|
||||
|
IV.Процесс достижения зрелости Мы привыкли говорить о том, что есть люди зрелые и незрелые - как личности. Но разве не будет правильным утверждать, что вся человеческая личность должна быть непрерывным возрастанием в направлении ко все большей зрелости? То, что мы называем динамикой человеческой личности, в значительной мере является составной частью процессов самораскрытия и самоотдачи. В конце концов все признаки незрелости так или иначе содержат в себе обращенность человека на самого себя - эгоцентризм. Эгоцентризм выдает себя по-разному: через подверженность недовольству и предрассудкам, через привычку дуться, через крайне эмоциональное мышление, преувеличенное ощущение собственной неполноценности, преувеличенное беспокойство по поводу мнения о нас других людей, через постоянную озабоченность, преувеличенное чувство зависимости от родителей или семьи, через частые проявления недовольства и гнева, через хвастовство или задиристость, через частые вспышки раздражительности, через негативизм и деструктивный критицизм, через медлительность, через склонность к самопрощению, через остроумие, которое ужасает других, кокетство и флирт и т.п. О чертах зрелости свидетельствуют способность идти навстречу другим, уживаться с другими, проявление разумной самодостаточности, следование реалистическим целям, умение отличить важное от второстепенного, проявление известной осмотрительности, гибкости, приспособляемости и эмоциональной стабильности. Можно выделить четыре аспекта зрелости человеческой личности. Интеллектуальная зрелость характеризуется способностью формировать собственное мнение, учитывая и уважая мнения других, но не руководствуясь ими. Это способность принимать собственные решения со всем необходимым вниманием к советам и мнениям других, имеющих отношение к делу, но в то же время проявляя независимость и твердость. Интеллектуально зрелый человек может изменить свое мнение в свете новых и существенно веских фактов, а также менять свои планы, если это представляется более разумным. У него имеются собственные суждения, он способен самостоятельно принимать решения с полным сознанием своей ответственности за них. Он не уклоняется от ответственности и признает истину, как она есть, даже если это для него малоприятно или предъявляет к нему серьезные требования. Его подход к решению той или иной жизненной проблемы не сводится лишь к мучительному беспокойству. Интеллектуально зрелый человек анализирует возникшую перед ним проблему, рассматривает возможные альтернативы, принимает решение и поступает в соответствии с ним. Эмоциональная зрелость характеризуется признанием за эмоциями «права на существование» с одновременной способностью удерживать их под разумным контролем. Эмоционально зрелый человек не теряет голову в сложной ситуации, способен совершать объективные поступки. Он скорее выскажет свою обиду или огорчение, чем будет просто дуться. Он способен принять критику без ощущения того, что его жестоко ранили. Он способен взяться за какое-либо неприятное для него дело и довести его до конца. Он не подвержен детским страхам и беспокойству. Как показал Мартин Пек в своей книге «Значение психоанализа», свидетельствами эмоциональной незрелости являются как крайний радикализм, желающий изменить все вокруг до основания, так и крайний консерватизм, никому не позволяющий «раскачивать лодку» и больше всего заботящийся о сохранении «статус кво». Обе эти позиции - радикальная и реакционная - есть следствие отсутствия четкой позиции по отношению к авторитету родителей, причем такое состояние продолжает сохраняться долгое время после того, как сама ситуация взаимоотношений с родителями перестала существовать. Радикал все время ищет повода для бунта и никак не может преодолеть это бунтарское отношение. Консерватор-реакционер избрал путь конформизма, и уже в силу своих внутренних мотивов он будет придерживаться конформистской позиции всю последующую жизнь. Он будет страшиться любой собственной попытки к новым решениям и вообще будет неизменно противиться принятию всего нового. Социальная зрелость характеризуется способностью идти навстречу другим, легко устанавливать с ними отношения и способностью к искренней дружбе. Социально зрелый человек никогда не будет чрезмерно зависим от своей семьи или друзей, так же, как никогда не будет вести с ними войну. Он вполне в состоянии приноровиться к законам и обычаям того общества, в котором он живет, и подчиниться идеалам и нуждам группы. Он считает, что работа может быть интересной, даже несмотря на малоприятные и скучные ее стороны. Нравственная зрелость характеризуется преданностью нравственным идеалам и способностью жить в соответствии с ними. Инфантильная нравственность в основном инстинктивна и безрассудна. Она является копией нравственности родителей и окружения. В юности, в процессе нравственного «созревания», у человека формируются свои собственные идеалы, а также методы их достижения, которые еще не вполне определены и продуманы. По мере достижения все большей зрелости идеалы обычно становятся все более реалистичными и последовательными и в то же время более твердыми. Таким образом, можно сказать, что нравственно зрелый человек устремлен к идеалам скорее альтруистическим, нежели эгоцентрическим. Поскольку продвижение ко все большей зрелости есть никогда не прекращающийся процесс и прогресс, то на этом пути могут быть и остановки (фиксации) и отступления (регрессии). В каждом из нас присутствуют две противоборствующие тенденции - роста и возврата. Обычно, когда жизнь требует от нас большего, чем, как мы чувствуем, мы способны дать, то у нас развивается так называемый «поощряемый невроз». Нам становится трудно приспособиться к возросшей ответственности, и мы склонны отступить назад. Кричтон Миллер в своей книге «Новая психология и учитель» пишет о двух наиболее типичных причинах фиксации и регрессии. К ним он относит: 1) чрезмерное давление со стороны родителей и 2) слишком резкое проявление реальности. Чрезмерное давление со стороны родителей подавляет индивидуальность и самовыражение - человек достигает зрелости лишь в той мере, в какой ему позволяют быть самим собой. Каждый из нас являет собой уникальную личность, и каждому должно быть позволено стать самим собой, проявлять себя таким, каков он есть. Слишком резкое проявление реальности приводит ребенка в замешательство, становится ему не под силу, так что он перестает следовать своей естественной биологической склонности к росту, а предпочитает фиксацию или регресс, чтобы избежать действий (вызова). Фиксация - это остановка эмоционального развития. Как правило, в этом случае мы имеем дело с «подавленной любовью», которая внешне выражается в чрезмерной зависимости от мыслей и решений окружающих. Регрессией называется возвращение к ранним этапам развития, стремление жить в прошлом. Память нередко искажает прошлое, представляя его в более привлекательном виде. Регрессия обычно возвращает человека к точке предыдущей фиксации. Например, дочь, преданная своим родителям, маленькой любимицей которых она была, вдруг решает бежать в свой прежний дом, когда в ее замужестве возникают трудности. Возможно, ей хочется вернуться в тот период, когда она была маленькой любимицей, и она отказывается принять жизненный вызов - вырасти и стать женой и матерью. Доминирующим мотивом такой регрессии, как мы уже говорили, является нежелание принять новый вызов судьбы, новую ответственность. Дети, которых баловали (обычно это приходится на возраст от трех до двенадцати лет), которым давалось все и не спрашивалось ничего, в дальнейшем, став взрослыми, часто оказываются предрасположенными к регрессии в виде инфантильных капризных требований внимания к своей персоне. Разочарование и гнев, слишком долго носимые внутри без «проветривания», то есть без доверительных бесед с близким человеком, также могут приводить к депрессии. Созревание и потребности Младенчество - это период, охватывающий два первых года жизни. Здесь нам следует вспомнить то, что мы говорили о тревогах и беспокойстве этих двух лет и о том, что они не исчезают, а сохраняются в нашей психике на долгие годы. В этом возрасте основное внимание следует уделять положительным потребностям ребенка. Наиглавнейшая из них - это потребность в нежной любви, которая передается главным образом через прикосновение, через чувство осязания. Если ребенку в этом возрасте уделяли много любви и внимания, он будет расти доверчивым к окружающим, ожидая от них дружеского участия, и сам будет с любовью относиться к другим людям. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что в младенчестве человек получает свои самые первые впечатления. Поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы эти первые впечатления были тождественны чувствам безопасности, нежности и любви. В пору младенчества ребенка невозможно «избаловать». Детство - это период от трех до двенадцати лет. Именно в это время у человека начинает формироваться личность, появляется взгляд на самого себя. Родители должны остерегаться двух крайностей - сверхопеки и безразличия. Дети, растущие в обстановке сверхопеки, для которых родители делают решительно все и всякое самостоятельное действие которых неизменно и неизбежно протекает под неусыпным родительским оком, лишены возможности научиться полагаться на свои собственные силы, то есть лишены необходимого условия их внутреннего роста. Они окажутся совершенно неподготовленными к каким-либо лишениям и трудностям. Им не была предоставлена возможность хотя бы однажды принять собственное решение. В этот период человек учится прежде всего социализации, то есть приобретает умение устанавливать связи с обществом и с другими людьми. Ребенок должен научиться делиться и сотрудничать с другими, должен навсегда покинуть эгоцентрический мир младенчества. Примерно в трехлетнем возрасте ребенок старается установить общение с другими, и в то же время он уже стремится обрести собственную личность, стать в полном смысле слова человеком уникальным и неповторимым. Ребенок вступает в период, известный под названием «возраста сопротивления», когда, прилагая свои силы в этих двух направлениях, начинает испытывать неудачи и растерянность. Он нередко прибегает к враждебному отказу. Он может делать попытки вновь вернуться в младенчество или, сосредотачиваясь на себе самом (заняв интровертированную позицию), пытается уйти от реальности. Он начинает сосать палец, желая найти в этом утешение; может вдруг выдавать злобные реакции, отказываться от еды, у него наблюдаются вспышки раздражительности. Однако примерно годам к пяти он обычно приходит в себя и обретает более ясное представление о себе и о мудром авторитете старших. Дисциплина - вот наиболее трудная проблема детства. Главное правило здесь - давать указаний ровно столько, сколько представляется совершенно необходимым, не больше, и следить за тем, чтобы они выполнялись. Слишком большое число указаний совершенно справедливо покажется ребенку неразумным и неоправданным и будет вызывать только протест. В течение этого периода дисциплина, насаждаемая родителями, должна постепенно переходить в самодисциплину. Чувство доверия к себе, уверенность в себе, ощущение необходимости личной ответственности развиваются только тогда, когда ребенок будет иметь возможность сам реализовать их на практике. Вторая серьезная проблема, с которой часто приходится сталкиваться в этом возрасте, - это ревность (зависть). Если старшему, ребенку кажется, что ему уделяется недостаточно внимания под тем предлогом, что младшему нужно больше заботы, что он более беспомощный и т.п., то возникшая ревность может привести к озлоблению и даже ненависти к родителям. У старшего ребенка может появиться ощущение несостоятельности, он начинает стыдиться себя, и все это в конце концов приводит к чувству обиды на младшего брата или сестру - объект этой ревности. Как правило, эту ревность можно предупредить, предоставив старшему из детей права руководителя, привлекая его тем самым в качестве помощника в деле ухода за младшим, при этом постоянно так или иначе напоминая ему о том, что его самого по-прежнему любят и ценят ради него самого. Юношество - это возраст от двенадцати до двадцати одного года. Юношество называют периодом «бури и стресса». Наш, американский, тип цивилизации таков, что многие из свойственных этому возрасту напряжений - бурь и стрессов - создаются за счет давления внешних условий и соблазнов самого нашего образа жизни. Молодой человек, например, сам должен решать такие вопросы, как поступление в колледж, принятие той или иной политической ориентации, добывание средств к существованию, выбор профессии, установление тех или иных отношений с лицами другого пола. В условиях нашей, американской, культуры родители, зачастую сами того не зная, своими поступками и решениями только усиливают бури и стрессы юношеского возраста. Когда родители используют знаки своей любви и внимания к детям в качестве орудий принуждения, то это создает у молодых людей лишь ощущение неуверенности. Многие родители предлагают знаки своей любви только на условиях полного подчинения своим желаниям или даже капризам. Многие родители безжалостно толкают своих детей на путь неистовой погони за успехом, угрожая лишить их своей любви в случае неудачи. Эта угроза быть отвергнутыми создает у детей серьезные эмоциональные напряжения тем, что у них возникает чувство, что они непременно должны быть хорошими, остроумными и т.п. В целом, даже тогда, когда дети встречают нежную и любящую заботу со стороны родителей, у них все равно возникает весьма много эмоциональных напряжений за счет других источников. Главный конфликт юношества заключается в одновременном существовании двух тенденций - коллективизма (быть «как все») и индивидуализма (быть не такими, «как все»). Юноша или девушка одновременно прилагают усилия к тому, чтобы их приняли другие (коллективизм), и в то же время ищут возможность стать самим собой (индивидуализм). Соответствие принятым стандартам является необходимой платой за признание, популярность, но это также означает и определенное подчинение, подавление индивидуальности. Те, кто становится на путь полного, рабского подчинения интересам и нормам коллектива (группы), в результате совершенно утрачивают стремление осознать, что же они представляют собой сами по себе. Они целиком сливаются с группой (конформизм), и принятие многочисленных символов того или иного положения, занимаемого юношей или девушкой в молодежной группе, может привести к их полному закабалению, тогда как в действительности они искали лишь свободы и стремились быть самими собой. Чем больше юноша или девушка находят сочувствия и любви в своем собственном доме, в своей собственной семье, тем меньше они оказываются подверженными давлению со стороны группы своих сверстников. И тем не менее они будут склонны к безоговорочному принятию ее сомнительных стандартов. Говоря точнее, напряжение создается между общественным признанием и отвержением индивидуальности. Молодой человек буквально разрывается между лежащей в основе всего его существа неуверенностью и стремлением достичь доверия к самому себе. Он совершенно искренне подвергает сомнению даваемые ответы, и одновременно он может казаться крайне уверенным в себе. Эта самоуверенность, как правило, является лишь компенсирующим прикрытием, маской, надеваемой, чтобы скрыть полную неуверенность в себе. Имеющиеся у него сомнения являются ободряющими симптомами просыпающегося интеллекта. Он подвергает сомнению признанные авторитеты и даже собственные религиозные убеждения. Он просто стремится к тому, чтобы его убеждения стали именно его собственностью. Поэтому никогда не следует бранить его за это. Юность - это такое время, когда молодой человек больше всего нуждается в сочувствии и симпатии со стороны родителей. Молодые люди в этом возрасте особенно чувствительны к малейшим проявлениям пренебрежения или критики в их адрес. Они крайне нуждаются в любви, ободрении, похвале и внимании, которые будут противостоять деморализующему или обескураживающему и лишающему уверенности влиянию школы, спортплощадки и борьбы за социальное признание, за право быть принятым в ту или иную группу - «компанию». Хвастовство или стремление преуменьшить достоинства другого - всего лишь способ скрыть ощущение неуверенности в самом себе, поэтому не стоит придавать этому большого значения. Те, кто будет стремиться «сбить спесь» с молодого человека, окажут ему плохую услугу. Самая серьезная проблема, которую предстоит решить молодому человеку или девушке, - это эмансипация, освобождение от связи с семьей. Сверхзащита, или стремление со стороны родителей во что бы то ни стало привязать детей к себе, доставляет детям ужасные страдания и в конце концов может привести к тому, что у них в результате развивается аллергия на всякие проявления власти вообще. Они могут, например, нарочно стараться выглядеть грязными, неопрятными, чтобы всем показать, что родительские стремления к чистоте были ими успешно отвергнуты. Эмансипация, которая должна в это время постепенно осуществляться, заключается в следующем: «…освобождение от сверхприсмотра со стороны родителей: следует больше полагаться на безопасность, которую молодой человек будет обеспечивать себе сам, чем на ту, которую ему смогут предоставить родители; следует стремиться к тому, чтобы отношение к родителям было бы скорее как к друзьям, чем как к защитникам; планирование собственного времени и принятие решений следует освобождать от чересчур внимательного контроля со стороны родителей» (из книги Луэллы Коул «Психология юношества»). Проблемы, связанные с сексуальными влечениями, являются весьма реальным источником смущения для молодежи. Для того чтобы научиться правильно понимать взаимосвязь между сексом и любовью, важно, чтобы юноши и девушки могли спокойно, свободно и без ложного стыда обсуждать эти вопросы со своими родителями. Необходимо научить их относиться к возникающим у них сексуальным чувствам как к нормальным и естественным, не содержащим в себе ничего плохого. Необходимо также научить их мудрости самоконтроля в этой сфере. Сексуальная распущенность обычно является признаком регресса к примитивным и инфантильным формам удовлетворения. Зрелое отношение к сексуальной сфере будет приходить одновременно с общим созреванием личности. Неудачи или неспособность достижения общей зрелости личности обычно приводят к фиксациям и регрессу. Сексуальная распущенность не в состоянии сколько-нибудь значительным образом дать ощущение уверенности и безопасности так же, как не в силах удовлетворить потребность человека в дружеском участии и любви. Если же потребности юноши или девушки в дружбе и любви будут удовлетворяться в контролируемых отношениях с противоположным полом в рамках собственной семьи, то их сексуальные влечения будут значительно легче поддаваться контролю. Мастурбация и другие попытки сексуального самоудовлетворения обычно являются симптомами задержки или регресса в развитии личности. Это приводит к развитию глубоко запрятанных в человеке нейровегетативных инстинктов, направленных на поиски прежде всего личного удовлетворения. Если этим инстинктам, присущим данному возрасту, не противопоставить правильного воспитания, то такая привычка может привести к глубокому и устойчивому эгоизму, который будет владеть личностью на инстинктивном уровне, что, в свою очередь, может стать серьезным, если не непреодолимым препятствием для способности любить. Позитивное против негативного. Усилители воли Мы иногда говорим о воле так, как если бы она была подобна мускулам,- либо слабая, либо сильная. Такого рода эпитеты легко делают неразличимыми некоторые весьма важные особенности человеческого поведения. Воля в нас сама по себе не является слабой или сильной. Скорее могут быть слабыми или сильными мотивы, побуждения наших поступков. Важно также понять, что причины для доброго, хорошего поведения - это совсем не то же самое, что мотивы. Мы можем легко перечислить множество положительных причин для тех или иных поступков, но они все же не будут теми мотивами, которые двигают нами. Латинское слово «мовере» означает «двигаться» - именно от этого слова происходит слово «мотив». В самом начале мы говорили о том, что каждая личность есть нечто совершенно уникальное. Поэтому понятно, что то, что будет двигать, побуждать к действию одного человека, может оставить другого человека совершенно равнодушным. Для того чтобы хорошая причина стала мотивом для воли, ее положительность должна быть каким-то образом доказана данному лицу с совершенной несомненностью. Настойчивое требование со стороны имеющего власть не может само по себе привести к формированию добродетели. Оно может привести к согласию сделать то или другое, к конформизму. Но такое согласие само по себе не всегда является добродетелью. Добродетель должна исходить изнутри личности. Она должна быть продуктом внутреннего действия воли, ищущей добра, а эта воля даст ответ только на те мотивы, положительность которых не подвергается сомнению. Психологи, изучающие мотивацию человеческого поведения, пришли к выводу, что положительные усилители воли (награда за хорошее поведение) - несравненно эффективнее негативных (наказание за плохое поведение). Быть постоянно критически настроенным по отношению к молодому человеку - это, очевидно, нечто чрезвычайно опасное, ибо приводит к полному подрыву доверия с его стороны и к воспитанию у него ненависти к любому авторитету. Однако эффект будет почти магическим, если мы воспользуемся положительными усилителями, не будем обращать особого внимания на мелкие промахи и недостатки поведения и при каждом удобном случае будем высказывать похвалу, признавать успех, поощрять (хотя бы добрым словом) желательное поведение. Наилучшим образом действие положительных усилителей проявляется в созидании для молодого человека его же положительного образа: большинство людей будет вести себя в соответствии с тем, что мы будем говорить о них им самим. Если мы создадим для юноши или девушки пьедестал, то они постараются подняться на него, если же мы будем постоянно держаться за край ковра, на котором они стоят, готовые в любую минуту выдернуть его из-под них, то это ничего не даст, кроме чувства постоянного беспокойства и неуверенности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|