ГОЧКИСС

(HOTCHKISS)

Сэн-Дени/Стэн Франция 1909-1970

Своим названием эта французская фирма обязана одному из самых известных создателей стрелкового оружия американцу Бенджамину Беркли Гочкиссу (Benjamin Berkeley Hotchkiss), который в 1867 г. открыл французское отделение в Сэн-Дени под Парижем, где также стали изготовлять вооружение. Постепенно сфера его деятельности расширилась на выпуск автомобильных деталей, а в 1902 г. фирма «Гочкисс» приступила к выпуску легковых машин. Как ни странно, вся последующая история этой компании практически не: была связана с военной автотехникой, однако фирма «Гочкисс» внесла определенный вклад и в эту область.

Единственным бронеавтомобилем этой марки была машина, построенная в сентябре 1917 г. на легковом шасси образца 1909 г с 2,4-литровым мотором и предназначенная для датской армии. Вместе с тем во время Первой мировой войны компания не изготовила ни одного армейского автомобиля, полносгью переключившись на массовый выпуск пулеметов и боеприпасов.


Гочкисс L-480H, 4X4,1937 г.


Гочкисс W-15T, 6X6,1939 г.


Гочкисс-Латиль М-17Т2, 4X4,1954 г.


Гочкисс S-20TL, 6X6,1940 г.


Гочкисс М-201, 4X4,1955 г.


Огромные прибыли, полученные от их продажи, позволили наладить серийное производство легковых машин, а военная техника появилась в программе «Гочкисса» только в преддверии новой войны и представляла собой копии автомобилей, разработанных фирмой «Лаффли» (Laffly).

С середины 30-х гг компания «Лаффли» приняла на себя всю тяжесть работ по созданию гаммы армейских полноприводных машин, ориентируясь на 4- и 6-цилиндровые двигатели «Гочкисс». Ее производственные возможности не позволяли удовлетворять постоянно растущие потребности армии, и потому фирма «Гочкисс» была избрана главным дублером.

В 1937 г. на основе легкого штабного и разведывательного автомобиля «Лаффли R-15R» (4x4) с мотором «Гочкисс» (2,3 л, 52 л.с.) она изготовила единственный собственный образец L-480H, отличавшийся от оригинала лишь элементами кузова, новой коробкой передач и типом шин. Остальные армейские автомобили «Гочкисс» уже ничем не отличались от «Лаффли». В 1939 г. на заводе «Гочкисс» по лицензии началась сборка облегчен ных низкорамных разведывательных машин W-15R и артиллерийских тягачей W-15T (6х6) второго поколения, получивших прежний 56-сильный мотор, новый рулевой механизм и чуть измененный 6-местный кузов.

В 1940 г. к ним до бавился 10-местный пехотный транспортер S-20TL (6Х6) и его варианты – штабной S-20TL PC и опытная автоцистерна. До середины 1940 г. было изготовлено порядка 300 таких машин. На «Гочкиссе» выпускали также кавалерийские танки Н-35 и Н-39 Оказавшись после войны в трудном финансовом положении, фирма «Гочкисс» вновь решила обратиться к военной автотехнике, по-прежнему используя чужие разработки. Она возобновила выпуск автомобиля S-20TL для жандармерии, в 1946 г. подписала контракт с американской компанией «Виллис» (Willys) на продажу во Франции джипов CJ2A, а с конца 1953 г. совместно с фирмой «Латиль» (Latil) участвовала в реализации программы «Армет» (Arrnet) по созданию легких армейских машин В результате были построены совместные опытные образцы М-17Т2 и М-18Е2 (4x4), а также собственный 1,25-тонный вариант ТС-4 (4x4), выполненный в стиле американского «Доджа WC51» (Dodge) и оснащенный 6-цилиндровым двигателем (3,5 л, 95 л.с), 4-ступенчатой коробкой передач и независимой подвеской всех колес

Наиболее активно развивалось сотрудничество с компанией «Виллис». Новым контрактом от 16 июня 1952 г. «Гочкиссу» было предоставлено право на лицензионную сборку полноприводного вседорожника CJ3A. В 1955 г. на заводе в Сэн-Дени собрали первые джипы М-201 с американскими двигателем (2,2 л, 54 л.с) и 3-ступенчатой коробкой передач. Их главными отличиями были новые карбюратор, шарниры равных угловых скоростей и шины со стальным каркасом, 24-вольтовая система электрооборудования, ряд усиленных узлов и установка креплений для воздушного десантирования. Снаряженная масса М-201 составила 1120 кг, полная – 1520 кг. По условиям лицензии все эти автомобили должны были поступать только во французские вооруженные силы. Со временем они стали основными легкими многоцелевыми машинами, на которые устанавливалось различное вооружение. До 1967 г. в армию поступило 27604 джипа М-201. Одновременно началась лицензионная сборка варианта М606 на шасси «Виллис ОЗВ», получившего индекс JH-101 (Jeep-Hotchkiss). Впоследствии это производство перенесли на новый завод в Стэне.


Гочкисс JH-101, 4X4,1958 г.


Гочкисс-Лянча-Бюссинг, 1971 г.


Гочкисс PL-90, 4X4,1967 г.


Автомобиль был рассчитан прежде всего на работу в сельском хозяйстве и в специальных службах, но со временем и эти машины поступили в армию. Джип JН-101 во многом был унифицирован с М-201, но постепенно его стали оснащать агрегатами других фирм. В 1962 г. вариант JH-102 получил 1,8-литровый дизель «Пежо Инденор» (Peugeot Indenor) мощностью 55 л.с, а затем 63-сильный «Перкинс» (Perkins).

Единственным созданным на «Гочкиссе» джипом в 1963 г. стал удлиненный вариант HWL с колесной базой 2530 мм. Производство серии JH продолжалось до декабря 1970 г., после чего лицензию на нее продали испанской фирме «Мотор Иберика» (Motor Iberica), выпускавшей эти машины под маркой «Браво» (Bravo).

Что касается грузовых автомобилей, то в 1955-56 гг «Гочкисс» изготовил партию армейских капотных машин PL-25 и PL-50 (4x4), переоборудованных фирмой «Эрвэйторн» (Herwaythorn). В 1963 г. совместно с «Берлие» (Berliet) был построен и испытан бескапотный 3-тонный прототип PL-50HWT (4x4) с двигателем «Форд» (Ford) V8. В 1967 г. его модернизированный вариант PL-90 (4x4) получил 6-цилиндровый бензиновый мотор «Гочкисс» (3,5 л, 90 л.с), но организовать его производство не удалось. К этому времени фирма включилась в создание многоцелевого плавающего автомобиля с несущим 4-местным кузовом и полезной нагрузкой 500 кг. В этой работе участвовали также фирмы «Лянча» (Lancia) и «Бюссинг» (Bussing), и потому амфибия получила марку «Гочкисс-Лянча-Бюссинг».

Она оснащалась бензиновым или дизельным двигателем «Лянча» мощностью 72~92 л.с, 4- или 5-ступенчатой коробкой передач. На шоссе автомобиль развивал скорость 100 км/ч, на воде при помощи гребного винта – 10,5 км/ч, за счет вращения колес – 3 км/ч. Его опытный вариант появился только в 1971 г., когда фирмы «Гочкисс» уже не существовало: 31 декабря 1970 г., распродав свои предприятия., она прекратила деятельность в автомобильной области.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх