|
||||
|
РЕНО (RENAULT) Булонь-Бийянкур/Л ион/ Бленвилль/Лимож Франция 1900- Одна из старейших в мире автомобильных фирм «Рено» не только входит в число крупнейших изготовителей легковых и грузовых машин, но и выпускает обширную гамму военной автобронетехники. Это производство сосредоточено в оборонном подразделении «Дефанс» (Defense), которое долгое время являлось составной частью компании по производству грузовых автомобилей и автобусов «Рено Вэи-кюль Индюстриэль» (Renault Vehicules Industriels), сокращенно РВИ (RVI). Военное производство тесно связано со всеми другими отделениями «Рено» и располагает собственной производственной базой. ![]() Рено С, 1900 г. ![]() Марнское такси – «Рено AG1», 1907/14 гг. ![]() Рено ЕЕ, 1914 г. ![]() Фирма «Рено» была основана 1 октября 1898 г. в Булонь-Бийянкуре, предместье Парижа, братьями Рено, из которых главная роль принадлежала знаменитому впоследствии конструктору и организатору производства Луи Рено (Louis Renault, 1877~1944). Его первый автомобиль снабжался 1-цилиндровым мотором мощностью всего 0,75 л.с. и карданным приводом задних колес. В 1900 г. появилась 2-местная модель С с450-кубовым мотором мощностью 3 л.с, которая стала первым в мире специальным военным автомобилем. Он служил для перевозки прожектора, передававшего приказы армейским подразделениями в виде световых сигналов на расстояние 2~3 км. С первых же лет XX века во французской армии стали широко использовать серийные легковые и грузовые автомобили «Рено». Среди легковых самым известным стало «Марнское такси». Это была простая машина AG1 с кузовом «фиакр» и 2-цилиндровым мотором (1,2 л, 8 л.с), выпускавшаяся с 1907 г. и к началу Первой мировой войны ставшая основным парижским такси, б сентября 1914 г., когда немецкие войска подошли к Парижу на расстояние 30 км, по приказу генерала Галлиени (Gallieni) в городе было срочно реквизировано 1200 такси, в основном марки «Рено», на которых к месту дислокации войск на реке Марна было переброшено б тыс резервистов, преградивших путь врагу. С тех пор такси «Рено» считается «спасителем Парижа» и национальной гордостью Франции. В качестве штабных, санитарных и специальных машин в армии использовали также различные легковые автомобили «Рено» образца 191 118 гг . Выпуск армейских грузовиков «Рено» относится к началу 1910-х гг., когда был введен в строй цех грузовых автомобилей, а военное руководство Франции приняло программу моторизации своей армии. Первые же машины серии СА грузоподъемностью 1,5 и 3 т были представлены в 1912 г. на Всероссийском военном пробеге. Они отличались компактным и более надежным карданным приводом задних колес, а установка радиатора между двигателем и кабиной привела к появлению на них характерных утюгообразных капотов, надолго ставших главной внешней отличительной особенностью продукции «Рено». В 1913 г. появились армейские модели DA, DB, DN, и DV грузоподъемностью 2~5 т, а с началом войны эта программа пополнилась 22-сильным шасси ЕЕ для установки прожекторов «Брэге» (Breguet). ![]() Рено EG, 4х4.1914 г. ![]() Рено GZ, 1918 г. ![]() Бронеавтомобиль Мгеброва на шасси «Рено 40CV», 1915 г. ![]() Рено FU, 1919 г. Наиболее известным стал 2,5-тонный грузовик ЕР с 3,5-литровым мотором, предлагавшийся с самыми разнообразными надстройками, бронированными корпусами с пулеметами и 47-мм пушками, из которых в Россию было поставлено 40 бронемашин. В 1918 г. его сменила модель GZ, а годом ранее на вооружение поступил 7-тонный грузовик FU с задними колесными редукторами, предназначенный для перевозки первых в мире легких танков FT17, разработанных фирмой «Рено». Самым оригинальным автомобилем этой марки того времени стал 2-тонный артиллерийский тягач EG с четырьмя сдвоенными ведущими и управляемыми колесами. В марте 1914 г. он был представлен на конкурс военного ведомства и вскоре его приняли на вооружение французских артиллерийских частей. Тягач оснащался 4-цилиндровым двигателем (8,5 л, 48 л.с.) и задней лебедкой-кабестаном, имел длину б м и высоту 3 м, с полной нагрузкой весил 8 т и мог буксировать орудия калибра 105-155 мм или 2~3 прицепа массой 15-22 т, преодолевая подъемы крутизной до 40%. К концу 30-х гг. во французской армии их насчитывалось 635 экземпляров. В период с мая 1915 г. по 19 июля 1917г. в Россию было отправлено 998 военных автомобилей «Рено», в основном штабных, санитарных и грузовых с полезной нагрузкой 2-3 т. На таких шасси в 1915-16 гг. на Ижорском заводе по проекту В. А. Мгеброва и в мастерских А. А. Братолюбова в небольших количествах собирали броневики, а трофейные машины FT17 стали прообразом первого советского танка «Борец за свободу товарищ Ленин». ![]() Рено URK, 6x4, 1931 г. ![]() Рено VT6, 6X2,1932 г. ![]() Рено TI-4AE, 1935 г. ![]() Рено AG К, 1937 г. ![]() Рено AHS, 1940 г. Для военного сектора «Рено» 20-е гг. оказались самыми застойными, а главным достижением того времени стала разработка 3-осных грузопассажирских машин МН (6x4), прошедших суровые испытания в песках Сахары. На их основе в начале 30-х гг. для драгунских частей фирма «Рено» построила опытные образцы 7-местного бронетранспортера URK (6x4) со съемными гусеницами на задних колесах, а также разработала небронированные машины связи URM и URT. С середины 30-х гг., когда в Европе вновь появилась угроза войны, военные работы на «Рено» активизировались. В это время в армию поступали серийные легковые и грузовые автомобили, приспособленные для военных нужд. Пикапы и легкие фургоны служили санитарными машинами, а для доставки солдат, амуниции и установки военного оснащения использовались капотные грузовики AGC, AGT, ADR и TI-4AE с полезной нагрузкой 1,5-5,0 т, к которым в 1937 г. добавились бескапотные машины AGP, AGR и AG К грузоподъемностью 3~5 т. Они оснащались бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 60-80 л.с, металлическими бортовыми кузовами с тентом, кабинами с люком в крыше, ящиками для амуниции, специальными световыми приборами, буксирными приспособлениями и огнетушителями. В 1932 г. на базе 12-тонной серии VT (6x2) было построено несколько 100-сильных машин VT6 для перевозки танков D-1, а в конце 30-х гг. появились бескапотные цистерны-заправщики на шасси AIB (6x2). В рамках государственной программы создания артиллерийских тягачей для буксировки тяжелых орудий в 1935-38 гг. фирма представила седельные тягачи AFD-1 (6x4) и AFG-1 (6х6) с торсионной подвеской, оказавшиеся слишком тяжелыми и тихоходными. С началом войны в интендантские части поступило 334 городских автобуса «Рено TN-4», переоборудованных в фургоны и передвижные магазины. В апреле 1940 г. фирма начала серийное производство армейских автомобилей AHS, AHN и AHR грузоподъемностью 2,0-2,5, 3,5-4,0 и 5,0 т соответственно, получивших характерную угловатую кабину с почти плоской передней панелью, 4- и 6-цилиндровые бензиновые двигатели (2,4 и 4,1 л, 50 и 75 л.с), 4- и 6-ступенчатые коробки передач, рессорную под веску и гидропривод тормозов (на модели AHR тормозная система имела вакуумный усилитель). Их производство продолжилось и в 1941-44 гг., когда фирма находилась под управлением оккупационной администрации. В общей сложности было изготовлено 29 тыс таких машин, поступавших в основном в немецко-фашистские войска. В 1942-43 гг. головной завод «Рено» подвергался бомбардировкам англо-американской авиации и был наполовину разрушен. После освобождения Парижа фирма была национализирована и 16 января 1945 г. стала государственным предприятием «Заводы Рено национального управления» (Regie Nationale des Usines Renault). ![]() Рено R-2087, 4х4,1954 г. ![]() Штабной «Рено R-2087», 4х4,1956 г. ![]() Санитарный «Рено R-2087», 4х4,1955 г. ![]() Рено R-4153,1955 г. ![]() Рено R-2182, 4х4,1957 г. После войны, преодолев трудности восстановления своих предприятий, компания «Рено» приступила к созданию новой программы коммерческих грузовиков, получивших в 1947 г. индексацию с буквой R и четырьмя цифрами. В1949 г. началось изготовление легкого бескапотного семейства R-2060, главными представителями которого в первой половине 50-х гг. были серии R-2060 «Гоэлетт» (Goelette) и R-2160 «Галион» (Galion) грузоподъемностью 0,75-1,2 т и 1,5-2,5 т соответственно. В них входили и полноприводные варианты, созданные в сотрудничестве с фирмой «Синпар» (Sinpar). Тем временем трудности с освоением специальных армейских автомобилей грузоподъемностью 0,75-1,5 т в рамках программы «Армет» (Arrnet), разработанной Генштабом сухопутных войск еще в 1947 г., привели к тому, что эти грузовики, рассчитанные прежде всего на развозные операции, составили параллельную гамму легких тактических автомобилей французской армии и ряда стран Африки. Серия «Гоэлетт» включала 1-тонные базовые модели R-2066/R-2086 (4x2) и 0,75-тонные R-2067/R-2087 (4х4) с разными 4-цилиндровыми верхнеклапанными двигателями – бензиновым (2,0 л, 85 л.с.) и дизельным (2,1 л, 56 л.с). Соответственно серия «Галион» состояла из базовых моделей R-2164 (4x2) и R-2167/2265 (4х4). Автомобили имели простую конструкцию с лонжеронной рамой, 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской всех колес, барабанными тормозами с гидроприводом и 2-местной цельнометаллической кабиной. Полноприводные варианты оснащали 2-ступенчатой раз даточной коробкой, некоторые исполнения имели 6-вольтовое электрооборудование вместо 24-вольтового, открытую кабину с откидным лобовым стеклом и лебедку с тяговым усилием 1,5 тс. В армии они служили для перевозки грузов и солдат, как легкие артиллерийские и аэродромные тягачи, санитарные, штабные машины или микроавтобусы на 9~13 мест, достигавшие скорости 92 км/ч. Специальные многоместные кузова для них изготовляла фирма «Каррьер» (Carrier). Машин этой гаммы построили 25 тыс. экземпляров. С начала 50-х гг. фирма «Рено» собирала также обширную гамму коммерческих автомобилей грузоподъемностью 5,0-8,5 т, внешне отличавшихся повышенным расположением грузовой платформы и кабиной с четырьмя фарами диагонального расположения. Их главными техническими особенностями были рядные б-цилиндровые двигатели, расположенные горизонтально под рамой непосредственно за кабиной, и передняя торсионная подвеска. В армии применяли только несколько моделей этой серии, получивших кабины с двумя фарами и мягким верхом (иногда с пулеметной турелью), лебедку и специальную сигнализацию. С 1953 г. в кооперации с фирмой «Эрвэйторн» (Herwaythorn) выпускался армейский 3,5-тонный грузовик R-2152 (4х4) с 6,2-литровым мотором мощностью 120 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. В 1955 г., после длительных испытаний, его 150-сильный ди зельный вариант R-4152 (4х4) также был принят на вооружение. За ним последовал 7-тонный грузовик R-4153 (4x2), а затем седельные тягачи R-2185 (4x2) и R 2182 (4х4), которых до весны 1958 г. изготовили 260 экземпляров. ![]() Рено TRM-1200, 4х4,1978 г. ![]() PeнoTRM-9000CLD, 6х6,1978 г. ![]() Рено TRM-6000, 4х4,1979 г. ![]() Рено TRM-12000 (GBH-280), 6X4,1976 г. Выпуск этих автомобилей пришелся на время коренных перемен в компании «Рено». В конце 1955 г. она выделила свое грузовое производство в новую промышленную группу САВИЭМ (5AVIEM), включавшую также фирмы «Латиль» (Latil) и СОМЮА (SOMUA). На армейских грузовиках и тягачах, поступавших в армии африканских стран и иностранный легион, марка «Рено» сохранялась только три последующих года. Последним в марте 1958 г. ее носил грузовик R-2152 с порядковым номером 514. Оставшиеся в ведении «Рено» легковые автомобили, пикапы и легкие фургоны также поступали во французскую армию, ВВС и ВМФ. Среди них в патрульных исполнениях известны модели R-4 и «Родео» (Rodeo) 4х4 с открытыми стеклопластиковыми кузовами без дверей и приводом всех колес системы «Син-пар». На общих перевозках применялись 1-тонные переднеприводные фургоны серии «Эстафетт» (Estafette), которую впоследствии сменила гамма «Трафик» (Trafic). Тем временем развитие гражданских и военных грузовиков продолжалось на фирме САВИЭМ, которая через двадцать с лишним лет вновь была возвращена в лоно «Рено». Поводом к этому стало приобретение наиболее крупного французского изготовителя грузовиков «Берлие» (Berliet) из Лиона, которого правительство в лице государственной компании «Рено» решило выкупить в 1978 г., образовав один из крупнейших в мире концернов по производству грузовых автомобилей и специальной техники «Рено Вэикюль Индюстриэль» (РВИ). Так под маркой «Рено» удалось собрать обширную гамму самых разнообразных грузовых машин, причем в военной области ее потенциал возрос многократно. После модернизации и оснащения агрегатами «Рено» прежние автомобили САВИЭМ и «Берлие» составили обширную военную гамму с аббревиатурой TRM (Toutes Roues Motrices) – «все ведущие колеса». Легкую и среднюю серии 4х4 полной массой 4~13 т представляли разработанные на САВИЭМе автомобили ТР-3, серия J и мо дель SM-8, переименованные соответственно в TRM-1200, TRM-2000 и TRM-4000. Их дополняли 6-тонные грузовики TRM-6000 (4х4) – бывшие «Берлие GBD-4», получившие 185-сильный дизельный двигатель «Рено». От «Берлие» к «Рено» перешла и вся тяжелая 3-осная гамма, состоявшая из базовых моделей GBD-6 (6х6) и GBH-280 (6x4) с дизелями мощностью 228 и 280 л.с, полу чивших маркировку TRM-9000 и TRM-12000 соответственно. Кроме них в армии использовались переоборудованные гражданские фургоны, пикапы и грузовики «Мастер» (Master), В-70 и 5 или «Мидлайнер» (Midliner), ставшие развитием серий SG-2, SG-4 и J фирмы САВИЭМ. Разработанные на «Берлие» автомобили GR послужили основой серии G марки «Рено», из которой в армии применялась 160 сильная модель с индексом TRM-150.11. Соответственно седельные тягачи «Берлие TR» стали базой семейства R, сыгравшего существенную роль в транспортном обеспечении вооруженных сил Франции. В 1978 г. в рамках организованного французским военным ведомством конкурса компания «Рено» представила опытный джип TRM-500 (4х4), разработанный еще на фирме САВИЭМ с использованием шасси «ФИАТ Кампаньола» (FIAT Campagnola), однако конкурс выиграл автомобиль «Пежо Р4» (Peugeot). ![]() Рено R-390. 6x4,1986 г. ![]() Рено В-110, 4х4,1993 г. ![]() Рено G-290, 6X4,1989 г. ![]() Рено Керакс-385.40, 8X4,1998 г. В последующее время из серийной гражданской продукции в вооруженных силах Франции на общих транспортных операциях и в медицинской службе использовали автомобили «Рено» легкого семейства В-90/110 (4х4) с дизельными двигателями (2,5 и 2,8 л, 90~10б л.с.) и средние грузовики S-130 и S-170 «Мидлайнер» (94~130 л.с). На тяжелых шасси G-260 и G-290 (6x4) серии «Менеджер» (Manager) с дизелями мощностью 260-291 л.с устанавливали перегружатели военных контейнеров, а для перевозки основных танков служили седельные тягачи R-390 (6x4) и R-400 (6х6) с двигателем V8 (14,9 л, 389-400 л.с) и 16-ступенчатой коробкой передач. Для военного строительства «Рено» поставляла самосвалы СВН-320 (6x4), а на шасси СВН-340/385 (6x4) изготовляла тяжелые эвакуаторы и танковые транспортеры ТВН-385. В 1998 г. военную программу пополнила тяжелая строительная серия «Керакс» (Кегах). Первым армейским исполнением стала ремонтно-эвакуационная машина «Керакс-385.40» (8x4) полной массой 32 тс 6-цилиндровым дизелем (11,0 л. 385 л.с), телескопическим краном, выдвижными опорами, задним гидроподъемником, двумя лебедками и набором ремонтного оборудования. При буксировке поврежденной техники полная масса автопоезда достигала 65 т. С 1999 г. выпускалось 392-сильное шасси «Керакс-400.32» (8х8) грузоподъемностью 20~26 т с системой подкачки шин, стандартной или бронированной кабиной. Его трансмиссия обеспечивала 32 передачи вперед и 16 назад. На службе в армии находились также автобусы «Рено» – легкие «Трафик», средние PS-160 и междугородные FR-1 ![]() Рено GBC-180, 6х6 1993 г. ![]() РeнoTRM-200.13, 4х4.1998 г. ![]() Рено TRM-10000, 6х6, 1986 г ![]() Рено TRM-10000, 6х6, 1997 г. ![]() PeнoTRM-700.100T, 6х6, 1993 г. В 90-е гг. программа армейских автомобилей «Рено» сократилась до нескольких грузовиков, которые выпускали в Лиможе. Развитием гражданской серии «Мидпайнер» стали модели TRM-180 и TRM-200 (4х4) полной массой 11, 513 ,5 т с 6-цилиндровым дизельным двигателем (6,2 л, 175 и 205 л.с.) и 6-ступенчатой коробкой передач Их предлагали в нескольких вариантах с закрытой кабиной, мягким верхом или с полностью открытой «Торпедо». В 1993 г. гамму средних такических грузовиков возглавляла модель GBC-180 (6х6), представлявшая собой реконструированный 4-тонный грузовик «Берлие GBC-8KT», оснащенный новыми дизелем (6,2 л, 175 л.с), коробкой передач, рулевым управлением с гидроусиителем, тормозами и кабиной от серии С. Контракт на серию GBC-180 составил 5620 машин. С сентября 1984 г. основным тяжелым тактическим грузовым автомобилем, танковым тягачом и носителем специального оснащения и мощного вооруения во французской армии являлся 10-тонный TRM-10000 (6хб) полной массой 23~29 т. Все его многочисленные варианты оснащались 6-цилиндровым дизельным двигателем MIDR-06.20.45 (9,8 л, 264 л.с.) стурбонадцувом, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач (по заказу – механической 8-ступенчатой) и 4-двер-ной кабиной на 5~8 мест. На поздних выпусках устанавливали АБС, систему подкачки шин, бронированную кабину и перегрузочное устройство для сменных контейнеров. В конце 1993 г. для перевозки нового французского танка «Леклерк» (Leclerc) был создан седельный тягач TRM-700.100T (6х6) с 5-местной откидывающейся кабиной, рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 106 т. Впервые на нем был использован американский дизельный двигатель «Мак Е-9» (Mack) V8 {16,4 л, 700 л.с). В блоке с ним работали автоматическая 6-ступенчатая коробка передач, двухрежимная раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом и редуктором для гидронасоса, предназначенного для привода двух лебедок с тяговым усилием по 18 тс Тягач развивал максимальную скорость 80 км/ч и с полностью груженным 6-осным полуприцепом без дозаправки мог преодолеть 800 км. ![]() Рено VBL, 4х4,1984 г. ![]() ![]() ![]() Рено VAB VCI, 6х6,1990 г. ![]() Рено VAB VMO, 6х6,1992 г. С присоединением фирмы САВИЭМ в программе «Рено» появились бронетранспортеры VAB, а в 1978 г. специальное КБ «Рено» в Курбевуа начало проектирование собственной бронемашины 4х4, которая была испытана в 1984 г. и приняла участие в конкурсе на «легкий бронированный автомобиль» VBL (Vehicule Blinde Leger). «Рено VBL» оснащался несущим корпусом, в задней части кото рого можно было установить бензиновый или дизельный двигатель одинакового рабочего объема (2068 см ) мощностью 102 и 86 л.с. соответственно. Коробка передач была автоматической 3-ступенчатой, подвеска всех колес – независимая. Победителем конкурса стал бронеавтомобиль «Па нар VBL» (Panhard). В апреле 1981 г. доставшийся по наследству от фирмы САВИЭМ бронетранспортер VAB (4х4/6х6) был переименован в «Рено VAB». Его сборкой по-прежнему занимался военный завод в Лиможе. Силовые агрегаты поступали из Лиона, трансмиссия ~ из Бленвилля, бронированные корпуса изготовляла компания «Крёзо-Луар» (Creusot-Loire) в Сэн-Шамоне. С 1983 г. выпускался модернизированный VAB с 6-цилиндровым дизельным двигателем «Рено MIDS 06.20.45» (9,8 л, 260 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач «Трансфлюид» (Transfluide) и всеми дисковыми тормозами. Базовые варианты VAB VTT (4х4/6х6) с пулеметом калибра 7,62 мм на турели или в небольшой башне имели боевую массу 13,0~14,2 т, запас хода 1000 км и могли преодолевать подъемы крутизной до 60%. На суше они развивали скорость 92 км/ч, на воде при помощи двух водометных движителей – 7 км/ч. На основе VAB создали несколько десятков исполнений. Основными были боевые машины пехоты VC! с 20- или 25-мм пушкой в башне, бронетранспортер VTM со 120-мм минометом, бронеавтомобиль VBC-90 (6х6) с 90-мм пушкой, штабной, санитарный и ремонтно-эвакуационный варианты, а также VIВ для охраны аэродромов и VMO для сил внутренней безопасности. На шасси VAB устанавливали противотанковые, зенитно-ракетные, радиолокационные, наблюдательные и разведывательные комплексы. В 1992 г. производство бронетранспортера VAB было прекращено. С 1977 г. их построили свыше 5 тыс. единиц, из них 3975 машин – для французской армии, остальные были экспортированы в 15 стран мира. В 1998 г. компания «Рено» в кооперации с военно-промышленным концерном ЖИАТ (GIAT) приняла совместную программу модернизации машин VAB. Реконструированные бронетранспортеры снабжаются новыми агрегатами и усиленным бронированием. В качестве альтернативы VAB в 1995 г. фирма «Рено» представила опытный бронетранспортер Х8А (8х8) с 450-сильным дизелем, автоматической коробкой передач и гидропневматической подвеской, послуживший базой перспективных разработок. ![]() Рено Шерпа-5, 6х6, 2004 г. ![]() Боевая машина VBCI на шасси «Рено», 8х8, 2004 г. В 2001 г. подразделение РВИ вошло в состав концерна «Вольво» (Volvo) и стало называться «Рено Траке» (Renault Trucks). Военное отделение «Рено Траке Дефанс» (Renault Trucks Defence) пока сохраняет независимость, но его программа существенно сокращена. Из коммерческих машин в нее вошли легкие фургоны, шасси «Мид-лум» (Midlum) 4x2/4х4, «Ке-ракс» (4x2/8х8) и тягачи «Магнум» (Magnum). В июне 2004 г. компания «Рено Траке» представила семейство капотных тактических автомобилей «Шерпа» (Sherpa) 6*6/8х8, состоящее из 4 базовых шасси грузоподъемностью от 6 до 20 т, оснащенных дизелями мощностью 215-412 л.с В 2006 г. созданы легкие модели 4х4. В 2004 г. совместная работа с концерном ЖИАТ привела к созданию шасси для перспективной многоцелевой модульной бронемашины VBCI (8Х8) полной массой 28 т, способной развивать скорость 105 км/ч. Она снабжена двигателем «Вольво» заднего расположения мощностью 550 л.с, автоматической 7-ступенчатой коробкой передач и гидропневматической подвеской. ![]() |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|