|
||||
|
73. Характеристика процессов памяти Запоминание. Первоначальная форма запоминания – непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре головного мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании логических связей между частями материала. Оно требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно. Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и материал изменяется мало, а статическое сохранение – в долговременной памяти, и материал обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Она проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении. О сохранении информации и ее видоизменении можно судит по следующим двум процессам памяти. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний. Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания во времени. Забывание протекает во времени непрерывно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание осмысленного материала подчинено той же закономерности. Весьма важно своевременно организовывать повторение воспринятого, не откладывая надолго эту работу. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Так, ученик сразу же после уроков не может полностью передать содержание воспринятого материала, но через 1–2 дня даже без дополнительного чтения воспроизводит урок. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|