19. Определения термина «возраст»

Этапы онтогенеза связаны с понятием возраста. Возраст – качественно специфическая ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Принято выделять следующие возраста: 1) перинатальный период; 2) младенчество (от рождения до 1 года); 3) ранний возраст (1–3 года); 4) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12 лет); 6) подростковый возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17 лет); 7) юношеский возраст (от 15–17 до 19–25 лет); 8) зрелость (от 25–30 до 55–60 лет); 9) старость (от 55–60 лет и старше).

Перинатальный период (от лат. prae – «перед» + natus – «рождение») – стадия внутриутробного развития плода, которая затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения.

Детство – этап онтогенетического развития индивида, который длится от рождения и до появления принципиальной возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды: 1) младенческий возраст; 2) ранний возраст; 3) дошкольный возраст; 4) младший школьный возраст.

Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Младенческий возраст (от рождения до 12–14 месяцев) – период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. У младенца уже можно наблюдать такие рефлексы, как защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, а также сосательный, цеплятельный и рефлекс отталкивания. Под влиянием внешних впечатлений у ребенка происходит интенсивное развитие мозга и органов чувств. Общение со взрослым в этот период перерастает в совместную деятельность, а действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом – начальная форма понимания речи. К концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх