|
||||
|
3. Сравнение ходовых систем танков Т-64 и Т-72 по массо-габаритным и стоимостным показателям «… Одним из главных недостатков ходовой части танка Т-64 была его запредельная стоимость.» [8], часть VII. Сериал «И танки наши быстры…», подготовленный «Уралвагонзаводом», ВНИИТрансмашем и ГБТУ МО РФ, по мнению авторов статьи, пытаются представлять желаемое за действительное… Предлагаем Вам ознакомиться с фактическими материалами по ходовым системам танков Т-64, Т-72 и Т-80, которые могут быть получены в местах их эксплуатации от Южной Кореи до Ближнего Востока обычными замерами, взвешиванием и знаниями элементарных законов ценообразования при социалистическом способе производства… 3.1. Массо-габаритные показатели ходовых систем танков Т-64, Т-72 и Т-80 Основные массо-габариные характеристики деталей и узлов ходовых частей танков Т-64, Т-72 и Т-80 приведены в таблице 3. Они могут незначительно изменяться, в зависимости от года выпуска изделия. Таблица 3. Узел Параметр Размерн. Т-64 Т-72 Т-80 Трак Масса кг 12.55 16.65 16.00 Шаг мм 164 137 164 Ширина мм 540 580 580 Опорный каток Масса кг 110 194 120 Диаметр мм 555 750 670 Ширина обода мм 54.5 190 170 Допустимая статическая нагрузка кН 41.16 47.67 42.20 Балансир Масса кг 63.3 87.87 68.9 Радиус мм 380 250 350 Торсион Масса кг 20.0 31.7 39.0 Рабочая длина мм 1210 2310 2013 Диаметр мм 48 47 53 Допускаемые напряжения Мпа 1500 1300 1300 Гидроамортизатор Масса кг 26.1 58.0 27.0 Усилие отсечки кн 90 15…21 120 Ведущее колесо Масса кг 165 198 185 Диаметр мм 630 615 630 Направляющее колесо Масса кг 166 212 217 Диаметр мм 550 520 514 Поддерживающий каток Масса кг 12.3 34.6 12.0 Диаметр/ширина мм 225 / 62 204 / 80 225 / 125 Масса всей ходовой части кг 6200.0 8340.0 8399.5 3.2. Оценка стоимостных показателей ходовых частей Т-64 и Т-72 По оценке экономистов 65 – 70 % от себестоимости составляет стоимость металла. При изготовлении деталей и узлов ходовой части применяется легированная сталь, стальное литье и цветные металлы. Снижение металлоемкости конструкции и замена дорогостоящих цветных металлов, без ухудшения рабочих характеристик, является одним из путей снижения себестоимости продукции. Содержание цветных металлов в ходовой части танков представлено в таблице 4. Таблица 4. Танк Т-64 Т-80 Т-72 Содержание цветных металлов в узлах и деталях ходовых систем, кг. 152 780 1110 В таблице 5 приведена поузловая стоимость ходовых систем серийно выпускаемых танков Т-64, Т-72 и Т-80 в ценах 1985 года (руб.). Таблица 5. Наименование узла Т-64 Т-72 Т-80 Опорный каток 247 660 485 Балансир средний 63 300 302 Блок подвески средний 365 1100 981 Вал торсионный 38 94 145 Гидроамортизатор 124 400 544 Каток поддерживающий 37 148 241 Ведущее колесо 350 539 1183 Колесо направляющее с м-м натяжения 434 596 921 Гусеница 1900 1500 5800 Цена комплекта ходовой части на изделие 11218 25265 34994 Низкая себестоимость узлов ходовой части Т-64 обусловлена ее технологичностью и совершенствованием конструкции (число деталей, обеспечивающих работоспособность). В таблице 6 приведены данные по количеству деталей в ходовой части и на танке (по состоянию на 1988 год). Минимизация количества деталей, при сохранении ТТХ и показателей надежности – это морозовская школа проектирования. Превзойти ее оказалась не под силам ни ЛКЗ, ни «Уралвагонзаводу»… Таблица 6. Количество деталей ХЧ (ед.) Количество деталей на танке (ед.) Масса комплекта ХЧ (кг) Стоимость комплекта* (долл.) Т-64 167 2978 6155 51998 Т-72 229 3302 8370 79112 Т-80 247 4467 8206 124790 * Стоимость комплекта определена по состоянию на 1.1.2010 г. путем перерасчета относительно базовой цены – цены 1988г. 3.3. Эксплуатационные расходы Практика войсковой эксплуатации танков показывает – затраты на поддержание в боеспособном состоянии ходовой части танка в два раза превосходят стоимость их первичного изготовления. Следовательно, затраты на обслуживание ходовой части и поддержание боеготовности танка Т-64 составляет всего 44% от аналогичных затрат на Т-72 и 32% (!) на Т-80. 3.4. Выводы по разделу 3. Конструкция ходовой части танка Т-64 по состоянию на 1988 год является более совершенной. Если число деталей его ходовой части (таблица 6) принять за 1, то Т-72 и Т-80 уступают соответственно в 1.37 и 1.49 раза. Себестоимость деталей и узлов ходовой части Т-64 и ее себестоимость ее армейской эксплуатации была значительно меньше, чем у Т-72 и Т-80. По-видимому, это обстоятельство препятствовало продаже лицензий на его производство, включая технологии изготовления двигателя 5ТДФ, третьим странам. Танк Т-64 находился ТОЛЬКО на вооружении Советской Армии, был ее ударной силой в ГСВГ. В то же время Т-72 свободно экспортировался на мировом рынке вооружения, а его производство осваивали страны Варшавского договора и Индия. Правильность данного шага подтверждено временем. Пакистанский опыт эксплуатации танков Т-84, в условиях Юго-Восточной Азии, показал высокие рабочие качества двигателя 6ТД-2, преемника 5ТДФ, производство которого осталось на Украине. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|