Самолеты второй мировой войны


«'Чайки» прошли полпути


Михаил Маслов

Летом 1941 года в истории истребителей бипланной схемы началась последняя заключительная страница боевой истории. Советская авиация, подтянутая в основной своей массе к западным границам СССР, имела таких двукрылых машин тогда, пожалуй, больше всех в мире. Истребители И-153 наряду с другим самолетом конструкции Николая Поликарпова - И-16- составляли основу истребительной авиации ВВС РККА.

По состоянию на 22 июня 1941 года в западных округах насчитывалось 1300 истребителей типа И-153. Кроме этого, около трехсот «Чаек» и И -15бис входили в состав штурмовых авиаполков. Распределение машин по округам выглядело следующим образом:

ВВС Ленинградского военного округа - 179 самолетов И-153 (Истребительные авиаполки 7, 19, 26, 153, 154-й).

ВВС Прибалтийского военного округа - 284 самолета И-153 (Истребительные авиаполки 15, 21, 38, 42, 49, 148-й).

ВВС Западного особого военного округа - 241 самолет И-153 (Истребительные авиаполки 123,122,127,129-й).

ВВС Киевского особого военного округа - 454 И-153 (Истребительные авиаполки 12, 20, 23, 46, 91, 92, 149, 164, 165-й).

ВВС Одесского военного округа -143 И-153 (4 и 55-й авиаполки).

С учетом «Чаек», определенных в штурмовые авиаполки (61,241,74,62, 66, 299-й), общее количество таких истребителей превышало третью часть всех советских потребителей, * сосредоточенных на западной границе (4226 самолетов) и приближалось к полутора тысячам.

Кроме сухопутных войск истребители И-153 имелись и на советских европейских флотах. Хотя официально Министерство Обороны СССР называло цифру о наличии в авиации Балтийского, Северного и Черноморского флотов 687 истребителей типа И-153 и И-15бис, флотские данные: 350 самолетов, то есть почти ровно в два раза меньше. Связано подобное расхождение, с тем, что многие полки находились в стадии формирования.

22 июня 1941 года в ВВС Краснознаменного Балтийского Флота имелось 108 истребителей И-153 (12, 13, 104-я, - отдельные авиаэскадрильи и 71-й истребительный авиаполк), в ВВС Черноморского флота 76 И-153 (8, 9, 32-й авиаполки), в ВВС Северного флота 18 И-153 (72-й смешанный авиаполк, 147-й истребительный авиаполк).

Кроме вышеперечисленных соединений, самолеты типа И-153 имелись в резервных авиаполках, летных школах и на Дальнем Востоке. Практически всем этим машинам несколько позже также пришлось включиться в боевые действия.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх