* * *


Под общим руководством С. К. Туманского в 1960- 1969 гг., при соблюдении строжайшей секретности были развернуты работы по созданию принципиально нового типа энергетической силовой установки ТУ-5 («Тополь», в последующем «Топаз»).

Следует иметь в виду, что энергоемкость ядерных источников энергии на несколько порядков выше химических и солнечных, и в ряде случев (например, полеты к удаленным планетам солнечной системы) они оказываются предпочтительнее, а для больших многокиловаттных мощностей - и единственно возможными.

Создание подобных ядерных энергетических установок представляет собой принципиально новое направление энергетики, синтезирующее достижения в области атомной науки и техники, теплотехники и гидродинамики, физики низкотемпературной плазмы, электротехники, автоматики и металловедения. В установке, работа которой основана на непосредственном термоэмиссионном преобразовании тепловой энергии в электрическую, используется малогабаритный ядерный реактор-преобразователь и высокотемпературная жидко-металлическая система теплоотвода. Реактор-преобразователь работает на тепловых нейтронах и использует в качестве теплоносителя эвтектический натрий-калиевый сплав.

Технические характеристики установки:

электрическая мощность, кВт - 5…7;

напряжение постоянного тока, В - до 30;

максимальная температура теплоносителя, °С - 600;

ресурс, ч - 10000.

Будет нелишним подчеркнуть, что в области разработок такого рода установок наша страна шла впереди других стран начиная с создания первого в мире реактора-преобразователя «Топаз» и кончая созданием термоэмиссионных ядерно-энергетических установок (ТЯЭУ) космического назначения.

Несмотря на особую секретность этих работ, было известно, что в США тогда удалось достичь в подобных установках электрической мощности только 0,5 кВт.

Основными достоинствами таких установок являются:

компактность и малый удельный вес,

независимость от условий освещенности, радиационных, барометрических и других условий в космическом и околопланетном пространстве,

возможность регулирования мощности в широких пределах.

ТЯЭУ могут найти широкое применение для питания аппаратуры искусственных спутников телевидения, радиовещания, автоматических метеорологических станций и для решения других задач при исследовании космического пространства.

Непосредственно руководил этим направлением Главный конструктор Г. Л. Лившиц и Г. М. Грязнов.

^Туманский возглавил решение и второй нетрадиционной для нашего коллектива военно-технической проблемы - создание ракетных двигателей (ЖРД) для ракет различного назначения. Работы эти весьма плодотворно велись у нас в 1959-1964 гг. под руководством заместителя Генерального конструктора Б. Н. Лесуна и В. Г. Степанова. Работая над этой темой, был использован уже имеющийся опыт фирмы, которой руководил А, М, Исаев.

Плодотворное сотрудничество с этой организацией позволило в очень короткие сроки создать двигатели Р201-300, Р209-300 и другие интересные силовые установки. Остановимся на двух из них.

Двигатель Р201-300 предназначался для ракеты «воздух - земля», а двигатель Р209-300 для ракеты-мишени главного конструктора А. Я. Березняка. Государственные испытания прошли в 1965 г.

Двигатель Р201-300 - многорежимный, одноразового действия, с турбонасосной подачей компонентов.

Основные данные двигатели Р201-300:

Стартовый режим:

тяга, кг (Н = 10 км) - 8350;

удельная тяга, кг сек/кг (Н = 10 км) - 256, (Н = 25 км) -250.

Максим, маршевый режим:

тяга, кг (Н = 25 км) - 1400,

удельная тяга, кг сек/кг, (Н = 25 км) - 253.

Топливо: окислитель АК-27И, горючее ТГ-02.

Максимальное время работы, сек - 530.

Сухой вес, кг - 112.

Двигатель Р209-300 - двухрежимный, одноразового действия, с турбонасосной подачей компонентов. Основные данные двигателя Р209-300: Стартовый режим: тяга, кг (Н = 10 км) - 3300;

удельная тяга, кг сек/кг, (Н = 10 км) - 247, (Н = 25 км) -264.

Максим, маршевый режим:

тяга, кг (Н = 25 км) - 650;

удельная тяга, кг сек/кг, (Н = 25 км) - 250.

Топливо: окислитель АК-27И, горючее ТГ-02.

Максимальное время работы, сек - 820.

Сухой вес, кг - 80.

Возможность глубокого дроссерирования режима по тяге и увеличенный ресурс обоих двигателей обеспечивает большую дальность полета ракет, на которые они устанавливаются.

В первой половине 60-х годов уже сложившийся у нас высококвалифицированный коллектив, накопивший








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх