|
||||
|
32. Познавательные процессы дошкольника В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени. К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия т е. представления об окружающем расширяются и углубляются. Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления. Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов шарад, загадок и т. п. Память дошкольника имеет следующие особенности: 1) наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая; 2) запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание; 3) при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения; 4) дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память; 5) хорошо развита эмоциональная память. Особенности воображения дошкольника: 1) образы воображения легко возникают; 2) «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой – большой фантазер; 3) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение); 4) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен. В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д. В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов: 1) ситуативную; 2) контекстную; 3) объяснительную. Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее. По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации. Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|