|
||||
|
Авторское предисловие Искусство Багуацюань доступно для понимания и освоения. В нем широко используется тончайшее Цзин[21]. Это учение высокого достоинства и сложности. В нем применяются движения, символизирующие животных[22]. Все это — не просто упражнения, а техника внутреннего самосовершенствования и укрепления здоровья, которую необходимо доводить до высочайшего мастерства. Именно в этом ее великая польза человеку. Благородный муж совершенствуется непрерывно. Это относится и к укреплению здоровья, и к развитию внутренней силы. Я начал изучать Цюаньшу с детских лет. Изучая, стремился открыть в изменениях их суть и познать их внутреннюю глубину. Одну за другой осваивал различные формы Цюаньшу. Уже будучи в возрасте, по пути в уезд Хоцзя встретился с Учителем Чен Тинхуа[23]. Сначала он рассказал мне о том, что такое Багуацюань. Затем приступил к изучению этого тонкого искусства. Начинается оно формой У цзи (Беспредельность)[24]. Завершается формой Багуа (Восемь триграмм). Между ними — Лянь И (Два Начала)[25] и Сы Сян (Четыре Проявления)[26]. В процессе изучения Багуацюань необходимо сначала осознать суть изменений, а затем попытаться сделать эти изменения всеобъемлющими. Учитель Чен Тинхуа передавал знания только в устной форме. Он не оставил книг и записей. Боюсь, что без письменных источников это удивительное искусство будет навсегда утеряно для будущего. Поэтому, отдавая дань почтения памяти Учителя Чена, я принял решение написать эту книгу о тончайшем и сокровенном искусстве Багуацюань. Мои рисунки просты и безыскусны. Каждому элементу (позиции) соответствует один рисунок. К рисункам сделаны подробные пояснения. Эти пояснения основаны на том, что я слышал от моего Учителя Чен Тинхуа. Неизвестно, кто и когда создал Багуацюань. Известно лишь то, о чем успел поведать Наставник Дун Хайчуань. Сам он прекрасно владел техникой Багуа чжан. Однажды мастер по имени Чжан встретил одного необычайного человека, который и передал ему это искусство. Впоследствии Учитель Чжан обучил технике Багуацюань Чен Тинхуа и рассказал ему об истории развития этого искусства. Вспоминая о мастерах Багуацюань, скажем, что Учитель Инь был удачлив; Учитель Ма — безупречен в защите; Учитель Вэй был добродетелен; Учитель Сун обладал постоянным предвидением, жил долго и прославился; Учитель Лю заслужил любовь императрицы; Учитель Лян всех воодушевлял мастерством; Учитель Чжан-второй был первым среди равных; Учитель Ван прославился моральными качествами; Учитель Инь-второй преподавал искусство разбойникам; Чжао Юнь был известен своей мощью; Учитель Хао блистал добротой; Учитель Го навеки зачислен в списки лучших мастеров; Учитель Хуан жил долгие годы. Все это — блестящие достижения, а мастера эти, как старшие и младшие братья. Из них лишь один учитель Чжан-второй стал выдающимся сановником. Я дружил с Чжаном — первейшим среди благородных. Учитель Хань поражал талантом и справедливостью. Все, что содержится в этой книге, — их драгоценное умение. Если считать исходя из возраста горных вершин, в период Чжоу для этого искусства было доброе знамение[27]. В период Хань продолжилось его становление, а в период Цинь оно обрело законченную форму. Все, кто обучался искусству Багуацюань у Учителя Чен Тинхуа (либо были учениками его учеников) решили никогда не предавать забвению это искусство и того, у кого они ему научились. Китайская республика 5 год, 11 месяц Сунь Фуцюань Примечания:2 "Мы рассуждали о Ци"… — Адекватный перевод понятия Ци на русский язык до сих пор является предметом разногласий. Согласно воззрениям древних мыслителей Китая, существует семь основных видов Ци: 1. Цзин Ци (Квинтэссенция Ци), в свою очередь состоящая из двух видов Ци: "Цзин Ци Раннего Неба" — энергетическое начало, присущее человеку с рождения, его изначальный энергетичекий фонд и "Цзин Ци Позднего Неба" — энергия, содержащаяся в продуктах питания. 2. Цин Ци (Чистая Ци), также называемая Тянь Ци (Небесная Ци) — энергия, получаемая в процессе дыхания из воздуха. 3. Взаимодействие Цзин Ци Цин Ци рождает Цзун Ци (Основную Ци), функция которой в поддержании ритма дыхания и кровооброщения. "Лин Шу": "Цзун Ци собирается в груди, проходит по каналу Сердца в область горла и является первопричиной дыхания" (Чжан 71). 4. Ин Ци (Питательная Ци) — одно из проявлений Цзин Ци, часто уподобляемая крови (отсюда второе название — Ин сюэ). 5. Вэй Ци (Защитная Ци) — частичное проявление Ян Ци (Ци начала Ян), циркулирует в кожных покровах и в мышцах. 6. Юань Ци (Изначальная Ци) — самая важная Ци человеческого организма. Является результатом трансформации Цзин Ци. "Лин Шу": "Чжэнь Ци (другое название Юань Ци — Г.М.) — истинная Ци, ниспосланная Небом. Объединяясь с Цзин Ци, она наполняет тело" (Чжан 75). 7. Ци начала Ян и Ци начала Инь — два полярных взаимодействующих начала в Цзун Ци (Основной Ци). Единство и адекватные взаимопревращения всех перечисленных видов Ци означают достижение состояния И Ци (Единой Ци), соответствующего понятию адекватного энергетического потенциала организма. Такое состояние мыслилось как тождественное Дао. 21 …широко используется тончайшее Цзин. — В данном случае Цзин — квинтэссенция трех начал: духовного (Цзин Шэнь), энергетического (Шин Ци) и физического (Ли). 22 В нем применяются движения, символизирующие животных. — Каждой триграмме "Книги Перемен", согласно "Сицы Чжуань", соответствует одно животное: Лошадь, Вол, Дракон, Петух, Кабан, Павлин, Собака, Овца. В Багуацюань каждой форме также соответствует одно животное. Это: Лев, Единорог, Дракон, Феникс, Змея, Ястреб, Медведь, Обезьяна. Повадки каждого животного отражают характер триграммы, обусловленный расположением черт (сяо), и определяют характер движения и внутренний настрой каждой формы Багуацюань. 23 Чен Тинхуа — Ученик и последователь основателя Багуацюань Тун Хайчуаня, известный также под прозвищем "Непобедимая очковая змея" (согласно воспоминаниям современников, Чен был сильно близорук. По другим версиям, это прозвище вызвано тем, что Чен держал лавку по торговле очками в Центре Пекина). Наследник традиции Багуацюань во втором поколении. Внес большой вклад в развитие Багуа, обогатив ее техникой Син И цюань и Тайцзицюань. Учитель Сунь Фуцюаня. Согласно одной из версий, убит немецкими солдатами во время восстания Ихэтуаней в 1900 году в Пекине. 24 …У Цзи (Беспредельность). — В даосской космогонической концепции, Беспредельность — безначальное начало всех начал. В "Книге Перемен" понятие У Цзи (как и понятие Тай Цзи) отсутствует и появляется лишь в "Сицы Чжуань". По классической схеме, У Цзи рождает Тай Цзи, который, делясь на Инь и Ян, рождает все сущее. Иногда У Цзи отождествляют с Тай Цзи (исходя из его аналогичной функции — начала начал). Например, у Дяо Бяо (комментатор "И цзин", 1603–1669 гг.): "Беспредельность, которая является Великим Пределом, обретается во внутреннем созерцании". 25 …Лян Й (Два Начала). — Лян И в "Книге Перемен" — начала Инь и Ян, каждому из которых соответствует его четная или нечетная пара. В "Сицы Чжуань" Великий Предел рождает Два Начала, которые рождают Четыре Проявления и т. д. "Даодэцзин" Чжан 42: "Дао шен И, И шен эр" (Дао рождает одно, одно рождает два). 26 …Сы Сян (Четыре Проявления). — Четыре Проявления — четыре высших качества. В "Книге Перемен** и комментариях встречаются под названием Сы Дэ. Согласно комментарию Чэн Ичуань (1099 г.), в первозданном виде Четыре Проявления — Юань (исток, начало), Хэн (проникновение), Ли (определение) и Чжэн (стойкость) — присущи лишь двум гексаграммам: Цянь (творчество) и Кунь (исполнение). Для всех остальных гексаграмм Четыре проявления индивидуальны. 27 …в период Чжоу для этого искусства было доброе знамение. — Согласно "Сицы Чжуань", именно в период Чжоу (11-3 вв. до н. э.) была написана "Книга Перемен" (другое название — "Чжоу И" ("Чжоуские Перемены"). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|