5. Секретная азбука эмоциональных проявлений

Мы уже обращали Ваше внимание на некоторые общеизвестные эмоциональные проявления, которые узнаются и прочитываются без затруднений, практически на уровне подсознания. Теперь мы знаем, что к эмоциональным проявлениям относятся и некоторые физиологические и даже психические изменения, проявления. Например, выделение пота в физиологическом понимании регулирует водно-солевой баланс и температуру тела. Но в минуты сильных стрессовых переживаний мы также можем заметить обильное потоотделение, которое вовсе не обусловлено физиологическими причинами.

В принципе имитировать эмоциональные состояния возможно. Подтверждением тому может служить исключительно талантливая и достоверная игра знаменитых актеров, владеющих талантом перевоплощений. Их игра тем достоверней, чем реалистичней эмоциональные проявления представляемые ими от лица «героя» спектакля или кинофильма. Но в любом случае контроль «синтезированных» эмоций создает дисбаланс с истинным личным эмоциональным состоянием актера. Не возможно продолжительное время контролировать такие состояния, наступает момент, когда физиологически организм не в состоянии справляться с такой имитацией искусственных эмоций. Актеры называют такие состояния «творческой усталостью»! Для наиболее точной передачи эмоциональных состояний актеры моделируют в своем сознании похожие ситуации и переживают их как реальность от собственного лица.

Возможно ли имитировать язык телодвижений? Нужно запомнить какие позы, жесты и мимика соответствуют определенным эмоциональным состояниям и применять их в соответствующих ситуациях. Ничего не получится, мы не сможем обмануть самих себя. Если Вы не испытываете например страха, то как бы талантливо Вы не имитировали соответствующие позы, жести и мимику, Вас выдаст отсутствие пота на ладонях, зрачки глаз останутся неизменного размера, кожа лица останется бодро розовой, не пересохнет слюна во рту, не изменится голос. Масса подобных проявлений выдадут не соответствие эмоциональных проявлений Вашему истинному состоянию.

На таком «дисбалансе» построен специальный прибор, известный под названием «полиграф» или детектор лжи! Он сопоставляет физиологические проявления организма, а наблюдающий фиксирует эмоциональное состояние человека, когда очевидно не совпадение эмоции и физиологических реакций, можно говорить о лживости ответов на такие вопросы. Многолетний опыт и пассивные наблюдения вооружили нас пониманием некоторых закономерностей, по которым определенные жесты, мимика и др. проявления соответствуют соответственным внутренним состояниям человека. Мы на бытовом уровне способны ориентироваться и с успехом прочитывать эмоциональные проявления окружающих. Раскрытые к верху ладони ассоциируются с честностью, но когда обманщик раскрывает Вам свои объятия одновременно говоря не правду, другие «сигналы» невербального характера выдадут истинность его намерений. Это могут быть суженные зрачки глаз, попытка отвести взгляд в сторону, приподнятая бровь, искривленные уголки рта, испарина на лбу или над верхней губой вопреки погодной прохладе.

В результате мы не поверим ему и станем хвалить собственную интуицию, которая чудом сберегла Вас от обмана. На самом же деле такая интуиция вполне объяснима. Наш опыт восприятия эмоций лежит в подсознании, и наши ответные реакции имеют автоматический характер, не требующий постоянного анализа. Все зависит от качества и объема накопленного опыта, чем больше опыт, тем точнее наше восприятие. Именно по этой причине целенаправленно обученный человек способен более точно и осознанно прочитывать самые тонкие и не явные проявления эмоций. На любом конкурсе красоты участниц обучают специальным движениям тела, позам, жестам и мимике, которые способны имитировать теплоту, искренность, сексуальность. И наши впечатления как зрителей, неизбежно оценивающих участниц, учитывают и преподнесенные нам навыки некоторой «мимикрии» и мы подсознательно отдаем некоторые предпочтения той, которая более талантлива в такой имитации.

Даже актеры, причем самые талантливые, могут имитировать нужные движения и мимику ограниченное время, поскольку вскоре физиологические непроизвольные «сигналы», не соответствующие истинным переживаниям человека, выдадут его не искренность. К примеру, именно по этим причинам «имидж-мейкеры» требуют от политиков не применять жестикуляции и рекомендуют ограничивать мимические проявления, чтобы не выдавать своих истинных мотивов и намерений. Мимика чаще используется для сокрытия истины, так как она более управляема и контролируема человеком. Мы приветливо улыбаемся собеседнику, одобрительно киваем головой, скрывая попытку скрыть истинность наших намерений, но к несчастью наше тело своими физиологическими «знаками» разоблачает наши скрываемые мысли. Собеседник в силу своей эмоциональной компетенции более и менее точно улавливает такие невербальные проявления, улавливая не соответствие слов и намерений. Изучение выражения лица и его некоторых черт само по себе является наукой и достойно изучения.

Владеющие таким искусством – это физиономисты. Если Вас заинтересует более тонкое изучение этого вопроса, то Вам следует обратиться к специальной литературе.

Можно ли маскировать ложь?

Ложь, обман и другие человеческие пороки существуют на протяжении всего времени существования человечества, и конечно же люди научились маскировать свои истинные намерения, прибегая к неправде. Однако современное развитие науки позволяет изучать самые сложные психические особенности человека и поэтому появляются возможности дезавуировать неправду. Еще раз обратим Ваше внимание на то, что проблема с маскировкой лжи заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и во многом независимо от наших пожеланий.

В этом автоматизме есть и плюсы и минусы. Положительно то, что при фиксации и понимании основных эмоциональных проявлений нам не нужно отвлекаться от смысловой нити беседы. Отрицательно то, что физиологические проявления, соответственно связанные с эмоциями, не контролируемы и выдают нашу не искренность. И надо признать, видимо это все же благо, что мы замечаем когда люди лгут, независимо от их воли и того, на сколько убедительно они это преподносят. Многие эмоциональные переживания сопровождаются несколькими безусловными реакциями организма: учащается пульс, активизируется потоотделение, повышается кровяное давление, изменяется размер зрачков, изменяется частота сердечных сокращений, и как скрывать эти процессы не ясно. Некоторые профессии, непосредственно связанные с необходимостью сокрытия истины, например, политики, актеры, адвокаты, коммерсанты стимулируют людей вынуждено и часто даже не осознанно тренировать свои телодвижения, мимику, жесты умения контролировать интонации голоса. Их такие специфичные, «профессиональные» навыки могут быть до такой степени развиты, что их трудно заметить.

Можно тренировать контроль и управление невербальными проявлениями двумя способами:

1. Отработкой тех жестов, мимики, которые придают правдоподобность сказанному, но это возможно лишь в том случае, если целенаправленно практиковаться во лжи в течение длительного времени.

2. Научиться максимально избегать, устранять жестикуляцию, мимику и интонации в голосе.

Другие маскируют, прячут свои истинные эмоциональные проявления гримасами и эпатирующими действиями, примером может служить стиль ведения диалога В.В. Жириновским. Он часто прибегает к таким приемам, которые отвлекают внимание и от него как собеседника, от темы диалога, и даже от его истинного отношения к заданному вопросу. Мы и сейчас не вспомним тему самой дискуссии Жириновского с Немцовым, но выплеснутый в лицо оппонента стакан воды помнит каждый, кто смотрел эту телепередачу. Вы не сможете вспомнить различий в мимике Жириновского, когда он смеется или гневается, и в то же время при яркой внешности он скуп на жесты и мимические проявления.

Очевидно и то, что помогает защитить говорящего неправду ограниченность обзора, когда есть возможность спрятаться за трибуну или сидя за столом оставить видимой лишь верхнюю часть тела.

Именно это одна из причин, по которой допрашиваемого подозреваемого усаживают на стул в центре помещения, а не за стол, так, чтобы он был хорошо виден. Характерно еще и то, что допрашиваемый человек, сидящий в центре комнаты, а не за столом, чувствует себя «беззащитным». Ему гораздо сложней прятать позы и жесты, способные выдать скрываемую правду. По этим причинам легче всего лгать по телефону!

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он думает на самом деле. Чтобы понять его внутреннее состояние, быстро оценить реакцию на Ваши слова, нужно владеть невербальным языком: уметь читать жесты, позы, мимику. Владение невербальной культурой общения также помогает производить нужное впечатление на собеседника и в полной мере владеть ситуацией.

В большинстве случаев в процессе общения люди концентрируют внимание на лице партнера, собеседника. И это оправдано, мимика ярко отражает состояние человека, но она и тщательнее всего контролируется. Более открытые сигналы посылают глаза.

Вот несколько интересных фактов, о которых Вы, возможно, никогда не задумывались:

· обычный, стандартный взгляд длится около 10 секунд, более же продолжительные взгляды могут означать вызов собеседнику, агрессию или стремление его смутить, но, вполне возможно, что Ваш неопытный собеседник изучает, разглядывает Вас. Мы чаще смотрим на тех, к кому хорошо относимся, кем интересуемся и кого уважаем;

· когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются, а когда он сердится или расстроен – сужаются (и это уже физиология, и этого не скрыть);

· говорящий обычно меньше смотрит на партнера, чем слушающий, но за секунду до окончания фразы поднимает глаза. Используйте эту особенность для ненавязчивого изучения собеседника;

· прищуренный взгляд отражает напряженное внимание;

· закрывают глаза во время разговора обычно для тщательного обдумывания или таким образом выражают согласие, понимание или чрезмерное раздражение;

· если отвечая на вопрос Ваш собеседник поднимает взгляд влево и вверх и задумывается – это верный признак, что он собирается соврать (исключение – собеседник левша). Если же поднимает взгляд вправо и вверх, то значит пытается вспомнить;

· люди, уважающие друг друга и настроенные на сотрудничество, протягивают руки для рукопожатия прямо, их рукопожатие сильное, уверенное и в то же время гибкое, приспосабливающееся к партнеру;

· когда человек стремится «держать дистанцию», он предлагает для рукопожатия только кончики пальцев;

· спокойного, уверенного человека отличают расправленные, ровные плечи, свободно поднятая голова;

· участник разговора, заинтересованный в теме происходящего, обычно сидит на краю стула, подавшись вперед и немного наклонив голову в сторону. В этом случае существуют определенные тонкости: если Вы хотите избежать напряженности собеседника, посадите его в мягкое кресло, в котором ему будет трудно принять напряженную позу (твердая спина, зажатые плечи);

· в том случае, если человек говорит правду, его поза обычно бывает прямой, естественной, непринужденной, без особых изгибов;

· открытые ладони, повернутые навстречу собеседнику, или расстегнутый пиджак свидетельствуют об открытости;

· люди стремятся скрыть ложь, покашливая (естественно это не относится к тем случаям, когда Ваш собеседник болен);

· говорящий потирает веки, симулируя усталость глаз – он хочет избежать прямого взгляда своего собеседника (женщины в таких случаях чаще потирают пальцами под глазами, пытаясь смахнуть несуществующую соринку);

· скрещенные линии рук, ног, пальцев – признак напряжения и недоверия;

· если человек потирает губы, и при этом пристально смотрит в сторону во время Вашего монолога, значит он чувствует в Ваших словах ложь, либо очень хочет найти ее во что бы то ни стало даже при условии, что каждое произнесенное Вами слово – чистая правда;

· сжатые пальцы, кулаки, скулы собеседника означают, что его недовольство перешло в активную фазу, он сдерживается от проявлений агрессии. Лучше в этом случае сменить тему разговора, дать ему остыть. Наблюдайте за мимикой;

· когда в ходе переговоров Ваши партнеры прекращают потирать подбородок, или пощипывают пальцами переносицу, это означает, что они уже приняли решение;

· если же собеседник, слушая Вас, поглаживает ладонью боковую часть шеи, он сомневается, а если опирается подбородком на ладонь, вытянув указательный палец вдоль щеки, – скептически относится к Вашим словам;

Запомнив эти проявления, Вы точнее сможете распознавать истинные намерения и цели окружающих. Показательна и та дистанция, которую держат собеседники. Оптимальным считается расстояние между беседующими от 1 до 3 метров. Если собеседники беседуют стоя, то максимальное расстояние уменьшается до 2 метров.

Преднамеренное уменьшение расстояния будет воспринято, как желание оказать давление, что в свою очередь вызовет тревогу и дискомфорт. Слишком большая дистанция сделает общение более отстраненным, пассивным. Если собеседники расположены под углом 90 градусов, то они в состоянии думать и действовать независимо. Фронтальное расположение напротив друг друга предполагает противоборство, соперничество. Рядом предпочитают сидеть люди обсуждающие и вырабатывающие общие решения, сидящие напротив как правило противопоставляют собственные мнения, в меньшей степени проявляя интерес к мыслям собеседника. Если же собеседник стремится сесть наискосок, то можно с определенной достоверностью предположить, что он настроен враждебно.

Именно для того чтобы исключить вероятность таких неблагоприятных влияний этих известных факторов на ход переговоров, используют круглые столы.

Характерными проявлениями отношения к собеседнику можно считать и поворот тела, и положение стопы говорящего. Замечено, что мы склонны поворачиваться лицом к тому индивиду, к которому испытываем интерес и симпатию. Если кто-либо из участников беседы теряет к ней интерес и готов уйти, он часто разворачивается в направлении ближайшего выхода или посматривает на часы. Таких наблюдений достаточно много и они присущи подавляющему большинству людей, что делает их эффективным «инструментом» в понимании собеседника.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх