|
||||
|
АЛВИС/ АЛВИС ВИККЕРС (ALVIS/ALVIS VICKERS) Ковентри /Тилфорд Великобритания 1938-2005 Компания «Алвйс» из Ковентри была хорошо известна как изготовитель престижных легковых автомобилей и как один из крупнейших в мире производителей военной техники. Впрочем, первая сфера деятельности уже давно отошла в прошлое. Начав свою деятельность в 1914 г. с изготовления алюминиевых поршней, в 1920 г. фирма приступила к созданию спортивных машин, которые выпускала до 1967 г. ![]() Алвис Сарацин Mk-II (FV-603C), 6X6,1962 г. ![]() Алвис Сарацин Mk-II (FV-603B), 6X6,1958 г. За это время она не раз попадала в критические ситуации, поэтому накануне Второй мировой войны руководство «Алвиса» решило взяться за совершенно новое и перспективное дело – создание военной автотехники. Поводом для принятия столь смелого решения было предложение венгерского конструктора Николаса Штраусслера (Nicolas Straussler) участвовать в конкурсе на легкий разведывательный бронеавтомобиль, организованном британским военным ведомством. По его проекту в 1938-39 гг. было построено полтора десятка бронемашин «Алвис-Штраусслер» 4x4 (модели АС-1, АС-2, AC-3D) со 120-сильным двигателем «Алвис», 8-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской и оригинальной семигранной башней с двумя 7,69-мм пулеметами, а также 12 безбашенных машин модели А или «Динго» (Dingo) с открытым верхом. Конкурс выиграл бронеавтомобиль компании «Даймлер» (Daimler), унаследовавший марку «Динго». Это не только не обескуражило фирму «Алвис», а наоборот, послужило стимулом для создания новой гаммы колесной военной техники. В 40-е гг. на «Алвисе» проводилась активная разработка принципиально нового многофункционального шасси с военным индексом FV-600 (6x6), оборудованного рядным 8-цилиндровым бензиновым двигателем «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) модели В80 (5,7 л, 160-170 л.с). Концепция машины заключалась в использовании трех равномерно разнесен ных ведущих мостов, разных мест расположения силового агрегата, бортовой трансмиссии, передних и средних управляемых колес. ![]() Алвис-Штраусслер А «Динго», 4X4,1938 г. Трансмиссия состояла из гидромуфты «Дэймлер», преселекторной коробки с предварительным выбором ступени и одноступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, обеспечивавших по 5 передач для движения вперед и назад, а также из двух бортовых передач и планетарных колесных редукторов. Подвеска всех колес с односкатными 20-дюймовыми шинами была независимой рычажно-торсионной, все тормоза – дисковые с гидропневматическим приводом, рулевой механизм с гидроусилителем. Практически симметричное многоцелевое шасси, способное свободно двигаться как передним, так и задним ходом, а в критических ситуациях – на пяти и даже на четырех колесах, позволило создать обширное унифицированное семейство бронированных боевых машин, внедорожных транспортных и пожарных автомобилей. Первые образцы шасси поступили на испытания в 1948 г., а в декабре 1952 г «Алвис» начал выпуск бронетранспортера «Сарацин» (Saracen) серии FV-603 с боевой массой 8,6 т. Он имел двигатель переднего расположения, место водителя размещалось по центральной оси машины, а в задней части корпуса находился десант из 8 человек. На первом 160-сильном варианте Mk-1 (FV-603A) использовалась башня от бронеавтомобиля «Феррет» (Ferret) с 7,62-мм пулеметом. Наиболее известный 170-сильный «Сарацин Mk-II» (FV-603B), выпускавшийся в 1956-71 гг., получил расширенную башню с двумя пулеметами, форма которой в 1962 г. в третьем исполнении Mk-III (FV-603C) была незначительно изменена. «Сарацин» выпускался также в санитарном варианте FV-602 и штабном FV-604, которые в исполнениях FV-602A и FV-604A снабжали более высокими корпусами. Они весили до 10,2 т и развивали скорость 72 км/ч. До 1972 г. было изготовлено 1838 этих оригинальных машин, но еще до 1981 г. по заказам фирма собирала «пустынный» вариант Mk-VI для Саудовской Аравии, санитарные и штабные машины FV-610/611A с вместительными корпусами с габаритной высотой около 5 м, служившими также для установки ракетного вооружения и радиолокационных станций. ![]() Алвис Саладин Mk-U (FV-601C), 6X6,1967 г. ![]() Алвис Саламандер Mk-VI (FV-651A), 6X6,1957 г. ![]() Алвис Столуэрт Мк-Н (FV-622), 6X6,1966 г. В 1953 г. шасси с задним расположением силового агрегата стало основой тяжелого бронеавтомобиля «Саладин» (Saladin) или FV-601, разработкой которого в 1950-52 гг. занималась фирма «Кроссли» (Crossley), построившая первые прототипы. На «Алвисе» выпуск модернизированного варианта FV-601B начался в 1956 г., а через два года его приняли на вооружение. Это был легкий быстроходный и маневренный колесный танк с пушкой калибра 76 мм, снабженный сварным корпусом с броней толщиной от 8 до 32 мм, 1-2 пулеметами и гранатометами, весивший 10,7 т и способный достигать скорости 72 км/ч Вариант Mk-II (FV-601C) со 170-сильным мотором получил расширенную башню с двумя 7,62-мм пулеметами, а с 1967 г. оснащался противотанковыми ракетами и предлагался в плавающем исполнении. До 1972 г. «Алвис» собрал 1177 бронемашин «Саладин». В единичных экземплярах их изготовляли до 1981 г., а затем была собрана партия дизельных вариантов с 90-мм пушкой. В 1954 г. к этим машинам добавилось шасси FV-651 с двигателем «Роллс-Ройс В81» (6,5 л, 240 л.с.) заднего расположения и б-местной герметизированной кабиной, ставшее основой семейства быстроходных аэродромных пожарных машин «Саламандер» (Salamander) пенного тушения. С 1956 г. выпускалась первая серия Mk-VI (FV-651A) полной массой 13,7т, в 1960 г. ее сменила модель Mk-VIA (FV-652) с 238-сильным дизелем, к которой затем прибавились исполнения В, С и D. Автомобили оснащали противопожарным оборудованием фирм «Пайрин» (Ругеnе) или «Дженерал Файр» (General Fire), состоявшим из цистерн для воды и пенообразователя, мощного насоса, одного или двух лафетных стволов. В 1959 г. появился опытный грузовой автомобиль PV-1, который через два года был преобразован в 5-тонную транспортную амфибию PV-2 с цельнометаллическим бортовым кузовом и клиновидной 2-местной кабиной. Так, со следующего года программу «Алвиса» пополнил плавающий грузовик «Столуэрт Mk-II» (Stalwart) или FV-620 (6x6), получивший 220-сильный вариант мотора В81, сухое 2-дисковое сцепление и обычную 5-ступенчатую коробку передач «Мидоус» (Meadows), от которой крутящий момент бортовыми передачами подавался на все колеса и два водометных движителя «Даути Хайдроджет» (Dowty Hydrojet). Максимальная скорость на шоссе составляла 88 км/ч, на воде – 7-10 км/ч. В 1966 г. его заменил более тяжелый вариант Mk-II (FV-622), снабженный кабиной с увеличенными окнами, усиленным кузовом, передней лебедкой и двухконтурной тормозной системой. На его шасси выпускалась версия FV-623 с 3-тонным гидрокраном и ремонтно-эвакуационная машина FV-624. До 1971 г. таких амфибий построили 1,4 тыс. экземпляров. По заказам их собирали до 1983 г ![]() Алвис Столуэрт Mk. II (FV-623), 6X6,1971 г. ![]() Алвис Скэреб, 4X4,1995 г. ![]() Алвис Сьюпакэт Mk-II, 6X6,1988 г. В начале 70-х гг. компания «Алвис» практически полностью переключилась на изготовление гусеничных боевых и транспортных машин, а затем и танков, постепенно вытеснивших из программы колесную технику. Работы над ней ограничивались модернизацией бронеавтомобилей «Феррет» (Ferret) по лицензии британской компании «Дэймлер», а единственной собственной разработкой в начале 80-х гг. стал бронеавтомобиль «Феррет-80» (4x4). Затратив на его создание огромные средства, «Алвис» так и не получил заказов на эти машины и потому в дальнейшем предпочитал пользоваться чужими разработками. Одной из первых колесных машин нового поколения стал легкий многоцелевой авиадесантный транспортер «Сьюпакэт» (Supacat) 6x6 с бортовой системой поворота, разработанный одноименной фирмой в 1982 г. Через пять лет лицензию на него приобрела компания «Фэйри Инджиниринг» (Fairey Engineering), включенная в концерн «Алвис». Новый «Сьюпакэт Mk-III», предназначенный для перевозки десанта, грузов и легкого вооружения со скоростью до 65 км/ч, был оборудован 78-сильным дизелем «Фольксваген» (Volkswagen) и автоматической коробкой передач. В 1993-94 гг. по лицензии южно-африканской компании «Рёймек» (Reumech) на многоцелевую бронемашину «Мам-ба Мк-И» (Mamba) 4x4 выпускался собственный вариант «Алвис 8/11» для внутренних войск и сил ООН, базировавшийся на 123-сильном шасси «Унимог» (Unimog). В 1996 г. в программе «Алвиса» появился более мощный бронеавтомобиль «Скэреб» (Scarab) 4x4 с различным вооружением и противоминным бронированием, разработанный фирмой «Мехем» (Mechem) из ЮАР. Его основой являлось шасси «Унимог U2100» с 240-сильным дизелем «Мерседес-Бенц» и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison). В зависимости от исполнения его боевая масса составляла 9~12 т, максимальная скорость – 110 км/ч, запас хода – 800 км. По лицензиям австрийской фирмы «Штайр-Даймлер-Пух» (Steyr-Daimler-Puch) и швейцарской МОВАГ (MOWAG) на «Алвисе» собирали боевые машины «Пандур» (Pandur) 6x6 и «Пиранья» (Piranha) 6x6,8x8 и 10x10 (серии II, III, IV) в нескольких исполнениях с разным вооружением. С середины 90-х гг. совместно с рядом западно-европейских компаний «Алвис» участвовал в разработке для НАТО новой модульной многоцелевой боевой машины семейства MRAV (8x8), известного под кодовым названием «Боксер» (Boxer). За свою долгую историю фирма «Алвис» входила в состав компании «Ровер» (Rover) и автомобильного концерна «Бритиш Лейланд» (British Leyland), из которого в 1981 г ее выкупил военно-промышленный холдинг «Юнайтед Сайнтифик» (United Scientific), создавший на ее основе в 1993 г. мини-концерн по изготовлению гусеничной и колесной боевой техники. Расширение его программы вновь происходило за счет поглощения других фирм. Тяжелые армейские грузовики появились в 1994 г. с присоединением британской компании «Юнипауэр» (Unipower), а через три года в подчинении «Алвиса» оказалась и шведская компания «Хэгглундс» (Hagglunds), выпускавшая сочлененные гусеничные бронетранспортеры. В 1998 г. с приобретением английской компании «Джи-КейЭн Дифенс» (GKN Defence) из Тилфорда туда было переведено производство всей колесной бронетехники. ![]() Алвис MLV, 4X4, 2002 г. ![]() Алвис Тактика, 4X4, 2001 г. ![]() Алвис Пиранья III, 8X8,1997 г. ![]() Боевая машина MRAV «Боксер», созданная при участии фирмы «Алвис», 8X8, 2004 г. От этой фирмы в наследство «Алвису» достались многоцелевые бронированные автомобили «Тактика» (Tactica) и «Симба» (Simba) 4x4. В 2000 г. «Алвис» начал изготовление легких боевых и разведывательных автомобилей «Шэдоу» (Shadow) на американском шасси «Хаммер» (Hummer), а в 2002 г. приступил к сборке легкого многоцелевого автомобиля MLV (4x4), созданного совместно с концерном ИВЕКО (IVECO). Он оснащался 185-сильным дизелем ИВЕКО, автоматической коробкой передач и развивал скорость свыше 130 км/ч. 30 сентября 2002 г. «Алвис» завершил процедуру присоединения британского концерна сухопутного вооружения «Вик-керс Дифенс Системз» (Vickers Defence Systems), включая его южно-африканское отделение «Алвис ОМК» (Alvis ОМС). С этого времени все боевые машины новой группы «Алвис Виккерс Лимитед» (Alvis Vickers Ltd.) носили марку «Алвис Виккерс». В сентябре 2004 г. британские и южно-африканские предприятия «Алвис» были выкуплены аэрокосмической корпорацией «Бритиш Аэроспейс» (British Aerospace, ВАЕ), превратившей их в свое отделение наземного вооружения. Марка «Алвис» в 2005 г. была аннулирована. За все время изготовления военной техники компания «Алвис» выпустила около 15 тыс. колесных боевых машин, которые находятся на вооружении 60 стран мира. ![]() Алвис ОМК RG-31 Mk-III, 4x4,2003 г. ![]() Алвис ОМК RG-12 Мк-II, 4X4, 2003 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|