|
||||
|
ПРАГА (PRAGA) Прага Австро-Венгрия/ Чехословакия/ЧССР/Чехия Братислава Словакия 1908- Гражданские и военные автомобили марки «Прага» выпускались с начала XX века на различных предприятиях Пражского региона. В марте 1907 г. крупные австро-венгерские предприятия – «Первый чешско-моравский машиностроительный завод» (Prvni ceskomoravska tovarna па stroje) и компания Франца Рингхоффе-ра (Franz Ringhoffer) – подписали соглашение об образовании «Пражского автомобильного завода» (Prazska tovarna па automobily), который начал собирать машины марки «Прага». После ряда преобразований в 1927 г. это предприятие стало автомобильным отделением чехословацкого машиностроительного концерна «Ческомо равска-Кольбен-Данек» (Ceskomoravska -Kolben-Danek), более известного впоследствии как ЧКД (CKD). ![]() Прага V, 1916 г. ![]() Прага AN, 1925 г. ![]() «Прага AV» в болгарской армии, 1943 г. ![]() Прага AV, 6X4,1937 г. В австро-венгерские вооруженные силы легковые автомобили «Прага» поступили уже в 1908 г. Первым грузовиком, созданным для армии, стал простой 5-тонный автомобиль «Прага V» (Vojensky) классической компоновки, который разработал инженер Франтишек. Кец (FrantiSek Кес). Он получил рядный 4-цилиндровый двигатель (6,85 л, 40 л.с ), 4-ступенчатую коробку передач и цепной привод задних колес с литыми шинами. Грузовик мог буксировать 3-тонный прицеп и развивал скорость 16 км/ч. В Праге его выпускали в 1911-20 гг., и параллельно по лицензии машину собирал венгерский завода «Раба» (Raba) Во время Первой мировой войны в небольших количествах в армии применялись капотные грузовики «Прага» серий L, Т, R и N с моторами мощностью 28~50 л.с, цепным или карданным приводом, перевозившие 2~5 т грузов. В 1915 г. фирма изготовила несколько тяжелых заднеприводных артиллерийских тягачей «Тип I» с широкими металлическими колесами большого диаметра. В послевоенные годы завод долгое время ограничивался изготовлением гражданской продукции, хотя большинство его грузовиков, от легкого 18-сильного пикапа AN до 7-тонного автомобиля ND со 125-сильным дизелем, находились на вооружении армии Чехословакии. Исключением был прототип бронеавтомобиля на шасси L, изготовленный в 1922 г. Повышенный интерес к военной автотехнике появился лишь в середине 30-х гг., когда в соседней Германии началась бурная милитаризация экономики. В отличие от других чехословацких фирм завод «Прага» ограничился созданием трех максимально унифицированных базовых военных семейств с серийными агрегатами от гражданской продукции. В 1936~39 гг. он изготовлял многоцелевые грузопассажирские и штабные автомобили AV (6x4) с открытым 4-дверным 6-местным кузовом и вместительным задним багажником. Они получили 6-цилиндровый двигатель (3,5 л, 68 л.с.) от легковой модели «Гранд» (Grand), синхронизированную 3-ступенчатую коробку передач, переднюю пружинную подвеску и типичную для всех машин «Прага» того времени заднюю тележку с качающимися полуосями, подвешенными на продольных полуэллиптических рессорах. «Прага AV» имела полезную нагрузку 650 кг, могла преодолевать 40-процентные подъемы и развивала скорость 92 км/ч. Одна из них была личным автомобилем болгарского царя Бориса III. До конца 1939 г. собрали около 400 машин серии AV ![]() Прага RV, 6X4.1938 г. ![]() Система залпового огня М51 на шасси «Прага V3S», 6х6,1954 г. ![]() Самоходная установка М53/59 на шасси «Прага V3S», 6х6,1963 г. ![]() Прага Альфа TN, 4х4, 2002 г. В 1934 г. начался выпуск 2,5-тонного грузовика RN с тем же мотором и 4-ступенчатой коробкой передач, который находился на вооружении армии Чехословакии и германского Вермахта. Его производство продолжалось до 1953 г. С моделью RN был унифицирован основной 2-тонный армейский грузовик «Прага RV» (6x4) с задними двускатными колесами, выпускавшийся в 1935~39 гг. Дополнительно его оборудовали 2-ступенчатым редуктором, усиленной передней торсионной подвеской и задней лебедкой стяговым усилием 3 тс. Вариант с закрытым кузовом-радиостанцией имел индекс RVR. С приходом весной 1939 г. на завод «Прага» немецкой администрации все автомобильное производство было свернуто и предприятие перепрофилировали на выпуск танков, полугусеничных транспортеров, гусеничных тягачей и двигателей для Вермахта. В 1948 г. автозавод «Прага» был национализирован, в 1953 г. он получил имя Клемента Готвальда (Praga Zavody Klementa Gottwalda). Главным достижением того времени стало создание 3-тонного автомобиля V3S (6х6) с цельнометаллической кабиной с люком в крыше и характерным коротким покатым капотом, ставшего основным грузовиком Народной армии ЧССР. Прототип был построен в феврале 1952 г., производство началось 2 апреля 1953 г., а с 1964 г. автомобиль собирали на пражском авиационно-автомобильном заводе «Авиа» (Avia). Он оснащался 6-цилиндровым верхнеклапанным дизелем «Татра Т912» (Tatra) воздушного охлаждения (7,4 л, 98 л.с), 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, отключаемым приводом переднего моста, блокировкой задних межосевых дифференциалов и классической рессорной подвеской. При полной массе около 10 т автомобиль развивал скорость 60 км/ч. В 1973-95 гг сборкой модернизированных вариантов V35M-1 и V3SM-2 занимался Братиславский автозавод (БАЗ) – словацкий филиал «Авиа». Они имели увеличенную на 300-500 кг грузоподъемность, снабжались новыми моторами Т912-2 и Т912-4 мощностью 110-120 л.с и мостами портального типа с колесными редукторами. В чехословацкой армии V3S использовался в многочисленных исполнениях, включая вариант с установленной в кузове 32-ствольной реактивной системой залпового огня М51 калибра 130 мм. В начале 60-х гг. на вооружение поступила самоходная спарен ная 30-мм зенитная установка М53/59, смонтированная на шасси V3S с бронированной 4-местной кабиной с плексигласовым наблюдательным куполом. Ее собирали на заводе «Авиа», и потому эти установки известны также под маркой «Авиа». До середины 80-х гг. было построено около 62 тыс машин серии V35. С 1995 г. модернизированный 5,5-тонный грузовик V3SM-6 со 116-сильным дизелем D98M и установку М53/59 собирает чешский номерной военно-ремонтный завод VOP-016. На его базе разработано многоцелевое военное шасси V35M-8 (8х8). В 1986 г. завод «Прага» представил многоцелевой автомобиль UV80 (4х4) полукапотной компоновки. В 90-е гг. он выпускался как тактический 4-тонный грузовик со 170-сильным дизельным двигателем «Дойц» (Deutz) жидкостного охлаждения, 8-ступенчатой коробкой передач «Прага» и бортовым кузовом для перевозки 14 солдат. Автомобиль развивал скорость 90 км/ч и имел запас хода 820 км. В 2001 г. на заводе «Прага-Часлав» было разработано новое поколение из трех многоцелевых автомобилей 4х4, в которое вошли армейские грузовики «Альфа TN» (Alfa) со 140-сильным дизелем МАН (MAN), 12-ступенчатой коробкой передач, колесными редукторами и дисковыми тормозами с АБС, а также 245-сильный грузовик-тягач «Голден» (Golden). Развернуть серийное производство этих машин не удалось. В феврале 2005 г. завод «Прага-Гостивар» представил прототип нового тактического грузовика АТ5 для замены модели V3S. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|