В неделю пятую Великого поста

Знаем мы из книги Бытия, что сотворил Бог человека по образу Своему и по подобию (Быт. 1, 26).

Знаем также, что создал его Господь Бог «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

Итак, дух и душа человека имеют свое начало в Духе Божием и потому способны к общению с Ним. Это запомните.

Недавно, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, слышали вы от нас, что после нашествия на Нее Пресвятого Духа пламенела Пресвятая Дева Мария Божественным огнем и не сгорала, подобно неопалимой купине, которую видел великий Моисей в пустыне.

Это был величайший пример восприятия человеком Духа Святого. И освятил Святой Дух Ее человеческое естество превыше Ангелов и Архангелов, Серафимов и Херувимов.

Никто из других людей никогда не был в таком близком общении с Духом Божиим, как Пресвятая Дева Мария.

Но не только в этой исключительной форме нашествия огня Божественного возможно общение духа человеческого с Духом Божиим; оно, как правило, происходит иначе, в форме потрясающего воздействия Духа Божия на дух человеческий, как видим мы это в житиях святых и прежде всего в изумительном житии преподобной Марии Египетской, блаженной памяти которой посвящена пятая неделя Великого поста. О ее жизни, подобной жизни ангельской, вы уже много раз слышали от нас, пастырей ваших. Не буду утомлять вас повторением.

В неге и роскоши, жизнью, полной греха и разврата, жила в Египте эта блестящая молодая красавица, не помышляя о глубокой нечистоте своей. Но Всеведущему Богу было известно, как бездонна была глубина ее сердца и на какие подвиги общения с Духом Божиим была способна она.

И Он, не хотящий смерти грешника, остановил Марию на ее погибельном пути внезапным могущественным потрясением ее души.

Она вместе с толпой народа хотела войти в Иерусалимский храм в день Воздвижения Креста Господня, но дальше притвора ступить не могла, ибо какая-то неведомая сила отталкивала ее от двери храма, когда пыталась она войти. Пред духовными очами Марии вдруг предстала отвратительная нечистота ее жизни в Египте; она содрогнулась всем существом своим и с пламенной молитвой обратилась к Пресвятой Богородице, икона которой висела над дверью храма.

Пресвятая Богородица удостоила ее ответа: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой душе твоей».

Свободно вошла после этого Мария во храм и с пламенной любовью облобызала крест Спасителя своего — Господа Иисуса Христа.

Дальнейшая 47-летняя жизнь Марии в Заиорданской пустыне была сплошным рядом изумительных воздействий Духа Святого на ее душу и тело.

Но невозможно в одной проповеди объять всю глубину ее непрестанного общения с Духом Божиим, которым достигла она уже во плоти, в этой земной жизни, великой близости, если даже не равенства с бесплотными силами небесными.

Скажу только, что прямые воздействия Духа Святого на душу человеческую в большей или меньшей степени испытывали не только великие святые, но часто переживаем их и мы, рядовые и даже слабые христиане. И нас, подобно Марии Египетской, останавливает Господь Бог на кривых и греховных путях нашей жизни весьма различными потрясениями души нашей.

Как часто, как неожиданно рушатся самовольно воздвигаемые нами по нашим собственным планам и желаниям здания жизни нашей, если строим мы их, руководствуясь страстями и похотями своими, а не по заповедям Спасителя нашего Иисуса Христа!

Как часто посылаемая Богом тяжкая болезнь заставляет нас остановиться в стремлении достигнуть высокого общественного положения, богатства или славы земной.

Будем же помнить, какие неоценимые духовные блага получила преподобная Мария Египетская после того, как остановил ее Христос Бог на ее погибельном пути.

Ко всему тяжкому и неожиданному, что приходится нам переживать, будем относиться с глубокой покорностью воле Божией, а не с греховным ропотом на Бога, спасающего нас. Аминь.

1959 г.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх