• Глава 1. Умеренный оптимизм
  • Глава 2. Разумный эгоизм
  • Глава 3. "Особые состояния" — примета счастливой жизни
  • Глава 4. Формула счастья и её обоснование
  • Часть III. Мудрое счастье

    Глава 1. Умеренный оптимизм

    Итак, мы прошлись по многим аспектам повседневной жизни и переживаний человека и выяснили — методом умозаключений или с использованием результатов экспериментов — что к устойчивому счастью они не ведут. Это не значит, что вам следует совсем отказаться от материальных благ, сильных эмоций, поиска духовности и т. д. Нет, просто надо понять их истинное место в вашей жизни. Например, восторженные ожидания приберечь лишь для особых случаев (тогда по контрасту они будут ощущаться особенно сильно), а при совершении покупок не ждать от них "вечного кайфа". Что касается религии, то, как уже говорилось, некоторым людям она помогает справиться с трудностями, сделать жизнь более наполненной и счастливой. Поэтому теперь мы будем рассматривать многие явления, которые уже были описаны в предыдущих главах, с иных, более "перспективных" точек зрения. Начнём, как обычно, с материального.

    Помните, мы говорили в одной из предыдущих глав о людях-максимизаторах, всегда стремящихся к совершению самого лучшего выбора и жестоко страдающих от этого? Такие люди почти всё время недовольны своей жизнью, даже если со стороны она кажется неплохой.

    Альтернативой максимизатору выступает человек умеренной ориентации, выбирающий то, что достаточно хорошо, и потому экономящий много времени, энергии, а нередко и денег. На "умеренных" в меньшей степени давит количество имеющихся вариантов. На мой взгляд, такие люди просто научились правильно расставлять приоритеты: внутреннее душевное состояние, чувство удовлетворённости жизнью — на первом месте, а уже затем всё внешнее, материальное. Они не гоняются за каждой новой безделушкой, теряя самих себя в этой пустой суете, а осознанно выбирают нужное им направление в жизни и в дальнейшем стараются придерживаться этого правильного пути. Одним словом, не размениваются по мелочам. Умеренные люди не пытаются повернуть вспять естественный процесс адаптации. Они понимают, что к любой хорошей вещи со временем привыкаешь, и на место бурной радости приходит комфорт, который тоже хорош сам по себе. Возможно, для таких людей приятное и ровное чувство удобства даже более ценно, чем дикие восторги при покупке, быстро сменяющиеся полным разочарованием. Важно и то, что "умеренных" гораздо труднее выбить из колеи с помощью каких-то внешних событий, поскольку они и не ждут от жизни особых "розовых слонов". А значит душевные расстройства и, в первую очередь, депрессия им практически не угрожают. Так что пусть оптимизм будет осторожным и аккуратным, а не безоглядным. Как выразился о таких людях Ларошфуко, "умеренность счастливых людей проистекает из спокойствия, даруемого неизменной удачей".

    Подобные индивиды, на мой взгляд, не позволят сбить себя рекламной шумихой, поскольку, хорошо зная свои внутренние предпочтения, более осознанно выбирают товар. Например, недавно я покупал МР-3 плеер. Поскольку я точно представлял, для каких именно условий он мне понадобится (в первую очередь, для длительных пеших и велосипедных походов в горах — я предпочитаю заниматься спортом под любимую музыку), то сразу же сформулировал продавцу целый ряд требований. Всем им удовлетворяла лишь одна модель плеера, которую я и приобрёл. Так что глубокое знание себя и своих ценностей может стать для вас лучшим компасом во внешнем мире с его изобилием товаров и возможностей.

    Кстати, понимание того, что роль материальных факторов на самом деле преувеличена, и для приятной жизни достаточно умеренное количество денег, позволяет мне не "прогибаться" перед клиентом, который хочет заиметь "карманного" психолога. И в тоже время не дурить ему голову сладкими сказками о "чудесных исцелениях" и "скрытых энергиях", к которым я якобы имею доступ. Со своими посетителями я общаюсь как Взрослый со Взрослыми, поскольку именно Взрослая (объективная, ответственная) часть личности позволит им в будущем самостоятельно строить свою жизнь и достигать счастья.

    С точки зрения умеренного человека, деньги не являются абсолютным мерилом успеха и счастья. Мы уже говорили, что люди, работающие исключительно ради денег, никогда не бывают счастливы. Поэтому сравнивать себя с соседом надо не по размеру кошелька или обладанию материальными предметами, а по внутреннему душевному состоянию. Вместе с тем, деньги позволяют достичь состояния относительной свободы от толпы и в большей степени уделять время саморазвитию, личностному росту. Одним словом, "вкладывать в себя". Неслучайно небезызвестный Борис Березовский отметил главную пользу качественного образования в том, что оно позволяет находить новые возможности наслаждаться жизнью. Речь, безусловно, идёт не столько о "материальном" наслаждении (это любой дурак умеет), сколько о духовном и интеллектуальном. Так что деньги — это всего лишь средство для умного человека, но никак не цель. В предыдущих книгах я уже отмечал, что индивид, реализующий свои уникальные способности, весьма полезен окружающим своей непохожестью на них и благодаря этому должен хорошо зарабатывать.

    Как показали многочисленные исследования, удовлетворение человека работой напрямую влияет на уровень её эффективности. Если вы занимаетесь любимым делом, то уровень вашей удовлетворенности, а значит, и качество выполнения работы автоматически повышаются. Вот так можно совмещать приятное с полезным. Поскольку в своём деле вы человек "продвинутый", то, находясь в хорошем расположении духа, можете "дерзать" и совершенствоваться дальше. Доказано, что механизм устойчиво-положительных эмоций включается и исправно работает тогда, когда человек находится в спокойном, ровном состоянии — когда "на море штиль". Так что первичное условие для оптимистического настроения — внутренний баланс и гармония.

    Хочу ещё раз подчеркнуть, что речь не идёт о сильных положительных "всплесках", которые при "частом употреблении" приносят только вред вашей психике и всему организму — ведут к общей разбалансировке. В этом смысле скорее прав был Шопенгауэр, считавший главным признаком счастья отсутствие несчастий, то есть спокойную ровную жизнь.

    Умные люди на Западе, осознав невозможность достижения счастья через материальное изобилие, обращают свой интерес к непритязательной жизни, при которой высвобождается время и энергия для гораздо более важных вещей. Граждане понимают, что важнее меняться самим, чем стараться ненадолго почувствовать себя лучше после очередной покупки. Цель принципа добровольной умеренности заключается в том, чтобы, упростив жизнь, ощутить себя её хозяином, быть сильным, беззаботным, непринуждённым. Возвращается понимание того, что свободное время — одна из высших ценностей, поскольку с его помощью можно совершенствовать себя, обогащая сердце и душу. Несколько близких друзей и подруг, умные книги, возможность заниматься любимым делом, наслаждение природой — вот что даёт ощущение истинного счастья. "Простота — это древний, даже фундаментальный идеал", — пишет Дэвид Ши в своей книге "Простая жизнь" и продолжает: "Греки (и не только они — Л.Л.) говорили о "среднем пути", который лежит между роскошью и жизнью, полной лишений". Древние философы советовали остерегаться тех, кто имеет слишком много материальных благ, поскольку это обычно связано с недостатком внутренних духовных богатств. Сами они жили просто и высмеивали традиции и обычаи богатых граждан. Как говорил Сократ, мудрый человек инстинктивно будет вести скромную жизнь. Кстати, Иисус Христос также осуждал излишек материальных благ и считал его основным препятствием для духовной жизни и вхождения в Царство небесное.

    В своей предыдущей книге "Психолог объясняет и советует" я упоминал Ричарда Коха и его принцип 20 на 80. Так вот, Кох считает, что мы испытываем 80 процентов счастья за 20 процентов времени, поскольку жизнь имеет разную степень "насыщенности". Значит, мы можем так менять своё существование, чтобы удлинять "счастливые" периоды жизни и укорачивать "несчастные". И, конечно, в первую очередь, следует отказаться от занятий и видов деятельности, приносящих низкую "отдачу" счастья, что позволит сфокусироваться на самом важном. Парадоксально, но именно разумное замедление темпа жизни, связанное с избавлением от пустой суеты, позволяет достичь большего, лучше проявить свою индивидуальность. Убрав лишнее количество, можно достичь гораздо лучшего качества. Это касается не только собственной активности, но и взаимоотношений с другими людьми: насыщенные личные контакты с немногими друзьями и любимыми приносят гораздо больше положительных эмоций, дают ощущение надежности и стабильности.

    Данные выводы подтверждаются и результатами экспериментов. Так, для женщины наличие надёжных и убедительных взаимоотношений с мужчиной является одним из главных предсказателей её способности справляться со стрессом.

    Теперь давайте перейдём к теме взаимоотношений. Зная результаты исследований психологов, мы можем утверждать, что счастливый брак действительно является мощным положительным фактором. Ведь в браке счастливо 40 процентов жителей США, а среди одиноких — лишь 28 процентов.

    Какие же отношения супругов наиболее характерны для счастливого брака? Это так называемая спокойная любовь. Вот одно из её возможных описаний, данное психологом М. Селигманом: "Я легко вхожу в близкие отношения, меня не тяготит зависимость от другого человека, и самому заботиться о ком-то приятно. Я не боюсь, что меня бросят, и не опасаюсь привязаться к кому-нибудь слишком сильно". Подобный стиль любви, как считает автор, уходит корнями в детство, так же, как и менее пригодные для счастья "беспокойная" и "избегающая" любовь.

    Для меня в данном пассаже особенно важны слова "я не боюсь, что меня бросят". Очевидно, такой человек имеет устойчивую самооценку, осознавая собственную ценность просто из самого факта своего существования. При этом он не мыслит абсолютистскими категориями "вечной любви" и "смерти в один день", а понимает, что, даже потеряв партнёра, сможет найти себе другого. Вместе с тем он живёт в настоящем и наслаждается совместной жизнью именно с этим человеком, которого любит: "самому заботиться о ком-то приятно".

    С этой точки зрения чрезвычайно интересно обсудить высказывание известного психолога Н.И. Козлова, которое иные собратья по цеху ставят ему в вину: "Я люблю свою жену и своих детей, но не могу сказать, чтобы был к ним привязан. Они могут исчезнуть из моей жизни или из жизни вообще, и я отнесусь к этому так же, как к любому другому природному явлению". Автор данной цитаты любит своих близких пока они с ним. Что в этом плохого? Ничего, так и должно быть. Другое дело, Козлов говорит, что не будет переживать, если их не станет, и за это кое-кто из психологов называет его "моральным уродом". Тогда давайте зададим себе трезвый вопрос: если кто-либо ушёл из нашей жизни, неважно по какой причине, в чём будет польза сильных негативных переживаний? Ведь этот человек не вернётся (в предельном случае — из могилы), а собственное душевное здоровье мы таким образом ставим под угрозу. Работа психотерапевта с людьми, пережившими потерю, довольно сложна. Так, может быть, лучше не доводить себя бессмысленными истериками до опасной черты? Наверно, стоит, "осмыслив урок", подумать о поиске нового партнёра и наслаждаться жизнью с ним, пока он есть. А то, что у Козлова жена не первая, и, возможно, не последняя, лишь подтверждает общие жизненные закономерности: крайне мало тех людей, которые имели лишь одного любовного партнёра в течение своей жизни. Хотя в момент влюблённости мы думаем иначе.

    Общий же вывод из современных исследований отношений полов однозначен: в общении с близкими выигрывают люди, относящиеся к категории "спокойных" и предпочитающие такой же тип привязанности и взаимодействия. И здесь, как видим, лучше обойтись без сильных эмоций: "Если возникает разногласие, мы решаем спорный вопрос, совместно его обсуждая, поскольку мы оба — разумные люди. Рядом с ним я чувствую себя спокойной и естественной, а значит остаюсь независимой. Мы очень доверяем друг другу". Так описала свои отношения с любимым "спокойная" женщина.

    Две другие модели любви — "беспокойная" и "избегающая" — сулят гораздо меньше счастья. Впрочем, "избегание" одного из партнёров может возникнуть как защитная реакция на излишнее "беспокойство" другого. Надо также помнить и о неизбежной адаптации, которая постепенно притупит самую сильную страсть. И тогда на первое место выйдут общность интересов и доверие друг к другу, никак с бурными эмоциями не связанные.

    Тема любви и её роли в психологически зрелых взаимоотношениях неоднократно исследовалась в гуманистической психологии. Так, Маслоу выдвигает в качестве идеала "бытийную" любовь, связанную с личностным ростом человека и отсутствием у него сильных негативных эмоций: враждебности, ревности, тревоги. Во главу угла ставятся забота в балансе с личной независимостью. Антипод таких чувств — "дефицитарная" любовь, ведущая к взаимному "слиянию", "потере границ" и невротическому симбиозу со всеми вытекающими негативными (в первую очередь, эмоциональными) последствиями.

    Также и "зрелая" любовь, с точки зрения известного психотерапевта Эриха Фромма, предполагает равноправный союз с непременным условием сохранения индивидуальности каждого из партнёров. Без всяких рыданий, истерик и других бурных эмоциональных всплесков. Ценится ровное, тёплое чувство привязанности и взаимной поддержки, наличие общих базовых ценностей.

    Подобные взаимоотношения и ровные чувства, их питающие — удел немногих людей, которых без сомнения можно назвать мудрыми. И наоборот, если обратимся в сторону широких масс, то снова увидим обилие сильных (чаще отрицательных) эмоций. Как отмечал писатель М.Горький, "… чернь — нечто внесословное, внекультурное, объединённое тёмным чувством ненависти ко всему, что выше её понимания: любая ненависть (классовая, национальная, религиозная) может быстро превратить культурного человека в эту самую "чернь". Именно подобные тёмные чувства будил в толпе Адольф Гитлер: "Понимание — слишком шаткая платформа для масс. Единственная стабильная эмоция — это ненависть". Очевидно, Гитлер считал людей злыми и глупыми, потому и взывал к их эмоциям, а разум подавлял. И на некоторое время действительно преуспел в этом, ввергнув мир в пучину кошмара и войн.

    Данный отрывок приводится в "оптимистической" главе для того, чтобы читатель понял: разумной альтернативы предлагаемой здесь точке зрения на самом деле не существует. Все остальные варианты, привлекательные на первый взгляд, окажутся в итоге гораздо хуже. Что современная психология и доказывает. Поэтому к ней теперь и перейдём.

    В одной из предыдущих глав мы рассмотрели ряд минусов, которые несёт увлечение "психологической попсой", процветающей в целом ряде тренингов. Но подобное опошление "на потребу толпе" не отменяет пользы от изучения многочисленных научных достижений в этой области. Ведь именно психология помогает индивиду изменить внутреннее отношение к ситуации, которая не поддаётся внешней корректировке. Именно психология учит человека разбираться в собственной личности, делать приятное для себя и полезное для других дело, ладить с окружающими, расти как личность. Следование психологическим закономерностям позволяет нам достигать гармонии и душевного равновесия. Собственно, и данная работа, обобщающая последние достижения в этой науке, пишется с этой же целью. Одна из её главных задач — сделать ваш ум более ясным, а поведение — осознанным и ответственным. Надеюсь, вы поймёте, что счастье находится не там, где его предлагают искать мистики и горе-фантазёры. Рациональный ум и внутренняя гармония формируются у человека, который привык полагаться на себя и "выстраивать" себя в ежедневном труде "по призванию души", а не спихивать ответственность за свои неудачи на звёзды, "энергетических вампиров" или происки "тёмных сил". Руководствоваться здравомыслием, даже если вокруг наблюдаются явления иного характера. На стороне такого человека — правда жизни, правда Разума, и другой правды не существует.

    Способность научной психологии помогать человеку в выборе правильного настроя на предстоящую деятельность иллюстрирует закон Йеркса-Додсона. Он также подчёркивает важность "золотой середины" в мотивации человека, при достижении которой деятельность становится наиболее успешной. Слишком же большая или, наоборот, слишком слабая мотивация ведут к снижению достигаемых результатов. Как видите, перед вами ещё одно доказательство пользы умеренности, которое бьёт "попсовые", "тренинговые" представления о том, что внешний успех прямо пропорционален силе мотивации. Таким образом, эмоционально "перегретые" люди имеют меньше шансов на успешный результат, а потому тренера, всячески "накачивая" своих подопечных, оказывают им медвежью услугу, да ещё и демонстрируют собственную профессиональную некомпетентность. Избыток мотивации так же плох, как и её недостаток. От нашего страстного "хотения" мир никак не изменится.

    Вышеупомянутый закон имеет одно важное приложение, согласно которому, для более сложной деятельности человеку требуется чуть более низкая мотивация. Опять мы видим, что "рулит" именно реалистическая, рациональная тенденция, а не истерическое "накручивание", распадающееся в пыль при первой же серьёзной неудаче.

    Рассудок при правильном применении ограничивает отрицательные эмоции и стабилизирует положительные. Использование разума в сочетании с принципом умеренности помогает людям перестать быть себе худшими врагами, отравляя своё сознание негативными мыслями и переживаниями по поводу событий, которые объективно были не столь уж крупными, давно закончились, либо не случились вообще. Человек с эмоциональными расстройствами неверно считает, что окружающий мир "обязан" быть "приятным" и "лёгким" для жизни, не понимая, что "лёгкость" "приятность" — внутренние ощущения, которые он способен менять. Самому же миру нет до нас никакого дела — он к нам совершенно безразличен и просто "существует" независимо от нас и наших чувств. Поэтому решающим фактором является наше внутреннее состояние и то, как мы им управляем.

    Спокойных, умеренных людей окружающие нередко называют "пофигистами". Но последний термин предполагает не столько внутренне уравновешенное, сколько безответственное поведение. Поэтому ответственный, спокойный и внутренне гармоничный человек является не "пофигистом", а эталоном — особенно для суетливого невротика.

    Кстати, более глубокое понимание принципа умеренности позволило бы прекратить многие пустые споры о том, "что лучше". Например, есть или не есть мясо. Ответ с умеренных позиций: понемногу можно есть всё. Является ли вещество ядом или лекарством, полностью зависит от его меры — используемого количества. А в этом подсказку может дать лишь опыт и развитый ум. При умеренном, аккуратном использовании чего бы то ни было мы никогда не вляпаемся "по-крупному" и сможем при необходимости "открутить события назад".

    Правило "ничего слишком" получало неоднократное подтверждение в экспериментальной психологии. Возьмём для примера исследования в области спорта высших достижений и уверенности спортсмена перед соревнованием. И здесь оптимальным уровнем признана не абсолютная, стопроцентная уверенность в успехе, а приблизительно две трети её субъективной шкалы (65–70 процентов). По всей вероятности, мы имеем дело с универсальной закономерностью человеческой психики, которая может быть рекомендована к повсеместному использованию в качестве принципа умеренного оптимизма. Почему именно оптимизма? Да потому, что эмоциональный фон всё же превышает середину, то есть 50 процентов, и позволяет тем самым совершать внешние действия, для которых желательна вера в успех. А почему умеренного? Потому что превышение над средним уровнем сравнительно невелико (10–20 процентов). Небольшой дефицит уверенности позволяет более адекватно оценивать (а значит, и преодолевать) возникающие препятствия, стимулирует гибкость в реагировании и достижении цели. Мы же не боги, чтобы управлять всеми событиями внешнего мира и делать всё, что хотим. Существуют вещи, которые не в нашей власти, и некоторый дефицит уверенности позволяет это осознать. Таким образом мы сочетаем "пессимизм знания с оптимизмом действия" в мире, полном случайностей и неопределённости.

    Вообще многие психологические закономерности имеют форму "верблюжьего горба" или перевёрнутой латинской буквы "U". То есть они плохо выражены при слабых воздействиях, затем начинают нарастать, и достигают своего максимума в некой условной "середине" (золотом сечении), а при дальнейшем усилении воздействий опять сходят на нет, либо "ломаются". Это могло бы стать темой отдельной книги, а пока за недостатком места приведём лишь один пример: пассивное поведение — ассертивное (самодостаточное) поведение — агрессивное поведение.

    Ясно, что наиболее эффективным чаще всего оказывается средний член связки — ассертивное поведение, связанное с умением отстаивать свои права и не скатываться к крайностям. Оно и тренируется чаще всего (поскольку при отстаивании своих прав важно не нарушить права собеседника, иначе это уже будет агрессивное поведение).

    Стоит ли напоминать, что физическая и психическая норма — это некое тяготение к среднему, к центру, а разного рода болезни и отклонения ассоциируются с крайностями, да и частенько вызываются теми же излишествами. При этом умеренность вовсе не является синонимом посредственности. Ведь сказано: "Умеренность в великих людях ограничивает лишь их пороки" и "Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие ещё большим".

    Вернёмся к практической психологии и психотерапии. Многие её системы как раз и основаны на стремлении к некоему "среднему", "нейтральному" состоянию, где нет места бурным эмоциям, и где человек как бы отстранён от того, что с ним происходит (понятие Центра в психосинтезе и в медитации; позиция Взрослого в транзактном анализе; расслабленное состояние в гипнозе и аутотренинге; Кайзен с его маленькими повседневными шажками; метапозиция в НЛП; зона комфорта в поведенческих методиках и т. д.). Мудрые люди понимали силу подобного принципа уже в глубокой древности. Вот как красиво пишется об этом в "Книге о пути и славе" (Дао дэ цзин): "То, что спокойно, легко сохранить. То, что ещё не показало признаков, легко направить" и далее: "Нет больше несчастья, чем незнание границ своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению богатств. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен своей жизнью". В Новое Время умеренность считалась необходимым условием счастья, понимаемого как благополучие. Считалось, что благодаря умеренности дух может властвовать над человеческой природой. Куда лучше, чем вечная суета, беспокойство и страдания современных "двуногих".

    Простоты и умеренности совсем несложно придерживаться и в повседневной жизни — меньше пустых визитов, глупых и ненужных разговоров, сидения перед телевизором, пьянства и обжорства по праздникам … Куда приятнее ощущать себя свободным человеком, хозяином своей жизни, чем рабом, связанным по рукам и ногам обещаниями и соглашениями, которые сам же и "создал". Тюремщик и заключённый в одном лице — иначе о подобных людях и не скажешь.

    В такой "могучей" и, на мой взгляд, наиболее перспективной системе психотерапии как РЭПТ существует понятие умеренного гедонизма, при котором человеку желательно стремиться лишь к тем наслаждениям, которые не дадут отрицательный эффект через некоторое время, приведя в итоге к значительному сокращению продолжительности жизни. Ведь чем длиннее жизнь — тем больше приятных впечатлений она способна вместить. Даже умеренный эгоизм, отмечает Альберт Эллис, часто оказывается полезным, и к нему следует стремиться как терапевту, так и клиенту. В то время как крайняя степень эгоизма — эгоцентризм — безусловно, вреден для человека, поскольку связан с желанием подчинить себе других и заставить весь мир крутиться вокруг себя. Впрочем, об эгоизме и его особенностях мы будем говорить в следующей главе.

    Так что умеренность напрямую связана с самообладанием человека, его душевным и телесным здоровьем. Как говорил Ларошфуко, "умеренность в жизни похожа на воздержание в еде: съел бы ещё, да страшно заболеть". Древние философы во главе с Аристотелем считали умеренность (наряду с мудростью, мужеством и справедливостью) одной из главных добродетелей. На мой взгляд, умеренность как раз и есть важнейшее проявление мудрости. Глядя на современных людей, я жалею лишь о том, что они становятся "умеренными" после долгого периода невоздержанности, вследствие чего приобретают букет болезней и просто вынуждены ограничивать себя. Перефразируя известную поговорку, о них можно сказать следующее: "Насильно умеренно мил не будешь". Ограничение своих потребительских инстинктов они рассматривают не как возможный путь к более духовно насыщенной жизни, а как катастрофу, "падение вниз". Таких остаётся лишь пожалеть: без набитого брюха им жизнь не мила.

    Неслучайно психологи, говоря о крайних проявлениях того или иного качества, всегда советуют искать (или формировать) такое же по силе противоположное качество, чтобы создать баланс в психике человека. Например, искать разумный, взрослый компромисс между "телесным" и "духовным", "личным" и "общественным". Ведь понятие баланса как раз подразумевает нахождение субъекта в некой "центральной" (или близкой к ней) точке своей психики, из которой он при желании может двинуться в любую сторону, причём "зайдёт" настолько далеко, насколько ему подскажут обстоятельства и здравый смысл. А затем вернётся обратно в "центр", точку душевного равновесия, покоя и комфорта. Так достигается внутренняя целостность. Иначе получается неуравновешенность — едва ли не в прямом смысле этого слова.

    Кстати, душевное равновесие и вытекающий из него умеренный (осторожный) оптимизм характерны для учёных в их первой реакции на очередное громкое "открытие". Они готовы его рассматривать, но знают, что панацеи от всех болезней не существует.

    В такой системе как гештальт-терапия практикуется на вид нечто противоположное: клиента просят усилить то или иное неявно выраженное чувство. Нет ли здесь противоречия? Конечно, нет и вот почему: усиление чувства — не самоцель, а средство для "кристаллизации" и лучшего понимания мыслей, идей и отношений, скрывающихся за ним. После того, как они будут выявлены, их подвергнут сознательной, рациональной проработке.

    И, наконец, рассмотрим закон законов, подтверждающий значимость принципа умеренности — адаптацию. Её действие проявляет себя даже в экономике. В соответствии с законами уменьшения предельной полезности и предельного ущерба, наши первые приобретения или потери (например, выигрыш или проигрыш в казино) будут вызывать самые острые эмоции — радость или печаль. (Причём печаль от проигрыша ста долларов будет несколько сильнее, чем радость от выигрыша такой же суммы — так называемый "эффект потери". Но рассмотрение данного феномена не является целью книги). Последующие проигрыши или выигрыши воспринимаются всё более спокойно — внутреннее состояние человека стремится к равновесию, несмотря на то, что внешние события практически не меняются. При увеличении ставок произойдёт очередной "скачок" эмоций, которые вскоре опять устремятся к "середине".

    Возьмём другой пример. В конкурсе на соискание вакантной должности участвуют два человека — А и Б. По конкурсу проходит А и, разумеется, торжествует. Соискатель Б "пролетает мимо" и очень расстроен. В данный момент их душевное состояние отличается очень сильно, но через год никакой разницы не будет — по закону адаптации, "приспособления". Если бы соискатель Б знал, как спокойно он будет чувствовать себя через некоторое время, то, возможно, перестал бы расстраиваться уже сегодня. Да и соискатель А задумался бы, стоит ли вообще в этом конкурсе участвовать …

    Неслучайно, единственная мудрость царя Соломона "на все времена", способная объяснить любое событие, звучит так: "Всё проходит". Закон а-да-пта-ции!

    Непонимание того, что через некоторое время после практически любого события психика вернётся в своё обычное, "среднее" состояние ведёт к переоценке значимости выбора той или иной альтернативы. "Жениться или не жениться?" — мучает себя вопросом неопытный юноша. Ответ: или женись, или не женись — через полгода—год будешь чувствовать себя примерно так же.

    Пациенту, которому объявлен онкологический диагноз, кажется, что его жизнь кончилась. А психологу известно другое: через два-три месяца его настроение практически вернётся к исходной отметке. А у некоторых удовлетворённость своей жизнью даже вырастет. Неслучайно, видимо, больные тяжёлыми, неизлечимыми заболеваниями имеют более высокий уровень оптимизма, чем врачи, которые их лечат.

    Так что будущее не сулит нам столь длительных радостей и огорчений, как мы склонны представлять — и это мощнейшее доказательство того, что не в сильных эмоциях счастье. А в умении, извините за каламбур, адаптироваться к принципу адаптации, сделать свои ожидания умеренными и наслаждаться комфортом, который дарит современная цивилизация. На мой взгляд, это безукоризненная позиция для "среднего" человека — ещё и потому, что позволяет бережнее расходовать ресурсы всей нашей планеты, отодвигая возможные глобальные катаклизмы.

    Глава 2. Разумный эгоизм

    А если, может быть, минует час суровый

    И муза с нежностью вручит венец лавровый,

    Благодаря ль судьбе, благодаря ль уму

    Победу наконец одержит гений

    Всей дивной радости и славы упоений

    Всего — ты слышишь ли? — добиться одному!

    Э.Ростан "Сирано де Бержерак"

    Я не намерен строить для того, чтобы кому-то

    служить и помогать. Я не намерен строить для того, чтобы иметь клиентов. Я намерен иметь

    клиентов для того, чтобы строить… Те, кому

    я нужен, придут сами…

    Никогда никого не спрашивай. Тем более о своей работе. Разве ты сам не знаешь, чего хочешь? Как можно жить, не зная этого?

    Айн Рэнд "Источник"

    (неразумных прошу не читать)

    В предыдущей главе я слегка коснулся темы эгоизма и сделал это не случайно. Как будет ясно из последующего изложения, разумный эгоизм тесно связан с принципом умеренности в контексте счастливой жизни. Но обо всём по порядку.

    Теория разумного эгоизма формировалась параллельно капиталистическим отношениям. Наибольший вклад в неё внесли французские мыслители 18 века. Они утверждали, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы — так называемое "разумное себялюбие". С их точки зрения, разумный эгоизм представлял собой "золотую середину" между альтруизмом и эгоизмом неразумным. Последний представляет собой удовлетворение сиюминутных желаний без учёта последствий, нарушение прав окружающих людей в угоду своим интересам, поэтому ведёт в перспективе к крупным неприятностям. С точки зрения теоретиков разумного эгоизма, люди должны учиться данному феномену, преодолевая внедрённые с детства неадекватные запреты и ограничения, и шире пользоваться своим здравым смыслом.

    По сути дела, теория разумного эгоизма формирует новый вид морали (взамен устаревшей дуалистической морали абсолютного Добра и Зла), при которой обесцениваются так называемые "моральное бескорыстие" и "альтруизм" — они являются лишь бесплатным сыром у входа в мышеловку. "Альтруист", делающий одолжение, заставляет другого человека чувствовать себя обязанным ему и тем самым получает простор для будущих манипуляций. Поэтому разумный эгоист отказывается от подобных подношений, чтобы не попадать в зависимость, либо не считает для себя должным как-либо платить в ответ за "бескорыстно" сделанный подарок или оказанную услугу. Этим, кстати, он может излечить манипулятора — альтруиста от его дурной привычки.

    Безусловно, разумный эгоизм лучше лицемерной двойной морали, от которой страдали жившие при социализме граждане СССР. Это понятие стоит близко к индивидуализму и позволяет одарённому человеку лучше проявить себя. Ведь эгоизм у каждого свой (так же как личность и разум), поэтому всевозможные "коллективно-патриотические" мероприятия остаются невостребованными и влекут к себе лишь "ленивые умы", ожидающие, что сильная власть решит их проблемы.

    Разница между одарёнными индивидуалистами (первичными людьми) и безответственными коллективистами (вторичными людьми) великолепно показана в романах знаменитой американской писательницы Айн Рэнд под названием "Источник" и "Атлант расправил плечи". Одарённый человек, с точки зрения автора, завоёвывает личное счастье в процессе творчества, причём творит он, в первую очередь, ради самого себя! Для собственного развития! Другое дело, что обычно при этом бывает польза окружающим, но это, как говорится, "побочный результат". А нам внушали в школе: гений творит для людей, ёшкин кот …

    Вы можете задать вопрос, почему я пишу эту книгу. Угадайте с трёх раз … Правильно, для собственного развития, желания лучше разобраться в данной теме и повышения самооценки. Когда в голове так много умных мыслей, было бы преступлением не проявить на бумаге мощь свих полушарий …

    Однако вернёмся к гениальной эмигрантке из России Айн Рэнд, романы которой по влиянию на американское общество занимают второе место после Библии. Разумный эгоист, с точки зрения писательницы, обретает цель в самом себе. Он живёт собственной головой, не позволяя другим людям делать из себя жертву, но и не превращая в жертвы других. Открытое провозглашение и обоснование подобных идей в произведениях Айн Рэнд заставляет считать их сочинениями скорее философскими, чем художественными.

    Как видим, упор делается на собственный разум и здравый смысл человека, который, осуществляя осознанный выбор в повседневной жизни, сам несёт за него ответственность. Это и есть другой вид морали, отличной от христианской, важность которой за много лет до нашей эры подчёркивал древнекитайский философ Конфуций. Для него, как и для Сократа, Добродетель была слита со Знанием и не могла реализовываться вне его. В отличие от многих современных "моральных" лицемеров, Конфуций всегда жил по своим заповедям. Кстати, ему это было несложно — ведь он имел ум! Как утверждал философ, "религия должна быть согласована с разумом человека и подлежит проверке здравого смысла. То, что не может быть проверено разумом, не может быть предметом истинной и твёрдой веры, а значит, не может руководить поступками". Вот в такую "религию" я готов поверить с удовольствием!

    Ещё со школы мы помним роман "Что делать?". Разумный эгоизм "новых людей" в этом произведении Чернышевского выражен следующим образом: мысли главных героев направлены на себя, но в то же время подчинены идеалам добра и счастья. Их личный интерес совпадает с общечеловеческим. Неразумный же эгоизм других героев романа ведёт к праздности и излишествам.

    Лично для меня здесь болевая точка в том, насколько интерес одарённой и разумно-эгоистичной личности может совпадать с коллективным. Ведь талантливые люди часто вынуждены противостоять ленивой и инертной массе. Ортега-и-Гассет, современный писатель и философ, очень ярко описал сей феномен: "Заурядные умы, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё … Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Масса — это те, кто плывёт по течению и лишён ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает …"

    Помните, мы уже говорили, что "человек неразумный" склонен отдавать приоритет материальному потреблению и пустым удовольствиям? Ортега-и-Гассет также отмечает две основные черты "массового человека": постоянный рост жизненных запросов и врождённая неблагодарность, что в целом рисует образ избалованного Ребёнка, живущего эмоциями и иллюзиями. Ведь никто даже не пытается указать этому Дитяти на "второсортность" его жизни, да и его самого! "Чем дольше существуешь, — с горечью пишет испанский философ, — тем тягостней убеждение, что большинству недоступно никакое усилие кроме вынужденной реакции на внешнюю необходимость".

    На мой взгляд, основное достоинство Ортега-и-Гассета в том, что он показал основные опасности неразумного эгоизма толпы. Поскольку у "массового" человека разума немного, то его эгоизм не может быть разумным по определению! Неслучайно Ортега-и-Гассет отмечает, что толпа, предоставленная самой себе, разрушает основы собственного существования.

    Разумный же эгоист никогда так себя не ведёт: он думает о своей долговременной выгоде, а не об удовлетворении сиюминутных потребностей. В то время как эгоцентризм — крайняя степень эгоизма — буквально опасен для жизни. Ведь эгоцентрик не способен чувствовать других людей, прогнозировать их действия, а значит, разумно соизмерять свои поступки с поступками других. Неслучайно сказано: "Свобода — это способность человека жить в условиях собственных самоограничений". А откуда они возьмутся у дурака? Поэтому для того, чтобы держать дураков в узде, существуют религия с её моралью и государство с его силовыми структурами. Оба этих института делают упор скорее на эмоции (кнут и пряник), чем на разум. Не берусь судить, до какой степени "массовый человек" мог бы быть перевоспитан, если бы акцент сместился на развитие рационального, логического мышления. Поэтому, возможно, по Сеньке и шапка, которая, впрочем, никак не подходит одарённым разумным эгоистам. У них свои головные уборы и главное — другое содержимое головы.

    Так что эгоизм позволяет способному человеку противостоять косной толпе, а разум — не доводить дело до конфликта с ней, оставаясь законопослушным гражданином и реализовывая себя в сфере индивидуального творчества.

    Кстати, в предыдущих книгах я писал, что уникальными способностями должен обладать каждый человек, раз уж он "неслучайно" появился на свет. И призывал окружающих (в том числе, курсантов и клиентов) искать и реализовывать свою уникальность, находя в этом смысл жизни. Теперь же чаще склоняюсь к точке зрения, что "народ — это обходной манёвр природы по получению шести-семи гениальных личностей". При этом с уважением отношусь к каждому представителю "народа", поскольку все люди имеют одинаковые права, хотя и совершенно разный уровень способностей. Так что уж если развивать индивидуальность, то одновременно следует развивать и мозг, поскольку "где не хватает ума, там не хватает всего". Но, как понимает читатель, достижение собственного счастья без толики эгоизма, индивидуализма невозможно.

    "Эгоист разумный" руководствуется не традиционной моралью с её застывшими понятиями Добра и Зла, а ситуативной этикой, при которой каждый случай рассматривается в индивидуальном, уникальном ключе. И это естественно для умного человека: не будет же он стоять ночью на пустынной улице, ожидая, когда красный сигнал светофора сменится на зелёный! Разумный эгоист понимает относительность любых правил — ведь даже параллельные прямые не пересекаются лишь до тех пор, пока идут по плоской поверхности. Само собой, что и любая символика, в том числе государственная — всего лишь символика и ничего более. Это не означает, что подобный субъект испытывает презрение к разного рода официальным символам — он просто о них не думает. При этом понимает, что определённое упорядочение жизни благодаря государству всё же благоприятнее для него, чем дикий хаос. Идеальным общественным устройством для него была бы меритократия — власть людей наиболее достойных и способных. Управлять обществом должны люди умные и подготовленные, а не наглые и горластые. Для этого и голосовать за умных людей надо "головой", а не "сердцем". Вот тогда на место обществу потребления придёт общество знания, в котором разумные и одарённые эгоисты будут нормой, а не исключением. А на место бюрократов придут меритократы. Пока же этого не произойдёт, люди будут свидетелями периодического вторжения во власть "варваров" из народа, который, по выражению российского министра И.Кудрина, "то безмолвствует, то устраивает бунт, бессмысленный и беспощадный".

    Кстати, современный "массовый человек" и так получил в свои руки плоды прогресса, многие из которых были "выращены" для него гениальными одиночками. И единственное, что представитель толпы никогда не сможет перенять у гения — это работу его мозга, его разума. Теперь понятно, почему одарённых людей не любят, а одарённых эгоистов — не любят вдвойне. У них в голове сокровище, и они знают, как им пользоваться — но только для себя. В то время, как основная масса ленится, плывёт по течению, сердится, радуется и фантазирует.

    Разумный эгоист противостоит любому мистику с его иррациональной опорой на чувства как орудия познания окружающего мира и принижения интеллекта. Отсюда прямая дорога к суевериям и бреду шизофреника, верящего в способность управлять внешними событиями силой собственной мысли. Разумный эгоист не позволит сбить себя с толку всевозможным словоблудием. В подобных случаях он легко включает свой скепсис, а при необходимости — здоровый цинизм, поскольку понимает аксиому: "если в свой ежедневник ты не впишешь свои приоритеты, значит в нём окажутся чужие". Ещё раз подчеркну, что более развитый человек обязан быть более эгоистичным, чтобы в полной мере проявить свои способности. При этом его разум способствует "аккуратному" проявлению своей индивидуальности, чтобы случайно не нанести вреда окружающим, живущим совсем другими ценностями.

    Разумный эгоист, безусловно, скорее оптимистичен, чем наоборот. О себе — чуть лучше, чем о других (индивидуальность); себе — чуть больше, чем другим (разумный эгоизм); о мире — чуть лучше, чем он есть на самом деле, и свои шансы в нём — чуть выше реальных (умеренный оптимизм). Чудесный букет качеств, не правда ли? Неслучайно уже упоминавшаяся Айн Рэнд считала эгоизм безусловной добродетелью, а гедонизм и альтруизм презирала. Ведь при разумном эгоизме всегда имеет место справедливый обмен, а не рвачество или скрытое манипулирование.

    Разумный эгоист понимает свою личностную уникальность и не пытается строить свою жизнь в соответствии с недостижимыми идеалами, подавляя в себе естественные человеческие реакции. Он ощущает себя целостным субъектом и потому не противопоставляет "хорошую" и "плохую" (с точки зрения традиционной церковной морали) части своей личности. Стремление к наслаждению, юмор и непосредственность мирно уживаются в нём с ответственностью и трудолюбием. Его разум верно определяет контекст, в котором своевременно будет использовано то или иное качество. В то же время он способен замечать сделанные ошибки, исправлять их и учиться на них. Такой человек избегает не только внешних, но и внутренних оков (например, зависимость от наркотиков) и стремится, где только можно, сделать жизнь проще, чтобы посвятить больше времени самореализации. Психологически зрелому субъекту не нужны внешние авторитеты, ведь он живёт свою жизнь, а не чужую. Разумный эгоист понимает необходимость некоторой обособленности от других — в целях достижения большей свободы. Поэтому иногда он строит, а иногда разрушает барьеры. Ведь взрослость включает в себя понимание того, что лишь ты сам лучше знаешь наиболее подходящий для тебя образ жизни. Только ты и никто другой. Для такого человека нет "хороших" и "плохих" качеств, "чистых" и "нечистых", а есть своевременные и несвоевременные. Тем более, что в целостной и сбалансированной личности один полюс не может без другого: он и выделяется только по контрасту со своей противоположностью. Не будь покорности — не было бы авторитаризма и т. д. Так что разные полюса в психике человека должны "дружить" и взаимодействовать. Объявление одного из полюсов "хорошим", а другого — "плохим" немедленно заставляет человека признать свою ущербность и, двигаясь к якобы "лучшему" полюсу, попадать под влияние разного рода шарлатанов и манипуляторов (см. главу о сектах). Если я, например, считаю бескорыстие более высокой ценностью, чем эгоизм, то в целях "духовного совершенствования" и (тщётной) борьбы со своим эгоизмом иду "сдаваться" в церковь, после чего на моей личной уникальности можно ставить крест — во всех смыслах этого слова. Ведь теперь моя жизнь будет подчинена не только недостижимому идеалу, но и тем конкретным людям, которые объявляют себя "связующим звеном" между землёй и небом. Кстати, люди, стремящиеся к овладению "высшими" духовными ценностями, предлагаемыми религией, тоже по-своему эгоистичны: ведь они желают заслужить после смерти вечные наслаждения. А разве это не эгоизм?

    Поэтому и эгоизм, о котором я пишу, имеет свои "противовесы" — в виде разума и в виде умеренности. Как говорится, три в одном! Благодаря такому балансу человек растёт не "вширь", задевая интересы окружающих, а "ввысь", реализуя себя как неповторимую личность. Ведь благодаря эгоизму мы можем лучше сохранить собственную самобытность и творческое начало. Он, кстати, не отменяет и своей противоположности — альтруизма, когда в нём действительно есть необходимость. Например, это касается любви, сопереживания близким людям, одним словом, всего того, что формирует надёжные взаимоотношения. Ведь мы же хотим, чтобы окружающие нас люди тоже были счастливы! Но и не станем ради этого приносить себя в жертву.

    Если же человек является неразумным эгоистом-эгоцентриком, не имеющим внутренних тормозов и противовесов, то для его обуздания как раз и необходимы "внешние" структуры в виде психиатров, полиции-милиции и т. д.

    В современной системе психотерапии под названием РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия) умеренный эгоизм ставится на первое место среди прочих аспектов психического здоровья. Вот как характеризует это понятие основатель РЭПТ Альберт Эллис: "Эмоционально здоровый человек, прежде всего, честен сам перед собой и мазохистски не жертвует собой ради других. Его доброта и внимание к другим во многом происходят из идеи, что он сам хочет наслаждаться свободой от ненужной боли и ограничений. Поэтому, скорее всего, он готов отдавать свои силы и время, если это поможет создать мир, в котором права других, как и его собственные, не ограничиваются без достаточных на то оснований". РЭПТ всячески приветствует долгосрочный, т. е. умеренный гедонизм, не приводящий к разрушительным последствиям для физического здоровья и психики человека. "Умеренные гедонисты" понимают, что жить они будут долго, поэтому нельзя всё ставить на карту ради получения сиюминутных выгод и заманчивых соблазнов. И здесь, как видим, интеллект позволяет найти баланс между настоящим и будущим.

    Одним словом, разумный эгоизм просто необходим человеку, желающему обрести счастье через творчество и самореализацию.

    Глава 3. "Особые состояния" — примета счастливой жизни

    Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться.

    Жак Ив Кусто

    Во второй части книги я говорил о том, что сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, не создают устойчивого ощущения счастья, а приводят к раскачке психической стабильности с вытекающими негативными последствиями. А какие внутренние состояния более типичны для человека, которого можно назвать счастливым?

    На первое место я бы поставил юмор как умение найти весёлые, положительные стороны в любой ситуации, как отказ принимать неприятности слишком близко к сердцу. Выше уже говорилось о том, что антипод юмора — слишком серьёзное отношение к себе, к миру, к другим людям и ощущение собственной "важности" — ассоциируется со многими душевными расстройствами. Такие "отягощённые" клиенты не способны выбраться из болота, в котором увязли, и им, помимо всего прочего, бывает полезно учиться иронично-весёлому, лёгкому подходу к жизни. Пора уже перестать воспринимать повседневные явления в качестве "священных" — это ведёт к неврозам и "Великой Депрессии". Жизнь обычного человека во многих проявлениях абсурдна и часто даёт повод для улыбки.

    Исследования показали, что человек больше всего смеётся в возрасте шести лет, а затем этот показатель постепенно снижается. Ну так давайте его повысим! Ведь во время "очищающего" смеха активизируются многие области мозга. Учёные утверждают, что юмор имеет большой творческий потенциал, а связанное с ним хорошее настроение обостряет память, улучшает мышление, снижает стресс и активизирует работу иммунной системы. Я на своих учебных занятиях шучу постоянно, поскольку знаю, что это лучший способ повысить внимание слушателей к материалу, либо разрядить назревающую конфликтную ситуацию. Ведь и у меня на курсах встречаются люди, которых трудно назвать полностью здоровыми — вот и приходится "лечить" их таким образом. И даже если юмор не всегда бывает удачен, это гораздо лучше, чем его полное отсутствие. Сделай курсы более серьёзными — и некоторые потенциальные "депрессанты" проявят себя по полной программе. "Унылые тюфяки" — так высказался о подобных клиентах один известный психотерапевт. Ненавязчивый юмор в работе с ними — лучший способ "самопрофилактики".

    В основе юмора лежит способность человека увидеть привычные вещи с необычной точки зрения, поэтому он напрямую связан с творческим мышлением, с гибкостью, с игровым отношением к жизни. Большинство гениев — самые настоящие Игруны. Тупое большинство взирает на них и не может понять, что же они делают: работают или играют? А у гения, как и у любого талантливого человека, работающего по призванию, труд и игра неразделимы. Такой субъект наслаждается самим процессом творчества, полётом собственной мысли. Знаете, писать книгу тоже в кайф. Никогда не бываешь уверен, что напишешь на следующей странице …

    Дурак не способен к тонкому юмору — ведь он видит лишь внешние, поверхностные стороны явлений, не замечая внутреннего содержания. Он чересчур серьёзен, обидчив, заторможен и хорошо понимает лишь прямые команды. Но моя книга не для таких людей. В то время как сильный и умный человек на шутки не обижается — он и сам любит пошутить.

    Почему я не стесняюсь, называя некоторых людей дураками? Да потому, что пришла пора открыто признать очевидный факт: люди имеют равные права, но разный уровень способностей, а значит и разную ценность. И всевозможные "отбросы общества" должны знать своё место и не пытаться занять место более одарённого человека. Современных дикарей нужно держать в жёсткой "внешней" узде, дабы они не мешали более талантливым и сложно устроенным людям проявлять себя и двигать цивилизацию по пути прогресса. Функции, регулирующие поведение, спрятаны у этих людей одаренных внутри — в собственном разуме. Им, кстати, не страшны многочисленные соблазны капитализма, легко завлекающие и отупляющие "массового человека" — самосовершенствование и самовыражение для них намного более привлекательны. Капитализм, по крайней мере, хорош тем, что позволяет таланту оставаться самим собой и делать выбор в пользу того, чтобы становиться ещё талантливее (в то время, как при социализме яркие индивидуальности уничтожались — духовно или физически).

    Современный одарённый человек всегда готов посмеяться над любым внешним "авторитетом", который пытается навязать себя обществу, так как смотрит на мир без иллюзий и видит "наготу короля". А его жизненная гибкость ведёт к толерантности — терпимости к чужому мнению даже при несогласии с ним. "У каждого своя правда, а время всё расставит по своим местам" — вот его девиз. Такого человека труднее задеть и выбить из седла — ведь всё главное для него содержится в нём самом! Отсюда и внутренняя сила, руководимая умом — в противоположность интеллектуально ограниченному, а потому обидчивому "современному неандертальцу", несущему в себе все признаки общинного мышления: архаичность, стадность, мистицизм, невосприимчивость к логике и здравому смыслу.

    Человек разумный, находящийся в душевном равновесии, имеет даже особую химию мозга. Связана она с эндорфинами, вызывающими чувство безмятежности и блаженства. Данные гормоны структурой и действиями напоминают морфий, поскольку также успокаивают боль, положительно воздействуют на настроение (вплоть до эйфории) и вызывают другие приятные ощущения. Например, те, что имеют место во время оргазма. По сути дела, эндорфины представляют собой приятный и полезный "внутренний наркотик", вырабатываемый самим организмом, который к тому же в 200 раз эффективнее морфия! Отличное средство против депрессии и других душевных повреждений.

    Организм человека, ведущего здоровый образ жизни и не склонного к излишествам, продуцирует эндорфины в достаточном количестве. Например, при оздоровительном беге данные гормоны начинают вырабатываться гипофизом примерно через полчаса после начала бега, и их действие продолжается спустя полчаса-час после окончания физической нагрузки. В то время как "человек неразумный" стремится вызвать острое наслаждение с помощью обилия искусственных внешних раздражителей (в том числе, медикаментов, алкоголя и наркотиков), что ведёт к прекращению выработки эндорфинов самим организмом и появлению депрессивных состояний. Их пытаются "насильно" убрать новыми, ещё большими порциями "кайфа" и "дури", в результате чего возникает порочный круг, и жизнь катится по наклонной. Опять мы видим, как выбор человеком вредного внешнего воздействия ведёт к уничтожению полезного внутреннего свойства — в данном случае на физиологическом уровне.

    Кстати, оздоровительный бег, так же как лыжи, плавание и другие циклические виды физической активности, позволяет сжигать гормон стресса адреналин, производящий немало разрушений в организме в случае своего избытка. А занятия экстремальными видами спорта, например, альпинизмом, дают замену "древней" деятельности человека, направленной на выживание, под которую по-прежнему "заточены" некоторые участки его мозга.

    Выявлена также чёткая корреляция между уровнем физической активности и сохранением умственных способностей в пожилом возрасте. Занятие любимым делом в сочетании с физическими упражнениями — прекрасный выбор для умного человека, желающего дожить до глубокой старости!

    Нередко приходится слышать от материально обеспеченного индивида: "Я готов отдать все мои деньги за здоровье!" Но если бы такой субъект имел хоть немного здравого смысла (или прочитал эту книгу), он имел бы и то и другое.

    Я уже не раз отмечал важность физического и психического здоровья, повторю ещё раз. Теоретически говоря, некоторые субъекты бывают счастливы и в больнице, и на смертном одре. Но это какое-то "нереальное" счастье. Ведь тяжелобольные люди, как правило, лишены главного — способности к самореализации во внешнем мире, проявлению собственной уникальности. Да и с эндорфином у них не густо… Так что берегите здоровье!

    Одним из способов повысить уровень своего оптимизма является участие в так называемой "беспроигрышной деятельности", при которой, в отличие от конкурентной "игры навылет", ценится выигрыш обоих партнёров. Когда у талантливого врача выздоравливает больной — радуются оба. В процессе творческого обучения развивается не только ученик, но и учитель … С другой стороны, талантливому и уникальному человеку даже конкуренция не страшна: ведь у него же нет двойников, способных скопировать работу его мозга и его достижения. Поэтому конкурирует он лишь с самим собой в процессе свободного творчества, от чего и испытывает перманентный кайф.

    Важнейшее проявление этой творческой поглощённости — так называемое потоковое состояние, при котором человек настолько сильно сосредоточен на какой-либо деятельности, что время для него престаёт существовать. Такие состояния нередко возникают у слушателей на моих курсах, да и у меня тоже. Стоит чуть глубже уйти в чью-то проблему ближе к концу занятия, как попадаешь в общий групповой поток — мыслей, чувств, надежд. Взгляд на часы — ого, занятие пора было закончить сорок минут назад … У всех остальных тоже растерянные лица. Как будто вынырнули на поверхность из другой реальности.

    Вот как красиво описывается потоковое состояние родственником одного любителя минералов по имени Марти (в книге М. Селигмана): "…он позавтракал, выбрал из своих сокровищ кусок хрусталя и принялся изучать его под мощным микроскопом. Какое-то время спустя Марти заметил, что разглядеть структуру кристалла становится всё труднее. Видимо, облако закрыло солнце, решил он, но, подняв голову, с удивлением обнаружил, что за окнами гаснет закат".

    Находясь в потоковом состоянии, индивид чувствует, что готов заниматься любимым делом до бесконечности. Примеры — физическая активность, шахматы, секс с любимым человеком и многое другое. Для меня здесь чрезвычайно важно, что в этом "потоке" человек может не только не испытывать (поверхностных) положительных эмоций, но и игнорировать отрицательные ощущения, сопровождающие сам процесс деятельности. Возможно, они блокируются теми же эндорфинами, о которых шла речь выше. Такое впечатление, что субъект попадает в более глубокое, "нейтральное" состояние в чём-то сродни гипнотическому, при котором, тем не менее, сохраняется отточенная ясность мышления и действий. В этот промежуток времени, очевидно, происходит удовлетворение наиболее глубоких психологических потребностей, вследствие чего и появляется чувство "упоения", "растворения в деятельности". Бредущий к вершине альпинист обычно испытывает холод, нередко слабость, тошноту и головную боль из-за горной болезни, но продолжает шаг за шагом продвигаться вверх по склону в каком-то безотчётном стремлении к цели (проверено на себе). Ощущение такое, как будто тебя ведёт некая сила, более высокая, чем ты сам.

    Возможно, потоковое состояние — наиболее яркий пример душевного удовлетворения, которое получает и испытывает по-настоящему счастливый человек. И при этом почти никаких эмоций! Нужен ли более яркий пример, иллюстрирующий мелочность и пустоту повседневных переживаний "среднего человека" по сравнению с возвышенными наслаждениями творческой личности? Ведь это абсолютно разные уровни контакта с действительностью: всё равно, что сравнивать поведение обезьяны и современного человека.

    Когда творец "плывёт" в своём потоке, он даже не стремится к результату, поскольку живёт в самом процессе деятельности. В жизни такого человека не остаётся места для стрессов — его существование перешло на другой уровень, недоступный для приземленного обывателя. Он находится в "золотой середине", где нет ни скуки, ни паники, а лишь неземная отрешённость и концентрация на задании.

    Возможно, потоковые состояния, в которые попадают счастливые люди, связаны с удовлетворением именно тех потребностей, которые не могут быть реализованы в повседневной, "мелочно-пустяковой" жизни. Ведь в них всё иначе: "внешних" проявлений эмоций нет, "материального" нет, время исчезает, а ощущения совсем иные: целостные и "правильные". Я сам неоднократно "проваливался" в подобные состояния и готов разговаривать о них часами — с теми, кто "понимает". Ей богу, жалею тех особей, которые озабочены лишь проблемами своего повседневного существования, а "контакт с иной реальностью" осуществляют посредством чтения гороскопов или распитием очередной бутылки водки.

    Состояние, аналогичное потоковому, описано в восточной философии и носит название "неделание в деятельности". Такая внешняя пассивность в сочетании с высочайшей эффективностью заметна в движениях спортсмена или танцора, достигших высшего уровня мастерства. Исполнитель как бы слит в единое целое с тем, что он исполняет. Это и есть совершенство, когда действия осуществляются полуавтоматически, почти без контроля сознания. Если вы, читатель, не знакомы с "потоком", значит вы ещё не знакомы и со своей уникальной личностью. Ведь потоковые состояния (как и разумный эгоизм) — строго индивидуальны и трудно достижимы. Для их "стабильного" получения надо вначале вложить немало усилий в интересующую вас деятельность. Это не ширпотреб для массового потребителя под названием "съел — и порядок".

    Поскольку я уже говорил о том, что талантливый человек должен жить обособленно, находиться подальше от толпы, будет уместно сказать несколько слов и об одиночестве. Здесь всё полезное выражено в одной мудрой цитате: "Тому, кто стремится к одиночеству, не суждено его и испытывать". Умным людям необходимо защищать свой мир от вторжения посторонних. Тем более, что с возрастом и появлением жизненного опыта у человека появляется инстинктивное влечение к отдельному существованию. Такой индивид ищет и находит главное в жизни. Это и есть мудрое счастье. Счастье от ума.

    Глава 4. Формула счастья и её обоснование

    Нельзя жить приятно, не живя разумно.

    Эпикур

    Говоря о достижении счастья в предыдущих главах, я делал упор на таких качествах, как умеренность и разумный эгоизм. Хотелось бы сравнить данные понятия с так называемыми "универсальными добродетелями", которые выделил известный американский психолог М. Селигман в результате анализа литературы, относящейся к различным культурам. Данные добродетели — мудрость и знание, мужество, любовь и гуманизм, справедливость, умеренность, духовность — признаются во всех культурных и религиозных традициях, и поэтому названы универсальными.

    Сразу же отметим, что умеренность присутствует в обеих схемах. Мужество и справедливость, как мы могли видеть, свойственны разумному эгоисту на пути к самореализации, а мудрость состоявшейся личности наступит в качестве достойного вознаграждения. Я уже отмечал, что разумный эгоист представляет собой целостную личность с необычными духовными переживаниями (см. предыдущую главу). Он также ценит стабильные и надёжные отношения с немногими близкими людьми, и в этом смысле способен к любви и дружбе. Поэтому заявляю с чистой совестью: в моей схеме "всё включено"!

    А теперь — Формула Счастья:

    Необходимость умеренности и разумного эгоизма я обосновал достаточно подробно. Здоровье (хотя бы его обычный, "нормальный" уровень) включено в схему в качестве необходимого условия для проявления уровней 2 и 3. Понятно, что физически тяжелобольной человек вряд ли сможет думать о самореализации, а психическое расстройство вообще выводит его за рамки этой схемы.

    Здоровье — это уровень организма (первый уровень). Разумный эгоизм относится к уровню личностной самореализации (второй уровень). Умеренность отвечает за взаимодействие с окружающим миром (третий уровень). При этом умеренность положительно влияет на уровень здоровья, которое, в свою очередь, питает энергией проявления разумного эгоизма. Одновременно с этим умеренность всегда стоит "на страже", готовая ограничить излишние проявления эгоизма, если он случайно перейдёт допустимую, разумную грань. В то же время "здоровый эгоизм" (уровни 1 и 2) порождает умеренный оптимизм на третьем уровне.

    Говоря об уровне 2, хочу ещё раз подчеркнуть роль разума, развитого интеллекта, здравого смысла, позволяющего придать эгоизму новое, гуманистическое качество. Собственно, человек должен проявлять индивидуальность в аспекте самореализации, что придаёт его жизни смысл и уникальность. В остальных, менее важных вопросах, рациональным выбором будет умеренность, сберегающая здоровье и силы для главных свершений. Я полностью уверен в данной схеме и меня беспокоит лишь один момент: как быть людям, которые интеллектом не обременены, а потому не только не смогут разумно направить свой эгоизм на путь самореализации, но и сдержать его неразумные проявления? Таким читателям на данный момент могу дать лишь один совет: живите умеренно до тех пор, пока не обнаружите свои индивидуальные таланты. Не вредите окружающим людям — среди них есть разумные эгоисты, стремящиеся к счастью!








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх