|
||||
|
Глава 2. Положение защиты (фото 20–21) Самой эффективной позицией для нападения и обороны в стиле джит кун до (ДКД) является положение защиты. Это положение, при котором тело находится в полусогнутом состоянии, является идеальным для борьбы, так как соблюдается устойчивая позиция для нападения, контрнападения или защиты и при этом от борца не требуется, чтобы он излишними движениями раскрывал свои намерения. Ваше тело в этом положении максимально расслаблено, и в кратчайший срок вы можете отреагировать на нападение. При минимуме движений, естественных и легких, и без всяких ограничений вы можете из этого положения перейти в любую другую позицию. Это положение напоминает выражение лица хорошего игрока в покер: не выдает намерений борца, находящегося в этом положении. Положение защиты дает большую возможность борцу для быстрых перемещений: всего несколько небольших шагов, уравновешенных движений — и вы у цели. Рука и нога, которые находятся ближе к противнику, чаще всего используются для нанесения удара: почти 80 % технических приемов выполняются именно этой рукой и, соответственно, ногой. Брюс Ли был «правшой», и поэтому регулярно принимал так называемое «южное» положение — правая рука впереди — потому что считал, что более «сильная» рука или нога должны выполнять большую часть работы. Важно, как вы держите руки, ноги и голову. В «южном» положении подбородок и плечи «встречаются» на полпути: правое плечо поднимите на несколько оантиметров, а подбородок настолько же опустите. В этом положении верхняя часть подбородка защищена. Во время борьбы на близком расстоянии голова должна быть расположена перпендикулярно по отношению к краю подбородка, прижатого к ключице, а боковая часть подбородка прижата к плечу. Только иногда, в позиции глухой обороны, верхнюю часть подбородка необходимо прижать к плечу. В этом случае ваша голова наклонена, а шея находится в неестественном напряженном положении. Бороться, находясь в такой позиции, очень опасно, т. к. плечи и рука напряжены, препятствуют свободе движений, в результате наступает быстрая усталость. Кулак ведущей руки может находиться несколько ниже уровня плеч, как показано на фотографиях 22 и22А. Обратите внимание на то, как вытянуты правая и левая рука Брюса Ли на фотографиях 23 и 23А. Фотографии 24 и 24А показывают еще некоторые детали положения, особенно правой руки. На фотографии 25 показаны два борца, принявшие неправильное положение защиты. Левый борец очень сильно расставил ноги и открыл большую часть тела противнику. Правый борец правую ногу поставил слишком влево, что ограничивает его движения и угрожает равновесию. Иногда, но очень редко, вы можете принять и положение, при котором ни одна рука не выдвинута вперед. Противник может прийти в замешательство, т. к. не готов к такого рода вашей защите, и это помешает его нападению. При такой позиции ваша голова открыта, но ее можно защитить, стараясь быть на надежном расстоянии, от противника и все время двигаясь. Руку, находящуюся сзади, необходимо держать на расстоянии десяти сантиметров от корпуса тела, при этом локоть защищает бок, а предплечье, легко касаясь тела, защищает живот. Тут, находящаяся сзади, связана с плечом, которое впереди, а кулак расположен на уровне груди на одной линии с плечом, которое впереди. Позиция тела зависит от того, какая нога впереди и как она стоит. Если ведущая нога стоит в правильной позиции, то и тело автоматически находится в правильном положении. Важно, чтобы тело и ведущая нога находились на одной линии. Когда нога, которая впереди, повернута вовнутрь, то и тело перемещается в том же направлении, открывая маленькую мишень для нападения. Если же ведущая нога повернута наружу, тело перемещается в этом же направлении и представляет гораздо большую мишень для ударов противника. Для защиты, конечно, лучше, чтобы вы были как можно больше защищены и представляли минимальную мишень для противника. В то же время, для нападения предпочтительнее позиция, когда вы делаете разворот корпусом тела извне, т. к. в этом случав у вас больше возможностей для нанесения ударов. Для борца очень важно, чтобы его положение было правильным. Только правильное положение дает возможность борцу достигнуть максимального результата при минимуме движений и минимальных затратах силы. Находясь в правильной позиции, вы сможете исключить все ненужные движения, излишнюю мышечную активность, которая без всякой пользы приводит лишь к усталости. Ваши плечи и обе руки должны быть расслаблены, тогда удары кулаками будут подобны уколу шпагой. Ваши руки должны все время находиться в движении, как будто вы что-то перемешиваете ими, но в то же время вы должны следить, чтобы ваши жизненно важные точки тела были хорошо «прикрыты». Рука, которая находится впереди, постоянно должна двигаться вперед-назад, подобно языку змеи, и быть готовой нанести удар. Эти угрожающие движения помешают противнику сконцентрироваться для нападения. Запомните, если вы перестанете двигаться, то потеряете равновесие, чувство времени и гибкость — элементы, которые очень важны для хорошего борца. Расслабление — это, конечно, физическое оостояние, но оно контролируется разумом. Вы должны научиться мысленно управлять вашим телом. И расслабление является состоянием напряжения мышц. Естественно, в мышцах присутствует небольшая степень напряжения во время любой физической активности. Но чтобы ваши движения были скоординированными, элегантными и эффективными, мышцы должны быть минимально напряжены. Постоянными упражнениями вы добьетесь того, что сможете расслабляться по желанию, даже находясь в ситуациях, требующих большого напряжения. Чтобы проверить правильность положения, позиции рук и движений, пользуйтесь зеркалом. Посмотрите на себя в зеркало и убедитесь, что вы похожи на кошку, приготовившуюся к прыжку: стоите чуть ссутулившись, с опущенным подбородком, немного приподнятым плечом, которое выдвинуто вперед, и готовы для контрнападения. Отчасти подтяните мышцы живота. Локтями прикройте бока и проследите, чтобы ни один участок вашего тела не был открыт для ударов противника. Положение защиты считается самой серьезной позицией в стиле китайского бокса ДКД и разучивается как наилучший способ защиты и энтрнападения. Вот несколько ошибок неправильно принятого положения защиты борцом (посмотрите на фотографии): 26: Правая нога больше чем нужно выдвинута вперед, большая часть тяжести тела приходится на левую ногу, в результате чего борцу труднее двигаться. Обе руки прижаты к бокам, корпус тела и голова открыты и противник легко может их поразить. 27: Этот борец больше чем нужно повернулся к противнику и его легко вывести из равновесия. Он не имеет большой возможности передвижения при контрнападении. 28: «Удлиненная» позиция, при которой правая нога выдвинута вперед больше обычного. Такая позиция делает положение борца уязвимым. Та часть корпуса тела, которая выдвинута вперед, открыта для нападения противника, вытянутую правую руку невозможно быстро попользовать для атаки, т. к. при любом ее движении противнику станет яоно, что готовится нападение, и он подготовится к защите. 29: Обе руки вытянуты больше, чем нужно. Левая рука поднята слишком высоко, и корпус тела открыт. Правой рукой сложно осуществить быстрое нападение. 30: "Боковая" позиция мешает борцу двигаться вперед во время нападения и назад при защите. Его легко вывести из равновесия. 31: Руки расположены слишком низко, голова и верхняя часть корпуса тела не защищены. 32: Позиция, лишающая тело гибкости, левая рука выдвинута для нападения больше, чем надо,т. к. правая опущена так низко, что не может защитить голову от удара противника. 33: Позиция, при которой у борца теряется подвижность, т. к. ноги очень широко расставлены. Из этого положения трудно произвести нападение, не «телефонируя» о своих намерениях противнику, пах не защищен. 34: Правая рука высоко поднята, ребра и бок не защищены, ею трудно нанести удар. 35: "Кошачья" позиция ограничивает движения, особенно шаг в сторону (вправо, если правая нога впереди). Кроме того, удар не будет сильным, т. к. вся тяжесть тела приходится на левую ногу. 36: Позиция, при которой ноги расположены слишком близко друг к другу, поэтому в ногах нет той напряженности, дающей борцу возможность быстро передвигаться. Колени должны быть немного согнуты, чтобы быстро и эксплозивно пойти в наступление. 37: И здесь, как в «кошачьей» позиции, центр тяжести тела перенесен на левую ногу, что мешает быстрому передвижению вперед. Чтобы нанести удар кулаком, этот борец должен перенести центр тяжести на правую ногу, этим он будет «телефонировать» противнику о своих намерениях. 38: В этой позиции центр тяжести полностью перенесен на левую ногу, а это опасно, потому что противник может опрокинуть вас на пол, ударив по этой ноге. Слишком «растянутая» позиция опасна еще и тем, что противник может легко ударить вас ногой в колено или в голень. 39: Обе руки прижаты к бокам, корпус тела и голова открыты, противник легко нанесет по ним удар. Пах также не защищен, т. к. левая нога находится в неправильной позиции. 40: Эта позиция делает корпус тела, голову, колено и голень открытыми для нападения противника. Такое положение сводит на нет всякую подвижность во время нападения или защиты. Равновесие Равновесие — наиважнейший элемент положения защиты. Без должного равновесия в определенный момент борец теряет контроль над своим телом во время борьбы. Достичь равновесия можно только в том случае, еоли все части тела находятоя в правильном положении по отношению друг к другу. Ноги должны быть раоставлены так, чтобы расстояние между ними было равно одному нормальному шагу, и тяжесть тела приходилась на две, а не на одну ногу, при этом немного больше на ту ногу, которая впереди. Когда вы чуть согнете колено ведущей ноги, вы несколько перенесете тяжесть тела вперед, но пятка ведущей ноги должна лишь слегка касаться пола, чтобы удержать равновесие и уменьшить напряжение, вы должны ощущать "легкость в ногах". Колено ведущей ноги не должно быть неподвижным, но расслабленным. Мы уже говорили о том, как нужно ставить пятку ведущей ноги, но это вовсе не значит, что существует жесткое правило, при котором пятка всегда должна быть чуть приподнята над полом. Это зависит от ситуации и позиции борца. Пятка ноги, которая находится сзади, приподнята над полом для облегчения перемещения тяжести вашего тела на ведущую ногу во время нанесения удара. Такая позиция является как бы своеобразной пружиной для вашего тела. Как и ведущая нога, нога, которая позади, должна быть немного согнутой, но расслабленной и гибкой. Даже в момент быстрых передвижений хороший борец всегда остается на полусогнутых в коленях ногах. Правильно принятое положение защиты придает телу идеальное равновесие. На фотографиях 41 (вид спереди) и 42 (вид сверху) показаны позиции, когда пятка ведущей ноги, корпус тела и плечо ведущей руки находятся как бы на одной линии. На фотографии 43 Брюс Ли сфотографирован со стороны и поэтому здесь отчетливо видно естественное расстояние между ступнями, оба колена немного согнуты, а пятка левой ноги приподнята чуть выше пятки правой ноги. У этого положения есть несколько преимуществ: борец может двигаться в любом направлении с большой скоростью, он имеет хорошее равновесие, расслаблен, испытывает легкость движений и, благодаря этому, может нанести сильный удар. Хорошее равновесие — это контроль над телом в любой позиции. Даже, если тело наклонено или находится в нестабильном положении — вы должны удерживать равновесие. На фотографии 44 Ли отходит назад во время нападения противника и при этом сохраняет равновесие. На фотографии 45 он наносит удар кулаком, контролируя положение своего тела, готовый в любой момент отразить контрнападение противника. Чтобы контролировать перемещение центра тяжести во время движения, вы должны передвигаться короткими шагами и как бы скользить, избегая скачкообразных или больших шагов. Если вы хотите быстро продвинуться, сделайте несколько небольших шагов. Лучше сделать два средних, нежели один большой шаг, когда вы хотите сократить расстояние между вами и противником. Центр тяжести вашего тела постоянно перемещается в зависимости от ваших действий и действий противника. Например, чтобы быстро продвинуться вперед, вы должны центр тяжести умело перенести на ведущую ногу и дать возможность ноге, которая находится сзади, помочь вам совершить быстрый, краткий и стремительный бросок. Чтобы отойти назад, центр тяжести тела нужно перенести на ногу, которая сзади, что даст вам возможность сохранить равновесие для защиты и контрнападения. Широкие шаги или постоянное, не оправданное вашими действиями, перемещение центра тяжести тела с одной ноги на другую должны быть исключены из ваших движений, кроме как при нанесении ударов рукой или ногой. Момент перемещения центра тяжести всегда является моментом нарушения равновесия, и борец уязвим для противника. Кроме того, борец не может нападать, когда нарушено равновесие. Поэтому в момент перемещения центра тяжести тела вы позволяете противнику напасть на вас. Вы должны добиться, чтобы ваше равновесие было стабильным и во время движения и когда вы стоите. Научитесь контролировать себя, особенно в момент насенения ударов, потому что в это время центр тяжести перемещается с одной ноги на другую. Сохранение равновесия во время перенесения центра тяжести является искусством, которым овладевают немногие. Изменение стратегии во время борьбы или соревнований не считается ошибкой, однако не смейте сильно отступать от своей обычной тактики. На фотографии 46 борец находится в довольно хорошей позиции, поскольку большая часть тяжести тела приходится на его ведущую ногу. Но как только он пытается совершить нападение (фото 47), он теряет равновесие. Хороший борец должен всегда сохранить равновесие. Устойчивое равновесие и правильно выбранное время для нападения являются основой для успешного и эффективного овладения техническими приемами. Самой идеальной позицией ваших ног является та, которая дает возможность передвигаться в любом направлении, сохраняет равновесие, помогает отразить нападение с любой стороны и в то же время нанести сильный контрудар. Как и в теннисе, например, сила удара ракеткой идет от ваших ног. Положение защиты сохраняет ваше равновесие и легкость движений, т. к. все части тела находятся в правильном соотношении друг с другом. Слишком широко расставленные ноги, как показано на фотографии 48, нарушает это соотношение, при сохранении устойчивости теряется быстрота и подвижность. Близкое расположение ног, посмотрите на фотографию 49, дает быстроту движениям, но лишает удар силы и нарушает равновесие. Не пытайтесь слишком много силы вкладывать в удар ногой или рукой. Это угрожает вашему равновесию. Тренируйте контрудары с партнером, который на вас нападает. Когда он промахнется, он на мгновение потеряет равновесие и будет уязвим для контрудара. Единственный выход для него — немного согнуть колени. Научитесь динамическому восприятию, а именно: способности ощущать напряжение и расслабление мышц. Единственный способ развить динамическое восприятие — это принимать различные положения и уметь чувствовать разницу. Например, станьте в положение равновесия, затем нарушьте его и вы сразу почувствуете разницу, двигаясь вперед, назад или в сторону. Когда вы, наконец, добьетесь этого ощущения, используйте его в качестве вашего ориентира до тех пор, пока ваши движения не станут элегантными и раскованными. Конечно, ваше динамическое восприятие должно быть достаточно острым, чтобы вы ощущали неудобство, если при минимальном усилии не можете достичь максимального воздействия. Для того, чтобы развить правильное равновесие, изучайте и правостороннюю и левостороннюю позиции, особенно при отработке захватов или ударов. Между тренировками выполняйте следующее упражнение: пока вы обуваетесь или разуваетесь, стойте на одной ноге. Изучение "чи-сао", упражнения "липких рук" из китайского бокса, является одним из наилучших способов развития равновесия. В стиле китайского бокса вин чун оба спортсмена стоят друг против друга, их ступни параллельны друг другу, как показано на фотографиях 50 и 51. Обе руки вытянуты так, что касаются только локтевых суставов. Оба вращают руками вперед-назад в направлении против часовой стрелки. Зажим руками имеет цель побороть партнера. Чтобы этому помешать, каждый из них должен согнуть колени и центр тяжести переместить вниз. В этом положении борец имеет устойчивое равновесие при движении в сторону, но не вперед и назад. Поэтому Ли изменил эту позицию так: одну ногу выставил вперед (фотографии 52 и 53). Это положение, при котором борец сохраняет лучшее равновесие, хоть и не является положением защиты в стиле джит кун до, но очень напоминает его. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|