|
||||
|
МАЗ (MAZ) Минск СССР/Беларусь 1947- Минский автомобильный завод (МАЗ) приступил к работе через б дней после освобождения города от немецко-фашистских войск, когда 9 августа 1944 г. в корпусах недостроенного немцами автосборочного предприятия началась подготовка к изготовлению армейских грузовиков «Студебекер» (Studebaker). В ноябре 1944 г. была готова первая партия из 50 машин, а в 1945 г. Советское правительство приняло решение о строительстве на этом месте завода тяжелых грузовиков. 7 ноября 1947 г. там были собраны первые 6-тонные самосвалы МАЗ-205, разработанные на Ярославском автозаводе (ЯАЗ) и сразу же поступившие в инженерно-строительные батальоны Советской армии. В 1950 г из Ярославля в Минск перевели производство 7-тонных грузовиков ЯАЗ-200, которые с февраля 1951 г. собирали под маркой МАЗ-200. Оба автомобиля оснащались 4-цилиндровым двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-204 (4,65 л, 110 л.с), 5-ступенчатой коробкой передач, пневматическим приводом тормозов и дерево-металлической кабиной. Одновременно выпускался армейский вариант МАЗ-200Г с металлической грузовой платформой и деревянными решетчатыми надставками, откидными скамейками и тентом. Пониженные передаточные числа в трансмиссии обеспечивали более высокое тяговое усилие, но максимальная скорость уменьшилась с 65 до 52 км/ч. В армии автомобили серии «200» использовались как тягачи артиллерийских систем массой до 10 т, шасси для штабных пунктов, автоцистерн АЦ-8-200 и аэродромных топливозаправщиков АТЗ-8-200 (ТЗ-200) вместимостью 8 тыс. л. МАЗ-200Г, 1951 г. МАЗ-502, 4х4,1957 г. МАЗ-505, 4х4,1962 г. МАЗ-5335,1978 г. МАЗ-6317, 6х6,1996 г. Система залпового огня «БелГрад» на шасси МАЗ-6317,1998 г. В 1955 г. появился полноприводный автомобиль-лесовоз МАЗ-501 (4х4) с задними двускатными колесами, который через год послужил базой 4-тонного армейского капотного грузовика МАЗ-502 со всеми односкатными колесами и его варианта «502А» с передней б-тонной лебедкой. Впервые конструктор А. X. Лефаров применил на них постоянный привод всех колес с несимметричным межосевым блокируемым дифференциалом, еще не получивший тогда широкого распространения. Первые образцы снабжались 120-сильным мотором ЯАЗ-М204А, а серийные, выпускавшиеся в 1957-66 гг., -дизелем ЯАЗ-М204В мощностью 135 л.с. В армии использовался также седельный тягач «502В», буксировавший 12-тонный полуприцеп с зенитным ракетным комплексом «Даль». В 1954 г. в соответствии с постановлением Советского правительства на МАЗе было образовано специальное конструкторское бюро (СКВ), создавшее гамму тяжелых полноприводных военных автомобилей и преобразованное впоследствии в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Их деятельности посвящена следующая статья энциклопедии. Что же касается головного Минского автозавода, то в рамках этого постановления в середине 50-х гг на нем было изготовлено два опытных образца многоцелевого тягача МАЗ-532 (4х4) со 165-сильным дизелем ЯАЗ-206, а в последующее время для армии завод предлагал только доработанные варианты своих серийных грузовиков. Поначалу к ним относились бескапотные 7,5-тонные автомобили МАЗ-500 со 180-сильным дизелем ЯМЗ-23б\/6, выпускавшие ся с 1965 г. Для армии был создан высокобортный МАЗ-500Г, а серийные шасси использовались в основном для топливозаправщиков АТЗ-8-500 и ТЗА-7,5-500А. Единственной специальной армейской машиной того времени был бес-капотный грузовик МАЗ-505 (4х4) – вариант серии «502», собранный в опытных образцах в начале 60-х гг., в процессе доводки 500-й серии Во второй половине 70-х гг. эту гамму сменила 8-тонная серия МАЗ-5335, а в 80-е гг. – МАЗ-5337. Они поступали на вооружение в версиях с металлической платформой и тентом или как топливозаправщики. В начале 90-х гг., после образования независимой Республики Беларусь, положение МАЗа оказалось достаточно сложным, но уже через несколько лет он мог предложить ряд новых гражданских и армейских автомобилей. С 1995 г. для национальных вооруженных сил завод выпускает 11-тонный грузовик-тягач МАЗ-6317 (6х6) со всеми односкатными колесами и металлической платформой, дизельными двигателями ЯМЗ-238Д или ЯМЗ-7511 мощностью 330 и 390 л.с, механической 9-ступенчатой коробкой передач, системой регулирования давления воздуха в шинах, 12-тонной лебедкой и удлиненной кабиной со спальным местом. В 1996 г. на его базе создан седельный тягач «6425» для работы в составе 44-тонного автопоезда, а в 1999 г. – армейский 6-тонный грузовик МАЗ-531605 (4х4). В декабре 1997 г. прошли первые испытания 40-зарядной системы залпового огня «БелГрад», аналогичной установке БМ-21 «Град», но смонтированной на шасси «6317» с 425-сильным дизелем и задними винтовыми домкратами. Удлиненная грузовая платформа МАЗа позволила разместить на ней также стеллажи для реактивных снарядов и места для боевого расчета. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|