключаться в следующем:

    • защита от инфляции;

    • наличие предмета, которым можно похвастаться перед друзьями;

    • возможность выручить за него деньги;

    • возможность использовать слиток в качестве достаточно тяжелой дверной подпорки;

    • возможность переплавить его на украшения;

    • возможность отдавать слиток в качестве залога.

    Все эти выгодные условия зависят от владельца слитка и обстоятельств. Например, если банковские проценты достаточно велики, вы не получите никакой выгоды от денег, скрытых в вашем слитке. Поэтому при данных обстоятельствах было бы разумнее получить за него деньги и вложить их в банк. Напротив, в период инфляции золото будет более ценным, чем деньги. Для одних возможность похвастаться слитком перед друзьями является преимуществом, а для других — опасностью, так как это может привлечь воров.

    В целом нет особых причин разграничивать достоинства и выгоду. Достоинство является своего рода банковским вкладом потенциальной выгоды.

    Однако оба понятия более или менее взаимозаменяемы.

    Всегда стоит сначала оценить достоинства и выгоду. Если их нет или они невелики, тогда, естественно, отпадает необходимость двигаться дальше, так как идея не стоит того, чтобы над ней трудиться. Если вы прикладываете все усилия, но никак не можете отыскать преимущества идеи, тогда ее следует оставить или отложить «про запас».

    Если же вы находите значительные преимущества и выгоду от идеи, повышается ваша мотивация и вам легче преодолеть возможные трудности. Вы также становитесь более заинтересованы в осуществлении этой идеи.

    Поиск достоинств и выгоды не всегда прост. Вам действительно придется приложить определенные усилия.

    • В чем состоит выгода от идеи?

    • Кому это выгодно?

    • Откуда возникает выгода?

    От чего она зависит? Насколько значительна выгода? Гарантирована ли выгода и насколько?

    Существует предложение создать специальный колпа-чок для тюбиков с зубной пастой. Этот колпачок должен иметь большое сквозное отверстие. В чем здесь выгода?

    «Потребитель может повесить такой тюбик на крючок в ванной. Каждый член семьи может пользоваться отдельным видом пасты».

    «Продавец в магазине может повесить тюбики на специальные крючки, сэкономив таким образом место на прилавке, которого всегда не хватает».

    «Производителю не нужно вкладывать каждый такой тюбик в отдельную картонную упаковку. Сокращение использования картона, идущего на производство таких упаковок, поможет решить проблему загрязнения окружающей среды отходами, а также снизит вырубку лесов».

    Пытаясь найти достоинства и выгоду, мы должны смотреть вперед, в будущее. Как долго можно извлекать выгоду из этой идеи? Существуют ли обстоятельства, при которых выгода может исчезнуть? Появятся ли новые выгодные аспекты в будущем?

    Оценивая трудности, мы должны очень внимательно проанализировать, какие сложности могут возникнуть в будущем. Однако что касается выгоды, то наличие выгоды в будущем не так существенно, если нет выгоды от идеи в настоящий момент. Это не совсем верно, иначе не существовало бы страхования жизни. Инвестиции также рассчитаны на получение результата в весьма отдаленном будущем. Однако в целом идея теряет свою привлекательность, если она не приносит мгновенной выгоды.

    Понятие «выгода» может включать в себя:

    • еще большее преимущество такого же рода;

    • новые преимущества;

    • разнообразие;

    • меньшую стоимость;

    • удобство;

    • меньшее количество проблем и забот;

    • большую простоту;

    • престиж;

    • ощущение комфорта и уверенности;

    • безопасность;

    • интерес;

    • спокойствие.

    Очень важно уметь «чувствовать» достоинства и выгоду. Это означает, что вы способны видеть преимущества, даже когда их на первый взгляд и нет. Иногда мы пытаемся найти очевидные преимущества, например прибыль. Такие достоинства идеи, как «чувство уверенности и комфорта», очень часто игнорируются.

    Итак, вы должны перечислить обнаруженные преимущества и выгоду для каждой возможности.

    Трудности и опасности

    Естественно было бы упомянуть здесь такие аспекты, как риск и сложность в осуществлении, но речь о них пойдет далее. На данном этапе мы говорим: «Предположим, что возможно осуществить эту идею, но какие при этом могут возникнуть сложности и опасности?»

    Если сложности и опасности значительны и непреодолимы, тогда не стоит даже пытаться сделать идею выполнимой, так как мы не будем ее использовать.

    «Эта идея может расстроить некоторых людей».

    «Идея может повредить нашей репутации или нашему делу».

    «Результат может принести вред».

    «Идея может вообще не сработать».

    «Эта идея слишком сложна».

    «Эта идея непривлекательна в целом».

    Три основных аспекта такой критической оценки состоят в следующем:

    1. Идея не передает того, что она должна была бы передавать.

    2. Идея действительно может нанести урон нам, нашей репутации или другим людям.

    3. Затраты слишком велики.

    При такого рода оценке нам приходится много заниматься так называемым «прогнозированием». Мы должны заглянуть вперед и представить, что может произойти. Нужно уметь представить различные обстоятельства и их комбинации. Иногда нужно мысленно вообразить ответные действия конкурентов. Если мы снизим цену на авиабилеты, а они снизят ее еще больше, то мы можем оказаться в проигрыше.

    Нужно составить список отрицательных моментов, связанных с идеей.

    Если идея кажется уж очень привлекательной, то можно попытаться сделать последнюю попытку и устранить обнаруженные сложности. Теоретически, эти сложности должны были обнаружиться еще на этапе «развития», но иногда они там просто незаметны.

    Выполнимость

    Это третий из «столпов» оценки. Нам нравится идея. Она выгодна. Сложности несущественны. Поэтому мы хотим двигаться вперед. Но возможно ли это? Выполнима ли идея — в частности, для нас? На этом этапе выполнимость рассматривается с позиции того, кто будет осуществлять идею.

    «Существуют ли механизмы выполнения задуманного?»

    «Можно ли осуществить идею по традиционным каналам?»

    «Есть ли у нас ресурсы (люди, деньги, время) для ее осуществления?»

    «Достаточно ли мы заинтересованы в том, чтобы это осуществить?»

    «Хватит ли у нас энергии это сделать?»

    «Получит ли идея одобрение и поддержку?»

    «Как это повлияет на остальные наши планы?»

    «Хочу ли я на самом деле это сделать?»

    Бывает, что идея хорошая и мы понимаем, что должны осуществить ее, но нам этого совсем не хочется. В то же время мы очень хотим претворить в жизнь идею, которая сама по себе не так уж хороша. Мотивация является одним из аспектов выполнимости. Если она отсутствует, то ничего не произойдет, даже если для этого имеются все условия. В таком случае очень пригодится красная шляпа для оценки своих чувств и интуиции.

    Возможно, имеются механизмы осуществления идеи. Или для этого может понадобиться создание новых механизмов. Может быть, мы начнем искать партнеров для выполнения задуманного.

    То, как организовать процесс осуществления идеи, уже само по себе может стать новой мыслительной задачей. Целью мышления в данном случае станет разрешение вопроса: как осуществить эту идею?

    Необязательно разработать все мельчайшие детали процесса осуществления идеи на этапе ТАК. Это будет сделано на этапе ПО. Но процесс оценки выполнимости идеи не всегда должен завершаться четким выводом о том, выполнима идея или нет. Результат может быть представлен в следующем виде:

    1. Абсолютно выполнима.

    2. Выполнима при приложении некоторых усилий и внесении некоторых изменений.

    3. Трудновыполнима.

    4. Невыполнима.

    ВЫБОР

    И при развитии, и при оценке идея рассматривается изолированно. Как можно развить эту идею? Как мы оцениваем эту идею? На этом этапе:

    • У нас может вообще не оказаться достаточно привлекательных идей, которые нам хотелось бы осуществить.

    • У нас может быть одна идея, которая значительно лучше всех остальных.

    • У нас может оказаться несколько хороших идей, из которых нам предстоит выбирать.

    • У нас может оказаться огромное количество приблизительно одинаковых по привлекательности идей.

    Красавица, окруженная великолепными кавалерами, может выйти замуж лишь за одного из них. Поэтому она должна сделать выбор.

    Мы должны признать, что можем использовать только одну из выполнимых идей. Это не всегда верно, так как бывают случаи, когда можно использовать сразу несколько идей. В любом случае, если мы не собираемся использовать идею, то это не значит, что она отвергается. Мы просто откладываем «про запас» и можем вернуться к ней в любой момент.

    На этом этапе мыслительного процесса нужно быть достаточно безжалостным. Следует выделить приоритеты и критерии отбора и методично отвергать все, что им не соответствует.

    Например, у вас может быть самый простой критерий отбора:

    «Я собираюсь рассмотреть только те идеи, которые меня привлекают».

    Это яркий пример отбора «в красной шляпе».

    Сильнее и слабее

    Это очень простой метод отбора. Все возможности делятся на две группы: сильную и слабую. Такая составная система оценки базируется на общем ощущении выгоды от идеи, таящихся в ней опасностей, выполнимости и интуиции.

    Затем вы делите группу сильных на подгруппы «сильнее» и «слабее».

    Нужно продолжать такое деление до тех пор, пока у вас не останется всего несколько возможностей. Тогда вы начинаете сопоставлять их уже более детально.

    Внутрь и наружу

    Можно выбрать качество или характерную черту, которой должны обладать все осуществимые идеи. Например, выбирая место жительства, можно сказать: «Оно не должно быть далее чем в часе езды от места моей работы». Все варианты, отвечающие этой характеристике, должны быть включены внутрь. Остальные остаются снаружи.

    Можно выбрать какую-то отрицательную черту или характеристику, которой идея не должна обладать. Например, можно сказать: «Мне не нужны слишком дорогие идеи». Таким образом вы отбрасываете все идеи, требующие больших затрат. Оставшиеся идеи остаются «внутри».

    Можно выбрать не один, а несколько параметров для включения «внутрь» и «наружу».

    Приоритеты

    Оценив идеи, вы получите информацию о типах преимуществ и трудностей. Можно также вернуться к этапу К, чтобы переформулировать задачу мышления. Какой результат вы хотите получить? Здесь вы должны уметь составить список приоритетов, которые послужат основой для отбора идей. Их должно быть не более двенадцати и не менее четырех.

    Теперь проверьте этим списком каждую из возможностей. Это можно проделать как с начальными возможностями, так и с теми альтернативами, которые у вас остались после выполнения всех описанных выше операций. Возле каждой из них можно ставить «да», если она соответствует приоритету из списка, или «нет», если такого соответствия не обнаруживается. Теперь видно, какие из возможностей соответствуют наибольшему числу приоритетов.

    Если хотите, можно присвоить каждому приоритету степень значимости. Тогда возможность, соответствующая первому по значению приоритету, получит 10 баллов, а возможность, отвечающая десятому по важности приоритету, — только 1 балл. Теперь сложите все баллы. Возможность, набравшая максимальное количество баллов, и есть та, которую вы ищете.

    Еще один способ оценки заключается не в том, чтобы ставить «да» или «нет» возле возможностей, соответствующих тому или иному приоритету, а в установлении степени такого соответствия в пределах от 1 до 5. Таким образом, возможность, полностью соответствующая приоритету, получает 5 баллов, а та, которая лишь немного ему отвечает, — всего 1 балл.

    Оба метода можно комбинировать, однако это очень сложно. Задача в том, чтобы превратить качество в количество, а затем позволить наибольшему количеству определить наш выбор.

    Прямое сравнение

    Сократив количество возможностей, можно уже проводить между ними прямые сравнения.

    «Чем эта возможность выгоднее той?»

    «В чем сложности этой возможности по сравнению с той?»

    «Как эти две возможности различаются по степени выполнимости?»

    «Какие из преимуществ и опасностей имеют для нас большее значение?»

    Жадность, страх и лень

    В своей книге «Нестандартное мышление» я предлагаю простой способ сделать выбор. Он основан на трех элементах: жадности, страхе и лени. Итак, мы берем по порядку все возможности и смотрим, какой из трех элементов им соответствует.

    «Мне нравится эта идея, потому что она очень выгодна» (жадность).

    «Мне не нравится эта идея из-за сопутствующих ей опасностей и неопределенности» (страх).

    «Мне не нравится эта идея, потому что она очень запутанна и ее трудно осуществить» (лень).

    Обычно каждой возможности соответствует сразу несколько элементов, но в любом случае один из них будет доминирующим. Он и побудит вас либо принять идею, либо отклонить ее.

    Окончательная оценка

    Сделав выбор, нужно окончательно оценить идею.

    • Какова ожидаемая выгода?

    • Какие проблемы могут возникнуть?

    • Насколько осуществима идея?

    Нужно обстоятельно оценить последствия, к которым может привести осуществление идеи.

    РЕШЕНИЕ

    Термины «решение» и «выбор» часто используются как взаимозаменяемые. Ведь вы решаете, какую альтернативу выбрать. Можно принять решение, по какой дороге идти. Красавица должна решить, какого кавалера выбрать в мужья.

    В этой главе я буду использовать термин «решение» в смысле «идти—не идти». Делаем мы что-то или нет. Это самое распространенное использование термина «решение». Переезжаем мы в другой город или нет? Возьмусь я за предложенную работу или нет?

    Можно также применить процесс принятия решения к результату этапа выбора. Из всех возможностей мы выбрали наиболее подходящий для нас вариант. А теперь надо решить, будем мы дальше работать с этим вариантом или нет.

    Вы можете сказать, что решение уже было принято на этапе выбора, но многие факторы больше подходят именно для стадии принятия решения. Эти факторы мы и рассмотрим в этой главе.

    Модель решения

    • Какова модель решения?

    • Кто принимает решение?

    • Окончательное ли это решение или лишь один из промежуточных этапов?

    • Кто обладает достаточной компетенцией для принятия этого решения?

    В основе этого процесса лежит рассмотрение скорее основы решения, чем его содержания. Решение, принятое в исследовательской лаборатории, отличается от решения, куда вложить инвестиции, принятого советом директоров компании. Должна ли жена сама принять решение или в этом должна поучаствовать вся семья? Кто вправе решать, какую профессию вам выбрать в будущем?

    Необходимость решения

    • Почему нужно принять это решение?

    • Что мы надеемся получить в результате принятия такого решения?

    • Что будет, если ничего не предпринять?

    • Что произойдет, если немного подождать?

    • Кому необходимо это решение?

    • Принятие этого решения — это прихоть или необходимость?

    Это очень трудная область деятельности, так как любое изменение влечет за собой определенного рода риск. Поэтому некоторые люди противятся принятию решений, так как не хотят рисковать. Однако в некоторых случаях именно отказ от принятия решения несет в себе еще больший риск. Обычно это трудно понять. Можно упустить шанс. Положение вещей может измениться в худшую сторону, а вы даже не заметите, как это произошло. Ваши конкуренты могут намного опередить вас. Когда вы поймете, как опасно было бездействие, время уже будет упущено. Именно из-за этого разваливались многие процветающие компании. Их руководители считали, что нужно лишь стабильно держаться на одном уровне.

    Давление

    Что заставляет вас принять это решение?

    ..Можно ли оценить ситуацию как кризисную?

    • Поджимает ли время?

    • Кто оказывает на вас давление в принятии решения?

    • Почему нужно торопиться?

    В некоторых ситуациях мы ограничены во времени. Например, заявление нужно подать до определенной даты. Происходит изменение цен. Кто-то должен принять решение.

    Сценарий

    • Каков сценарий принятия решения?

    • Как будет выглядеть будущий сценарий?

    Мы рассматриваем не только последствия принятия решения, но и ситуацию, в которой результат решения будет действовать. Мы можем только строить предположения о будущем. Можно предположить наилучший и наихудший исход, а затем попытаться принять такое решение, чтобы его результат находился где-то посередине.

    Риск

    Это чрезвычайно важный элемент решения, выбора, оценки и т. д. Мы рассматриваем риск в этой главе, так как на этапе принятия решения оценка возможного риска очень существенна. Существуют различные типы рискованных ситуаций.

    • Идея может не принести ожидаемого результата.

    • Идея может быть неправильно осуществлена.

    • Идея может не достигнуть поставленной цели.

    • Идея может принести нам ущерб.

    • Обстоятельства могут измениться, сделав идею бесполезной или опасной.

    • Ответные действия конкурентов могут свести на нет все наши усилия или навредить нам.

    • Положение вещей может измениться (процентные ставки, правила и т. д. могут меняться).

    Таким образом, существует риск падения, если идея не срабатывает так, как предполагалось.

    Существует еще такой тип риска, как опасность, который проявляется в том, что в результате мы оказываемся в еще худшем положении, чем начинали.

    Существует также риск неопределенности, когда непредвиденные изменения могут привести к возникновению риска двух предыдущих типов.

    Мы должны быть осведомлены о существовании риска. Нужно также попытаться снизить его.

    Можно значительно снизить рискованные моменты, возникающие при осуществлении идеи, если тщательно все спланировать и подготовить исполнителей. Можно попытаться проверить идею с помощью схемы пилота, формулы рыночных исследований или работы инициативной группы.

    Можно снизить возможный ущерб, разработав специ-альный путь отступления назад или отхода в сторону.

    Можно сократить риск с помощью страхования или создания финансовых двойников.

    Необязательно складывать все яйца в одну корзинку. Все связанное с будущим несет в себе определенную долю риска. Даже рутинные операции могут быть рискованными в современном мире, где постоянно происходят какие-то перемены. Например, кузнецы в большинстве своем оказались сегодня не у дел совсем не по своей вине.

    Результат

    Итак, рассмотрев модель принятия решения, необходимость в таком решении и факторы, вынуждающие нас принять это решение, а также риск и преимущества выбранного варианта, нужно принять это самое решение. Решение — это всегда определенное соотношение необходимости, выгоды и риска. Если необходимость такова, что бездействие равносильно опасности, тогда эта опасность исчезает. Нужно быть осторожными и стараться максимально снизить риск с помощью тщательной разработки и обеспечения поддержки. Если необходимость велика, выгода может значительно возрасти. В конце концов получается, что именно необходимость заставляет нас принять решение.

    Нам нужно что-то предпринять. Это наилучшее, что мы можем сделать.

    ВЗГЛЯД НАЗАД: ПРИЧИНЫ

    Когда решение или выбор уже сделаны, хорошо бы оглянуться назад и детально рассмотреть причины, по которым они были сделаны. Почему был сделан такой выбор? Почему был отвергнут второй вариант и выбран именно этот? Почему было принято такое решение?

    «Я принял такое решение, потому что считаю, что если ничего не предпринять, то положение может ухуд-шиться. Я так считаю по следующим причинам…»

    «Я сделал такой выбор, потому что он выгоден мне следующим… Все эти факторы важны и реальны».

    «Я отклонил этот вариант, потому что он требует умений, которыми мы не обладаем».

    «Я отклонил этот вариант, потому что он не подходит нам по стилю».

    «Я принял такое решение, поскольку чувствую, что это правильно — так мне подсказывает интуиция».

    Проанализировав причины, вы будете удивлены, как беспочвенны и необоснованны они иногда бывают. «Неужели я действительно сделал выбор из-за этого?» — спросите вы себя. Оправдывают ли эти причины мой выбор? Здесь может помочь ретроспективная проверка.

    Иногда она может даже заставить нас вернуться назад и переосмыслить выбор или решение. Этот метод также может показать вам, что выбор в конечном счете был интуитивным, т. е. сделанным «в красной шляпе». Это не значит, что он неправильный, — об этом следует знать. Можно напоследок еще раз «надеть красную шляпу»:

    • Что я ощущаю по поводу этого решения?

    • Счастлив ли я, приняв такое решение?

    РЕЗЮМЕ ЭТАПА ТАК

    Цель этапа ТАК — взять возможности, выработанные на этапе ПРО, и сократить их, оставив лишь одну, которая и будет осуществлена.

    На стадии развития идеи развиваются далее. Они оформляются и укрепляются, удаляются их дефекты. Идеи становятся более практичными, приемлемыми и простыми. Это творческая и конструктивная стадия, на которой мы стараемся максимально усовершенствовать идею.

    После этого следует этап оценки. Оценивается каждая идея. В чем ее выгода и ценность? Каковы опасности и сложности, связанные с идеей? Осуществима ли идея для нас? На этой стадии мы рассматриваем каждую идею по отдельности.

    Затем идет этап выбора, на котором из всего множества идей должна быть выбрана одна (в некоторых случаях можно выбрать несколько идей). Такой выбор можно произвести различными способами. С помощью некоторых несложных приемов можно сократить количество возможностей до такого момента, когда можно делать прямые сравнения.

    Наконец, наступает стадия принятия решения. Будем мы заниматься осуществлением идеи либо действия или нет? Нужно проанализировать необходимость принятия решения, оказываемое на нас давление и саму модель решения. Нужно оценить возможный риск и найти пути его снижения. Если необходимость и выгода от идеи превышают риск, то мы решаем двигаться дальше.

    На этом этапе выбранная идея переносится в конечный этап мыслительного процесса — этап ПО.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх