|
||||
|
16. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В НОВОЕ ВРЕМЯ На смену Средневековью пришло Новое время, которое датируется ХVII-ХVIII вв. В социальной области в этот период происходили ранние буржуазные революции, положившие начало формированию капиталистического способа производства, который обусловил потребность в новой науке, развитии опытного знания как главного средства решения практически важных для производства того времени технологических задач. Революционную роль в развитии опытного естествознания сыграла созданная польским астрономом Н. Коперником гелиоцентрическая модель мира. Учение Н. Коперника привело к радикальному пересмотру представлений о мире. Гелиоцентризм (от греч. gelios – «солнце») давал совершенно иную схему движения небесных тел. Горячим сторонником этого учения стал И. Кеплер, который впервые заинтересовался идеей числовых соотношений между планетами. Но основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Г. Гал1илеем. Большое значение он придавал математике, считал, что только она способна научить человека искусству доказательства. Г. Галилей в науке преуспел во многом: действенно поддержал коперниковскую теорию, постулировал полную подчиненность природы законам математики, ввел идею о силе как действующем механическом факторе, изложил основы современной механики и экспериментальной физики, обосновал принципы современного научного метода. Поэтому не случайно именно эта фигура отмечает рождение научного естествознания. Обоснование механического понимания природы философскими аргументами осуществил Р. Декарт. Завершил разработку механистической картины мира И. Ньютон. Опираясь на работы И. Кеплера, Г. Галилея, Р. Декарта, он сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, принципы дифференциального исчисления, выдвинул основные положения теории света. Этап формирования классической науки характеризуется целым рядом специфических особенностей. 1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представлявшую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась как универсальный метод познания окружающих явлений и как эталон всякой науки вообще. 2. Рассмотрение природы как неизменного целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классической науки установки, как статизм, антиэволюционизм. Истолкование явлений реальности было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об их изменчивости, развитии. 3. Сведение Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики. Организм понимался как механизм. Бренность и ничтожность жизни как случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания. 4. Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы вытеснили теологическую доктрину. Вера и разум были разведены в разные стороны. Религия и философия были вынуждены сообразовывать свои позиции с наукой. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|