ВНИМАНИЕ, "КОБРА"!


(Боевой кот воздушной кавалерии)

Михаил НИКОЛЬСКИМ

Окончание. Начало в, "АиК" выпуск 25 и 26

Противостояние: "Хью Кобры" в Европе В начале семидесятых годов, по оценкам западных разведслужб, танковая группировка стран Варшавского договора в центральной Европе насчитывала 17000 единиц; при необходимости, в течении месяца к 17000 танкам могло добавиться еще около 13000, Мощный танковый каток был вполне способен раскатать силы НАТО тонким слоем на пространстве от Эльбы до Ла-Манша» Русские танки были подлинным кошмаром для натовских стратегов. Можно сказать» что разработка большинства новых систем оружия велась на Западе под девизом: "Остановить танки". В конечном итоге, проблему борьбы с танками в Европе успешно удалось решить только известному стратегу М.С. Горбачеву. Но это было совсем недавно, а в те годы никто из американских генералов и думать не мечтал о подобном подарке.

Успешное применение во Вьетнаме вертолетов, вооруженных ПТУР "Toy", убедило командование американской армии в эффективности этого оружия в борьбе с танками. Но, Вьетнам - не Европа, требовалось проверить, смогут ли вертолеты действовать столь же эффективно и в условиях европейского театра военных действий, сильно насыщенного самыми современными средствами ПВО. Предварительные оценочные испытания вертолета,- вооруженного ПТУР "Toy", проводились в Калифорнии на полигоне Хантер-Лиггетт. В августе 1972 г. испытания решили продолжить на натуре. В Западной Германии состоялись беспрецендент-ные маневры по оценке действии вертолетов против танков. В них приняли участие американские вертолеты AH -1G и ОН-58 с одной стороны, и танки "Леопард" бундесвера, усиленные американскими ЗСУ "Вулкан" на гусеничном шасси с другой. Танки поддерж и вали истребите л и-бомбарди-ровщики Люфтваффе F-104G. "Хью Кобры" были оснащены ПТУР "Toy". Учения были замечательны не коли-чеством принимавшей в них участие боевой техники; скажем, ежегодные учения НАТО "Осенняя кузница" по масштабам многократно превосходят военную игру, состоявшуюся тем летом. Дело в другом: чтобы максимально приблизить учения к реальности, границы полигона были расширены до размеров целой земли, "Леопардам" раз ре шалое ь с вобод но ма неври ровать по территории всей Баварии, не объезжая фермерские поля или изгороди, в покое оставляли только строения. В ходе учений отрабатывалась тактика использования вертолетов против танков. Десять раз проигрывался вариант две "Кобры" против взвода танков с приданными ЗСУ и тридцать раз - смешанная команда из двух OH-58 и одной "Кобры" против тех же танкистов. Пуск ПТУР имитировался лучом лазера с выдержкой времени, соответствующего времени полета реальной ракеты. В случае удачи луч попадал на приемник излучения, установленный на танке, или ЗСУ, после чего поджигалась дымовая шашка, - результат был налицо. Аналогично стреляли и танки с зенитками, только дымил вертолет,

Результаты учений ошеломили даже самых горячих энтузиастов боевых вертолетов. Первоначально планировалось провести восемьдесят дуэлей "вертолеты - танки". Оказалось, достаточно шестидесяти. Зенитным огнем было "уничтожено" 10 вертолетов АН-1С, 4 вертолета ОН-58, "потери" танкистов были гораздо внушительнее - 167 танков и 29 ЗСУ» Соотношение потерь: на одну "сбитую" "Кобру" - 19,6 уничтоженных танков и ЗСУ. Самолетам вообще не удалось сбить ни один вертолет. Наилучшей была признана тактика атаки танков смешанным подразделением вертолетов в составе ударного АН-1G и разведывательного ОН-58.

Атака наземных целей в смешанных боевых порядках уже успешно практиковалась американскими вертолетчиками во Вьетнаме. Но применение вертолетов в Европе имело свои особенности. Тактика отличалась разительно. Во Вьетнаме - скоростной полет на малой высоте, стремительная атака и энергичный выход из нее с набором высоты. Боевые действия велись над территорией, неконтролируемой армией США. В Европе во главу угла была положена скрытность действий. Поиск и наведение на цель ударного вертолета осуществлял разведчик. После обнаружения цели экипаж "Кобры* осуществлял прицеливание и пуск ПТУР с режима висе-ния или на малой (не выше 90 км/ч) скорости, на предельно малой высоте. После поражения цели или промаха "Кобра" уходила вниз» под деревья, или за естественные укрытия (овраги, строения и т.д.). По мере возможности боевой вертолет не пересекал "линию фронта".


"Кобра" па учениях в ФРГ - под крылом пусковые установки ПТУР TOW и НУ PC. на ту реле - "Мичиган"


"Кобра", укрывшаяся на опушке леса


Принципиально подобная тактика не изменилась до сих пор, но уже сразу после опубликования в открытой прессе результатов учений она была подвергнута серьезной критике, а результаты самих учений поставлены под сомнение. Наличие двух разных типов вертолетов в составе одной команды усложняло техническое обслуживание, а самое главное -в реальных боевых действиях оптимальное соотношение (четыре разведчика на семь боевых вертолетов) между ударными и раз веды вател ь н ы м и машинами неизбежно нарушится из-за потерь и отказов техники, что делать тогда? В тридцатые годы во всем мире была популярна теория взаимодействия скоростных и маневренных истребителей, которая рассыпалась в прах в небе Испании, Халхин-Гола и СССР. Обозреватель журнала "Авиэйшн уик энд спэйс текнолоджи" отмечал, что сами учения больше напоминали игру в кошки-мышки, чем реальные боевые действия. Широкомасштабная война будет состоять не из серии отдельных схваток, а из масштабных столкновений, где численное превосходство танков может сыграть решающую роль. Внезапной обычно быва-ет лишь первая атака, к последующим ударам вертолетов танкисты успеют подготовиться и встретят их во всеоружии. Попасть же в вертолет, как известно по опыту войны во Вьетнаме, не очень сложно. Сбивать не обязательно, достаточно вы вести из строя; в случае стремительного танкового прорыва отремонтировать его уже не будет времени, В ходе учений вертолеты не несли реальных ракет или их массо габаритных заменителей, заправка топливом была неполной, -как следствие, маневренность была не адекватна полностью загруженному боевому вертолету. В качестве воздушного противника вертолета был выбран F-I04. Учитывая летные характеристики этого самолета на малых высотах и скоростях, напрашивается вывод, что это был рекламный трюк с целью демонстрации несбива-емости вертолета самолетом. В ходе учений проявились и чисто технические недостатки "Кобры" модели "G": при длительном полете на малой скорости или на режиме висения чрезмерно грелись двигатели. Надо сказать, что до сих пор в различных российских и зарубежных изданиях, когда речь ведется об эффективности противотанковых вертолетов, ссылаются на результаты учений 1972 г., причем оценки "потерь** вертолетов колеблются от 1:10 до 1:27. Видимо, авторы берут цифры из вторичных источников, поскольку в 70-е годы на Западе эти учения очень широко комментировались, и чуть ли не каждый обозреватель предлагал свою методику подсчета "сбитых" вертолетов с поправкой на реальные боевые действия.

Несмотря' на критику результатов учений, американцы максимум усилий направили на разработку и запуск в серийное производство специализированных противотанковых модификаций "Кобры" - моделей и "S". С января 1976 г. вертолеты AH-1Q начали поступать на вооружение воздушной кавалерии 1-го и 7-го корпусов армии США, которые размещались в ФРГ, причем первыми из-за океана прибыли АН-IS, переделанные из более ранних модификаций и еще не имевшие 20-мм пушек на турель-ных установках. К 197S г. в Европе имелось 10 вертолетных подразделений, имеющих на вооружении 230 "Хью Кобр" моделей и "S". В состав каждой тяжелой дивизии входил батальон армейской авиации в котором, наряду с другими подразделениями, находились и две противотанковые вертолетные роты. На вооружении каждой роты состояли 21 вертолет АН-1 "Хью Кобра", 12 вертолетов ОН-58 "Кайова" и 3 вертолета UH-1H "Хью". Основным тактическим противотанковым подразделением являлось звено из четырех "Кайов" и семи "Кобр", но обычно в состоянии боеготовности находилось три OH-5S и пять "Кобр" из состава звена. Вертолетный батальон придавался при необходимости дивизии. Координировал действия вертолетов и управлял ими командир дивизии или бригады. Каждая вертолетная рота имела свой транспорт, заправщики, запасные части и в течение некоторого времени могла действовать автономно.

Тактика применения вертолетов на европейском ТВД предусматривала взаимодействие "Кобр" со штурмовиками А-10А из 81-го тактического истребительного авиационного крыла. Постоянно штурмовики этой части базировались в Англии; в ФРГ имелись четыре аэродрома передового базирования, на которых постоянно находилось по восемь А-10А. Штурмовикам отводилась главная роль в уничтожету колебался от 640 м до .1500 м, в зависимости от высоты полета и состояния атмосферы.

Появление на вооружении авиации СССР и его союзников боевого вертолета Ми-24 вызвало шок у генералитета НАТО. Угроза пришла оттуда, откуда ее не ждали, американцы самонадеянно привыкли считать свою авиацию лучшей в мире. Противопоставить грозному "Хайнду" было нечего. Ми-24 не был специализированным противотанковым вертолетом, это машина поля боя - наследник знаменитого Ил-2. В то же время было ясно, что его целью будут не только наземные войска, а и боевые вертолеты, прежде всего - "Кобры". Поэтому возникла необходимость срочно выработать меры борьбы с русским вертолетом. Задачу уничтожения вертолетов Ми-24 должны были решать самолеты А-10А, но в сложных метеоусловиях при полетах на малой высоте к началу 1979 г. из-за столкновений с препятствиями разбились 13 штурмовиков, и ВВС запретили их полеты на сверхмалых высотах. Таким образом, в борьбе с боевыми вертолетами на самолеты особой надежды не было. Воздушный бой "вертолет против вертолета" не был новостью, еще в 1973 г. американцы исследовали возможность применения ракет ПЗРК "Рэд Ай" с вертолетов "Хью Кобра" для поражения малоскоростных воздушных целей, но тогда это были просто интересные опыты. С появлением Ми-24 воздушный бой вертолетов стал реальностью.


"Кобра" армии ФРГ, уже переоснащенная 20-мм пушкой


Пусковые установки ПТУР TOW на "Кобре"


Сравнительный анализ вертолетов Ми-24 и АН-IS показал, что, несмотря на очевидные преимущества первого, у "Кобры" есть неплохие шансы завалить "Хайнд" при выборе подходящей тактики. Советский вертолет имеет большие размеры, он более тяжелый и инертный, но легко разгоняется и имеет высокую скорость полета. На скорости 300 км/ч он способен выполнять установившийся разворот с перегрузкой 3G. Благодаря крылу, создающему значительную подъемную силу, разгружающую несущий винт, Ми-24 имеет хорошую маневренность на больших скоростях. В то же время, на малых скоростях и на режиме висения возникает интерференция воздушных потоков от крыльев и от несущего винта, ухудшающая маневренные и разгонные характеристики в этом диапазоне. Маневренность "Кобры" на малых скоростях лучше, а благодаря меньшим размерам, ее труднее обнаружить. Стрелковое вооружение "Кобры" на первый взгляд более мощное - трехствольная 20-мм пушка скорострельностью 780 выстрелов/мин с боезапасом 750 снарядов, дальность ведения эффективного огня - до 2000 м. Ми-24 был вооружен четырехствольным 12,7-мм пулеметом скорострельностью 4200 выстрелов/мин с дальностью эффективного ведения огня до 1500 м. На деле же получалось, что за меньшее время Ми-24, благодаря более высокой скорострельности пулемета, мог всадить свинца в "Кобру" гораздо больше, чем "Кобра" в него. Поражающее действие 20-мм снарядов ненамного превосходит 12,7-мм пули, а учитывая гораздо лучшую бронезащиту Ми-24, можно сказать, что в конкретном случае ( 20-мм пушка Ml97 против Ми-24 и 12,7 -мм пулемет ЯкБ против "Кобры") оно хуже. Пятисотметровое преимущество в дальности ведения эффективного огня из пушки компенсировалось более высокой скоростью полета Ми-24. Вооружение у обоих противников размещалось на турелях, углы обстрела турели "Кобры" были больше, но выяснилось, что при энергичном маневририровании приводы турели не успевают отслеживать воздушного противника, и точный огонь возможен только при небольших отклонениях стволов от оси вертолета. В дальнейшем огневую мощь Ми-24 значительно усилили установкой неподвижной двухствольной 23-мм пушки.

Ведение воздушного боя вертолетом против вертолета предусматривало, в первую очередь, применение стрелкового оружия. ПЗРК в то время еще не прижились на вертолетах, а возить самолетные ракеты типа "Сайдуиндера" вертолету было тяжеловато. Просчитывались варианты использования против воздушной цели штатных ПТУР. Вооружение Ми-24 и тут было предпочтительнее, хотя он и нес четыре ракеты против восьми у "Кобры". ПТУР "Фаланга" поражала цель на расстоянии до 4000 м и летела до нее 21 с, более совершенная ракета "Штурм" летела на 5000 м всего 10-11 с. ПТУР "Toy" имела дальность 3750 м и время полета 21 с. Реальной возможностью сбить воздушную цель имели только ПТУР "Штурм". От "Фаланги" и "Toy" вполне можно было уйти резким маневром.

Для экипажей "Кобр" выход был в применении оборонительной тактики: действия из засад, маневренный бой на малых скоростях и высотах. Ясно, что навязать свои условия поединка они могли, только если очень повезет. Несколько ослабило напряжение американских вертолетчиков в Европе появление на вооружении "Апа-чей", которые оснащались более современными ПТУР "Хеллфайр" и могли на равных бороться с Ми-24. В Европе, к счастью, противникам не удалось встретиться в воздушном бою, а вот на Среднем Востоке во время ирано-иракской войны воздушные бои иранских "Си Кобр" и иракских Ми-24 не были редкостью.

"Змеи" над песками После пятнадцатилетней мирной передышки американские "Хью Кобры" вступили в бой жаркой зимой 1990/91 г. Боевые вертолеты 1-й кавалерийской и 1-й бронетанковой дивизий были переброшены военно-транспортными самолетами из Европы и Штатов в Саудовскую Аравию, где приняли активное участие в операции "Буря в пустыне". До начала вторжения союзных сил в Кувейт экипажи вертолетов тренировались в полетах над пустыней и патрулировали свои тылы. В первый день наступления "Кобры" вместе с "Кайовами" вели разведку в интересах танкистов 1-й бронетаковой дивизии и прикрывали боевые машины с воздуха. В этот день "Кобры" загружались топливом и боеприпасами под самую завязку. Под крылья подвешивались по четыре ПТУР "Toy". Одного дня оказалось вполне достаточно, чтобы убедиться в несоответствии этих ракет требованиям современной войны. ПВО Ирака полностью подавлена не была, на переднем крае находилось значительное количество самоходных ЗРК с автономным радилокационным наведением и ЗСУ-23-4. Плоская поверхность пустыни позволяла издалека обнаруживать вертолеты, которые к тому же при пуске "Toy" имели крайне ограниченные возможности по маневрированию. Ракета, запущенная на максимальной дальности, летит 21 с, а время реакции "Шилки" после обнаружения цели 6-7 с. Поэтому, уже на следующий день на вертолеты стали подвешивать вместо четырех ПТУР два блока НАР с 14-ю ракетами "Гидра" 70 с кассетной боевой частью и две "Toy". Лазерный дальномер прицельной системы ПТУР позволял осуществлять точное наведение при пуске НАР. После пуска летчики получили возможность резким маневром выходить из атаки, не думая о наведении ракеты на цель. Вертолетная эскадрилья имела на вооружении девять вертолетов AH-1F и 15 ОН-58А/ С. Обычно в воздухе находились две "Кобры" и две "Кайовы", в то время как другая команда такого же состава дозаправлялась топливом и боеприпасами. В первый день вертолеты отлетали от точек базирования на 6-

7 км, вскоре танки союзников ушли вперед, и "Кобрам" приходилось летать за 40 км, чтобы отыскивать цели. Главным недостатком и "Кобр", и "Кайов" было отсутствие на них систем ночного видения, подобных системе TADS/PNVS, установленной на "Апачах". Положение усугублялось тем, что дым от пожаров нефтепромыслов и мельчайшая песчаная пыль сильно ограничивали видимость и в дневное время. Все экипажи имели очки ночного видения, но использовали их только для полетов по маршруту. Экипажи "Супер Кобр" корпуса морской пехоты были оснащены более совершенными очками и имели меньше проблем при атаках наземных целей в условиях плохой видимости.

8 какой-то мере положение улучшилось с установкой на невращающей-ся части 20-мм пушки лазерной системы AIM-1XL, которая проецировала точку прицеливания пушки на местность и воспроизводила ее на очках ночного видения, дальность действия системы была 3-4 км. Этими системами к началу войны успели оборудовать только "Кобры" 1-й бронетанковой дивизии.



"Кобры" во время* войны в Персидском заливе


Песчаные бури не только ухудшали видимость, песок стирал лопатки компрессоров двигателей Т53. Для эксплуатации в условиях пустыни навоздухозаборники двигателей планировалось установить специальные фильтры, но к началу войны сделать этого не успели. В среднем, движки меняли после 35 часов работы. На всех армейских "Кобрах** за время боевых действий по крайней мере один раз меняли двигатели, Эрозия лопаток компрессора могла стоить жизни летчику Гарри Мартину. 26 февраля 1991 г. вертолет под его командованием в условиях песчаной бури осуществлял наведение на иракские танки Республиканской гвардии самолетов F-16 и А-10А. Компрессор заклинило, когда "Кобра" находилась всего лишь в километре от ближайшего иракского Т-72. Мартин совершил вынужденную посадку с перегревшимся двигателем. Его и стрелка спасла великолепно налаженная поисково-спасательная служба. Верный спутник "Кобры" вертолет OH-58 кружил над местом посадки и наводил по радио на иракские танки ударные самолеты, которые отсекали их огнем.» не давая приблизиться к потерпевшей аварию "Кобре". Вскоре подоспела помощь в лице дальнего разведывательного патруля на БМП "Брэдли" и автомобилях "Хаммер". Экипаж был эвакуирован, но вертолетом пришлось пожертвовать. Всего, по американским данным, в результате летных происшествий были потеряны три вертолета АН-IF, по их же информации потерь от средств ПВО не было.

Всего в операции "Буря в пустыне" армейские "Кобры" налетали 8000 часов и выпустили более 1000 ПТУР "Tov",

Мирная передышка для вертолетов длилась два года. В декабре 1992 г. восемь вертолетов AH-1F из 3-й эскадрильи 17-го вертолетного полка, приданного 10-й горной дивизии армии США, в составе американского контингента сил ООН по поддержанию мира в Сомали, были переброшены на африканский континент. Сама миссия с треском провалилась (конечно, ее масштабы не идут ни в какое сравнение с событиями в Персидском заливе), но "Кобры*' лишний раз подтвердили свою репутацию простого и надежного вертолета. В Бэлн-догле, в 70 км от Могадишо, базировались "Соколы" (task force Faikon) в составе четырех АН-IF, шести ОН-58 и шести UH-60, такая же вертолетная группа, гордо именовавшая себя "Бандиты", базировалась в крупном городе-порте Кисмай, в 350 км на юг от столицы страны. В течении нескольких месяцев экипажи летали над "зоной смерти" - между столицей Могадишо и Кисмаем, сопровождая конвои грузовиков с гуманитарной помощью и транспортные "Блэк Хоу-ки'Ч Вертолеты часто подвергались обстрелу с земли, но потерь или повреждений от средств ПВО не было. Более страшным врагом, как и в Заливе (фильтры так и не были установлены), оказался мелкий красный песок, изъедавший лопатки компрессоров двигателей и лопасти несущего винта. Благодаря усилиям летно-тех-нического состава, боеготовность "Кобр" поддерживалась на уровне 80%. Кроме сопровождения конвоев, вертолеты часто привлекались к ведению разведки. На задание обычно уходила пара вертолетов - "Кобра" и "Кайова". На AH-1F подвешивались ПТУР "Toy" и блоки НАР. В одном из таких вылетов в январе 1993 г.."бандитской" "Кобре" удалось уничтожить грузовик с установленной на нем ракетной установкой. В апреле количество "Кобр" в Сомали уменьшилось до шести: ООН начала потихоньку сокращать свое военное присутствие в этой стране. Одной из последних операций на африканской земле, в которой приняли участие АН-1F, было уничтожение склада оружия мятежного генерала Мохаммеда Фарах Айдида в июне 1993 г.


"Кобра" в армии Израиля


В армии Израиля.

Ситуация на Ближнем Востоке напоминала противостояние НАТО и стран Варшавского договора в Европе, но была менее масштабной по последствиям военных столкновений и более "пожароопасной". Арабы горели желанием отомстить за разгром в шестидневной войне 1967 г. и активно готовились к реваншу. Предстоящая война должна была стать наступательной, на острие главного удара - танки. Это понимали и в Израиле. Война разразилась год спустя, после знаменитых учений "вертолеты против танков" 1972 г. У Израиля было время проанализировать их результаты. Официально на вооружении еврейской армии не было "Кобр", оснащенных ПТУР "Toy" (шесть вертолетов поставлены в 1974 г., после окончания войны), но имелись "Хью" , вооруженные ПТУР.

Война началась 6 октября. 1973 г. (в этот день отмечался еврейский праздник "Иом-Киппура" - день искупления, отсюда и название -"война судного дня") скоординированными ударами египетских и сирийских вооруженных сил. В последующие дни арабы широко использовали на острие главных ударов танковые бригады. Израильской армии удалось остановить танковые армады, а на сирийском фронте перейти в наступление. 14 октября егитптяне перешли в наступление с плацдарма на восточном берегу Суэцкого канала. Этот день стал триумфом вертолетов, вооруженных ПТУР. Восемнадцать израильских вертолетов уничтожили 90 египетских танков, почти половину из принимавших участие в наступлении, а ведь в обороне стояло около 200 закопанных в землю танков, артиллерия и наземные установки ПТУР. Но основную роль сыграли вертолеты. И здесь вполне уместно задать вопрос: "А где были вертолеты раньше, к примеру, 12 октября, когда израильское наступление на сирийском фронте было остановлено контрударом иракской и иорданской танковых бригад?" Весьма вероятно, что их просто не было. Есть основания полагать, что к середине октября, наряду с другой боевой техникой, американскими военно-транспортными самолетами в Израиль были переброшены "Хью Кобры". Возможно, те самые, которые гоняли "Леопардов" по Баварии, не исключено, что и их экипажи были те же. Существует и еще одна версия появления "Кобр" в Израиле: в одном из журналов промелькнуло сообщение, что шесть "Кобр", официально поставленных в 1974 г. еврейскому государству, принадлежали корпусу морской пехоты США. Они вполне могли перелететь туда годом раньше с одного из кораблей ВМС США, в изобилии находившихся вблизи восточного побережья Средиземного моря в 1973 г. (имеется достаточно достоверная информация, что "Фантомы" и "Скайхоки", взлетевшие с американских авианосцев пополнили боевой состав ВВС Израиля). Кстати, в справочниках "Джэин" семидесятых годов указывается, что Израилю были проданы морские "Кобры" модели "J", но в более поздних изданиях указаны AH-1G. Официально участие "Кобр" в войне судного дня не подтверждено до сих пор.

С 1973 г. боевые действия между Сирией и Израилем велись почти непрерывно. Как правило, это были столкновения диверсионных или мелких армейских подразделений; в небе периодически проходили воздушные бои. Последняя (пока последняя?) ши-рокомасшта бная а рабо - и з раил ьс ка я война разгорелась в 1982 г. Боевые действия проходили на территории Ливана. В борьбе с сирийскими танками Израиль использовал 12 вертолетов АН-IS и 30 MD-500, вооруженных ПТУР "Toy". За время боевых действий вертолеты совершили 130 вылетов и уничтожили 29 танков, 22 БТР, 30 грузовиков и значительное количество других целей, в том числе ПТУР был сбит сирийский вертолет SA-342 "Газель". Было выпущено 137 ПТУР "Toy", из них в цель попали 99 ракет (72%), в 19 случаях отказала техника и 19 ракет промазали.

Один из старших офицеров ВВС Израиля в интервью журналу "Флайт" достаточно высоко оценил действия противотанковых вертолетов в ливанской войне, но подчеркнул, что они и с пол ьзова л ис ь ограниченно и с большой осторожностью. Живучесть вертолета-штурмовика в конкретных боевых условиях Ближнего Востока оказалась ниже, чем у истребителябомбардировщика. По данным некоторых западных изданий, в ходе боевых действий было потеряно в общей сложности четыре вертолета, но израильский офицер признал потерю только одной "Кобры"; он подчеркнул, что для Израиля - и это много. В принципе, в своем интервью он подтвердил выводы, к которым пришел в 1973 обозреватель журнала "Авиэйшн Уик", анализируя игру в "кошки-мышки" на территории Германии. Если бы 4000 танков сирийцев прорвались в районе Голландских высот, то вертолеты "Кобра" и "Дефендер" были бы наилучшим оружием в первые несколько часов, но в наступательной (для Израиля) войне в Ливане вертолетам пришлось летать над занятой противником, территорией, и их живучесть оказалась ниже, чем, к примеру, живучесть истребителей-бомбардировщиков "Кфир". "Вертолет "Кобра" может быть эффективным в качестве оружия, чего нельзя сказать о его живучести»" "Вьетнамское" происхождение "Кобры" дало о себе знать.


ТАН-IS с системой PNVS для подготовки летчиков вертолетов "Апач"


С 1982 г. по настоящее время израильские "Кобры" время от времени привлекаются для штурмовки лагерей палестинцев или устрашающих рейдов над арабскими деревнями. Например, 3 ноября 1994 г» две "Кобры" атаковали деревню на юге Ливана, в которой якобы размещался лагерь бойцов Организации Освобождения Палестины. В результате налета, погибли несколько мирных жителей, судя по-всему, никакого отношения к ООП или террористическим организациям не имеющих. К сожалению, последние события на Ближнем Востоке, связанные с приостановкой процесса мирного урегулирования изра-ил ьско - па лести неких п рот и во ре ч и й, обострили обстановку на древней земле Галилеи и, видимо, последняя точка в боевой карьере израильских "Кобр" еще не поставлена.

Серийные варианты вертолета АН! "Хью Кобра"

AH-1G - выпускался с 1967 г. по 1.971 г., построено 1133 вертолетов, включая 38 для корпуса морской пехоты США, шесть для Израиля, восемь для Испании.

AH-1Q - промежуточный вариант противотанкового вертолета, 92 вертолета переоборудовано из AH-1G. Установлен ГТД T53-L-703, новая трансмиссия, оборудование для пуска и наведения ПТУР "Toy". Первые восемь предсерийных вертолетов были поставлены армии США в марте 1973 г.

AH-1R - аналогичен варианту АН-1Q, но не оснащен ПТУР "Toy".

АН-IP - (АН-IS Mod) - противотанковый вертолет, 290 переоборудовано из AH-1G и 82 из AH-1Q. Оснащен ПТУР "Toy", радиовысотомером, навигационной системой CONUS, усовершенствованным радиосвязным оборудованием, установлены плоские панели остекления кабины, изменена форма приборных досок для улучшения обзора, начиная с 67-го вертолета устанавливались лопасти несущего винта конструкции фирмы Каман, изготовленные из КМ.

AH-iE (АН-IS Prod) - оборудование в целом аналогично АН-IP, но вертолеты строились заново, с сентября 1978 г. по март 1979 г. армии США поставлено 100 вертолетов.

АН-IE (АН-IS Up-gun) - вместо турели М-28 установлена турель М-197 с трехствольной 20-мм пушкой, установлены усовершенствованная система применения подвесного вооружения, нашлемные прицелы, электрогенератор повышенной мощности. Построено 98 вертолетов, поставлены армии США в 1978-79 г.г.

АН-IF (АН-IS Modernised) - полностью модернизированный противотанковый вертолет. Установлены новая система управления оружием, включающая лазерный дальномер-це-леуказатель, баллистический вычислитель, малоскоростную систему воздушных сигналов, нашлемные дисплеи, допплеровская навигационная система, помехозащищенная линия связи, новое устройство уменьшения И К излучения двигателя, генератор И К помех, система предупреждения об облучении РЛС, бронестекла кабины экипажа. 99 вертолетов поставлено армии США в 1980-81 г.г. и 50 национальной гвардии, поставки закончены в 1986 году. С 1985 года производится по лицензии японской фирмами Фудзи и Мицуи. Всего японским силам самообороны планируется поставить 73 вертолета, на 1996 г. …24 вертолета поставлено Иордании, 10 Израилю, 20 • Пакистану, 42 Южной Корее, 4 Таиланду.

TH-IS "Найт Стокер" - вертолеты оснащены системой ночного видения FLIR и комплексной нашлемной системой индикаций и прицеливания IHADSS, предназначены для тренировок экипажей вертолетов АН-64А "Апач", с июля 1984 г. по апрель 1985 г. фирмой Нортроп переоборудовано 10 вертолетов из AH-1G.


Опытный вертолет Белл "249" с четырехлопастным несущим винтом


Программы модернизации вертолетов АН-1 "Хью Кобра"

C-Nite - доработка вертолетов с целью обеспечения боевого применения ночью и в сложных метеоусловиях путем установки И К системы переднего обзора FUR, переоборудование началось в 1986 г., планируется оснастить системой FL1R 500 верлетов АН-IS.

ATAS - оснащение вертолетов системой пуска и прицеливания УР "Сайдумндер".

C-Fiex - программа продления жизненного цикла вертолетов "Хью Кобра", по программе переоборудовались вертолеты AH-1G в АН-IS.

В разное время на вертолетах проводился ряд доработок, не имевших статуса официальных программ, в частности, установка системы защиты от оружия массового поражения М-43, системы предупреждения о лазерном облучений, насадок на сопло двигателя для отвода истекающих газов, более мощной системы кондиционирования, новых впускных фильтров воздухозаборников двигателя.

Опытные "Кобры" J АН-1 G - восемь вертолетов АН-1G в 1972 г. были оснащены ПТУР "Toy" для проведения огневых испытаний.

"Хью Кобра" SMASH (Southeast Asia Multi-sensor Armanent System for Huey Cobra) - в 1970 г. три вертолета АН-1G были оснащены всепогодной системой наблюдения и управления оружием SMASH, разработанной специально для применения в условиях Вьетнама. В крупногабаритной шарообразной турели в носовой части вертолетов были, установлены датчики инфракрасной системы обзора передней полусферы SSPI, на пилоне под правым крылом подвешивался контейнер с радиолокатором обнаружения движущихся целей AN/APQ-137, информация от И К системы и РЛС выводилась на дисплеи, установленные в кабине летчика и стрелка. Стрелковое вооружение, размещенное на стандартной турели ХМ-28, было дополнено подвешенным под левым крылом контейнером с 30-мм шестиствольной пушкой "Вулкан". РЛС предназначена для обнаружения движущихся целей и измерения дальности до них ночью и при плохой видимости. Слежение за обнаруженными целями осуществлялось И К системой, имевшей большую разрешающую способность. В ходе летных испытаний была отработана следующая тактика применения вертолетов, оснащенных системой SMASH: летчик обнаруживал цель с помощью РЛС, осуществлял захват цели ИК системой, совмещая маркер на дисплее с отметкой РЛС, и атаковывал ее с использованием пушки "Вулкан". Когда дальность до цели уменьшалась до радиуса эффективного огня турельного вооружения, управление И К системой, сопряженной с турелью, передавалось стрелку, летчик прекращал огонь и в дело вступали турельные пулемет и гранатомет, управляемые стрелком. Все три вертолета успешно прошли летные испытания, но каких-либо сведений о дальнейшей судьбе этих машин не найдено.

AH-1G CONFICS - один .вертолет в 1971 г. был оснащен телевизионной системой низкой освещенности в рамках программы CONFICS (Cobra Nite Fire Control System), проходил летные испытания.

П рот и вота н ков ы й вариант вертолета AH-1G Growth (увеличенный) -разработан специально для европейского театра военных действий. Вместо турели ХМ-28 установлена турель ХМ-120 с 20-мм одноствольной пушкой, под крыльями установлены четыре двойных кольцевых направляющих для пуска ПТУР "Toy", Бортовое оборудование дополнено прицелом М-26, электронной системой пуска ПТУР и баллистическим вычислителем.

Армия отказалась от закупок этого варианта вертолета в связи со значительно возросшим взлетным весом, повлекшим за собой ухудшение летных характеристик, и высокой стоимостью. Фирма.' Белл предлагала вертолет корпусу морской пехоты, но поскольку флоту требовался вертолет поддержки десанта и эскортирования транспортных вертолетов, а не противотанковый, то заказа на "большую" "Кобру** не последовало. Летные испытания в США и ФРГ вертолет проходил в 1971 г.

AH-1G, оснащенной системой целеуказания ALLD. В 1975 г. на одном вертолете AH-1G была установлена лазерная система обнаружения целей и целеуказания ALLD. Первоначально система монтировалась в подвесном контейнере (контейнер подвешивался под правое крыло), в дальнейшем датчики системы были размещены в поворотной шаровидной турели в носовой части вертолета. В систему ALLD входили стабилизированный оптический прицел, лазерный дально-мер-целеуказатель, лазерная локационная станция обнаружения точечных целей, И,К система обзора передней полусферы, телевизионная система низкой освещенности.

Белл 249 В 1980 г. фирма Белл передала армии для оценочных испытаний вертолет Белл 249, созданный на основе .АН-IS, с новым четырехлопастным.^ несущим винтом с бесшарнирным креплением лопастей. Несущий винт был разработан для гражданского вертолета Белл 214. Белл 249 успешно прошел летные испытания, но составить конкуренцию "Апачу" не мог, да и вряд ли всерьез рассматривался как конкурент. Средств же на очередную модернизацию парка вертолетов "Кобра" выделено не было. В дальнейшем: вертолет широко использовался в различных исследовательских программах, в частности, в программе разработки усовершенствованных вертолетных систем (ARTI).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх