|
||||
|
Глава 6. Движение к успеху Эта часть книги посвящается системе овладения свилей, которую по праву можно считать русской национальной боевой гимнастикой. В предыдущих частях книги были изложены основы теории славяно-горицкой борьбы, историко-культурные корни русской гимнастики, а также вся основная техническая база свили. Закономерным итогом работы можно считать систему освоения данного ранее материала. Теория поможет заинтересованному читателю не впадать в ошибки и заблуждения, способные помешать освоению системы движения. В свою очередь, историко-культурный материал несет вполне достаточную информацию для того, чтобы изученное не было проинтерпретировано с восточной позиции, либо, что еще хуже, примитивизировано в духе "новых русских стилей. Последним аргументом, доказывающим аутентичность и эндемичность русской гимнастики, являются сами формы движения, передающие неповторимый национальный колорит без ущерба боевой эффективности движений. Таким образом, эти две составляющие, взаимопроникая друг в друга, образуют единое целое. Элемент боевой свили из практики славяно-горицкой борьбы — отрыв со скрутом, базирующийся на русской культуре движения (рис 60). Рис. 60 Прорисовка с европейской средневековой гравюры, на которой показано использование пластического ресурса на основе отрыва с проворотом для отбирания кинжала (рис. 61). Рис. 61 Изучая историю и традиции европейской состязательной культуры, я столкнулся с весьма примечательным явлением. Античная Эллада в годы упадка греческой культурной традиции своим состоянием духа сильно напоминает наше нынешнее время в России. Как и в Древней Греции, в современной России произошло сильное смещение акцентов в понимании смысла человеческого развития. Взгляды на критерии ценности личности мужчины и идеалов мужского поведения переместились в сторону значительного «смягчения», точнее, слабоволия и физической распущенности. Например, знаменитый философ Аристотель из Стагира (384/383-322 гг. до н. э.), признаваемый многими как носитель самого универсального ума античности, считал, что всесторонняя физическая подготовка, требующая высокой самоотдачи, недостойна свободного человека. Возможно, что это как раз тот случай, когда на сознание признанного авторитета оказало свое выраженное влияние окружающее бытие и общественные запросы. Вероятно, поэтому Стагирит считал гимнастику, состоящую из облегченных форм физической культуры, более ценной, чем агностику, служившую максимальному развитию физических, психических и духовных качеств, проявляемых в состязаниях. Недаром агонос-тика происходит от понятия «агон», то есть «соревнование», «состязание», «соперничество». Декларированный еще до новой эры Аристотелем отход от физических нагрузок, такой модный ныне у нас и, как ни парадоксально, полностью совпадающий с восточным подходом к физической культуре, тем не менее вовсе не является единственным и исключительным. Популярная у большинства изнеженного современным комфортом населения гимнастика порождает откровения типа "на тренировках уставать нельзя" или "слабость и мягкость одолеет грубость и силу". С моей точки зрения, такая идеология может родиться в обществе как раз в период культурного застоя, а точнее, в период процесса Разрушения традиционных культурных норм. Благодаря тому, что большинство мужского населения ни по каким критериям не годится для участия в активном силовом противостоянии, на арену выходят те немногие, которые могут этим заниматься. Таким образом, возникают условия для появления двух своеобразных «каст» — профессиональных бойцов и профессиональных инструкторов; очень редко, по крайней мере в современной России, встречаются люди, одинаково хорошо владеющие своим телом и способные передавать соискателям свое умение. Образование подобных социальных объединений — по существу закономерный этап в начале культурного взлета состязательной традиции. Дело в том, что это нормальный цикл развития любой сферы культуры, в том числе и физической. И тогда, когда большинство расслабленно наслаждается гимнастическими упражнениями, малая часть общества рвется к вершинам возможностей, своим трудом создавая импульс к развитию новой традиции на основе старых методов. Это меньшинство можно отнести к приверженцам агоностики, которых не пугают пот и кровь тренировок, трудности на пути овладения собой. Только труд и самоотдача плюс твердая оценка собственных достижений способны сделать из бесперспективного хилого подростка сильного и талантливого мастера противостояния. Потому что именно те, у кого меньше всего возможностей к развитию, хотят стать совершенными больше всего на свете. Они противостоят трудностям существования с момента рождения до момента смерти. Читателю предоставляется возможность сделать выбор между приятным изучением отдельных обще развивающих элементов русской культуры движения и максимальным развитием своих генетических данных, основываясь на базе русской физической культуры. Тем, кто выбрал второй путь, имеет смысл читать книгу дальше. Обучение свиле традиционно начинается в «пяте» (замкнутой точке пространства) (рис. 62). Рис. 62 Перед этим, как водится, вы уже подготовились к нагрузкам с помощью гимнастического комплекса Русской Здравы'. Разделы пластической и динамической гимнастики наиболее основательно готовят организм к нагрузкам свили. Эффект от динамической гимнастики, например, влияет на скорость протекания физиологических процессов в центральной нервной системе, что, в свою очередь, непосредственно влияет на профессиональную координацию движений бойца. Особая ценность комплекса «Стриба» состоит в том, что он вырабатывает технический навык, поскольку большинство упражнений основаны на элементах базовой техники славяно-горицкой борьбы. Таким образом, программа основного раздела тренировки закладывается в вас еще во время выполнения разминочного комплекса (рис. 63, 64, 65, 66, 67). Рис. 63 Рис. 64 Рис. 65 Рис. 66 Рис. 67 Упражнение "Падающее дерево": удерживая устойчивость в «пяте», старайтесь завести тело в такие положения, при которых явно обнаруживаются границы устойчивости, при этом не должно ощущаться потери равновесия. С каждым повторением, с каждой тренировкой старайтесь увереннее чувствовать себя в этих пределах. После прихода уверенности целесообразно увеличивать рубежи устойчивости. Все движения выполняются во вращении корпусом. Обычно начинают движение с опущенными к земле коленями, постепенно поднимаясь за счет раскручивания тазобедренных суставов, затем выпячивают грудь с прогибанием спины, и наоборот. Необходимо отметить, что вариабельность упражнений, их слаженность и количество повторений должны соответствовать уровню вашей личной подготовки. Не следует перегружать себя ни на разминке, ни в основной части тренировки. Энергозатраты должны быть оптимальными, а тренировки — развивающими, а не изматывающими. Это, однако, не означает, что вы совсем не устанете после тренировки, но во время тренировки чувства усталости быть не должно. Подготовительные упражнения должны наиболее полно и всесторонне подготовить тело к восприятию свили. В отличие от реальной свили, в комплексе динамической гимнастики никогда не работают на предельных скоростях. Задачей «Стрибы» является создание и повторение стереотипов и структур движения для совершенствования вашей физической формы, минимизация и достижение наибольшей результативности каждого движения. В противоположность обще развивающей динамике «Стрибы», боевая свиля — это всегда рывок, а значит, и травмоопасность. Традиционно после динамической гимнастики начинается изучение (или повторение) группы технических элементов, именуемых подсадами. Освоение подплечного подсада: 1. Находясь в «пяте», выполните имитацию подплечного подсада, сначала правым плечом, затем левым (рис. 68, 69, 70, 71, 72). Рис. 68 Рис. 69 Рис. 70 Рис. 71 Рис. 72 1a. Находясь на расстоянии вытянутой руки от своего сподручника, выполните подплечный подсад от направленного прямого удара ладонью в голову. После 5-10 повторов элемента под удар сподручника поменяться ролями. Примечание. Сподручник атакует выполняющего свилю сначала на медленной скорости, плавно, затем на средней скорости, затем на боевой скорости с реальной угрозой поражения. Не рекомендуется наносить удар одной и той же рукой, руки в ударах нужно менять поочередно, чтобы не создавалась зацикленность на каком-либо одном виде действия. После освоения подплечного подсада в замкнутой точке пространства переходят к его освоению в движении. 2. Находясь со сподручником на дистанции досягаемости, уходите от удара ладонью в лоб с применением подплечного подсада, не забывая при этом в движении удерживать дистанцию с атакующим. 2а. Продолжая двигаться, вы выполняете подплечный подсад под направленный в вас удар, наносится он теперь уже не ладонью, а кулаком, с реальной угрозой поражения. Примечание. После выхода на боевую скорость выполнения элемента меняйтесь со сподручником ролями, до того как у вас разовьется концентрация и вы уже больше не сможете полноценно рассредоточивать двигательный импульс по телу. Любая зажатость и косность движений в этом упражнении может привести к травме. Для профилактики травматизма рекомендую постоянно удерживать руки у головы так, как показано на рисунке. Это положение рук в славяно-горицкой борьбе именуется "хомут". По аналогичной методе происходит освоение подсайдашного подсада, который находится в вертикальной иерархии подсадов сразу после подплечного подсада. Освоение подсада прогибом: 1. Находясь в «пяте», выполните имитацию подсада прогибом сначала в одну сторону, затем в другую (5-10 раз). 1а. Находясь со своим сподручником на расстоянии вытянутой руки, выполните подсад прогибом против направленного в вас бокового удара ладонью в голову. После 5-10 повторов под удары сподручника с правой и левой руки поменяться ролями. 2. Находясь со сподручником на дистанции досягаемости, в движении выполняйте подсад прогибом против бокового удара ладонью в голову. 2а. Продолжая движение, уходите с помощью подсада прогибом от бокового удара кулаком в голову. Смена ролей — после выхода на боевую скорость выполнения элемента. Примечание. Подсад прогибом целесообразно выполнять как при боковом ударе рукой, так и при боковом ударе палкой, а также при высоком боковом ударе ногой. Освоение бокового подсада: 1. Находясь в «пяте», выполните имитацию бокового подсада с выходом из «пяты» с помощью шага, разворачивающего вас спиной к воображаемому противнику, с одновременным изменением уровня стояния и самостраховкой головы с помощью греко-римской защиты. 1а. Находясь со своим сподручником на расстоянии вытянутой руки, выполните боковой подсад от прямого удара ладонью в лицо, страхуясь при этом с помощью греко-римской защиты. 2. Находясь со сподручником на дистанции досягаемости, в движении выполняйте боковой подсад против прямого удара ладонью в лицо. 2а. Продолжая движение, уходите от прямого удара кулаком в лицо с помощью бокового подсада. Примечание. После каждого выполненного элемента свили необходимо как можно быстрее стабилизироваться с помощью возвращения в позицию уключного устава для контроля над дальнейшими действиями противника. Оставаться в зоне плотного контакта с противником после выполнения элемента нельзя, поскольку сейчас применяется только оборонительная тактика свили. Поэтому при переходе на уровень ведения боя «вприсядку» целесообразно контратаковать противника рукой или ногой; если же это сделать не удается, то перевести движение в кувырок для разрыва дистанции с противником. После выполнения переката кубарем необходимо сразу же выйти в высокую или среднюю стойку. Освоение подсада пластом: 1. Находясь в «пяте», выполните имитацию подсада пластом (5-10 раз). 1а. Находясь на расстоянии вытянутой руки со своим сподручником, выполните подсад пластом против прямого удара ладонью в живот. После 5-10 повторов элемента поменяться ролями. 2. Находясь на дистанции досягаемости со своим сподручником, в движении выполняйте подсад пластом против прямого удара ладонью в живот. 2а. Не прекращая движения, выполняйте подсад пластом против прямых ударов кулаком в живот. Смена ролей сразу после выхода на боевую скорость выполнения элемента. Примечание. Подсад пластом, в силу своей статичности в конечной фазе выполнения, не стал частоупотребимым элементом в свиле, так как выход из него делается за счет потери времени. Но тем не менее это наиболее рациональная форма движения при атаке палкой, мечом или сильном боковом ударе ногой с периферии, то есть в случаях, когда источник опасности массивен и силен. Во всех подсадах без исключения, независимо от их формы, движение строят таким образом, чтобы голова отводилась в сторону от линии развития удара, а не двигалась в его направлении. После того как вами будет освоена техническая база подсадов как в «пяте», так и в движении, целесообразно переходить к более сложным упражнениям. Упражнение 1. Сподручники стоят друг перед другом в «пяте» на расстоянии вытянутой руки. Один при этом атакует другого руками по голове, чередуя боковые и прямые удары. Выполняющий свилю отрабатывает при этом подплечный, боковой подсайдашный подсады и подсад прогибом. Упражнение состоит из двух частей, сначала голова защищающегося атакуется ладонями, а по достижении максимальных скоростей выполнения его начинают атаковать кулаками. Упражнение 2. После выполнения предыдущего упражнения переходим на выполнение свили от ударов в голову в движении, при этом стараясь ограничиваться технической базой подсадов. Сначала удары выполняются ладонями, затем кулаками. По достижении боевых скоростей сподручники меняются ролями. Упражнение 3. Находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, сподручники стоят в «пяте». При этом один другого атакует руками по груди и животу, сначала с ладони, затем с кулака. Выполняющий свилю отрабатывает подсад прыжком и подсад пластом, после 5-10 раз сподручники меняются. Упражнение 4. Находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, сподручники начинают движение, при этом один атакует другого с ладони, а затем с кулака на всех уровнях стояния. Выполняющий свилю по возможности должен ограничиваться технической базой подсадов. Примечание. Если при выполнении практических заданий, связанных с обучением конкретной группе технических элементов, возникает необходимость задействовать другие группы технических средств в целях собственной безопасности, то это обязательно нужно сделать. Дело в том, что свиля строится на рефлекторных движениях, и при необходимости вполне естественно могут применяться целесообразные в данной боевой ситуации комбинации или отдельные элементы из других групп. Научившись подчинять свое тело технической базе подсадов, вам с неизбежностью придется овладевать отрывами. Надо сказать, что отрывы и подсады относятся друг к другу как две полярности, в буквальном смысле слова как плюс и минус. То есть, если подсад примагничивает ваше тело вниз, к земной поверхности, то отрывы, наоборот, отбрасывают вас от нее вверх. Если рассматривать подсады и отрывы относительно работы с противником, то подсад удобен для сокращения дистанции с противником и дальнейшего перехода в борьбу либо для нанесения «зажатых» ударов кулаком и предплечьем. Отрыв, наоборот, удобен для разрывания контакта с противником, он отбрасывает выполняющего свилю от атакующего. Традиционно изучение отрывов начинают с верхнего яруса, то есть с отрыва головы (рис. 73). Рис. 73 Освоение отрыва головы: 1. Находясь в «пяте», выполните имитацию отрыва головы (5-10 раз), в медленном и среднем скоростном режиме. 1а. Находясь на расстоянии вытянутой руки со своим сподручником, выполните отрыв головы против неглубокого удара ладонью сбоку или против поверхностного прямого удара. После 5-10 повторов поменяйтесь с партнером ролями. 2. Находясь со своим сподручником на дистанции вытянутой руки, выполните отрыв головы в движении (5-10 раз) против прямых и боковых ударов ладонью в голову. 2а. Продолжая движение, выполните отрыв головы против прямых и боковых ударов кулаком в голову. Поменяйтесь ролями после выхода на максимальную скорость выполнения отрывов. Примечание. При разучивании технической базы свили не стоит доводить себя до сильного утомления, хотя легкое утомление и может присутствовать на первых этапах обучения. Выполняя свилю даже на максимальных скоростях, профессиональный боец славяно-горицкой борьбы затрачивает минимум усилий, так как отличная координация движений, естественность элементов и их связанность с первой сигнальной системой мозга делают ненужными большие энергозатраты. С ростом умения отпадает нужда в длительных утомительных упражнениях, но в начале процесса обучения усталость неизбежна. Хочу предостеречь от желания перескочить через раздел элементной базы и взяться сразу за изучение связок и ситуативных задач. Дело в том, что, не выучив азбуки боя, вы не сможете его грамотно вести. Освоение отрыва живота: 1. Находясь в «пяте», выполните имитацию отрыва живота (5-10 раз) в медленном и среднем скоростном режиме (рис. 74). Рис. 74 la. Находясь на расстоянии вытянутой руки со своим сподручником, выполните отрыв живота против поверхностного прямого удара кулаком в живот. После 10–15 повторов поменяйтесь с партнером ролями. 2. Находясь на дистанции вытянутой руки со своим сподручником, выполните отрыв живота в движении против прямых ударов кулаком. 2а. Продолжая движение, выполните отрыв живота от прямых и боковых ударов кулаком, а также от боковых неглубоких ударов ногой или палкой. Освоение отрыва ног приставным шагом: 1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию отрыва ног приставным шагом (5-10 раз). 1а. Находясь на дистанции досягаемости удара ногой, выполните отрыв приставным шагом от неглубокого удара ногой, направленного в колено или в голень. Точно так же можно применять отрыв ног приставным шагом против удара палкой по ногам. 2. Находясь на дистанции досягаемости удара ногой со своим сподручником, выполните отрыв ног приставным шагом в движении против ударов ногами или палкой. Освоение отрыва ног прыжком: 1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию отрыва ног прыжком (10–15 раз). 1а. Стоя в «пяте», выполните отрыв ног прыжком против глубокого удара палкой по нижнему ярусу. После 5-10 повторов поменяйтесь с партнером ролями. 2. Выполните отрыв прыжком в движении против ударов палкой по ногам. Поменяйтесь ролями после выхода на максимальную скорость выполнения. Примечание. Отрыв ноги выполняется рефлекторно, например, при перескоке через подсечку или при необходимости избегания поражения конечности при ударе. Отрывы в чистом виде применяются не так часто, как их комбинации со скрутами. Освоение глубокого отрыва: Глубокий отрыв — самая сложно выполнимая форма во всей группе, поэтому к ней целесообразно подходить после освоения более легких и простых форм отрывов. 1. Начинать нужно с имитации отрыва, стоя на месте (15–20 раз). 2. Затем переходить к имитации глубокого отрыва в движении (15–20 раз). 3. После овладения глубоким отрывом выполняем его против удара палкой или ногой по верхнему ярусу, не сходя с места. 4. Заключительным является выполнение этого отрыва в движении. После того как вами будет освоена техническая база отрывов как в «пяте», так и на месте, необходимо переходить к более сложным, комплексным упражнениям. Упражнение 1. Сподручники стоят друг перед другом в «пяте» на расстоянии вытянутой руки. Один при этом атакует другого по голове руками, палкой или ногами. Выполняющий свилю ограничивается применением отрывов головы и груди. Упражнение 2. После выполнения свили на верхнем ярусе плавно переходим к свиле на среднем уровне. Стоя друг перед другом на дистанции досягаемости, в зависимости от вида удара (рукой, ногой, палкой) выполняем отрыв живота, стоя на месте. Упражнение 3. Последними изучаются отрыв ноги, отрыв ног прыжком и отрыв ног приставным шагом на месте, которые выполняются против различных ударов по ногам. Упражнение 4. Находясь на дистанции досягаемости, сподручники начинают движение, при этом один атакует другого кулаком на верхнем и среднем уровнях, ногами на нижнем ярусе, палкой на всех трех уровнях стояния. Против этих атак по возможности должна применяться база отрывов, изученная вами ранее. Примечание. Отрывы научат вас постоянному удержанию дистанции между вами и противником, что немаловажно при ведении боя одним со многими, часто возникающего в условиях уличной драки. Кроме того, умение держать дистанцию приведет постепенно к умению срывать дистанцию, если ваш противник выбирает оборонительную тактику, а у вас присутствует установка на поражение. Раз речь зашла о способах удержания и преодоления дистанции, то мы должны рассмотреть, каким образом формируются «маятники». Например, атака вашего противника рассчитана на три удара руками, которые наносятся на двух верхних уровнях. Первый удар направлен вам в голову, и вы выполняете отрыв головы. После этого вам намериваются нанести удар в живот, и вы выполняете отрыв живота; итак, два первых удара противника растрачиваются и если и достигают цели, то уходят в касание и вреда не приносят. Отрыв живота вынуждает вас бросить вес вашего тела вниз, так как его механика перетекает в подсад. В данном случае это форма подсайдашного подсада (рис. 75, 76, 77, 78). Рис. 75 Рис. 76 Рис. 77 Рис. 78 Таким образом, устанавливается комбинирование подсадов и отрывов. Забегая вперед, скажу, что, не овладев системой перемещения веса тела, то есть «шатанием», невозможно овладеть русским рукопашным боем. Ниже приводятся варианты «маятников» в последовательности сверху вниз: 1) отрыв головы — подплечный подсад; 2) отрыв головы — подсайдашный подсад; 3) отрыв груди — подсад прогибом; 4) отрыв живота — подсад прогибом; 5) отрыв живота — подсад пластом; 6) отрыв ног — подсад прыжком, и т. д. В зависимости от боевой целесообразности «маятники» могут быть совершенно различными. «Маятники» в основном обеспечивают защиту при линейном построении боя, характерном, например, для велесовой борьбы, штурмовой системы, стиля «наскок», и вполне оправдывают себя при бое сам на сам, однако для ведения боя со многими противниками необходима база комбинированной свили, к рассмотрению которой мы перейдем после рассмотрения системы освоения скрутов. Освоение скрута головы: 1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию скрута головы при прямом ударе кулаком в голову. 1а. Стоя в уключном уставе, выполните скрут головы от прямого удара ладонью в голову. После 10–15 повторов поменяйтесь ролями. 2. Начав движение, выполняйте скрут головы вправо или влево, постоянно сохраняя дистанцию, избегая прямого удара ладонью в лоб. После выхода на боевую скорость поменяйтесь ролями. 2а. Продолжая движение, выполняйте скрут головы против прямого удара кулаком в голову. Не доводя себя до усталости, меняйтесь ролями. Освоение скрута грудью к удару. 1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию скрута грудью к удару. 1а. Стоя в уключном уставе, выполните скрут грудью против прямого удара кулаком в грудь (рис 79). Рис. 79 2. Начав движение, выполните скрут грудью против прямых ударов руками и ногами. Освоение скрута спиной к удару: 1. Начинается с имитации скрута с обязательной страховкой с помощью греко-римской защиты (рис. 80, 81). Рис. 80 Рис. 81 1a. Переходим к освоению скрута спиной, стоя в «пяте», против прямого удара кулаком в грудь. После 10–15 повторов партнеры меняются ролями. 2. После овладения скрутом спиной к удару на месте переходим к овладению этим элементом в движении, применяя его против линейных выпадов противника, будь то прямой удар рукой, ногой или копьем. Освоение скрута живота внутрь и скрута живота наружу. Эти элементы настолько тесно взаимосвязаны, что их необходимо осваивать одновременно. 1. Стоя в у ключном уставе, поочередно выполните имитацию скрута живота внутрь и наружу. 1а. Выполните поочередно скрут живота внутрь и скрут живота наружу от прямых проникающих ударов кулаком и ногой. 2. После освоения скрутов стоя в «пяте» переходим к освоению скрутов в движении. Аналогичным образом осваиваются и скруты ног вправо и влево (рис. 82, 83, 84). Рис. 82 Рис. 83 Рис. 84 После освоения технической базы округов необходимо переходить к комплексному изучению упражнений, направленных на развитие практического навыка применения скрутов. Упражнение 1. Сподручники стоят друг перед другом в «пяте» на расстоянии вытянутой руки. При этом один атакует другого прямыми ударами рук по голове. Выполняющий свилю отрабатывает скрут головы. Упражнение 2. Сподручники стоят друг перед другом в «пяте» на расстоянии вытянутой руки. При этом один атакует другого прямыми ударами рук в грудь. Выполняющий свилю по своему усмотрению применяет скрут грудью к удару или скрут спиной к удару. Упражнение 3. Сподручники стоят друг перед другом в «пяте» на расстоянии вытянутой руки. При этом один атакует другого прямыми ударами рук в живот. Выполняющий свилю применяет скрут живота внутрь или скрут живота наружу. Упражнение 4. Сподручники стоят друг перед другом в «пяте» на расстоянии вытянутой руки. При этом один атакует другого круговыми ударами ног по нижнему ярусу. Выполняющий свилю прорабатывает скрут ног вправо или скрут ног влево. Упражнение 5. Двигаясь друг перед другом на дистанции досягаемости, сподручники отрабатывают скруты в движении, при этом один наносит прямые удары на все уровни руками и ногами. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|