|
||||
|
3. Интегральная йога Шри Ауробиндо Кто такой Шри Ауробиндо? Рабиндранат Тагор сказал в 1907 году, что это «голос, в котором воплотилась душа Индии». Ромен Роллан провозгласил его «величайшим мыслителем нашего времени». В Индии он известен как революционер и организатор национально-освободительного движения, а также как великий Гуру и основоположник интегральной йоги. Он был также величайшим поэтом, автором множества поэм, стихов и поэтического эпоса «Савитри», которой называют в Индии пятой Ведой. Шри Ауробиндо не был философом в «европейском» смысле этого слова. Круг вопросов, которые он решал, необычайно широк, и их можно формулировать по-разному, но важно то, что решает он их практически. Развитие западной культуры привело к гипертрофированным масштабам чисто интеллектуальной сферы по сравнению с практической жизненной деятельностью, т.е. связь между словом и делом, между мыслью и действием не только не однозначна, но часто между ними – пропасть. Шри Ауробиндо – это, прежде всего, действие: он делом связывает в себе различные планы бытия. Поэтому каждое его слово – плод действия, испытанного, пережитого им. Исходной точкой его поисков была реальная жизнь, а не философские абстракции. Борьба за освобождение своей родины стала началом его пути. Для того чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в нее силу, и именно в поисках этой силы Шри Ауробиндо обратился к йоге. Йога стала средством эффективного действия, а не уходом от мира. «Человек – это переходное существо, – писал Шри Ауробиндо, – его становление не закончено…Шаг от человека к сверхчеловеку станет новым свершением в земной эволюции. Это неизбежно, поскольку это одновременно и стремление внутреннего Духа, и логика природного процесса». Здесь мы вступаем в совершенно неизведанную область – туда, где начинается «супраментальная йога» Шри Ауробиндо, связанная с судьбами всего человечества. Он показывает, что то состояние, в котором сегодня находится все человечество, – это не исход в никуда, а переходный период, кризис эволюции, время рождения чего-то нового. После своего озарения в индийском городе Алипоре Шри Ауробиндо почувствовал, что совершенство человека может быть достигнуто только после кардинального изменения сознания всего мира – изменения, допускающего единство всего существования, проявляющегося во всех отдельных формах, которых это Единое касается. Для достижения этого Шри Ауробиндо создал свою йогу трансформации, которая сегодня распространилась по всему земному шару из его ашрама в Пондишерри (Индия) и расположенного неподалеку Города Рассвета, названного Ауровиллем, который был основан в 1968 году Матерью, соратницей Шри Ауробиндо, чтобы выразить этим его наследие (Ауробиндо, 1993). В отличие от многих его предшественников, учителей йоги, которые предлагали покинуть мир и совершить «прыжок в нирвану», Шри Ауробиндо пытался привнести божественный потенциал человека в его повседневную жизнь и таким образом воплотить Бога в мире. Он не только не отворачивался от Земли и от Человека, а искал пути трансформировать их – и Землю, и Человека. Согласно Шри Ауробиндо, этот мир не завершен, он является процессом становления. Становление – это постепенное покорение мира, которое производит само божественное и для божественного – для того, чтобы стать бесконечно большим, чем мы должны быть. Наш мир находится в процессе эволюции, и эта эволюция имеет духовное значение. Во время заключения в тюрьме целые месяцы Шри Ауробиндо жил в некоем фантасмагорическом сне пустоты, пребывая перед статической реальностью трансцендентного; и, как это ни странно, из этой пустоты, возникая из нее, снова показался мир, который обрел новое лицо, как будто каждый раз необходимо утрачивать все, чтобы потом снова обрести его на новом, более высоком уровне: «Покоренный и побежденный, успокоенный, освобожденный от самого себя, ум принимает само безмолвие как высшее. Но затем искатель открывает для себя, что в этом безмолвии для него уже содержится все, как бы созидается заново из него… и тогда пустота начинает заполняться, из нее возникает, в нее же стремительно низвергаясь обратно, вся многоликая истина божественного, все аспекты, все проявления многих уровней динамичного Бесконечного» (цит. по: Уайт, 1996). «Такое новое изменение сознания произошло со мной во дворе тюрьмы в Алипоре во время прогулки. Я смотрел на тюрьму, отделявшую меня от других людей, и чувствовал, что я уже не заключен в ее высоких стенах; это все был Васудева, окружавший меня. Я гулял под ветвями дерева перед моей камерой и знал, что это уже не дерево, это – Васудева, это – Шри Кришна; я видел, как он стоит, простирая надо мной свою тень. Я смотрел на запоры своей камеры, на ту решетку, которая была дверью, и снова я видел Васудеву. Не кто иной, как сам Нарайяна сторожил меня и был моим часовым. А когда я ложился на грубое одеяло, бывшее моей постелью, я чувствовал руки Шри Кришны, обнимавшего меня, руки моего друга и возлюбленного. Я смотрел на других заключенных, на воров, убийц и мошенников и видел в них Васудеву, находил Нарайану в этих помраченных душах и в этих неправильно используемых телах» (цит. по: Уайт, 1996). Это ощущение уже больше никогда не покидало Шри Ауробиндо. «Ты есть Он» – это вечная истина тат твам аси, «Ты есть То». Такова та истина, которой учили древние мистерии и которую позабыли более поздние религии. Утратив эту основную тайну, они впали в тот или иной дуализм, подменяя первоначальную великую и всеобъемлюще простую мистерию множеством псевдомистерий. «Я и мой Отец – одно», – говорил Христос (Иоан., 10, 30); «Я есть Он», – говорили святые Индии, – ибо такова та истина, которую понимают все люди, достигающие освобождения, как в Азии, так и на Западе, как в прошлом, так и в настоящем. Потому что это тот вечный факт, который все мы должны открывать. И это «Мое», это «Я», утверждающее свое тождество с Богом, не принадлежит каким-то лишь привилегированным личностям, – действительно, нет места для малого личного и исключительного «я» в этом триумфальном раскрытии, и единство с Богом не является уделом лишь мудрецов упанишад, ведических риши или Христа – это голоса всех людей, сливающихся в едином Космическом сознании, в котором все мы – сыны Бога. Шри Ауробиндо был не тем человеком, который мог бы удовлетвориться одними лишь космическими мечтаниями. В подлинности переживания в его практическом соотношении с реальностью можно немедленно убедиться с помощью простого факта – с помощью появления нового способа познания, познания через тождество: мы знаем нечто о вещи потому, что мы уже есть эта вещь. Сознание может переместиться в любую точку всеобщей реальности, оно может сфокусироваться на любом существе и событии и познать их в тот же момент, познать так же хорошо, как и биение своего собственного сердца, потому что теперь уже все происходит внутри, теперь уже ничего не разделено. Об это говорилось еще в Упанишадах: «Когда познано То, тогда познано все» [11]. Первые признаки этого нового сознания весьма ощутимы. Человек начинает ощущать других как часть самого себя или как различные повторения самого себя – того же самого «Я», но видоизмененного природой в иных телах. Или как живущего в более обширном всеобщем «Я», которое теперь становится собственной великой реальностью человека. Все вещи начинают изменять и свой внешний вид, и свою природу, все восприятие мира таким человеком радикально отличается от восприятия тех, кто замкнут в своем личном «Я». Человек начинает познавать вещи на основе иного опыта – более непосредственного, не зависящего от внешнего ума и чувств. И хотя возможность ошибки остается до тех пор, пока ум является инструментом передачи знания, возникает новый, более широкий и глубокий способ познания и соприкосновения с вещами, а границы познания могут быть раздвинуты почти до беспредельности. Этот новый способ познания в действительности принципиально не отличается от нашего обычного. В самом деле, любое переживание, любое знание какого бы то ни было порядка – от чисто физического уровня до метафизических высот – является познанием через отождествление, даже если и неявно: мы знаем что-то только потому, что мы сами неявно уже есть это. Истинное знание достигается не размышлением, говорил Шри Ауробиндо, оно является тем, что вы есть, и оно есть то, чем вы становитесь [11]. Если бы не было этого скрытого тождества, этого тотального единства, находящегося в основе всего сущего, то у нас не было бы возможности иметь какое-либо знание о мире и о существах в нем. И Рамакришна, кричавший от боли и сам истекавший кровью при виде ран буйвола, которого били бичом у него на глазах, и медиум, определяющий, где находится спрятанный предмет, и йогин, исцеляющий болезнь своего ученика, находящегося за сотни миль от своего учителя, и сам Шри Ауробиндо, который не позволил буре проникнуть в его комнату, – это лишь несколько удивительных примеров этого естественного явления, естественного потому, что естественным является не разделение, не различие, а неделимое единство всех вещей. «Человек – это преходящее существо, – писал Шри Ауробиндо. – В самом человеке и высоко за его пределы восходят сияющие ступени, по которым можно подняться к божественной сверхчеловечности. Там наш удел и ключ к освобождению из нашего ограниченного и исполненного трудностей земного существования. За пределами ума находится сверхментальная, гностическая сила сознания, которая – в вечном обладании Истиной. Сверхразум в своем первоисточнике является динамическим сознанием, и он по своей природе неотделим от бесконечной мудрости, бесконечной воли и божественного знания Знающего и Творца. Сверхразум – это сверхчеловек. Это – гностическая сверхчеловечность, в своем следующем триумфальном эволюционном шаге достигающая земной природы. Шаг от человека к сверхчеловеку – это следующее достижение земной эволюции. Этот шаг неизбежен, потому что это – намерение внутреннего Духа и логика самого процесса развития Природы» (цит. по: Уайт, 1996). Последние сорок лет жизни Ауробиндо посвятил тому, чтобы превратить индивидуальную реализацию в реализацию земную. Они работали вместе с Матерью. «Мы хотим низвести сюда сверхразум как новое качество и свойство. Как разум есть в настоящее время перманентное свойство сознания в человечестве, точно так же мы хотим создать расу, в которой перманентным свойством сознания станет сверхразум» [11]. Вместе с Ауробиндо и Матерью в эту колоссальную работу включились ученики (вначале их было около пятнадцати). Они с легкостью осуществляли поразительнейшие эксперименты – переживания, божественные проявления стали обычным явлением, и, казалось, законы природы немного отступили. Но Ауробиндо и Мать понимали, что «чудеса по заказу» не помогут достичь высшей сути вещей. С точки зрения изменения мира, они являются бесполезными. В ноябре 1926 года Шри Ауробиндо неожиданно объявил, что он удаляется в полное одиночество. Официально ашрам был основан под управлением Матери. Так начался второй период работы по трансформации. Он продолжался до 1940 года. Это был второй период работы над телом и работы в подсознательном. Ему было необходимо адаптировать тело, которое сопротивлялось, к супраментальному разуму: «Эта борьба – как перетягивание каната… Духовная сила теснит сопротивление физического мира, а оно цепляется за каждый дюйм и предпринимает контратаки». Но какая польза в индивидуальном успехе, если его нельзя передать миру? В 1940 году, после четырнадцати лет индивидуальной концентрации, Шри Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама. Начался третий период трансформации. «Этот Ашрам был создан… не для отречения от мира, но как центр и поле практики для эволюции иного вида и иной формы жизни». Шри Ауробиндо говорил: «Духовная жизнь находит свое самое мощное выражение в человеке, который живет обычной человеческой жизнью, вливая в нее силу йоги…Именно благодаря такому союзу внутренней и внешней жизни человечество, в конце концов, возвысится и станет могущественным и божественным» [11]. Поэтому он хотел, чтобы его ашрам был полностью в повседневной жизни. Именно здесь, а не на вершинах Гималаев должна была осуществиться трансформация. Более 1200 учеников всех социальных слоев, принадлежащих к различным религиям, с семьями, с детьми, были рассеяны по всему городу. Некоторые занимались искусством, другие работали на заводе, третьи преподавали. Никто не оплачивался, никто не считался выше, чем другой. Сейчас «человек – это переходное существо, – писал Шри Ауробиндо, – его становление не закончено… Шаг от человека к сверхчеловеку станет новым свершением в земной эволюции. Это неизбежно, поскольку это логика природного процесса». Эволюция не имеет ничего общего с тем, чтобы становиться «святее» или «интеллектуальнее», ее смысл в том, чтобы становиться сознательнее». «Для того чтобы разрушение исчезло из этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души – незапятнанными, необходимо, чтобы корень зла был удален из человечества. Для того чтобы излечить мир от зла, необходимо излечить его основу в человеке». «Есть единственный выход, – писал Шри Ауробиндо, – это изменение сознания. Когда глаза наши, ослепленные ныне идеей материи, откроются Свету, мы обнаружим, что нет ничего неодушевленного, но во всем присутствуют – проявлено или непроявлено – и жизнь, и разум, и блаженство, и божественные сила и бытие» [11]. Он пытался создать общечеловеческую религиозно-философскую систему, примиряющую Запад и Восток. В ней он старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма и отрешенности от материальности Востока». Он понимал, что «любая философия, являясь односторонней, всегда выражает истину лишь частично. Мир, каким его создал Бог, – это не жестокое упражнение в логике, но, подобно музыкальной симфонии, бесконечная гармония самых разнообразных проявлений… Так же как лучшей религией является та, что признает истину всех религий, лучшая философия – это та, которая признает истину всех философий и отводит каждой из них свое надлежащее место», – говорил Ауробиндо. Он считал, что церкви, ордена, теологии, философии не преуспели в спасении человечества, потому что они углубились в разработку символов веры, догм, ритуалов и институтов, как будто это могло спасти человечество, и пренебрегли единственно необходимым – очищением души. Мы должны вновь обратиться к провозвестию Христа о чистоте и совершенстве человеческого рода, к провозглашению Мухаммеда о совершенной покорности, самоотречении и служении Богу, к провозвестию Чайтаньи о совершенной любви и радости Бога в человеке, к провозвестию Рамакришны о единстве всех религий. И, собрав все эти потоки в единую, могучую, очищающую и спасительную реку, излить ее на мертвую жизнь материалистического человечества. Влияние, оказанное Шри Ауробиндо на трансперсональное движение, огромно. Достаточно упомянуть, что первый и крупнейший в мире центр трансперсональных семинаров Институт Эсален в Калифорнии был создан М. Мерфи и Д. Прайсом после их годового опыта жизни в Ауровилле в начале 60-х годов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|