Чжан 18

Толкование Объединенной формы Раннего и Позднего Неба

В Чжоуской "Книге Перемен" говорится об Истине, скрытой в триграммах Раннего Неба[79], определяющих циркуляцию Единой Ци. Небесный Закон берет начало в Великом Пределе. Если это так, то Чжэнь Ти (Истинное Тело)[80] не подвержено никакому воздействию. Восемь триграмм Позднего Неба делятся на Иньские и Янские. Добро (Шань) — это то, что находится в согласии с внутренним Ци, Зло (Э) — то, что направлено против внутреннего Ци. Если эти два начала присутствуют в равной доле во всех изменениях, тогда Истинное Тело ничем не поражается. Это и называется непроявленным. Непроявленное в Цюаньшу — это то, что еще не нашло своего воплощения в действиях Ци, Цзуань, Ло и Фань, а содержится лишь как их потенция. Действие же должно осуществляться посредством недеяния — У вэй. У вэй — это прежде всего несовершение Зла. У вэй — понятие тонкое, ведь всякое действие, обратное силе Ни, должно быть в согласии с силой Шунь. Ни содержит начало Ян Раннего Неба, а Шунь — начало Инь Позднего Неба. В ходе выполнения форм Цюаньшу, начала Инь и Ян приводятся в состояние равновесия.

Необходимо следить за тем, чтобы Иньская Ци в ходе занятий не наносила вреда Истинному Телу, иначе реализация действий Ци, Цзуань, Ло и Фань будет невозможной. В каждом действии присутствует как Добро, так и Зло, однако существует и переходное состояние, когда центростремительная сила Ни содержит в себе центробежную — Шунь. Если, следуя Шунь, Позднее Небо убывает, это восполнение начала Инь. Если же, следуя Ни, пребывает Раннее Небо — это восполнение начала Ян. Когда в ходе выполнения правильной формы сущность уже воплощена (сокращение и вытягивание, движение и покой. Ци и Ли взаимосвязаны), необходимо, чтобы Янская Ци возвращалась в Истинное Тело (Дань Тянь — Г. М.). Раннее Небо в своем движении согласно Ни содержит Щунь, а если существует движение согласно Ни, тогда Раннее Небо, Инь и Ян Пяти Первоначал накапливаются и создают возможность возвращения к истоку Единой Ци. Следование Шунь способствует превращению Иньского начала Позднего Неба, что сохраняет и поддерживает Единую Ци и делает защитные действия безупречными. Если Позднее Небо действует согласно Шунь, то потери Иньского начала не происходит. Тогда в ходе занятий мы приблизимся к состоянию новорожденного.

Обратное движение Раннего Неба — тоже Янский процесс, ведущий к этому же состоянию. Ян — это твердость, Инь — податливость. Возвращаясь к Истоку, созерцаем истинный облик Раннего и Позднего Неба в его изначальной сущности. Именно здесь корень нового состояния триграмм Цянь и Кунь. Это говорит о появлении нового уровня познания — Священной Плавильнице Духовного начала (Лу Дин)[81].

Дао — это движение Ни, содержащее Шунь. Если придерживаться вышесказанного, становится возможным Великое Взращивание Золотой Пилюли Бессмертия[82]. Для этого необходимо понимание схемы Раннего Неба, находящейся внутри схемы Позднего Неба. Такое понимание делает Истинное Тело неуязвимым. Дао — это естественность недеяния, пронизывающая все формы Багуацюань. Циркуляция Ци в соответствии с движением Шунь и Ни носит пульсирующий характер. Это благоприятствует превращению Позднего Неба и, усиливая начало Инь, также делает Истинное Тело неуязвимым. Дао — это утверждение существующих изменений и превращений, искусство продления жизни[83].

Действие Шунь, содержащей Ни, восстанавливает начало Ян Раннего Неба, а Раннее Небо сливается с Поздним воедино. Бытие и Небытие неразрывно связаны. Через понимание этого приходим к состоянию просветления, осознавая наличие внутри себя Золотой Пилюли Бессмертия. Сама же Золотая Пилюля состоит из Золота, делающего Ци прочной и символизирующей Мысль, и Киновари[84], способствующей циклической циркуляции Ци и олицетворяющей форму.

Подводя итог вышеизложенному, скажем: при правильном исполнении формы Ци и Ли наполняют тело снизу доверху и, равномерно распределяясь, лежат в основе всех изменений.

Сказанное разъясняет смысл восьми триграмм в объединенной форме Раннего и Позднего Неба и ведет к проникновению в глубину содержания Цюаньшу от полного невежества к Истине.


Примечания:



7

Нэйцзяцюань — направление ушу так называемой "Внутренней семьи", ставившее своей основной задачей приведение адепта с помощью различных видов Внутреннего культивирования (см.) в соответствии с определенным комплексом аксиологических параметров, в идеале, — к слиянию с Дао.



8

Тайцзицюань — "Кулак Великого Предела" — одно из направлений Нейцзяцюаиь, насчитывающее 5 основных стилей: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь. Последний стиль был создан Сунь Фуцюанем на основе синтеза тайцзицюньского стиля У (Хао), Син И цюань и Багуацюань. Этот стиль известен также под названием "Кайхэ Хобу цзя" ("Стиль быстрых шагов открытой и закрытой формы"). Менее известным направлением Тайцзицюань являются такие направления, как Хэши Тайцзицюань, Лиши Тайцзицюань, Удан Тайцзицюань и др.



79

…об Истине, скрытой в триграммах Раннего Неба…. — Раннее Небо символизирует функцию (движения, циркуляцию и изменения), в то время как Позднее Небо — материальную структуру (тело, конечности, внутренние органы).



80

…Чжэнь Tи (Истинное Тело)… — Состояние гармоничного взаимодействия Инь и Ян в человеке.



81

…Священной Плавильнице Духовного начала (Лу Дин). — Печь Луи треножник Дин. В позднем даосизме первому соответствовала триграмма Кунь и начало Инь, а второму — триграмма Цянь и начало Ян. Лу Дин, таким образом, иное название начал Инь и Ян в процессе Внутреннего культивирования



82

…Великое Взращивание Золотой Пилюли Бессмертия. — Цзиньдань — Золотая Пилюля — даосский термин, первоначально употреблявшийся для обозначения различных снадобий. Подробно о Цзиньдань написал в Чжане 4 "Раздела о внутреннем*' трактата "Баолу цзы" Гэ Хун. В эпоху Мин под Взращиванием Золотой Пилюли имели в виду технику Внутреннего культивирования (Нэйгун).



83

…искусство продления жизни. — "Чан шен бусы чжи фа" — продление жизни и обретение бессмертия с помощью Нэйгун и внутренней алхимии.



84

Киноварь (Дань) — одна из составляющих Цзиньдань — Золотой киноварной пилюли. Согласно "Баолу цзы", золото символизирует стойкость, киноварь — утонченные изменения: это два основных компонента искусства продления жизни и обретения бессмертия.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх