Глава 3. Владения Стрибога

Название главы выбрано отнюдь не случайно, ведь Стрибог — божество пространств, недаром его называют "богом четырех ветров". В этой главе мы поговорим об окружающем человека пространстве.

Интересующая нас область ограничена земными пределами, теми пределами, в которых мы живем. Наиболее общее определение пространства утверждает, что "пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов". Мы же, внеся конкретизацию в определение, получим, что "пространство образуется порядком расположения одновременно сосуществующих объектов в пределах Земли". А поскольку материя, движение, время и пространство являются составляющими единого процесса, то можно сделать следующие выводы: так как неотъемлемым атрибутом материи является движение, то мы можем утверждать, что процесс движения возможен только в определенном пространстве. Движение материальных объектов в пределах материального пространства должно иметь направление, и оно существует. Ведь всякий материальный процесс развивается от прошлого к будущему, то есть в одном направлении. Это направление задается течением времени, которое определяет последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Если мы сузим широту определений до пределов категориального аппарата физической географии, то получится, что "в физическом пространстве движение материальных объектов возможно только в ограниченном числе направлений, что вызвано обусловленностью процесса движения, конфигурацией породившего его пространства".

Кроме влияния пространства на движение объектов внутри него и заданность движения в определенном направлении, следует учитывать скорость движения объектов. Более того, структура нашего четырехмерного пространственного континуума находится под большим влиянием сил тяготения, которые способны изменять его характеристики.

Думаю, что эти определения помогут понять особенности биомеханики человеческого организма и условий, в которых он формировался и существовал. Для нас главное значение имеет физическое пространство, точнее, природная среда, в которой сложился русский этнос. Природная среда — это не только тип ландшафта, почвы, климата, это еще и мириады живых организмов, среди которых существует человек и от наличия которых зависит его выживание. Вероятно, поэтому первобытный человек все явления природы считал живыми, способными влиять на его благополучие в худшую или лучшую сторону. В книге о Русской Здраве уже приводился разбор проблемы влияния ландшафта и других природных факторов на эмоциональное и физическое состояние человека.

Наиболее общими характеристиками, создавшими славяно-русскую модель организма, можно считать сильно пересеченный рельеф местности, свойственный для лесной и лесостепной полосы с их многочисленными оврагами, ложбинками и холмами, зачастую поросшими богатой растительностью.

Говоря о влиянии физического пространства на этнические особенности биомеханики, следует отметить, что среда обитания сформировала русский тип с особо подвижным плечевым поясом и сильно развитыми хваткими руками. Кстати, среда обитания, сформировавшая человека европеоидного типа, вовсе не сделала его медлительным или неуклюжим в движениях, а, наоборот, создала "сплав высокого маневра действия с его резкой порывистой реализацией". Достаточно холодный климат, не позволявший развиваться земледелию, а точнее, делавший его малоэффективным, вкупе со средой обитания во многом определил и основной уклад существования, создав предпосылки образования охотничьих племен. Как известно, охотничьи племена положили начало воинским племенам и кланам. Традиционные орудия промысла охотника — лук и копье — стали впоследствии неотъемлемыми атрибутами воинов. Кроме того, не будем забывать, что охотничьи промысловые приемы постепенно переросли в систему воинских профессиональных навыков. Взять хотя бы способы преследования добычи, развивающие целую гамму навыков, необходимых в ходе ведения войны.

В подтверждение этой теории приведу один из фактов недалекого прошлого, связанный с бытом семьи Лыковых, живших до недавнего времени изолированно от общества в глубине Сибири и ведших натуральное хозяйство, основой которого была охота. Двое братьев Лыковых не имели не только огнестрельного оружия, но и даже луков, тем не менее они охотились на таких быстрых животных, как олени. Оленя просто загоняли до смерти, преследуя его на протяжении 50–60 километров по тайге, а загнав зверя — разделывали его и отправлялись с тяжелой ношей назад. Заметьте, бежать нужно было быстро и даже очень быстро, преодолевая массу препятствий сильно пересеченного рельефа.

Эти феноменальные для современного мира достижения в умении управлять своим телом были вызваны особенностями существования этой семьи, очень близкими к условиям существования первобытных лесных племен. Причем, нет ни единого намека, что братьев кто-либо намеренно тренировал, их способности — это результат условий существования, и развились они благодаря наличию естественных генетических предпосылок на базе возможностей нервной системы. Думаю, не стоит опять доказывать, что сила, ловкость, быстрота перемещений и выносливость охотника — это верный гарант его личного выживания и выживания его семьи, выживания рода, наконец. Те же способности стали ценностью в воинских кланах, родах и племенах, так как от их наличия зависело процветание племени.

Как только мы завели речь о ценностях, мы сразу же перенеслись в плоскость культурного поля. Как известно, культурное пространство ответственно за создание ценностей, норм и знаковых систем. В пространстве культуры мы прежде всего будем рассматривать область, принадлежащую русской национальной культуре, и уже в этих рамках рассмотрим поле национальной физической культуры, неотъемлемой составляющей которого является культура движения.

Все мы давно привыкли к тому, что наша жизнь регулируется с помощью знаковых систем. Символы, несущие различную информацию, пронизывают все этапы нашего существования. Темой нашего разговора является "язык телодвижений". Основой этой знаковой системы является жест. Неважно, какой формы и содержания будут жесты, главное, что эти действия несут информацию вовне, а инструментом передачи этой информации является человеческое тело.

Кстати, с помощью языка жестов общаются глухонемые — люди, не имеющие возможностей речевого (вербального) общения. Знаковую систему жестов, точнее, язык движения, вполне можно «читать», неважно, будет ли это объятие, рукопожатие, вращение пальцем у виска или удар кулаком, поведение плечами, наконец, просто нарушение дистанции и движение в вашем направлении. К сожалению, в большинстве случаев современные люди разучились "читать движение", что является прямым следствием обеднения, а иногда полной деградации образного мышления.

Язык жестов представляет собой качественно отличающуюся от словесного общения знаковую систему. Проще говоря, чтобы выразить какой бы то ни было образ через свое тело, вам необходимо уметь с помощью определенного набора движений воздействовать на сферу подсознания того человека, которому вы хотите донести желаемый образ. Если образные ряды двигающегося и зрителя базируются на общих социокультурных основаниях, то цепочка жестов становится понятной сразу, если же, наоборот, тип образного мышления одного отличается от образного мышления другого человека, понять им друг друга тем сложнее, чем больше различия в системах образов.

Другими словами, каждая культурная среда базируется на ряде весьма специфических образов, которые заложены в подсознании ее представителей. До того как были созданы фонетические знаковые системы, то есть способы общения с помощью звуков, в предшествующий этому моменту период зарождающееся человечество координировало свои действия с помощью "языка жестов". Таким образом, языковую систему жестов можно расценивать как результат, точнее, выразительное средство образного типа мышления, а звуковое общение с помощью слов соответствует этапу диалогового, описательного или интеллектуального мышления. Язык жестов — результат развития подсознания, а вербальный язык — результат развития сознания.

Следуя этой логике, закономерно было бы предположить, что "русский язык жестов" должен был начать формироваться раньше русского звукового языка. Для того чтобы фиксировать знания посредством языка, должны существовать система знаков и правила фиксации их в пространстве. То есть, если есть разговорный язык, то должна существовать и письменность. Благодаря этому последнему звену возможно опредмечивание человеческой речи и ее распредмечивание, то есть чтение информации, оставленной в знаковой символической форме. Если экстраполировать закономерности, раскрытые нами посредством анализа звуковых знаковых систем, на проблему языка жестов, то мы придем к следующим выводам.

1) Единицей языка движения является жест.

2) В основе жестов лежат детерминированные этническими особенностями образы, связанные с психическим складом генерирующего их народа.

3) Четкая последовательность жестов может быть признана такой же полноценной языковой формой, как и вербальное общение.

4) Язык жестов имеет вполне четкую национальную окраску и находит свое выражение в национальных танцевальных традициях.

5) Этнически обусловленный язык жестов имеет внутри себя функциональные группы, призванные выполнять конкретные социальные задачи (например, боевой пляс, пляс-ухаживание, обрядовый пляс и т. д.).

Таким образом, русская национальная культура движения в рамках европейской физической культуры включает в себя нормы движения (жесты), знаковые системы движения (танцы), а также ценностный аспект, определяющий бытование отдельных норм и систем движения. Язык жестов или телодвижений поныне живет в театральном искусстве в жанре пантомимы, правда, в нем сейчас нет национальной окраски. На Руси этот жанр существовал благодаря скоморохам — наследникам древнерусского жречества, процветая в различных формах пляса и многочисленных обрядовых действах.

Однако значимость языка жестов никоим образом не исчерпывается контекстом культуры. Не менее важно его значение для социальной сферы. Издревле пошел обычай отмечать общественное положение людей с помощью жестов. Например, снимая шапку перед человеком, вы автоматически признаете его выше себя по общественному положению. Из этой же области взаимоотношений вышло воинское приветствие. Интересно отметить одну деталь. Воин, даже снимая шапку перед князем, не бил поклонов, как крестьяне или торговцы, и уж тем более не становился на колени для отбивания земных поклонов, как холопы (рабы). Речь, разумеется, идет о временах язычества, когда не существовало давления христианской идеологии, сделавшей всех рабами единого бога и "верными холопами" единого царя.

Системы жестов у каждой социальной группы были свои. Это обстоятельство отразилось и на приверженности к различным типам таких систем специфического свойства, как способы противостояния. Так, земледельцы тяготели к силовой, жесткой борьбе, где главное было — уметь двигаться на дистанции подавления жизненного пространства. Скотоводческие племена тяготели к применению специфического промыслового инвентаря в бою, например, кнута и посоха, также была популярна борьба с животными — сбивание с ног быка и т. д.

В целом сословие производителей, соответствующее в образном ряду стихии земли, имело свои специфические формы движения, направленные на увеличение и использование силового потенциала. Воинское сословие сформировало свою систему движения, направленную на использование пластических ресурсов, увеличение силовой выносливости и разрабатывание различных способов контроля над противником. Основная стратегия русского воинства заключалась в стремлении контролировать пространство вокруг себя, ведя бой на основе максимального использования двигательного потенциала. Воинством очень активно используются вспомогательные и усиливающие результативность действий инструменты и приспособления — доспех, оружие, специальные приемы. У воинов формируется база для специального обучения подрастающего поколения навыкам и приемам рукопашного боя, тактике и стратегии ведения войны.

Даже самое немногочисленное жреческое сословие тоже имело систему воздействия на противника. Показательным в этом плане является боевой пляс, произошедший от ритуальных охотничьих плясок, проводившихся в магических целях. Сам боевой пляс не является, однако, в полном смысле слова боеспособным. Противника в нем атакуют не просто с помощью технического элемента или отработанного приема, а прежде всего воздействуя на его подсознание, то есть атакуя его реакцию. Теоретически в этом нет ничего сложного или необычного. При совершенном владении своим телом вполне реально можно воздействовать на психику противника. Главным секретом боевого пляса является умение постоянно переключать внимание противника, вызывая тем самым в нем ложную оценку опасности вашего движения. Это можно сравнить с работой иллюзиониста: за многочисленностью и разнообразностью ваших движений противник не должен видеть главной линии движения. То есть ваш противник постоянно должен отслеживать только те движения, которые вы ему позволяете, постоянно отвлекая его от «чтения» ваших главных, стратегических движений.

Разумеется, к этим принципам прилагается большое количество специальных приемов; кроме того, не забывайте, что жрецами воинских культов могли стать только отменные бойцы, способные поднять умение драться до высот искусства.

Переходя к рассмотрению структуры пространства, необходимо отметить, что для того, чтобы ориентироваться в пространстве, необходимо знать направления движения, способы Движения, виды дистанции, уровни стояния и так далее. То есть необходимо знать те возможности, которые нам предоставляет пространство.

"Вприсядку", подсад пластом. Отрыв, глубокий удар ногой из нижнего яруса (рис. 1).



Рис. 1


Поэтому начнем с самого начала, а именно с уровней стояния. Представьте себе человека, стоящего в полный рост в положении, которое в славяно-горицкой борьбе именуется "уключный устав" (У.У.).

Любое действие в славяно-горицкой борьбе, в том числе при выполнении свили, начинается и заканчивается у ключным уставом. Это сбалансированное положение, использующее в основном ограниченную точку пространства ("пяту"). Руки в свободном положении согнуты перед грудью, ноги на ширине естественного шага. Это положение используют для сброса концентрации и для контроля действий противника на площадке.

Кроме того, положение "уключный устав" соответствует верхнему уровню стояния, а значит и ведению боя, что называется, "в рост".

Следующим уровнем стояния является положение с наклоненным вперед корпусом и согнутыми в коленях ногами. Из-за особенностей стойки ноги обычно поставлены шире границ естественного шага. Это положение используется как подготовительное для выполнения силового броска и соответствует стадии подготовки захвата.

Таким образом, мы имеем три основных уровня стояния.

1. Высокий уровень (уключный устав, "пята") (рис. 2).

2. Средний уровень (отставной устав, "в наклон") (рис. 3).

3. Нижний уровень ("вприсядку") (рис. 4).



Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


В кулачном бою, да и вообще для сохранения маневренности корпуса, в славяно-горицкой борьбе используется положение, именуемое "отставной устав", которое так же соответствует среднему уровню стояния и используется как положение, призванное стабилизировать корпус при выполнении технических действий (шаг, удар, элемент защиты и т. д.).

Самым низким уровнем стояния является «пласт» (сравните "распластаться"). Этот уровень стояния вынужденный, долго находиться в нем нельзя, особенно при ведении боя со многими противниками. Положения тела в этом уровне могут быть самыми разными, основные из них приведены ниже.

Не следует поддаваться искушению и считать, что какой-то один освоенный вами уровень и способ может гарантировать победные результаты.

Для того чтобы овладеть своим телом, необходимо овладеть всеми уровнями стояния. Хотя выражение "уровень стояния" относится только к ведению боя "в пяте", то есть в замкнутой точке пространства. Как только вы начинаете двигаться, «пята» превращается в уключный устав, а это уже не "уровень стояния", а "уровень движения".

Основных способов движения в русской традиции насчитывается шесть:

1) шагом (вышагивание);

2) подскоком (прыжками);

3) переплясом (ломание);

4) кубарем (кувырком);

5) вприсядку (на корточках);

6) ползком (по-пластунски).

Каждый из способов перемещения по площадке соответствует определенному уровню стояния. Например, шагом и подскоком удобно двигаться в высокой стойке, а кубарем, ползком и вприсядку — только в нижнем ярусе.

Особое место в этом ряду занимает перепляс, который соединяет в себе способы движения, характерные для верхнего и нижнего уровней, тем самым соединяя крайности и образуя правь.

Однако на этом разговор о движении не закончен. Ведь существует еще четыре основных направления движения в пространстве, а именно:

1) движение наружу;

2) движение внутрь;

3) движение вверх;

4) движение вниз.

Схема трех сфер организации движения в организме человека (рис. 5).



Рис. 5


Она соотносится с тремя видами технических элементов свили, тремя уровнями стояния, тремя формами движения (простое, сложное, комбинированное), тремя видами дистанции, тремя тактическими схемами. В общем, соотносится со всем тем, что образует три основных формы пространственного контроля.



Рис. 6


Рис. 7



Рис. 8


Рис. 9



Рис. 10


Звезда Перуна символизирует восемь направлений движения в пространстве, что соотносится с древнерусской философской и астрологической традицией (рис. 10).

Схема восьми направлений движения человека в пространстве (рис. 11).

Восемь направлений движения соответствуют восьми плоскостям нанесения ударов в русском кулачном бою. Восемь направлений движения соответствуют восьми направлениям выведения из равновесия в практике борьбы.



Рис. 11


Если продолжать рассматривать объемную модель направлений движения, то мы обнаружим, помимо четырех основных, еще четыре дополнительных направления движения, то есть:

1) движение вверх внутрь;

2) движение вверх наружу;

3) движение вниз внутрь;

4) движение вниз наружу.

Перед нами сформировалась объемная пространственная модель движения, состоящая из восьми направлений (4 основных и 4 дополнительных).

По принципу этой модели формируются восемь основных засечных ударов в русском кулачном бою, а также, применительно к плоскости земли, восемь направлений выведения из равновесия:

1. выведение из равновесия назад;

2. выведение из равновесия вперед;

3. выведение из равновесия вправо;

4. выведение из равновесия влево;

5. выведение из равновесия вправо — назад;

6. выведение из равновесия влево — назад;

7. выведение из равновесия вправо — вперед;

8. выведение из равновесия влево — вперед.

Таким образом, мы получили восемь направлений движения, шесть способов движения и три уровня движения. Овладение этими принципами и составит вашу основную задачу на первых этапах обучения.

К этому необходимо добавить, что славяно-горицкая борьба предусматривает владение тремя видами дистанции: дальний удар ногой (рука с оружием), зона боя в руках, плотная зона боя, что соответствует драке ногами (фехтованию), кулачному бою и динамической борьбе, силовой борьбе.

Первая, самая дальняя дистанция боя, соответствует на физическом уровне дистанции дальнего удара ногой или рукой с оружием. Таким образом, дистанция А соответствует техническим действиям оружием и ударам ногами (дистанция палочного боя). Дистанция Б, наиболее часто употребляемая для боя руками, относится к средней дистанции, на которой удобно вести кулачный бой при сохранении возможности динамических бросков. Для последней дистанции характерно взаимодействие в условиях подавления жизненного пространства. Это дистанция захватов и силовой борьбы.

Итак, мы получили три формы пространственного контроля, которые совпадают с тремя дистанциями досягаемости. В основе владения всеми этими формами контроля (А — палочный бой и драка ногами, Б — кулачный бой и динамическая борьба, В — силовая борьба) лежит искусство передвижения — свиля. Она насчитывает в своем арсенале три группы технических элементов. Подсады направлены на изменение высоты стояния по отношению к противнику. Скруты проваливают атаки противника за счет скручивания вдоль оси позвоночника, уводя удар в скольжение. Отрывы призваны уберечь ваше тело, смещая его назад и при этом не уходя с линии атаки.

В тренировочном процессе мы используем три скорости выполнения элементов: медленную, среднюю и быструю. Боевая скорость, разумеется, быстрая; медленная скорость — демонстрационная, средняя — учебная. Однако не следует забывать, что после освоения технического арсенала системы тренировки, и бои проводятся только на максимальных скоростях.

Очень многие недоумевают, зачем нужны максимальные скорости выполнения элементов. Например, приверженцы айкидо или системы Кадочникова считают, что все нужно делать мягко и медленно, в этом они видят залог успеха. Я считаю такой подход крайне однобоким и остаюсь приверженцем системы Белова, в которой, с моей точки зрения, существует рациональный научный фундамент, отсутствующий в остальных "русских стилях" и многих восточных системах.

Чтобы понять, почему необходимо двигаться быстро, нужно вспомнить начало этой главы. Проще говоря, чтобы ваше движение было "не читаемо", нужно делать его быстро, тогда противник, даже если и отреагирует, то все равно с опозданием. Это не значит, что, делая элемент быстро, вы должны сильно напрягаться, техника свили подчиняется принципу "быстро и расслабленно".

Кроме того, свиля имеет три тактические схемы. Первая заключается в чисто оборонительном способе движения, направлена на постоянное избежание контакта с противником. Стиль Кадочникова базируется только на этой тактической схеме, скорость выполнения движения в ней медленная, акцент делается на мягкость, экономию усилий и расслабленность. Несмотря на то что этот стиль использует модифицированные элементы славяно-горицкой борьбы, а также восточных стилей, своего стойкого технического арсенала он не имеет. С моей точки зрения, этот стиль малобоеспособен, теоретически не обоснован, с русской традицией он имеет мало общего.

Вторая схема действия, заключающаяся в умении выгодно атаковать после того, как была проведена защита, наиболее распространена во многих школах единоборств и рукопашного боя. Третья тактическая схема свили разработана только в славяно-горицкой борьбе. Заключается она в том, чтобы вызвать нужное вам движение противника. Спровоцировать его сделать такое движение, которое бы позволило заманить его в ловушку, можно, только умея воздействовать на рефлексы противника, как говорят в славяно-горицкой борьбе, "атаковав его реакцию". То есть вы активно ведете поединок, показывая противнику одно движение, а после того, как он отреагирует — выполняете другое, то, которое противник не ожидает.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх