Вступление

Изучая искусство Син И цюань[1] Учителя Сунь Лутана, я понял, что теория его глубока и сокровенна. Поэтому однажды и направился к нему, чтобы самому увидеть его и побеседовать с ним. Учитель любезно принял меня, и мы обстоятельно поговорили о достоинствах Син И цюань. При этом, передавая мне знания, он заложил основы моего собственного подхода к изучению Син И.

Мы рассуждали о Ци[2], ее естественной и неестественной циркуляции, о Раннем Небе[3], которое, как сказано в "Чжун Юн[4]", стремится к гармонии.

Мэнцзы[5] говорил: "Если правильно себя понимаешь, ни в чем не будешь иметь ущерба". Это касается как циркуляции Ци, так и метода Внутреннего культивирования в целом[6].

Раньше три направления Нэйцзяцюань[7], Тайцзицюань[8], Багуа чжан и Син И цюань существовали и развивались независимо друг от друга. Учитель Сунь за тридцать лет изучил все три направления и объединил их в единую систему[9]. К достижению этой цели он стремился всю свою жизнь.

Тайцзи содержит Великую Пустоту, Багуа — множество изменений[10], Син И — правильный удар. Таким образом, они составляют основу совершенного искусства, где являющееся несправедливым обречено на поражение. Син И цюань следует применять против соперника, который сильнее Вас; сила Багуа чжан — во множестве изменений; Тайцзицюань безраздельно целостен. Принципы этих систем закладывают основы структуры без антагонизмов[11], для этого необходимо лишь объединить все три начала.

Я достигаю состояния предельной расслабленности. Держу руку как новорожденный[12] и неожиданно превращаю ее в мощное средство защиты.

Благородный муж не ищет возможности чтобы проявить отвагу, но в случае необходимости все же применяет силу или производит изменения путем недеяния[13]. Кроме того, упражняясь в Цюаньшу, он не стремится к победе над противником, поскольку гуманный человек воспитывает в себе великодушие.

Если мы обратимся к глубокой древности, то увидим, что мудрые правители прошлого Яо, Шунь, Юй, Тан и Вэнь были безупречны и справедливы. Следуя Дао, они не стремились к превосходству над Поднебесной, поэтому Поднебесная не могла превзойти их[14]. Все это в точности соответствует принципам излагаемого учения. В том, что сказано выше, содержится сокровенный смысл. Именно в этом состоит искусство "Познания Дао, не выходя со двора", о котором говорил Чжуанцзы[15]. Я неоднократно слышал эти слова от Учителя Суня. Полезно довериться мудрому человеку.

Учитель Сунь, человек великодушный и искренний, завязывая дружбу с новым человеком, непременно делился накопленными знаниями и опытом. Поэтому он и рассказал мне все без недомолвок. И хотя он многим все детально и исчерпывающе объяснял, словно опасаясь, что не успеет все передать, из ста человек его поняли только двое.

До тех пор, пока Учитель не принял решение опубликовать в округе Сучжоу составленное им описание искусства Багуацюань, я опасался, что это искусство и его история будут забыты.

Мы с радостью говорим об этой книге и почтительно предлагаем ее Вашему вниманию. Я написал вступление в соответствии с тем, что узнал от Учителя, кратко изложив в нем все вышесказанное, не претендуя на то, что смогу полностью выразить цели и намерения мастера Суня.

Ци Шуи


Примечания:



1

Син И цюань — Кулак формы и мысли — один из древнейших видов Цюаньшу. В исторических памятниках также встречается под названием "Синь И цюань" (Кулак Духовного начала и мысли), "Лю Хэ цюань" (Кулак Шести координации). В исследовании Цин Ванци "Синь И цюань юаньвэй као" ("Подробное исследование Синь И цюань") говорится: "Известно, что эта форма берет начало от двух представителей рода Цзи: Цзи Луна и Цзи Фэна — уроженцев области Пучжоу провинции Шаньси, изучавших это искусство в течение нескольких лет". В других источниках заслуга создания Син И цюань приписывается Сунскому полководцу Юэ Фэю или индийскому монаху Дамо, пришедшему в Китай во времена династии Северная Вэй E в.).

Сунь Фуцюань, начавший изучать Син И цюань с детских лет, был одним из ведущих мастеров этого стиля. Он является автором единой теории трех внутренних стилей (Син И, Тайцзи и Багуацюань), которая изложена им в трактате "Цюань И шучжэнь" ("Изложение мыслей об искусстве цюань). Сунь Фуцюань является также автором труда "Син И цюань Сюэ" ("Изучение Син цюань").



2

"Мы рассуждали о Ци"… — Адекватный перевод понятия Ци на русский язык до сих пор является предметом разногласий. Согласно воззрениям древних мыслителей Китая, существует семь основных видов Ци:

1. Цзин Ци (Квинтэссенция Ци), в свою очередь состоящая из двух видов Ци: "Цзин Ци Раннего Неба" — энергетическое начало, присущее человеку с рождения, его изначальный энергетичекий фонд и "Цзин Ци Позднего Неба" — энергия, содержащаяся в продуктах питания.

2. Цин Ци (Чистая Ци), также называемая Тянь Ци (Небесная Ци) — энергия, получаемая в процессе дыхания из воздуха.

3. Взаимодействие Цзин Ци Цин Ци рождает Цзун Ци (Основную Ци), функция которой в поддержании ритма дыхания и кровооброщения. "Лин Шу": "Цзун Ци собирается в груди, проходит по каналу Сердца в область горла и является первопричиной дыхания" (Чжан 71).

4. Ин Ци (Питательная Ци) — одно из проявлений Цзин Ци, часто уподобляемая крови (отсюда второе название — Ин сюэ).

5. Вэй Ци (Защитная Ци) — частичное проявление Ян Ци (Ци начала Ян), циркулирует в кожных покровах и в мышцах.

6. Юань Ци (Изначальная Ци) — самая важная Ци человеческого организма. Является результатом трансформации Цзин Ци. "Лин Шу": "Чжэнь Ци (другое название Юань Ци — Г.М.) — истинная Ци, ниспосланная Небом. Объединяясь с Цзин Ци, она наполняет тело" (Чжан 75).

7. Ци начала Ян и Ци начала Инь — два полярных взаимодействующих начала в Цзун Ци (Основной Ци). Единство и адекватные взаимопревращения всех перечисленных видов Ци означают достижение состояния И Ци (Единой Ци), соответствующего понятию адекватного энергетического потенциала организма. Такое состояние мыслилось как тождественное Дао.



3

…о Раннем Небе, которое, как сказано в "Чжуи Юн", стремится к гармонии. — Раннее Небо (Сянь Тянь) в древнекитайской натурфилософии — существование всего сущего к тому моменту, когда мифический великан Пань Гу. возникший из первородного хаоса, расколол его ударом топора на две части. В результате этого Небо (Ян) отделилось от Земли (Инь), и в природе возникла первичная дихотомия. Инь и Ян в процессе взаимодействия стремятся друг к другу, в идеале, сливаясь в пульсирующем, согласно Дао, Великом Пределе, олицетворяющем собой гармонию. В "Книге Перемен14 Раннее Небо и Позднее Небо — два порядка расположения исходных триграмм, олицетворяющих Ян и Инь и порождающих друг друга. Учение о Раннем Небе получило развитие в трактате Суиского автора Шао Юна "Сянь Тянь сюэ".



4

"Чжун Юн" ("Соблюдение Середины") — Один из трактатов "Сышу" — конфуцианского Четверокнижия, где получил развитие тезис о согласовании поведения человека с законами природы во имя поддержания гармонии души и тела.



5

Мэнцзы, или Мэнкэ (372–289 гг. н. э.) — Философ, ученик и последователь Конфуция, автор философского трактата "Мэнцзы", состоящего из семи глав. В период династии Сун трактат "Мэнцзы" был включен в "Сышу" (Четверокнижие).



6

…метода Внутреннего культивирования в целом. — "Внутреннее культивирование" — Нэйгун — учение о способах установления оптимального энергетического тонуса человеческого организма, в основе которого лежит понятие Ци — энергетической категории. Метод внутреннего культивирования является общей основой для ушу, цигун и китайской традиционной медицины.



7

Нэйцзяцюань — направление ушу так называемой "Внутренней семьи", ставившее своей основной задачей приведение адепта с помощью различных видов Внутреннего культивирования (см.) в соответствии с определенным комплексом аксиологических параметров, в идеале, — к слиянию с Дао.



8

Тайцзицюань — "Кулак Великого Предела" — одно из направлений Нейцзяцюаиь, насчитывающее 5 основных стилей: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь. Последний стиль был создан Сунь Фуцюанем на основе синтеза тайцзицюньского стиля У (Хао), Син И цюань и Багуацюань. Этот стиль известен также под названием "Кайхэ Хобу цзя" ("Стиль быстрых шагов открытой и закрытой формы"). Менее известным направлением Тайцзицюань являются такие направления, как Хэши Тайцзицюань, Лиши Тайцзицюань, Удан Тайцзицюань и др.



9

…объединил их в единую систему. — Сунь Фуцюань создал единую теорию для Син И цюань, Багуацюань и Тайцзицюань, которая была изложена им в трактате "Цюань И шучжэнь" ("Изложение мыслей о кулачном бое"), написанном в начале XX в.



10

Тайцзи содержит Великую Пустоту, Багуа — множество изменений…. — под множеством изменений имеется в виду основной принцип Багуацюань, вытекающий из связи этого вида Цюаньшу с "Книгой Перемен": комбинации восьми исходных триграмм (восьми основных положений ладони в Багуацюань) объясняют все изменения, происходящие во Вселенной (позволяют найти оптимальное решение в любой момент поединка).



11

…структуры без антагонизмов… — Согласно принципам Нейцзяцюань, поединок двух противников в идеале должен представлять собой не противоборство с целью достижения победы, а гармоничное взаимодействие единой пары (Инь-Ян), где полностью снята оппозиция субъект-объект. В этом случае один из противников выступает в качестве активного звена, противопоставляя атаке соперника уход, т. е. пустоту, а на движение противника назад отвечает выпадом. В таком "поединке" снимается сама предпосылка антагонизма и наступает состояние, тождественное Дао.



12

Держу руку как новорожденный… — Здесь очевидно сильнее влияние "Даодэцзин". См. Чжан 55: "Содержащий добродетель подобен новорожденному. Кости мягки, мышцы слабы, а держит крепко". В даосизме образ новорожденного — образ существа, находящегося в гармонии с Дао и Естественностью.



13

…производит изменения путем недеяния. — Недеяние (У вэй) — один из основополагающих принципов раннего даосизма. Чжан 63 "Даодэцзин" гласит: "Вэй У Вэй" — "Действуй недеянием".



14

Следуя Дао, они не стремились к превосходству над Поднебесной, поэтому Поднебесная не могла превзойти их. — Парафраз из "Даодэцзин": "Цюй Тянься чан и уши. Цзи ци ю ши. Бу цзу и цюй Тянься". ("Управляют Поднебесной всегда через недеяние. Если же действовать, управлять Поднебесной совершенно невозможно".).



15

…искусство "Познания Дао, не выходя со двора", о котором говорил Чжуанцзы. — Эту мысль впервые высказал Ли Дань (Лаоцзы) в "Даодэцзин". См. Чжан 47: "Бу чу ху чжи Тянься. Бу куй ю цзянь Тянь Дао" ("Не выходя со двора, познаешь Поднебесную. Не выглядывая в окно, узреешь Небесное Дао"). Речь идет о понимании Основного принципа, познав который можно постичь всю глубину Учения.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх