|
||||
|
* * * Под общим руководством С. К. Туманского в 1960- 1969 гг., при соблюдении строжайшей секретности были развернуты работы по созданию принципиально нового типа энергетической силовой установки ТУ-5 («Тополь», в последующем «Топаз»). Следует иметь в виду, что энергоемкость ядерных источников энергии на несколько порядков выше химических и солнечных, и в ряде случев (например, полеты к удаленным планетам солнечной системы) они оказываются предпочтительнее, а для больших многокиловаттных мощностей - и единственно возможными. Создание подобных ядерных энергетических установок представляет собой принципиально новое направление энергетики, синтезирующее достижения в области атомной науки и техники, теплотехники и гидродинамики, физики низкотемпературной плазмы, электротехники, автоматики и металловедения. В установке, работа которой основана на непосредственном термоэмиссионном преобразовании тепловой энергии в электрическую, используется малогабаритный ядерный реактор-преобразователь и высокотемпературная жидко-металлическая система теплоотвода. Реактор-преобразователь работает на тепловых нейтронах и использует в качестве теплоносителя эвтектический натрий-калиевый сплав. Технические характеристики установки: электрическая мощность, кВт - 5…7; напряжение постоянного тока, В - до 30; максимальная температура теплоносителя, °С - 600; ресурс, ч - 10000. Будет нелишним подчеркнуть, что в области разработок такого рода установок наша страна шла впереди других стран начиная с создания первого в мире реактора-преобразователя «Топаз» и кончая созданием термоэмиссионных ядерно-энергетических установок (ТЯЭУ) космического назначения. Несмотря на особую секретность этих работ, было известно, что в США тогда удалось достичь в подобных установках электрической мощности только 0,5 кВт. Основными достоинствами таких установок являются: компактность и малый удельный вес, независимость от условий освещенности, радиационных, барометрических и других условий в космическом и околопланетном пространстве, возможность регулирования мощности в широких пределах. ТЯЭУ могут найти широкое применение для питания аппаратуры искусственных спутников телевидения, радиовещания, автоматических метеорологических станций и для решения других задач при исследовании космического пространства. Непосредственно руководил этим направлением Главный конструктор Г. Л. Лившиц и Г. М. Грязнов. ^Туманский возглавил решение и второй нетрадиционной для нашего коллектива военно-технической проблемы - создание ракетных двигателей (ЖРД) для ракет различного назначения. Работы эти весьма плодотворно велись у нас в 1959-1964 гг. под руководством заместителя Генерального конструктора Б. Н. Лесуна и В. Г. Степанова. Работая над этой темой, был использован уже имеющийся опыт фирмы, которой руководил А, М, Исаев. Плодотворное сотрудничество с этой организацией позволило в очень короткие сроки создать двигатели Р201-300, Р209-300 и другие интересные силовые установки. Остановимся на двух из них. Двигатель Р201-300 предназначался для ракеты «воздух - земля», а двигатель Р209-300 для ракеты-мишени главного конструктора А. Я. Березняка. Государственные испытания прошли в 1965 г. Двигатель Р201-300 - многорежимный, одноразового действия, с турбонасосной подачей компонентов. Основные данные двигатели Р201-300: Стартовый режим: тяга, кг (Н = 10 км) - 8350; удельная тяга, кг сек/кг (Н = 10 км) - 256, (Н = 25 км) -250. Максим, маршевый режим: тяга, кг (Н = 25 км) - 1400, удельная тяга, кг сек/кг, (Н = 25 км) - 253. Топливо: окислитель АК-27И, горючее ТГ-02. Максимальное время работы, сек - 530. Сухой вес, кг - 112. Двигатель Р209-300 - двухрежимный, одноразового действия, с турбонасосной подачей компонентов. Основные данные двигателя Р209-300: Стартовый режим: тяга, кг (Н = 10 км) - 3300; удельная тяга, кг сек/кг, (Н = 10 км) - 247, (Н = 25 км) -264. Максим, маршевый режим: тяга, кг (Н = 25 км) - 650; удельная тяга, кг сек/кг, (Н = 25 км) - 250. Топливо: окислитель АК-27И, горючее ТГ-02. Максимальное время работы, сек - 820. Сухой вес, кг - 80. Возможность глубокого дроссерирования режима по тяге и увеличенный ресурс обоих двигателей обеспечивает большую дальность полета ракет, на которые они устанавливаются. В первой половине 60-х годов уже сложившийся у нас высококвалифицированный коллектив, накопивший |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|