Бильярдная терминология

Абриколь — удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биллия — серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванисм шаров.

Биток — шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.

Бриллиант — одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. Бриллиантовая система).

Бриллиантовая система — научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах бриллиантов, которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.

ВБС — Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).

Видно или не видно шара — когда видна или не видна точка прицела.

Винт — децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Выскочивший шар — шар, остановившийся после завершения улара вне игровой поверхности стола.

Выход — удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Дом — часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет — удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Задняя линия — линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Заказ — требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказная луза — объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар — объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игра с руки из дома — удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади «дома».

Игровая поверхность стола — покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь — удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Кий — бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс — неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Клапштос — удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Контрпартия — решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая, или контра.

Контртуш — обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Круазе — разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.

Мазик — предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.

Мазка — позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка — бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел — сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Мертвый шар — когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он висит над лузой.

Накат — удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка — приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Начало игры — фактически началом игры считается тот момент, когда центр битка перейдет линию, ограничивающую «дом» (так называемую линию «дома»).

Начало и конец удара — началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара становится момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращение движения шаров.

Оттяжка — удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

От шара — удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Отыгрыш — позиционный улар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

Партионный шар — шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия — линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка — точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Пирамида — начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Прижать (партнера) — тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и тем самым затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его систематически играть из тяжелого положения, в результате чего он «сбивается с удара» и «теряет кладку».

Прицельный шар — любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Резка — удар битком очень тонко, в край прицельного шара. Отсюда выражения: «перерезать» — когда играемый шар взят под более острым углом к принимающей лузе, и «недорезать» — когда шар взят под тупым углом.

Результативный удар — правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш — процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь — рикошет по нескольким бортам.

Серия (с кия) — последовательность результативных ударов одного из участников.

Треугольник — бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет — отражение шара от двух бортов.

Труабан — отражение шара от трех бортов.

Туз — шар, обозначенный цифрой «I» (значит 11 очков при игре в «Пирамиду»).

Турник (турняк) — толстая часть кия.

Туш — прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т. п.

Удар на резке — удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт — покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фора — дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т. п.

Фукс — шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка — точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх