|
||||
|
Чайка на лыжах в стандартной зеленой окраске. Звезда на киле - в черной окантовке и с черным кольцом внутри звезды. В середине 1943 года истребители И-153 в районе Ленинграда имелись в основном в авиации Балтийского флота. По нескольку штук (количество было непостоянным, так как машины уходили в ремонт и возвращались, передавались в другие полки) имелось несколько «Чаек» в 3-м, 4-м, 10-м Гвардейских истребительных авиаполках и 7-м авиазвене П ВО. Десяток машин вплоть до июля базировались на острове Лавенсаари - в основном это были истребители 10-го ГИАП. Активизация вражеской авиации летом 1943 года, сложность перехвата немецких бомбардировщиков Ю-88 и Хе-111, явное неравенство в схватках с поступившими ФВ-190 привели к тому, что на Лавенсаари были переведены истребители Як-1 из состава 3-го ГИАП, а заслуженные ветераны И-153 определены в этом районе на вспомогательные роли. Именно со второй половины 1943 года упоминание о боевых действиях И-153 становится все реже и реже. Большинство тех немногих оставшихся машин к этому моменту уже выработали свой ресурс, поэтому всякое их применение становилось ограниченным. Как уже говорилось выше, И-153, переданные летом 1941 года для противовоздушной обороны Москвы и Ленинграда, к концу года в основном были потеряны. Вообще, наличие истребителей И-153 в войсках ПВО в конце 1941 года было мало, всего 54 машины. К лету 1942 года неожиданно много истребителей И-153 скопилось в зоне противовоздушной обороны города Баку. Сюда отходили на переформирование многие потрепанные в боях авиасоединения, которые оставляли при получении новой техники своих бывалых, заплатанных воздушных ветеранов. Баку кроме того являлся важным стратегическим пунктом снабжения воюющей страны нефтепродуктами, сюда были эвакуированы многие оборонные предприятия, через город шли поставки военных грузов от союзников. Летом 1942 года Баку был одним из самых хорошо защищенных с воздуха городов, по количеству расположенных здесь истребителей он уступал, пожалуй, только Москве. На вооружении 8-го ИАК ПВО города Баку имелось 266 истребителей, львиную долю которых составляли «Чайки» - 141 машина. Такое положение вещей впрочем было недолгим, ибо подобно тому, как за год до этого И-153 штурмовали немцев, подходящих к Москве, летом 1942 года, соединениям двукрылых истребителей пришлось включиться в оборону Кавказа. Нелегко было в то лето воевать на стареньких уже машинах, однако воевали, и подчас весьма неплохо. В середине августа шестерка И -153 738-го ИАП, прикрывающая наземные войска в районе станицы Червленая под Грозным, была атакована парой Ме-110 и сбила их. Участник этого боя, летчик Лебедев (впоследствии стал одним из самых известных советских полярных пилотов) в последних числах октября вылетел на перехват четверки Ю-88, заходящих на бомбардировку города Орджоникидзе. На своей «Чайке» сбил ведущего группы в лобовой атаке, остальных разогнал. Использование истребителей И-153 в оборонительных боях 1942 года привело к их неуклонному сокращению в системе ПВО. Во второй половине ноября 1942 года 8 ИАК ПВО города Баку оставалось лишь 20 исправных «Чаек». Да и в остальных частях противовоздушной обороны количество бипланов резко уменьшилось - «Чаек», обороняющих тыловые объекты, тогда было немногим более 80.1943 год стал последним годом присутствия этих истребителей в ПВО. В 1944 году старые самолеты были здесь полностью заменены современными машинами. К 1945 году небольшое количество И-153 оставалось на Северном флоте и Дальнем Востоке. В боевых действиях эти самолеты участия уже не принимали. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|