54. МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Публичная речь – это апофеоз ораторского искусства, его демонстрация. Когда оратор стоит перед аудиторией и говорит, то уже это можно назвать одним длинным монологом. В отличие от диалога, в котором участвуют двое и который представляет собой обмен репликами, монолог – это сплошной текст, который говорит только один.

К монологическим формам публичной речи можно отнести всякого рода высказывания (пропаганду), ораторскую речь как вид искусства (выступления политика), публичное чтение стихов, актерских монологов, поздравительных тостов. Но это приблизительная типология, могут быть другие варианты. Рассмотрим каждую из форм в отдельности.

Пропагандистское выступление относится к публицистическому стилю и имеет призывный характер. Пропаганда обычно направлена на определенные цели: возбудить в слушателях желание следовать за выступающим, поэтому авторское «я», которое в ней проявляется, все равно представляет собой собирательный образ, так как высказывания обычно делаются не только от лица лидера, но и всей партии. Могут присутствовать восклицательные предложения.

Следующее – ораторская речь – это не просто выступление, а демонстрация умения автора владеть языком, не просто способность донести информацию до слушателя, а сделать это красиво, заинтересовать людей. Ораторская речь должна быть достаточно эмоциональной, но и в то же время четкой. Оратор не должен отвлекаться на дополнительные моменты. От автора речи требуются высокий уровень подготовки и умение общаться со всей аудиторией сразу и с каждым человеком в отдельности. Ораторское искусство имеет глубокие корни и уходит ими в глубокую древность, в античную Грецию, где умение говорить было первоочередным для каждого человека, особенно политика, военного или философа, поэтому современным ораторам есть на что ориентироваться и у кого поучиться.

Далее можно рассмотреть такой вид публичной речи, как чтение стихов. Он обладает всеми признаками публичной речи, кроме проявления автора. Эта особенность присуща всем лирическим произведениям. Причем стихотворение может читать сам автор. Это особый вид публичного выступления, так как это художественная речь. Если мы говорим об эмоциональности в ораторской речи, то здесь она должна быть на порядок выше и к ней добавляется выразительность подобной речи. Она значительно сложнее для произнесения, чем все предыдущие, и требует эмоционального напряжения.

Что касается чтения монолога актером, то ему присущи все черты чтения стихов с некоторыми отличиями, а именно: актер изображает другого человека и демонстрирует не свои чувства, а его. И главное – актерский монолог может быть как в стихах, так и в прозе. Но в его арсенале множество невербальных средств общения, которыми, например, не может воспользоваться оратор.

И последнее – поздравительная речь (тост) и панихидная речь. Они во многом схожи, так как говорятся обычно для какой-либо аудитории, но главным героем речи является один человек, причем в речи напрочь отсутствует авторское «я», если это, конечно, не выражение личных чувств.

Можно было бы выделить еще некоторые монологические формы публичной речи, но они все в той или иной мере схожи с вышеперечисленными.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх