|
||||
|
КОДИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ Иногда имеет смысл описать для себя или других мыслительную задачу или ситуацию в самых простых терминах. «Это ситуация такого-то типа». «Для этого требуется мышление такого-то вида». «Как бы вы описали ситуацию?» «Какой тип мышления подойдет для этой ситуации?» Ниже будут описаны простые способы кодирования ситуаций. Эта система абсолютно субъективна и не является формальной классификацией ситуаций. Вы используете эту систему кодирования, чтобы показать, как вы представляете ситуацию. Кто-то может не согласиться с вами, и тогда вы оба сконцентрируетесь на своих разногласиях. Даже начав кодировать ситуацию одним способом, вы можете впоследствии обнаружить, что по ходу деятельности вам придется менять код. КОДИРОВАНИЕ Для каждого из пяти мыслительных этапов (К, УЧ, ПРО, ТАК, ПО)используйте баллы от 1 до 9. Этот «рейтинг» от 1 до 9 показывает количество, сложность или важность мыслительных операций, которые будут производиться на этом этапе. Например, если вам нужно выбрать из набора вариантов, тогда не требуется значительных мыслительных операций на этапе ПРО, так как варианты уже предложены. Поэтому присваиваем этапу ПРО 1 балл. С другой стороны, придется много думать на этапе ТАК, поэтому присвоим ему 9 баллов. Видимо, этап ПО тоже будет не очень простым, поэтому оценим его в 6 баллов. На этапе К не требуется значительных мыслительных усилий, так как цель мышления точно определена, поэтому этот этап получает 1 балл. Этап УЧ очень важен, так как вам нужно изучить свои ощущения и найти информацию, чтобы сделать свой выбор. Поэтому присваиваем этапу 8 баллов. Весь код тогда будет выглядеть следующим образом: 18/196. Дробь после первых двух цифр используется просто для удобства чтения кода — один восемь/один девять шесть. В некоторых ситуациях могут возникнуть сложности. Есть информация, но вы не знаете, что с ней делать. Возможно, высок эмоциональный фактор. Тогда акцент делается на этапе К. «Четко ли я представляю то, чего хочу добиться? Какова действительная цель моих размышлений? Какой результат я хочу получить в конце?» Таким образом, этап К получает 9 баллов. Информация в целом имеется, поэтому этапу УЧ присваиваем только 4 балла. Этап ПРО требует некоторых усилий, но если все ясно с этапом К, то этап ПРО не будет слишком трудным. Итак, он получает 4 балла. Этап ТАК может иметь важное значение, особенно если в процесс вовлечены эмоции и чувства, поэтому его рейтинг — 6 баллов. Этап ПО может быть быстрым и коротким, поэтому оценим его в 1 балл. Итак, итоговый код будет таким: 94/461 (девять четыре/четыре шесть один). В другом случае единственной целью размышлений может стать получение информации. Этап К ясен, поэтому получает 1 балл. Этап УЧ важен и оценивается в 9 баллов. Этап ПРО тоже важен, так как, возможно, придется рассмотреть все доступные пути получения нужной информации. Поэтому балл этапа — 8. Этап ТАК может быть простым, если обнаружится только один способ добывания информации. Но этот способ может быть не совсем ясен либо обнаружится несколько таких способов, поэтому оценим этот этап в 5 баллов. Этап ПО относительно прост и получает 4 балла. Общий код будет таким: 19/854 (один девять/восемь пять четыре). Рассмотрим еще одну ситуацию — абсолютно творческая задача. Вам нужно придумать название для новой книги. Цель размышлений предельно ясна, поэтому этап К получает 1 балл. Информационная стадия важна, так как вы должны знать содержание книги, на какого читателя она рассчитана и где будет продаваться. Вам также следует знать названия других книг по этому же предмету. Поэтому этап УЧ важен, и мы присвоим ему 8 баллов. Естественно, большая часть работы будет производиться на этапе ПРО, поэтому он получает 9 баллов. На этапе выбора, скорее всего, возникнут сложности. Как выбрать название из всех возможных вариантов? Поэтому оценим этап ТАК в 8 баллов. Этап ПО будет прост, так как если вы выбрали название, вам остается только написать его на обложке книги. Поэтому балл этапа — 1. В результате получаем код: 18/981 (один восемь/ девять восемь один). Даже если какие-то этапы и кажутся вам практически одинаковыми по сложности, используйте оценку в 9 баллов в коде только один раз. Цифра «9» должна указывать на самый важный этап мыслительного процесса. Другие баллы можно использовать сколько угодно раз в одном и том же коде. Конечно, все этапы размышлений важны, поэтому вы будете стремиться присвоить высокий балл каждому из пяти. Это будет нарушением правил кодирования. Если у этапа низкий рейтинг, это вовсе не значит, что этап не важен. Это значит только, что на этом этапе от мыслителя требуется меньше мыслительных усилий, чем на других этапах. Это все очень относительно. Если у вас определена точная задача или цель, тогда этап К упрощается. Если вам просто надо сделать выбор, тогда простым становится этап ПРО. Если вы работаете над закрытой проблемой, когда вам предоставлена вся необходимая информация, то простым для вас будет этап УЧ. Если вам предоставлен определенный набор альтернатив, то самым простым будет этап ПРО. Если четко определить ситуацию на этапе ПРО, то значительно упрощается этап ТАК. В случае переговоров цель может быть ясна: «Нужно прийти к соглашению, которое удовлетворяло бы обе стороны». Поэтому этап К прост и получает 1 балл. Иногда на информационном этапе приходится изучать огромное количество сведений, включая преимущества, опасения, восприятия других людей и т. д. Поэтому этап приобретает значение и получает 8 баллов. Ключевым становится этап ПРО, так как именно на нем разрабатывается «модель» возможных исходов ситуации. Здесь придется много потрудиться. Поэтому балл этапа — 9. Трудно предугадать, сколько потребуется работать на этапе ТАК. Если на этапе ПРО выбрана хорошая модель, не должно возникнуть сложностей с выбором ее результата. Но если хорошей модели нет, тогда процесс выбора будет непрост. Поэтому этап ТАК получает 8 баллов. Желаемый результат размышлений — приемлемое соглашение. Но придется поразмыслить над его претворением в жизнь. Поэтому балл этапа ПО — 5. Полученный код — 18/985 (один восемь/девять восемь пять). Если нужно решить проблему, то вам, возможно, придется какое-то время потратить на переформулировку и уточнение проблемы. Поэтому этап К уже нельзя пройти чисто автоматически, он заслуживает более высокого балла, например 6. Это особенно касается проблем, существующих уже достаточно долго. Если проблема существует уже давно, то по ней имеется достаточно информации, поэтому можно присвоить этапу УЧ 6 баллов. На этапе ПРО придется поработать над возможностями, поэтому балл этапа — 9. Этап ТАК может стать намного проще, если решение найдено на этапе ПРО. Если такое решение не удалось найти, этап ТАК все равно не будет слишком сложным, так как все варианты будут уже отклонены. Итак, балл этапа ТАК — 5. Однако осуществление принятого решения требует определенных мыслительных усилий, поэтому присвоим этапу ПО 7 баллов. Получаем общий код — 66/975 (шесть шесть/девять семь пять). СЛЕДУЕТ БЫТЬ Кодирование — это не просто описание проблемы, но и указание вашего мнения о том, какой «следует быть» этой мыслительной ситуации. Когда перед вами ставится задача, которую нужно решить, обычно определение этой задачи уже дано. Это может означать, что этап Кзаслуживает только 1 балла. Но если вы чувствуете, что следует гораздо больше внимания уделить уточнению, переформулировке и даже новому определению задачи, тогда этот этап можно оценить в 7, 8 или даже 9 баллов. В таком случае код предоставляет не просто описание проблемы, но и стратегию работы с ней. Если вы действительно считаете, что тщательный поиск информации может помочь разрешению проблемы, тогда можно оценить этап УЧ в 9 баллов. Если вам кажется, что только творческий подход помо-жет решить проблему, то нужно оценить в 9 баллов этап ПО. Если вы считаете, что альтернатив уже достаточно и нужно только сделать правильный выбор, тогда в 9 баллов нужно оценить этап ТАК. Если вы полагаете, что важнее всего будет разработка правильного плана действий (сложности с его приемлемостью), тогда 9 баллов должен получить этап ПРО. Код 91/811 означает, что мыслитель считает, что для этой ситуации важным является четкое определение мыслительной задачи. Вся информация доступна. Нужно выработать возможные варианты. Мыслитель полагает, что если будет выбран подходящий вариант, то сложностей с его осуществлением не возникнет, поэтому этапы ТАК и ПО не представляют особых трудностей. Ситуация с кодом 18/195 является примером ситуации-решения: скорее всего, ситуация типа идти/ не идти. Цель ясна. Информация важна. Практически не нужно находить возможные варианты. Самым важным является этап ТАК, а этап ПО обладает средней степенью важности. РЕЗЮМЕ Я предложил вам простую форму описательного кодирования мыслительных ситуаций. Система кодирования заключается в присвоении баллов от 1 до 9 каждому из пяти мыслительных этапов. Чем выше рейтинг этапа, тем больше мыслительной работы нужно произвести на этом этапе. Код также показывает, как сам мыслитель оценивает ситуацию. Он также определяет его стратегию работы с ситуацией. Кодирование можно использовать, чтобы описать ситуацию для самого себя или для других людей. Кодирование становится методом размышления над всей ситуацией и ее обсуждением. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|