Основы управления битком

Центрального удара по битку вполне достаточно, чтобы освоить кладку прицельного шара. И если читатель открыл книгу только для того, чтобы узнать, как направить прицельный шар в лузу, то, ознакомившись с понятием о резке, он может незамедлительно приступать к игре. Действительно, для многих любительский бильярд — это всего лишь кладка шаров, и не более того. Такие «игроки» даже не подозревают, что битком в принципе можно и нужно управлять, а место его остановки легко контролировать.

Сосредоточив все свои усилия на кладке прицельного шара, нерадивые игроки всякий раз в случае промаха умоляют биток спрятаться за шары, остановиться у короткого борта, прокатиться немножечко подальше и т. п., как будто вовсе не они привели его в движение. Как ни важны сила и точность удара, для серьезной игры этого, увы, мало. Кладка становится грозным оружием лишь в сочетании с техникой контроля и управления битком: это нужно не только и не столько для сыгрывания битка в лузу в русском бильярле, сколько для ведения позиционной игры — основы основ лузного бильярда, будь то русский бильярд, пул или «снукер». Игра человека, познавшего тонкости контроля и управления битком, с неискушенным любителем — все равно что поединок мастера каратэ с дворовым хулиганом, разучившим лишь один удар — с размаху в челюсть.

Однако дело не только в результате. Если вы освоите технику контроля и управления, перед нами раскроются необычайные красоты и поистине неограниченные возможности позиционной игры, ее глубокие интеллектуальные аспекты. Игра становится более интересной, осмысленной. Вы сможете проявить всю свою фантазию и способности. Неужели ради этого не стоит потрудиться?

Между контролем и управлением разница небольшая.

Тем не менее поясним, что под УПРАВЛЕНИЕМ понимается совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. А под КОНТРОЛЕМ — умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. И то, и другое одинаково важно.

НАКАТ, ОСТАНОВКА и ОТТЯЖКА — три кита, на которых держится вся техника управления битком. И начинающий должен, в первую очередь, овладеть именно этими техническими приемами. Понятно, что накат получится в том случае, если биток после лобового соударения сохранит верхнее вращение: остановка — если биток к моменту соударения не приобретет верхнее или утратит нижнее вращение за счет трения о сукно; и, наконец, оттяжка — если биток после соударения сохранит достаточное нижнее вращение. При выполнении наката удар, как правило, наносится в верхнюю половину битка: чем выше наносится удар, тем более сильное верхнее вращение получает биток. При выполнении оттяжки, наоборот, чем ниже наносится удар, тем более сильное нижнее вращение передается битку.

Необходимо помнить, что нижняя подкрутка и оттяжка — далеко не одно и то же, хотя в бильярдной литературе эти понятия безнадежно путаются друг с другом.

Нижняя подкрутка битка — обязательное, но не единственное условие выполнения оттяжки. С другой стороны, нижняя подкрутка используется не только для оттяжки (например, она возможна при выполнении остановки).

Неоднократно автору приходилось наблюдать, как начинающие — или по наитию, или прочитав что-то про клапштос, — пытаются остановить биток коротким и жестким центральным ударом, сразу же после соприкосновения наклейки с битком останавливая кий или даже отводя его назад. Из этого, конечно же, ничего не получится: чтобы остановить биток, ему необходимо придать достаточное нижнее вращение. За счет трения о сукно он утратит его при подходе к прицельному шару. Разница в технике выполнения остановки и оттяжки в том, «сколько» подкрутки удастся «донести» до прицельного шара.

Для придания битку нижнего вращения необходимо довольно быстрое и мягкое «подсекающее» движение с кистевым сопровождением. Но это полдела: если все усилия сосредоточить только на придании подкрутки, то оттяжка не получится. Нижнее вращение не удастся донести до прицельного шара, его очень быстро «съест» трение о сукно. Главное условие выполнения оттяжки в том, что помимо сильного нижнего вращения битку нужно придать сильное скользещее поступательное движение.

Как же практически обеспечить сочетание сильной нижней подкрутки с сильным скользящим поступательным движением? Во-первых, нужно найти оптимальную точку приложения удара: чем ближе к центру, тем больше скольжения, но меньше подкрутки, и наоборот. Единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все зависит от расстояния до прицельного шара и того, насколько сильно мы хотим оттянуть биток. Во-вторых, нужно нанести сильный, но мягкий удар с устойчивым сопровождением битка. При выполнении остановки и оттяжки следует иметь в виду, что чем дальше биток отстоит от прицельного шара, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар. Для достижения максимального эффекта ударно-маховое движение должно обеспечивать сопровождение битка вперед на 10–15 см. (Напоминаем, что мы ведем речь об ударах горизонтально ориентированным кием. Удары приподнятым кием относятся к категории массе, и о них разговор особый.)

Боковик также относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком и используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, при сыгрыванин битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке». Боковик — это децентрированный удар с боковой подкруткой битка, поэтому прежде всего его применяют с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта. Для расширения углов используется боковик с бегущим винтом, для сужения — боковик с обратным винтом. Учтите: боковик в пуле, как правило, используют не для того, чтобы забить прицельный шар, а для выхода под следующий шар. Хотя роль боковика при игре с выходами чрезвычайно велика, опыт показывает: чем реже используешь боковик, тем меньше промахов по лузе. Боковик влечет за собой побочные эффекты, способные изменить направление движения битка, — особенно сильно они проявляются при выполнении удара наклоненным кием (так называемый эффект массе). Однако и при ударе горизонтально ориентированным кием происходит небольшое отклонение траектории движения битка от линии прицеливания за счет ударного импульса в сторону центра битка. Другими словами, правый боковик уводит биток немного влево, а левый — немного вправо. Поэтому при исполнении правого боковика точку прицеливания лучше сместить немного вправо, а при исполнении левого боковика — немного влево.

Следует подчеркнуть, что на начальном этапе освоения техники не стоит увлекаться ударами в удаленные от центра участки битка, так как при боковом децентрированном ударе сохранить устойчивый контакт наклейки кия с битком гораздо труднее. Причем тем труднее, чем сильнее и дальше от центра наносится удар. Мы уже говорили, что наклейку необходимо мелить специальным бильярдным мелом, а при передаче подкрутки мелил, нужно особо тщательно, иначе вместо подкрутки может получиться кикс. Кроме того, важное значение имеет правильная полусферическая форма наклейки, обеспечивающая «шарнирность» контакта.


Мягкость удара и плавность сопровождения

Хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяют сохранить контакт наклейки с битком — при передаче подкрутки эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо: все знают, что импульс прилагают не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте сильно раскрутить колесо ударом кулака — ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить то же самое движение, эффект будет совсем другим. При передаче подкрутки — аналогичная ситуация.


Коррекция ударов от борта

Во всех вышеперечисленных методах точку прицеливания мы находили в соответствии с законами геометрии.

На практике же при определении точки прицеливания необходимо учитывать такие факторы, как упругость борта, точка нанесения удара по битку и, следовательно, его вращение, скорость шара и т. д. Рассмотрим эти факторы более подробно.

Борт

Борта не обладают такой же отражающей способностью, как зеркало в случае со светом. Таким образом, закон о равенстве угла падения и угла отражения не всегда применим в бильярде. Шар после удара о борт приобретает вращательное движение и немного отклоняется от предполагаемой траектории движения, что необходимо учитывать, то есть целиться в точку, находящуюся чуть ближе к битку.

Определив точку прицеливания, находящуюся на линии борта, перенесем ее на линию, соединяющую «бриллианты», — этого достаточно для компенсации влияния борта на удар (рис. 22).



Шары

Во всех примерах мы определили шар как «точку».

Разумеется, бильярдные шары не являются точками: они имеют диаметр от 57,2 до 68 мм. Шары обычно находятся недалеко от борта. Если мы будем целиться в заданную точку, соприкосновения битка с бортом произойдет немного левее (на расстоянии, равном половине диаметра шара) предполагаемой точки. Что можно нивелировать, целясь в точку, расположенную на линии бриллиантов (если шары находятся на достаточном удалении). В нашем случае прицельный шар относительно близок к борту, но выход все же есть: смещаем точку прицеливания вдоль борта по направлению к битку на половину диаметра шара, учитывая при этом влияние борта (рис. 23).



Точка нанесения удара по битку

Если придать битку поступательное, вращательное или комбинированное движение, он отразится от борта под разным углом. При исполнении абриколя обычно используют легкий накат, чтобы шар катился естественным образом, а не был закручен или подрезан, иначе при ударе о борт угол отражения не будет естественным. Сильный накат увеличит отклонение от траектории, что можно скомпенсировать более близким прицелом. Оттяжка отклонит шар после удара о борт в сторону игрока — это можно скомпенсировать, перенеся точку прицела чуть дальше. Любой боковик наиболее заметен при ударах от борта. Абриколь сложнее дуплета хотя бы из-за того, что при его исполнении шар получает боковое вращательное движение случайно.

Боковик накатом (верхний правый боковик и линия вращения против часовой стрелки вокруг битка на рис. 24) — это естественное вращение, получаемое битком при угловом ударе о борт. Такой боковик хорош при исполнении триплета и труабана. В нашем случае шар после удара уходит дальше вдоль борта — этот эффект можно скомпенсировать более близким прицелом.



Левый боковик (рис. 25) придает шару неестественное вращение: после удара о борт он уходит ближе к игроку.



Соответственно, положение изменит дальний прицел.

Скорость шара

Как уже было сказано, при исполнении абриколя обычно используют легкий накат. Более сильный удар уменьшит угол отражения (как оттяжка и левый боковик в приведенных выше примерах), так как с момента удара до момента соприкосновения с бортом биток скользит по сукну и не приобретает естественного вращения. В момент удара о борт последний не только отражает биток, но и сжимается (в нашем случае, вправо). Выпрямляясь, борт сообщает битку обратное движение (рис. 26).




При выполнении ударов по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела. Представим себе линию, проходящую через середину лузы А к центру играемого шара (рис. 27).



Точка М, расположенная на стороне этого шара, и является истинной точкой прицеливания: именно в ней должно произойти соприкосновение обоих шаров, чтобы прицельный шар оказался в лузе. Для облегчения нахождения данной точки можно прикинуть кием, то есть поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить «своего» (так обычно поступают начинающие игроки). Опытные же спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.

Однако для правильного сыгрывании шара определить точку прицела недостаточно: нужно еще уметь правильно ударить шар. Для этого же, в свою очередь, необходимо полностью сосредоточиться на предстоящем ударе, пытаясь охватить глазами воображаемые траектории движения «своего» и «чужого» и, сделав 2–4 прицельных взмаха, уверенно нанести удар кием в соответствующую точку. Иногда начинающие игроки долго целятся, делая до 5 и более взмахов кием, — в результате удар получается «неверный», и шар в лузу не попадает. Это происходит потому, что кульминационным моментом перед ударом являются те несколько секунд, в течение которых играющий максимально напрягает свое внимание, и если время прицеливания затянуть, то еще до удара наступает закономерное расслабление мышц и зрения, и удар получается нерезультативным.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх