|
||||
|
18. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ КОНЦА ХХ В Использование научных открытий для создания новых видов оружия и особенно создание атомной бомбы заставило человечество пересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в науку. Современная наука стала оцениваться критически. Многие деятели культуры считали, что техника дегуманизи-рует человека, окружая его искусственными предметами; она отнимает его у живой природы, ввергая в унифицированный мир, где цель поглощают средства, где промышленное производство превращает человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с неслыханной быстротой. К этой гуманистической критике вскоре присоединились более тревожные факты неблагоприятных научных достижений. Опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты, вредоносное воздействие на жизнь животных и растений, нарушения в экосистеме всей планеты – эти серьезные проблемы заявляли о себе все настойчивей. Эти факты, которые отчетливо проявляются в современной науке, говорят о ее кризисе, разрешить который сможет только новая глобальная мировоззренческая революция. К концу ХХ в. мир потерял веру в науку, она безвозвратно утратила свой прежний облик, оставила и свои прежние заявления об абсолютной непогрешимости своего знания. Поиск путей выхода из глобального кризиса еще только идет, черты будущего постмодернистского мировоззрения, как и новой постнеклассической науки, еще только намечаются. Нынешнее состояние науки характеризуется понятием «постмодерн». По мнению большинства ученых, будущая наука будет обладать следующими чертами. 1. Наука должна будет осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи, но имеет и свои границы применимости, которые нужно осознавать и не переходить. Именно это должна сделать постнеоклассическая наука – осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искус-ство, осознать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности. 2. Модернистская наука ставила своей целью создание нового образа мира, полученного на основе концептуального единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости. Постмодернистская наука больше интересуется образом самой себя как социокультурной реальности, допускает элементы субъективности в объективном знании. Полученный образ ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям. 3. В постмодернизме наблюдатель считает себя частью исследуемого мира, познание постнеоклассической науки диалогично. 4. В основе постмодерна лежит идея всеединой, нелинейной, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы. 5. Важной чертой новой науки должна будет стать комплексность. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|