|
||||
|
Тренировочные игры После ознакомления с техникой игры и освоения первоначального курса обучения можно приступить к тренировочным играм. Они позволяют не только закрепить ранее полученные навыки в ударах, но и с учетом знания основ теории движения шаров отработать эти удары в обстановке партнерских состязаний. Приступая к парным играм, следует ясно представлять, что каждый удар важен и должен быть быстро и в то же время тщательно продуман. Следует полностью исключить небрежные, необдуманные действия и исходить из того, что партнер не простит ни одной ошибки и реализует любую подставку. Серьезное отношение к бильярду — хорошая предпосылка к овладению манерой расчетливой игры, которая вносит в состязание элементы настоящего, здорового спортивного азарта. Ниже приводятся основные правила пяти тренировочных игр. «Перекатка одного шара другим» Игра производится двумя шарами. Шар «1» ставится на первую точку; шар «2» — на третью. Играют вдвоем, предварительно оговорив, сколько раз будут перекатываться шары (до 3, до 5 и т. д.). Условия игры: шаром «1» ударяется шар «2» так, чтобы последний, отразившись от короткого борта, перешел линию «дома». При этом если он ударится о короткий борт «дома» или даже выйдет из него, удар считается выполненным. Следующий удар делает второй партнер: шаром «2» по шару «1», где бы он ни остановился. И так далее, на таких же условиях, чередуя удары до тех пор, пока какой-либо из шаров после первого отражения будет вынужден остановиться, не дойдя до линии «дома». В этом случае партия считается проигранной, шары выставляются на те же точки и начинается новая партия. Если во время игры один из шаров уйдет в лузу или вылетит за борт, то партия также считается проигранной. За лишнее касание шаров во время удара или до него кием, рукой, машинкой и т. д. также взимается штраф — прибавлением одного удара к договоренному числу. Эта игра развивает умение владеть «своим» и «чужими» шарами, вырабатывая точность и ощущение силы удара. В игре возможны: выигрыш, проигрыш и ничья. Последняя фиксируется, когда оба партнера за условленное количество ударов перекатят шары правильно. «Кладка шаров битком в лузы» Участвуют два или несколько игроков. Условия игры: положить битком все 15 шаров, первоначально поставленных пирамидой, не придерживаясь их нумерации. Игру начинают по жребию, в дальнейшем — поочередно. Первый удар производится «с рук» на общих основаниях, причем разбивать пирамиду не обязательно. Наиболее выгодно ударить биток так, чтобы он, отразившись от короткого борта, стал вплотную сзади и посередине пирамиды, но не разбил ее. Вторым энергичным ударом пирамида разбивается так, чтобы шары выкатились на середину стола. Последующие удары имеют целью положить все шары за наименьшее количество ударов. Отсчет ударов ведется партнером или судьей (инструктором). Счет следует объявлять громким голосом. Начинать игру первым невыгодно, так как партнеру предоставляется возможность рассчитывать свои удары, ориентируясь на результат соперника. Каждая штрафная санкция при касании шаров считается за лишний удар. Например, играющий на девятом ударе тушует шар. Судья громко объявляет: «девять» и «десять» за туш шара». Если биток упадет в лузу или выскочит за борт, лишний удар не прибавляется, игра продолжается из «дома». Можно давать промах умышленно, пускать шар куда угодно, но при этом каждый удар будет засчитываться. Выигрывает тот, кто положит шары за наименьшее количество ударов. Разрешается играть машинкой, мазиком и кием любой длины. Эта игра, наряду с тренировкой по кладке «чужих» шаров, дает практику ведения расчетливой игры, в том числе с выходом. Возможны три исхода: выигрыш, проигрыш и ничья (при покладке шаров одинаковым числом ударов). «Кладка шаров по порядку номеров» Соблюдаются требования предыдущей игры. Разница в том, что, во-первых, шары устанавливаются по правилам игры в «Малую русскую пирамиду» и, во-вторых, шары сыгрываются в лузы, начиная с «единицы» — «туза» и далее по порядку номеров. Правильная разбивка пирамиды имеет здесь важное значение, поскольку от этого во многом зависит результат партии. Подобно предыдущей игре, выгоднее не разбивать пирамиду первым ударом, а поставить «свой» позади нее. Вторым ударом можно разбить пирамиду и выкатить шары на середину стола. Если играющий ошибется и положит не порядковый шар, то последний не засчитывается и выставляется на общих основаниях. Игра и счет продолжаются. Эта игра труднее и сложнее, чем «Кладка шаров битком в лузы», и требует более тонкого расчета. «Финская партия» Участвуют два партнера, но можно играть и одному. Сущность игры: все 15 шаров ставятся особым образом и сыграть их битком надо за наименьшее число ударов. Около каждой лузы устанавливаются плотно друг к другу по 2 шара, а 3 шара ставятся на линии, соединяющей центры средних луз, причем средний шар — на точке, остальные два — по сторонам, плотно к нему. Каждый партнер ставит шары самостоятельно. Первую партию начинают по жребию, в дальнейшем — по очереди. Начинающий громко объявляет о начале партии и производит первый удар из «дома» на общих основаниях. Партнер или судья громко считает удары. Каждая штрафная санкция увеличивает количество ударов, а положенный при этом шар засчитывается. Случайное забивание «своего» в лузу или вылет шара за борт не штрафуются. В этом случае игра продолжается ударом «с рук». Вылет чужого шара не штрафуется. Этот шар выставляется на среднюю точку, а если она занята, то на одну из крайних; если же все три точки заняты — на середину короткого борта, противоположного «дому». Выигрывает тот, кто положит шары меньшим числом ударов. Разрешается играть машинкой, мазиком и кием любой длины. Возможные исходы: выигрыш, проигрыш и ничья. Эта игра особая, она позволяет отрабатывать такие важные элементы техники, как соизмерение силы и точности каждого удара, выполнение всех видов боковых ударов и расчет последовательности ударов в зависимости от положения шаров. «Финская партия» обычно вызывает особый интерес у обучающихся. Начиная с задачи положить все шары за 30 ударов, уже через 10–12 занятий ученики делают партию за 20–23 удара, а к концу курса обучения (30 ч) за 13–15 ударов. В результате отработки «Финской партии» появляется первый навык решения задач в кратчайшее время. «Американка в одну линию» Играют два партнера, но можно и в одиночку. 15 шаров ставятся не пирамидой, а перпендикулярно к середине короткого борта в одну линию, независимо от порядка номеров, плотно друт к другу. Для этого берутся два кия, кладутся на стол в виде направляющего желоба и между ними устанавливаются шары. Начало игры определяется жребием. Первый удар выполняется из «дома» на общих основаниях. После разбивки можно класть любой шар любым шаром. Игра основана на правильной разбивке шаров. Рекомендуется разбивать правую или левую половину головного шара, беря соответствующее эффе, чтобы биток, отразившись от длинного, а потом и от короткого борта, разбил все шары. При любом прямом ударе в правую или левую сторону стоящих шаров из ряда выбивается только один шар, поэтому вся линия не будет нарушена. Если разбивать, целясь в правую половину головного шара, то при ударе берется левое эффе, и наоборот. В первом случае биток получит вращение по часовой стрелке и, отразившись от длинного и короткого бортов, сохранит силу вращения и разгонит все шары. Во втором случае получится. Тот же результат, но биток будет вращаться против часовой стрелки. Выигравшим считается тот, кто положит большее число шаров с кия. В отличие от игры «Кладка шаров по порядку номеров», в «Американке» штрафуется как выставление шара на стол, так и вылет за борт «чужого». Все рассмотренные игры необходимо освоить в обязательном порядке, а не по принципу «нравится — не нравится»: только тогда можно оценить красоту и прелесть тренировочных игр и понять, что перед тобой открывается совершенно новая и интересная область в бильярдном спорте. Надо стремиться начинать играть с равными себе партнерами, по возможности чаще советуясь со знатоками бильярда и внимательно наблюдая за их действиями. Постепенно, с приобретением опыта, рекомендуется искать партнеров все большей силы и приучаться играть с ними без форы. Следует обращать внимание и на число партий. Силы любого человека ограничены. поэтому не рекомендуется играть подряд более 2 часов. Методика отработки ударов на практике Существует множество методик по повышению уровня игры в бильярд: одни из них более эффективны, другие — менее. Для того чтобы практические занятия приносили какую-то пользу, вам необходимо определиться с намерениями — на самом ли деле вы готовы потратить ваши время и силы, чтобы повысить мастерство, либо вы просто хотите «покатать шары». Однако второе не исключает первого. При изучении любого предмета важно, чтобы все знания и навыки отложились у вас в памяти, — для этого необходимо их многократное повторение на практике. Обычное чтение книг по бильярду, безусловно, поможет узнать вам саму игру и ее теоретические аспекты, но не факт, что, играя в бильярд, вы сможете исполнить удары, о которых прочли в той или иной книге. Для этого необходимо практиковать на столе изученную теорию, постараться самостоятельно определить ваши слабые стороны и работать над ними. Выясните, какие удары даются вам сложнее всего. Здесь не идет речь о сверхсложных карамбольных «артистических» ударах, мы пока говорим о простых — клапштосе и всех основных децентрированных ударах. Тем не менее удары карамболь рекомендуется широко применять во всех играх. Вместо того чтобы просто «гонять» шары на бильярде, расставьте их на трудную для вас позицию и попрактикуйтесь в ударе раз 20 или более. Заведите блокнот и записывайте свою статистику по ударам — при игре с оппонентом вы уже вряд ли будете разыгрывать определенную позицию, зная, что на практике вы сможете сыграть ее в пяти случаях из двадцати, когда шанс на успех составляет 25 %. Естественно, вы используете удар, который у вас получается лучше всего. Запоминайте сложные для вас удары, чтобы потом потренироваться в их исполнении. При отработке записывайте только результативные удары, когда прицельный шар достиг лузы и биток отошел на заранее заданную позицию. Для удобства на практике вы можете использовать листок бумаги. Положите его в центр стола (или любое другое место на поверхности бильярдного стола в зависимости от конкретной позиции) и постарайтесь забить чужой шар в лузу так, чтобы биток после удара откатился и остановился на листке. Записывайте результаты по каждому удару на отдельной странице, сопровождая их схематичным наброском игровой позиции — это поможет вам лучше запомнить ее зрительно. Не забывайте, бильярд — позиционная игра, где важно не просто закатить чужой шар в лузу, но и сыграть серию, а для этого необходимо, чтобы биток отошел на заранее определенную позицию. Помните это правило при отработке ударов на практике. Отыгрыш Отыгрьшем называется особый технический прием, при котором биток после соударения с прицельным шаром должен занять позицию, впоследствии затруднившую бы выполнение удара противником. Но профессионалы не советуют часто использовать в игре этот технический прием, так как, по общепринятому мнению, он ослабляет внимание играющего. Это приводит к тому, что ответственные ходы становятся нерезультативными. Отыгрыши бывают нескольких видов. Отыгрыш клапштосом Отыгрыш клапштосом применяется, когда играемый шар находится вплотную к борту. Шар выбивают и направляют в противоположную сторону (рис. 34). В том случае, если прицельный шар находится недалеко от длинного борта, биток направляют легким накатом, вследствие чего после столкновения с чужим «свой» шар остановится у самого борта. Отыгрыш дуплетом с отходом назад Этот отыгрыш считается самым известным. В угловую лузу битком направляют прицельный шар таким образом, что он отражается от двух бортов стола и останавливается вблизи от короткого (рис. 35). Производя отыгрыш дуплетом в середину, по битку наносят слабый удар, чтобы после соударения с ним прицельный шар остался около длинного борта. Отыгрыш триплетом Отыгрыш триплетом проводится в следующих случаях: когда воображаемая линия, соединяющая центры шаров, проходит почти перпендикулярно к линии длинного борта игрового стола и когда биток нужно расположить вплотную к короткому борту (рис. 36), что затруднит сыгрывание его противником. Отыгрыш круазе В результате проведенного с использованием удара круазс отыгрыша биток возвращается к короткому борту, а прицельный шар после соударения со «своим» отражается от длинного борта и становится у короткого, противоположного «дому» (рис. 37). Для того чтобы добиться эффектности и красоты, отыгрыш ударом круазе выполняется только после тщательной отработки на тренировках. Отыгрыш оттяжкой Отыгрыш, выполненный оттяжкой, пожалуй, является самым эффектным ударом. Он выполняется в ситуации, когда «свой» и чужой шары находятся на небольшом расстоянии друг от друга. После соударения с прицельным шаром биток откатывается назад, возвращаясь на прежнее место (рис. 38). Отыгрыш тушем Отыгрыш тонким тушем проводится, когда нужно оставить биток за пирамидой. В этом случае «свой» шар направляют к длинному борту так, чтобы он, отразившись от последнего, остановился у короткого борта. Такая позиции шара наиболее трудна для сыгрывания противником (рис. 39). Отыгрыш тушем можно проводить так, чтобы биток сначала прошел вдоль длинного борта, а затем, отразившись от одного короткого, встал близко к другому (рис. 40). Отыгрыш накатом Отыгрыш накатом используется, когда из всех прицельных игроку хорошо виден только один шар. В этом случае по битку наносится сильный удар, сообщая ему накат и направляя его в играемый шар. Вследствие этого чужой шар соударяется со «своим», отражается от короткого борта и затем катится в район «дома». Биток при таком ударе, пройдя вперед, становится близко к короткому борту, находящемуся в противоположной от играемого шара стороне. Отыгрыш накатом следует производить сильно, так как биток после удара о прицельный шар теряет часть энергии (рис. 41). Отыгрыш контртушем Отыгрыш контртушем применяется в такой игровой ситуации, когда чужой шар находится близко к короткому борту, а «свой» — далеко от прицельного. По битку наносится сильный удар накатом, в результате чего он после соударения с играемым откатится к короткому борту в район «дома» (рис. 42). Отыгрыш резкой Отыгрыш резкой часто используется при игре в «Пирамиду». Биток сильным ударом направляют к короткому борту, вследствие чего шар катится к другому короткому борту, находящемуся в районе «дома», предварительно отразившись от первого и после этого соударившись с чужим шаром. После соударения с битком играемый шар окажется на краю угловой лузы (рис. 43). Разновидностью отыгрыша резкой является отыгрыш тонкой резкой с назначением лузы. Он используется в том случае, когда прицельный шар находится в позиции, достаточно удобной для сыгрывания. Соударившись с битком, прицельный шар оказывается в заказной лузе. Отыгрыш за губу лузы При игровой ситуации, когда биток и прицельный шар находятся близко к лузе, проводится отыгрыш за губу лузы. По «своему» шару наносят удар оттяжкой, вследствие чего тот после соударения с чужим, откатываясь назад, остановится на самом краю лузы (рис. 44). Шар, который находится в такой позиции, очень труден для сыгрывания и вместе с тем необычайно эффектен. В игре его обычно используют только профессионалы. Отыгрыш, при котором биток располагается близко к короткому борту Отыгрыш по короткому борту применяется в том случае, когда один из играемых шаров стоит вплотную к короткому борту, а «свой» находится в противоположной стороне стола. Однако при такой, на первый взгляд, простой расстановке шаров результативный ход удастся сделать немногим. При выполнении отыгрыша оттяжкой удар наносится в нижнюю точку битка. Когда «свой» шар находится правее прицельного, биток направляют так, чтобы ударить им играемый шар справа. Если же «свой» шар находится левее чужого, то удар битком наносят в левую точку играемого шара. После соударения с прицельным шаром «свой» остановится у короткого борта. Выход Выход — это технический прием, состоящий из серии ударов, часто используемых в бильярдной игре. Суть его такова: после выполнения того или иного удара и сыгрывания чужого шара биток оказывается в таком положении, когда им легко загнать в лузу другой прицельный шар. Двенадцать в среднюю с выходом под «восьмерку» в среднюю Если два шара (например, «12» и «8») находятся в позиции, удобной для сыгрывания в среднюю лузу, выход проводят следующим образом. Выполнив слабый накат, в среднюю лузу сначала кладут двенадцатый шар, при этом биток после соударения с прицельным выходит под «восьмерку». После этого в лузу сыгрывают восьмой шар (рис. 45). Десять в среднюю с выходом под «пятерку» в угол Когда на игровом столе складывается ситуация, что один шар (например, «пятерку») легко положить в угловую лузу, а другой (например, «десятку») — в среднюю, то выход проводят следующим образом. Слабой резкой кладут в середину «десятку» — биток, отразившись от длинного борта, останавливается у «пятерки» (рис. 46). Туз в угол с выходом под «двенадцатый» в угол Когда два шара (например, туз и «двенадцать») расположены близко к угловой лузе, выход проводится следующим способом. После сыгрывания в угол туза биток, отразившись от длинного борта, остановится недалеко от двенадцатого шара. При такой игровой ситуации положить в угловую лузу второй прицельный шар будет достаточно легко (рис. 47). Семь в среднюю с выходом под «пятерку» в среднюю Когда два шара (например, «7» и «5» находятся в позициях, удобных для сыгрывания в средние лузы, то игрок выполняет выход. Седьмой шар после соударения с битком попадает в среднюю лузу. Потом бильярдист производит удар по «пятерке» и сыгрывает этот шар, положив его в другую среднюю лузу (рис. 48). «Десятка» в угол с выходом под «восьмерку» в угол Когда один шар (например, «10») находится у угловой лузы, а другой («8») — в районе третьей точки, выход делается так: после сыгрывания игроком десятого шара отразившийся от двух бортов биток выйдет под «восьмерку». В такой ситуации спортсмену легко будет сыграть шар п противоположный угол (рис. 49). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|