|
||||
|
ФОР УИЛ ДРАЙВ (FOUR WHEEL DRIVE, FWD) Кл интон в илл/М илуОКИ/ Даунерс Гроуе США Китченер Канада 1912- Полное название компании «Фор У ил Драйв», более известной под аббревиатурой FWD (эф-дабл-ю-ди), переводится «привод на четыре колеса». Она считается первым в мире изготовителем полноприводных автомобилей, наибольшая часть которых долгое время поступала в вооруженные силы США. В начале XX века в Клинтонвилле, штат Висконсин, ее основали выходцы из Германии Отто Захов (Otto Zachow) и Вильгельм (Уильям) Бессердих (Wilhelm Besserdich), которые решили применить в деле разработанные ими двойные шарниры равных угловых скоростей для привода передних управляемых колес автомобиля. В 1908 г они построили опытное паровое шасси с колесной формулой 4x4, а через год собрали полноприводную 7-местную легковую машину «Бэджер» (Badger). Американское военное ведомство заинтересовалось ею и в 1911 г. провело испытания автомобиля. В марте следующего года первый 1,5-тонный грузовик «Фор Уил Драйв» (4x4) с 45-сильным мотором победил в пробеге Вашингтон-Индианаполис, а затем служил на мексиканской границе. Первые успехи доказали перспективность полного привода в военном деле. Так на многие годы главным направлением деятельности фирмы «Фор Уил Драйв» стало производство армейской вседорожной техники. Фор Уил Драйв В, 4X4,1915 г. Фор Уил Драйв В, 4X4,1917 г. Фор Уил Драйв НН6, 4X4,1930 г. Фор Уил Драйв М7, 4X4,1930 г. В 1912 г. компания «Фор Уил Драйв» по заказу военного ведомства США построила 3-тонный грузовик модели В с местом водителя над моторным отсеком, который стал прообразом многих последующих автомобилей. Он получил рядный 4-цилиндровый 6,4-литровый двигатель «Висконсин» (Wisconsin) мощностью 36 л.с, 3-ступенчатую коробку передач с шестернями постоянного зацепления в блоке с раздаточной коробкой и межосевым блокируемым дифференциалом, неразрезные мосты с коваными балками, двухконтур-ный механический привод всех колесных тормозов с наружными колодками и деревянные односкатные спицевые колеса с массивными шинами. В1913 г. его серийное производство началось на новом заводе, а с поступлением крупных военных заказов эти машины собирали также фирмы «Киссел» (Kissel), «Пирлесс» (Peerless) и «Премьер» (Premier). В армиях разных стран автомобиль «Фор Уил Драйв В», выпущенный в количестве около 16 тыс. экземпляров, служил как многоцелевой грузовик, артиллерийский тягач, самосвал, автоцистерна, шасси для военного оборудования. В нескольких исполнениях он выпускался до 1937 г., получив 4-ступенчатую коробку передач, электрический стартер, закрытую кабину, дисковые колеса и пневматические шины. Большинство последующих грузовиков «Фор Уил Драйв» являлись вариантами серии В. К ним относятся разработанные в середине 20-х гг. капотные 1,5- и 2-тонные версии с задними двускатными колесами и высокими упрощенными кабинами с прямоугольным капотом. В1927-30 гг. в армию США поступали доработанные гражданские 2-тонные грузовики CU6 с 92-сильным мотором «Уокеша» (Waukesha) и не свойственной военным машинам хромированной облицовкой радиатора. В 1930 г. их сменили 2-тонные военные грузовики НН6 и 5-тонные М7 (4x4) с вынесенным в передний свес рамы силовым агрегатом и крупными фарами, укрепленными по бокам кабины. Их комплектовали 6-цилиндровыми двигателями «Уокеша» мощностью 73 и 127 л.с. соответственно, 4-ступенчатыми коробками передач «Браун-Лайп» (Brown-Lipe), мостами «Фор Уил Драйв» или «Висконсин». Для замены серии В в армию поставили 240 таких машин. В 1932-33 гг. фирма построила прототипы бронеавтомобиля Т11 (4x4) со 115-сильным двигателем «Кадиллак» (Cadillac) V8, 5-ступенчатой коробкой и поворотной башней с пулеметами разного калибра. К концу 30-х гг. компания «Фор Уил Драйв» сформировала широкую гамму гражданских полноприводных автомобилей, но с началом Второй мировой войны так и не смогла получить от военного ведомства США крупные заказы. Первые контракты на поставку своих машин в Канаду и Великобританию фирма заключила лишь в 1941-42 гг. Они касались 3,5-тонных грузовиков и седельных тягачей с 5-тонным полуприцепом, выполненных на капотном коммерческом шасси HAR (4x4) с двигателем «Уокеша» (5,2 л, 88~95 л.с), 5-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller) и одноступенчатой цепной раздаточной. Эта серия включала модели HAR-01 с 6,8-тонной лебедкой, размещенной за цельнометаллической кабиной, и HAR-03 без лебедки. Фор Уил Драйв HAR-03, 4X4,1942 г. Фор Уил Драйв HAR-1, 4x4,1943 г. Фор Уил Драйв SU-COE, 4X4,1943 г. Фор Уил Драйв SU-SPM, 4X4,1944 г. Фор Уил Драйв YU, 4X4,1942 г. Их собирали на головном предприятии в США и канадском заводе в Китченере, провинция Онтарио. На основе этих машин в 1943 г. началось производство 4-тонного армейского грузовика HAR-1, отличавшегося лишь характерным оперением, открытой кабиной с мягким верхом, стальным кузовом с тентом, задними двускатными колесами и передней лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс. За два года фирма изготовила около 9 тыс таких машин, поступавших в армии США и Великобритании. Наиболее известными военными автомобилями «Фор Уил Драйв» стали бескапотные 5-тонные машины серии SU (SU-COE), выпускавшиеся в 1943-45 гг. для США и союзных стран. В отличие от гаммы HAR грузовики SU комплектовались 6-цилиндровым мотором «Уокеша» (8,5 л, 126 л.с), всеми односкатными 20-дюймовыми колесами и обтекаемыми цельнометаллическими кабинами гражданского образца. Короткобазные артиллерийские тягачи SU-SPM (Special Prime Mover) получили открытую кабину с двумя откидными лобовыми стеклами. Индекс SU носили также 10-тонные капот -ные тягачи 6x6, построенные зимой 1945 г. в опытных образцах. В 1941-42 гг. в американские войска поступали и другие гражданские бескапотные машины «Фор Уил Драйв» с полезной нагрузкой 5~б т, унифицированные с гаммой SU. Грузовики CU со 100-сильным дизелем «Камминс» (Cummins) использовались как тягачи, а длиннобазные 138-сильные шасси YU с двумя лебедками и краном служили в инженерных частях. За два последних военных года фирма собрала также около 200 грузовиков «Уайт-666» (White) и шасси «Брокуэй С666» (Brockway). После войны компания «Фор Уил Драйв» заметно сократила свою гражданскую программу, давно требовавшую модернизации, а в армию продолжала поставлять 5-тонные грузовики серии НА, которые в 1955 г. заменили обновленной гаммой S500. К тому времени фирма, утерявшая лидерство в области машин 4x4 и попавшая в трудное финансовое положение, начала активные поиски новых сфер деятельности, которые позволили бы ей избежать конкуренции со стороны крупных корпораций. Так в военной программе «Фор Уил Драйв» появились шасси с колесными формулами 4x2, 4x4, 6x4 и 6x6 для кранов, экскаваторов, траншеекопателей, буровых установок, снегоочистителей и различных аэродромных машин, а также прототипы собственного джипа, построенного в 1954 г. для замены машин «Виллис-МВ» (Willys). Джип «Фор Уил Драйв», 4X4,1954 г. Фор Уил Драйв MMV, 4x4,1979 г. Фор Уил Драйв 8-320В, 8X8,1956 г. Фор Уил Драйв A/S32P-2, 8X8,1962 г. Кратковременное мировое лидерство ей принесли разработки принципиально новых видов полноприводной вездеходной техники на пневматических катках, проводившиеся в 1955-58 гг. по заданию военного ведомства. Первым появился опытный транспортер ХМ357 «Терракрузер» (Terracruzer) 8x8 на двух 4-колес ных тележках с ведущими эластичными катками низкого давления системы «Роллигон» (Rolligon) диаметром 1068 мм и шириной 1524 мм, приводившимися от 340-сильного двигателя «Континентал» (Continental) посредством автоматической 6-ступенчатой коробки передач «Эллисон» (Allison) и сложных зубчатых передач. В 1956 г. для ВВС США фирма собрала транспортер ММ-1 с механической 5-ступенчатой коробкой, измененной схемой привода катков и централизованной системой их подкачки, служивший для доставки ракет в труднопроходимых районах. Одновременно был создан седельный тягач «8-320В» соппо-зитным 250-сильным мотором «Континентал» воздушного охлаждения, автоматической 4-ступенчатой коробкой и усиленными катками «Гудьир» (Goodyear). Он предназначался для перевозки на 2-осном полуприцепе ракет «Матадор» (Matador) длиной более 12 м. На испытаниях автопоезд достигал скорости 65 км/ч и преодолевал подъемы крутизной 60%. В 1957 г. построили последний облегченный низкорамный транспортер ХМ401, получивший новую систему привода и модернизированные катки. Все эти конструкции, оказавшиеся ненадежными, слишком сложными и тяжелыми, остались в экспериментальных образцах. Работу над ними фирма прекратила в декабре 1958 г., а неудача на долгое время лишила ее военных заказов. Вновь попавшая в кризисное состояние, в 1959 г. компания «Фор Уил Драйв» смогла организовать выпуск новой и последней гаммы полноприводных автомобилей «Трэкшенир» (Tractioneer), а также создать специальные шасси для аэродромных пожарных машин. В начале 60-х гг. она предлагала варианты МВ-1А (6x6) и A/S32P-2 (8x8) пенного тушения с вместительной кабиной с лафетными стволами на крыше и в передней стенке, насосом с подачей 2300 л/мин и запасом воды до 8,7 тыс. л. Первый оснащался 340-сильным двигателем «Континентал», вторая машина полной массой свыше 30 т получила два таких же мотора, развивавших 680 л.с. Последняя попытка внедриться в военную область относится к концу 70-х гг. Малоизвестным остается факт, что в то время в разработке перспективного многоцелевого автомобиля, будущего «Хаммера» (Hummer), принимала участие и компания «Фор Уил Драйв». Она разработала собственный «модульный военный автомобиль» MMV (Modular Military Vehicle) 4x4 с простыми обтекаемыми формами, свойственными легковым машинам. Он предлагался в грузовом, грузопассажирском и санитарном исполнениях, оснащенных 100-сильным дизелем «Дойц» (Deutz) воздушного охлаждения, механической 4-ступенчатой коробкой, дифференциалами повышенного трения и гидроусилителем рулевого механизма. Фор Уил Драйв RB662158 (66ТТ50/66ТТ60) Трэкшенир, 6X6,1984 г. Фор Уил Драйв RB441644 (44СТ4) Трэкшенир, 4x4,1980 г. В конце 70-х и в 80-е гг. фирма поставила в вооруженные силы США и азиатских стран небольшие партии армейских капотных грузовиков и тягачей серии «Трэкшенир». Среди них были 7,5-тонный тактический грузовик RB441644 (44СТ4) 4x4 и 13,5-тонный RB6621 (66СТ5) 6х6 с дизельными двигателя ми «Камминс» или «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) мощностью 230~275 л.с, собственными 10-ступенчатой коробкой передач и многодисковым механизмом блокировки дифференциалов. В середине 80-х гг. в рамках программы создания танкового транспортера НЕТ фирма получила заказ на 200 седельных тягачей RB662158 (6х6) в вариантах 66ТТ50 и 66ТТ60 для буксировки полуприцепов с танками М60А1 или М1 «Абраме» (Abrams) при полной массе автопоездов 70~8б т. Машины предлагались с различными дизельными моторами мощностью 330-435 л.с, 10-ступенчатой коробкой «Фуллер», мостами «Рокуэлл» (Rockwell) и лебедками с тяговым усилием 45 тс По шоссе они развивали скорость 70 км/ч и имели запас хода 1000 км. С ними была унифицирована эвакуационная машина RB662144 (66WT22). В последующее время компания «Фор Уил Драйв» предлагала военным лишь шасси для аэродромных пожарных машин с оборудованием фирмы «Сигрэйв» (Seagrave). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|