СТРАТЕГИЯ БЕССТРАШИЯ

Наверное, каждый человек согласится с тем, что страх - это одна из самых отвратительных эмоций на свете. Она неприятна как для самого переживающего, так и для людей, которые вынуждены сталкиваться с примерами видимого, открытого проявления страха у других. В фольклоре всех времен и народов страх заклеймен как один из самых тяжких пороков, а трусливые люди выведены как персонажи, заслуживающие презрения и насмешек. Созерцание страха у других людей, особенно у мужчин, не умеющих скрывать свои переживания, весьма неприятное зрелище. Потому в поведенческой культуре различных стран и этносов по отношению к страху существует довольно четкая установка - об этом чувстве нельзя забывать, от него надо освобождаться. Искусству скрывать свои чувства вообще, и страх в частности, люди в основном научились, но что касается реального освобождения от самого переживания страха, то здесь дело обстоит не так просто. Одним желанием не бояться или введением запрета на переживание страха внутри себя ничего не достигнешь. Освобождение от страха - это серьезная наука, которую надо изучать. Первым шагом, помогающим овладеть данной наукой, является познание природы страха. Что такое страх? Что он представляет собой как эмоция и переживание? Как на него смотрят физиология, психология, религия, эзотерические учения? Каковы его причины?

Любой человек хорошо знает, что значит переживать страх. Получение эмоционально-волевого удара, повышенное возбуждение нервной системы, дрожание конечностей, выступающий пот, учащенное дыхание, ощущение темноты в глазах, временный паралич воли и помутнение рассудка, неадекватность движений и действий - все это в той или иной степени испытывал каждый. Страх - это грубая реакция на всех уровнях, заставляющая тело в буквальном смысле совершать неконтролируемые, примитивные движения, при которых у человека трясутся руки, дрожат колени, стучат зубы, вибрируют мускулы. Дрожь, сопровождающая вспышку страха, напоминает грубый механический разряд, или вибрацию, которая проходит через тело, нервную систему и сознание человека, парализуя их прежнее, более гармоничное состояние. Эта чисто механическая вибрация, проходя через организм человека, вызывает в нем биохимическую бурю, которая изменяет состав крови, повышает уровень адреналина и других веществ, являющихся признаком стресса. Кстати, страх и стресс очень связаны другом с другом - они как бы взаимопорождены.

На психологическом уровне страх проявляется как некий зажим, травма, паралич способности адекватно воспринимать ситуацию, запрет на прежние свободные эмоциональные и поведенческие реакции, как волевой ступор, вторжение в наше личностное пространство раздражителя такой силы, что мы начинаем испытывать чувство неуверенности в себе. И, конечно, - это всегда уступка и внутренней, личностной, и внешней, поведенческой территории тому человеку, который является причиной нашего страха. Боящийся и не умеющий дать сдачи всегда уступает часть территории и в результате становится менее свободен в своих действиях. Ведь задача нападения или агрессии - парализовать соперника, заставить его внутренне сжаться и уступить, сузить арсенал его действий, лишить возможности контратаковать. Если вы испугались, значит ваш противник добился своей цели, ограничил ваши возможности, вызвал у вас неадекватную оценку ситуации. Не зря пословица гласит: "У страха глаза велики". В момент, когда человек испытывает страх, ситуация воспринимается в кривом зеркале этого чувства, опасность кажется более угрожающей, чем она есть на самом деле. Иногда под влиянием страха человек пытается проявить активность, заставляет себя быть более жестоким и агрессивным. Однако подобная наружная агрессивность, продиктованная помутнением сознания, всегда ощущается другими людьми как неубедительная реакция.

Страх неприятен самому боящемуся, и потому он стремится избавиться от тревожащего переживания. Но зачастую ему это не только не удается, но и вовсе приводит к обратному результату. Мнительный человек, трус, боится не только агрессора, он начинает бояться своего страха. Но существует не отменяемый закон психологической жизни человека: если мы чего-то боимся, то мы сами энергией своего страха притягиваем именно эту ситуацию, что приводит к новой волне страха. Навязчивые мысли собственного страха распаляют робкого человека и рисуют в его воображении яркие картины всевозможных опасностей, не редко пугающие его больше, нежели реальная угроза. Именно об этом иллюзорном восприятии и иллюзорном страхе говорит индийская пословица: "Невежественный ум вначале принимает веревку за змею, а потом боится ее больше змеи". Сколько подобных "веревок" было в сознании и жизни каждого из нас. Природа страха, порожденного мыслями, лежит в сущности ума. Те же индусы называли низший человеческий ум двусоставным понятием - "кама-манасом", или "умом желаний". "Манас", или ум, занят чисто интеллектуальной работой - просчетом вариантов, обдумыванием путей к достижению результатов, выбором наилучших средств для осуществления целей. Но активность такого ума продиктована его подчиненностью "каме" - желаниям, порожденным эгоистической человеческой сущностью. Эго всегда жаждет одного - комфорта, покоя, выгоды, удовольствия. Больше всего оно боится потерять то, что имеет. Когда человек, точнее говоря его маленькое "эго", испытывает страх, эта реакция превращается в пышный букет мыслеобразов, пронизанных данным чувством. Если мы хотим перестать бояться, надо научиться остановке непрерывного тиражирования мыслей и мыслеобразов страха в своем сознании и подходить к каждой новой ситуации не с грузом опасливых представлений о нем, а совершенно свободно.

Страх - это не только механическая вибрация, заставляющая того, кто боится, выстукивать зубами чечетку и ощущать дрожь в коленях. Это еще и тонкая вибрация, травмирующая биоэнергетическую оболочку, искривляющая ауру и дезорганизующая нормальную работу чакр. Это самая грубая из всех тонких вибраций, проходящих сквозь человеческую ауру. Если на уровне физического тела вибрация страха приводит к образованию мышечных зажимов, то на уровне тонких структур страх создает блоки и вихри, мешающие нормальной циркуляции энергии. У труса тонкое тело как бы перестает дышать, полноценно обмениваться энергией с другими людьми, средой, Космосом. Тот, кто хочет перестать бояться, должен залатать дыры, оставленные в тонком теле глубоко испугавшим человека жизненным или энергетическим ударом, и заменить грубую энергию боязни более тонкой и мошной энергией бесстрашия.

Глубинные причины или корни страха многообразны, однако в их основе всегда лежит опасение потерять старое и удобное бытие, которое заменит новое - непривычное и неудобное. Данное чувство настолько глубоко сидит во многих людях, что они попросту его не замечают. Однако это отнюдь не означает, что страха нет, что они ничего не боятся. Поскольку перемены в жизни, хотя бы на незначительном, микроскопическом уровне, происходят постоянно, то и страхи возникают на каждом шагу. И хотя такие страхи не сопровождаются биохимическими и вегетативными бурями в организме, как в случае со страхами острыми, неожиданными и сильными, но и они в достаточной степени отравляют сознание и настроение человека. Помимо боязни оторваться от привычного старого и лицом к лицу столкнуться с новым, человеку очень мешает внутренняя неуверенность, которую вполне можно назвать страхом перед самим собой. Когда говорят, что человек боится сам себя, это означает, что он опасается бесконтрольных реакций со стороны тех его подсознательных свойств или качеств, которые идут вразрез с его сознательными интересами. Боязнь глубин и вулканических проявлений своего бессознательного заставляет многих людей бежать от самих себя, спасаясь за какими-то внешними, привычными занятиями. Если человек боится оставаться наедине с самим собой, если он в каждую минуту стремится окружить себя людьми и с радостью хватается за любые занятия, лишь бы не задумываться о том, во имя чего он живет, то, несомненно, в основе личности такого человека лежит страх перед глубинными вопросами смысла жизни.

Иногда причина страха заключается в недостаточной опоре человека на здравый смысл и земные ценности. Он боится жизни, потому что внутренне оторван от нее, не ощущает связи с землей, с ее живительными энергиями и токами. Обычно таким страхам подвержены замкнутые и стеснительные люди, интроверты, настороженно оберегающие свой внутренний мир от внешних вторжений, а также комнатные интеллигенты, боящиеся народа, улицы, грубой силы. Желающие избавиться от подобных страхов должны стремиться выйти из скорлупы своего маленького закрытого "я" и попробовать без страхов и колебаний погрузиться в гущу повседневности. Контакт с материей грубой жизни иногда бывает болезненным, но в итоге он закаляет человека, превращая его рафинированную психологическую кожу в прочную броню. Бесстрашие и защищённость человека в какой-то степени измеряется количеством нанесенных ему, но при этом успешно воспринятых и спокойно отраженных психологических ударов. В таком случае и личность человека, и его тонкая оболочка - аура - становятся более прочными.

И, наконец, одна из самых главных причин появления страха - разрыв внутренней связи человека с духовной реальностью, с Высшим Началом, с Богом. Наличие связи заставляет человека творить чудеса, преодолевать любые препятствия и опасности, рисковать жизнью, не испытывая травмирующего и унизительного чувства страха. И наоборот, отсутствие такой связи наполняет человека чувством вины и неуверенности и приучает рассчитывать только на самого себя, чего в критических ситуациях оказывается явно недостаточно. Божественная энергия, неизмеримо более мощная, чем человеческая, легко вытесняет из ауры разрушительную энергию страха и наполняет все структуры человека ощущением спокойствия и силы. Кроме того, она врачует тонкое тело человека, восстанавливая целостность тканей, из которых соткана аура, избавляет от ран и деформаций. Она сообщает человеку уверенность в защищённости, заботе и попечении со стороны Высших Сил. Потому невозможно освободиться от страха, не подключаясь к более высокой Божественной Реальности, где страха не может быть по определению.

А как же с религиозным понятием страха Божия? Безусловно, на первый взгляд это понятие противоречит тому образу бесстрашия, который дает человеку прикосновение к духовным учениям, и о котором только что шла речь. Но на самом деле страх Божий не имеет отношения к легиону человеческих страхов. Бояться Бога - значит иметь чувство совести и с трепетом преклоняться перед Божественным Величием и Справедливостью, ясно понимая, что любое беззаконие и зло, творимые нами, будут иметь Высшее Возмездие. Совесть всегда помогала незрелым душам на начальных этапах пути восхождения к Богу сохранять верность ему и не сбиваться с курса. В дальнейшем, по мере совершенствования и духовного роста, люди учились быть верными Богу не из страха перед неизбежным возмездием, но из любви и чувства ответственности, то есть из импульса внутренней свободы. Выступая синонимом совести и чувства благоговения перед Бесконечным и Вечным Богом, страх Божий помогает освободиться от ненужных человеческих страхов. Если кому-то, чтобы не делать явное зло, следует бояться Бога, то это совсем не значит, что нужно бояться людей и обстоятельств.

Что же нужно делать для обуздания в себе склонности к страху?

Во-первых, перестать считать эту склонность постыдной внутри своего сознания и потому не отводить от нее внутреннего взора, а, напротив, пристально разглядывать, изучать, наблюдать собственный страх. Подобное наблюдение, подкрепленное знанием, что наше сильное физическое здоровье и сознание личного "я" - это одна реальность, а страх со всеми сопутствующими реакциями, зажимами и травмами - совсем иная, чужеродная реальность, очень хорошо помогает для освобождения от гнета страха. Человек, прекративший отождествлять себя со своим страхом и начавший наблюдать этот страх со стороны, прекращает подпитывать его энергиями собственных мыслей и повышенного внимания. В такой атмосфере страх быстро уменьшается в размерах и вовсе исчезает.

Во-вторых, нужно учиться владеть своим телом, энергией и эмоциями, не допуская образования мышечных зажимов, энергетических блоков и ненужных эмоциональных напряжений. Тот, кто хорошо и грамотно умеет расслабляться, тот не будет рабом страха. Буддийские учения утверждают, что внутри страха скрыта подавленная энергия, которая в своей основе не отличается от обычной жизненной силы. Если человек сможет заглянуть глубоко внутрь своего страха и при этом расслабить все зажимы и напряжения, окружающие этот блок, то чувство испуга пройдет, а подавленная энергия освободится и вольется в общий резерв жизненных сил.

Кроме того, полезно мысленное "проигрывание" в сознании ситуаций, связанных с опасностью и вызывающих ваш испуг. Расслабляя тело и пропуская через сознание мысли, образы своего уверенного поведения, вы побеждаете страх на уровне ума, то есть в ментальном плане. Многие люди настолько уязвлены страхом, что даже боятся помыслить в направлении возможного бесстрашного поведения. Учитесь двигаться навстречу опасности, постепенно подчиняя своему контролю все реакции страха и боязни. Сумейте переступить барьер страха в сознании, и дальнейшее преодоление этого переживания будет делом техники.

И, наконец, одним из самых главных и эффективных средств победы над драконом страха будет обращение к Высшим Силам, к Богу. Именно оттуда вы можете получить внутренние силы и меч заостренной воли, с помощью которых вам удастся отсечь под корень все головы этого чудовища. Тончайшая божественная вибрация постепенно вытеснит и заменит вибрации страха, а вы проникнитесь чувством бесстрашия, защищённости и Высшего покровительства.

Для того чтобы успешно отражать удары и быть защищённым, человек должен преодолеть свой страх и научиться спокойно реагировать на то, что вызывало этот страх раньше. Бесстрашие и защищённость - это взаимодополняющие понятия. Не может по-настоящему бесстрашный человек не быть защищённым. Он может не владеть изощренными техниками защиты, но сила защищённости, порожденная энергией бесстрашия, ему просто необходима. Если человек не боится противника, это значит, что он внутренне свободен от энергии агрессора, то есть защищен.

Надо отметить, что людям присущи самые разнообразные страхи, характер которых зависит от того, на каком уровне находится сам человек и из какого плана бытия ему угрожают. На земном плане бытия главный путь обретения бесстрашия состоит в том, чтобы не бояться потерять какие-либо материальные удобства или комфорт в том случае, если предстоят столкновения с противником, от которых невозможно уклониться. Если человек будет долго думать о возможных потерях, и в его мыслях начнут преобладать различные сомнения, колебания и проявления неуверенности, то это будет означать одно: он подсознательно боится что-то потерять и потому ищет повод уклониться от столкновения. Если он не уверен в своих силах и предполагает, что действительно может проиграть схватку и потерять слишком много, тогда он прав в своем желании уклониться от боя. Хорошо только, чтобы такое уклонение было временным, и человек использовал бы его для накопления силы, которая, возможно, понадобится в будущем. Но если человек уверен, что силы для участия в справедливом конфликте у него достаточно, тогда ему нужно освободиться от страха земных потерь. Постарайтесь мысленно отдать в Руки Бога и Волю Творца и результат столкновения, и те дивиденды, которые в ходе стычки намеревались получить, и даже те преимущества, которые вы на сегодня имеете. Если вы сумеете сделать это искренне и глубоко, вы освободите себя от груза зависимости и привязанности, что даст вам возможность действовать легко и бесстрашно.

Бесстрашие по отношению к тонким ударам и нападениям - это совершенно особая статья. Многие люди, отчаянно смелые в земной жизни, приходили в ужас и оцепенение, если им приходилось сталкиваться с темным астралом в любых его формах - от энергетических толчков до ночных кошмаров.

Один из моих клиентов, весьма обеспеченный бизнесмен, длительное время не мог освободиться от ужаса, который испытал он во время своей поездки во Францию. Французский партнер пригласил его на выходные в старинный замок в предместье Марселя, принадлежащий его подруге. Партнер сообщил, что, по преданию, когда-то в этом замке произошло несколько убийств, и дух убитого графа, владевшего замком в XVII веке, посещает эти комнаты и залы. Моего клиента положили спать в комнате, которая была спальней графа. На стене висел портрет бывшего хозяина. Уже засыпая, несмотря на хороший ужин, выпивку и оживленный разговор, бизнесмен почувствовал себя неуютно. Ему стало не по себе, в душе поселилась тревога. Точно в фильме ужасов, ночью за окном разыгралась буря, порывы ветра которой разбудили с трудом заснувшего бизнесмена. В завывании ветра ему чудились какие-то неясные звуки, шорохи, человеческие голоса. В воздухе, как ему показалось, летали какие-то тени, похожие на летучих мышей. А когда из-за туч выглянула луна и на какое-то мгновение озарила комнату, то взгляд его столкнулся со взглядом человека, изображенного на картине. Бизнесмен едва не закричал от ужаса, настолько это напоминало какой-то кошмарный сон или дурной триллер.

Однако кульминацией переживаний русского человека во французском замке стала сцена, разыгравшаяся через несколько минут после взгляда портрета, который бизнесмен, как он признался мне, про себя почему-то окрестил портретом Дориана Грея. "Мне показалось, - рассказал он мне, - что все бесы и вурдалаки мира слетелись в эту комнату и хотят пить мою кровь. Тогда я разозлился на себя, что поддаюсь всякой ерунде, закрыл глаза и попытался уснуть. Едва я начал задремывать, меня как током ударил какой-то образ окровавленного человека в богатых старинных одеждах со шпагою в груди. Он смотрел на меня и падал, держась за стену. У меня сильно заныло под ложечкой. Я вскочил, решив умыться холодной водой, чтобы прогнать кошмар. Тогда я вышел в коридор и начал в темноте искать ванную комнату. Ничего не видно, не могу найти, темно, а где выключатель света - не знаю. Хожу по стенам, ищу. Я уже решил, что надо все-таки француза разбудить, и вдруг мне в спину бьет - и так больно - что-то тяжелое и острое. У меня как будто в груди что-то разорвалось или самого меня шпага пронзила, и я как заорал. Все проснулись, выбежали. Как оказалось, это была ручка от двери, которую открыл наружу вышедший из комнаты переводчик, разбуженный моим шараханьем. Потом долго смеялись, но мне было не до смеха. Чтобы я еще хоть раз к какому-нибудь замку даже близко подошел! В ту ночь я уже не смог заснуть, дождался утра и укатил в Марсель. Мало того, что контакт с французом, естественно, накрылся, но мне за полгода этот окровавленный человек в старинных одеждах раз десять снился. И вообще этот случай меня как бы подрубил. Все дела идут вяло, во мне нет того огня, который был раньше".

Я немного знаю этого человека в жизни. Он не боится ни коммерческого риска, ни рэкета, но мистический ужас в замке почти полностью его парализовал. И дело здесь не только во внешних атрибутах мистики - замок, привидения, портрет. Все это хотя и влияет на состояние психики, но не решающим образом. Дело в том, что в замке сохранилась тонкая атмосфера ужаса перед убийствами, аура преступления, к которой прикоснулась абсолютно не подготовленная душа бизнесмена. Люди боятся кладбищ и подобного рода таинственных мест, потому что там специфический внешний антураж подкрепляется внутренней атмосферой так называемого могильного холода, который Е. И. Рерих связывала с особыми химическими реакциями, происходящими в местах массового захоронения трупов. В замке, где было совершено несколько убийств, также присутствовала специфическая атмосфера. Из оккультизма известно, что человек, который во цвете лет был убит и потому не изжил земных привязанностей, нередко совершает своеобразные путешествия в тонком теле к местам, к которым он особо привязан. Известно также, что все человеческие действия, даже самые тайные, совершенные без свидетелей, запечатлеваются на тончайшей энергетической пленке мироздания, благодаря чему люди с тонким зрением - святые, посвященные, ясновидцы - могут читать ее как своеобразную летопись всего происходящего. Иногда в особых условиях в какие-то записи этой летописи удается заглядывать и обычным людям, как, наверное, произошло и с нашим бизнесменом.

Чтобы преодолеть страх перед тонким миром и астральными воздействиями, надо осознать их иллюзорную природу и попытаться посмотреть на них примерно так же, как смотрят на подобные феномены буддисты. Фантом не может с вами сделать ничего большего, чем временно испугать.

Страх на духовном уровне совершенно иной природы. Его испытывают люди, идущие по пути совершенствования и осознающие по мере восхождения, насколько велика их ответственность за каждую возможную ошибку на пути и перед собой, и перед другими людьми, и перед Богом. Иногда страх проявляется в виде боязни отяготить свою карму, неправильно помогая другим людям или давая им неточный совет. Иногда это так называемый страх Божий, представляющий собой трепет человека, вдруг осознавшего свою крошечность перед грозным величием Бога. Последнюю разновидность страха религии и духовные учения считают полезной для человека, идущего по пути к Богу, ибо это пробуждает в ученике совесть. Что касается страхов, основанных на боязни отяготить свою карму, то духовные учения советуют решительно бороться с ними, преодолевая их, как самооправдание не желающих выйти за пределы своих личных удобств эгоистических людей.

Иногда бывает так, что люди, выбравшие эзотерический путь и намекающие на высокий духовный уровень, которого они якобы достигли, при реальном столкновении с силами опасности и зла пугаются и отходят в сторону. Потому все подлинные духовные традиции советуют своим последователям вести неутомимую и неуклонную борьбу со страхом, вплоть до его полного искоренения.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх