|
||||
|
5. ПсихоЛОГИЯ телесности В. Райха Когда в 1922 году Фрейд основал в Вене психоаналитическую клинику, Вильгельм Райх был первым клиническим ассистентом Фрейда; позже он стал вице-директором клиники. В 1924 году Райх [262, 263] стал директором Семинара по психоаналитической терапии – первого учебного института психоанализа. Многие начинающие аналитики проходили у него личный анализ и обучение. Сам Райх подвергался личному анализу у нескольких психоаналитиков, но по разным причинам эти анализы всегда прерывались. В 1927 году Райх попросил Фрейда проанализировать его. Фрейд, однако, отказался сделать исключение – он не анализировал членов внутреннего психоаналитического кружка. В это время возник серьезный конфликт между Райхом и Фрейдом. Частично он был связан с отказом Фрейда анализировать Райха, частично – с растущими теоретическими расхождениями, возникшими как на почве марксистских увлечений Райха, так и по причине его настаивания на том, что каждый невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения. В то же время у Райха развился туберкулез легких, так что ему пришлось провести несколько месяцев в швейцарском санатории. Вернувшись в Вену, Райх принял прежние обязанности. Он также стал еще более активным в политике и вступил в коммунистическую партию. В 1929 году он участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, предоставлявших свободно информацию о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальном образовании. Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью, освобожденной от подавления? Фрейд ничего не говорил по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса Фрейд сам создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический инстинкт страдания и смерти [327]. Идеи Райха, как и его клиники, намного опережали время. По Райху, характер индивидуума включает постоянный, привычный паттерн защит. Неврозы – это результат застоя сексуальной энергии. Райх, в конце концов, пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря. Он полагает, что эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности подавлению сексуальных чувств, из-за чего они мешают полному и полноценному оргазму (Райх, 1997). В 1930-х годах (когда Маргарет Зангер только что попала в тюрьму за пропаганду планирования деторождения семейных пар) программа райховских клиник содержала моменты, удивительно современные и даже вызывающие противодействие и в наше время: 1) свободное предоставление концентрацептивов всем желающим; интенсивное образование в области контроля рождения; 2) полный отказ от запретов на аборт; 3) отказ от значимости законности брака; свободу развода; 4) борьба с венерическими заболеваниями и сексуальными проблемами посредством полного сексуального образования; 5) обучение врачей, учителей и других всему необходимому относительно сексуальной гигиены; 6) лечение, а не наказание в качестве меры борьбы с сексуальными преступлениями [327]. В собственной психологической работе Райх уделял большое внимание развитию свободного выражения сексуальных и эмоциональных чувств в зрелых, исполненных любви отношениях. Райх подчеркивал сущностно сексуальную природу энергий, с которыми он имел дело, он полагал, что биоэнергия в основном блокируется в области таза. Райх пришел к убеждению, что цель терапии должна состоять в освобождении всех блоков тела для достижения полной способности к сексуальному оргазму (который, как он видел, чаще всего блокирован как у мужчин, так и у женщин). Радикальные взгляды Райха относительно сексуальности часто вели к непониманию и извращенным представлениям о его работе, вызывали яростные и необоснованные нападения на его терапевтическую работу и его исследования. В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же. «Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу, они не могут быть разделены; по функции они тождественны» (Райх, 1997). Райх рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Он постепенно перемещался от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к анализу как психологических, так и физических аспектов характера и характерного панциря и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биоэнергии. Социальные отношения Райх считал функцией индивидуального характера. Средний человек видит мир сквозь фильтр своего защитного панциря. Лишь генитальные характеры, преодолевшие свой ригидный панцирь, действительно способны открыто и честно реагировать на других. Райх твердо верил в провозглашенные Марксом идеалы свободных организаций, в которых свободное развитие каждого становится основой свободного развития всех. Райх явился пионером в области психологии тела и телесно-ориентированной психотерапии. Лишь небольшая часть психологов серьезно занималась психологией тела; однако понимание важности физических привычек и мышечных зажимов как ключей к диагностике возрастает. На многих терапевтов повлияла работа Ф. Перлза, которого Райх анализировал и на которого оказал большое влияние своими теориями. Интерес к Райху и его идеям психологии тела растет. Рост работы, ориентированной на тело, – одна из интереснейших возможностей дальнейшего развития психологии. Согласно предложенному Райхом новому, отличному от Фрейда, варианту структуры личности, она состоит из трех автономно функционирующих уровней организации: – «поверхностный слой», где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости, где индивид прикрывается искусственной социальностью и искусственным самоконтролем перед лицом существующих моральных норм и требований социальных институтов общества; – «антисоциальный слой», представляющий сумму разнообразных «вторичных импульсов», включающих грубые, садистские, сладострастные порывы и извращенные бессознательные влечения; – «глубинный слой», состоящий из природно-социальных позитивных импульсов, эксплицируя которые человек предстает здоровым и гармонически развитым, трудолюбивым, честным, способным на истинно человеческую любовь и искренность [262, 263]. То есть в райховской интерпретации личности «глубинный слой» представлен «природной социальностью», которая становится иррациональной лишь на уровне «антисоциального слоя», где природно-социальные инстинкты к труду, любви и познанию под воздействием социальных, идеологических, моральных и культурных санкциообразований западного общества приобретают отчужденный и извращенный характер. По этой причине для Райха невроз и «невротический характер» личности являются не отдельными проявлениями болезни индивида, а проявлениями общей патологии человека, патологией его существования в конкретно-исторических условиях жизни. Научиться уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение – необходимая часть продолжающегося процесса роста. Райховские теории терапии и психологического роста, как правило, ясны и прямы, как и его терапевтическая техника. Он основывает свою работу на внушительных клинических и экспериментальных доказательствах, хотя в его время его идеи были слишком новыми, чтобы получить всеобщее признание. Вильгельм Райх является особенно значимым для трансперсональной психологии в теоретическом и психотехническом аспектах. Во-первых, его концепция оргона вводит человеческое существо в энергетическом отношении в космическое измерение. Во-вторых, его представления о семи поясах мышечных зажимов как топологически, так и функционально совпадают с мистическим учением о чакрах в индийской йогистической традиции и в некотором смысле являются европейским психотерапевтическим осмыслением этого учения. В-третьих, ему принадлежит первенство использования интенсивного дыхания в психотерапевтических и трансформационных целях, и, если быть до конца честным, два элемента холотропного дыхания – дыхание и фокусированная работа с телом – были реализованы именно Райхом, который просто родился и прожил до наступления своей эпохи [133]. Райх породил целое направление фрейдо-марксизма и социальной философии, связанной с психологией, оказал влияние на возникновение психоистории и ввел тему телесности, которую в дальнейшем развивали, правда по-разному, и продолжают развивать и многочисленные мыслители, и психологи-теоретики, и практики. Другим интересным продолжением райховских идей является представление о живом «сновидящем» теле, развиваемое в постюнгианском трансперсональном направлении – процессуально-ориентированной психологии. Особенно интересны последние идеи Арнольда Минделла о симптомах, где он подробно прописывает идею о нелокальном характере симптомов, о нелокальном характере телесности. В этих представлениях тело почти полностью утрачивает свою ощутимую, физическую субстанцию и становится не только, как у Райха, экраном и фиксатором всех социальных взаимодействий, не только как в пострайховских подолдах, энергетических взаимодействий, но и вообще является перекрестком всех проходящих через человека коммуникативных энергий. Тело является фотопленкой, тем экраном, который позволяет нам увидеть все. Дальнейшее развитие идей Райха постепенно ведет к строительству таких интегральных карт, в которых уже объединены телесность, культура, социология, глубинная психология [208]. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|