|
||||
|
70. Индивидуальные особенности внимания Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Так, например, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля, А. Ф. Кони пишет: «Обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, – будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви – чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее, родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать». Внимание – состояние психического взаимодействия индивида со средой. Оптимальный уровень психической активности человека определяется прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Уровень бодрствования определяется содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, его интересами, увлеченностью. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений. Наше восприятие событий и наши действия зависят от наших личностных и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром – личность погружается в субъективный мир «суженного сознания». Одна из индивидуально-типологических особенностей внимания обусловлена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых людей и проявляется она в значительном сокращении объема внимания при эмоциогенных воздействиях. Наряду с типологическими особенностями существуют личностные, сугубо индивидуальные особенности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жизненным опытом человека. Согласно теориям когнитивной последовательности, люди стремятся построить последовательный набор убеждений и отношений. Непоследовательность в такой познавательной системе вызывает вредное психологическое напряжение. Следовательно, люди более восприимчивы к информации, которая поддерживает или усиливает последовательность, избегая при этом информации, которая противоречит их убеждениям и отношениям. Вторая группа факторов, оказывающих влияние на внимание, – это детерминанты, относящиеся к стимулам, т. е. характеристики самих стимулов. Они «контролируемы» в том смысле, что ими можно манипулировать для привлечения и (или) усиления внимания, что и используется в борьбе за внимание потребителей. Чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он привлечет внимание. Увеличение размера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителей. Подобное соотношение верно и для размера иллюстраций или изображений внутри объявления. Вероятность того, что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отведенной для товара. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|