"57" ("ПБ")


Дальний пикирующий бомбардировщик, проект


В апреле 1939 года в советском военно-политическом руководстве принимается решение о создании дальнего пикирующего бомбардировщика, предназначенного для нанесения точных ударов по боевым кораблям противника в открытом море и в местах их базирования. Необходимость в таком самолете виделась руководству страны на основе оценки ими военно-политической обстановки в Европе и военно-технических возможностей вероятных противников, какими они виделись из Кремля и из советского Генерального штаба в конце 1938 - начале 1939 года.

Согласно предварительным оценкам и выставленным требованиям самолет, получивший внутреннее обозначение в коллективе туполевцев самолет "57" и официальное "ПБ" - "Пикирующий бомбардировщик", должен был удовлетворять следующим основным требованиям:

- дальность полета должна была обеспечивать боевой радиус действия как минимум до основной базы британских ВМС Скапо-Флоу;

- самолет должен был выполнять полет з район цели на высотах выше практических потолков истребителей противника и иметь максимальные скорости близкие^ ним;

- самолет должен иметь возможность пикировать с большими значениями приборных скоростей, с тем, чтобы за минимальное время "выстреливать" с пикирования бомбу по маневрирующей цели;

- силовая установка оговаривалась на основе одного из наиболее доведенных новых отечественных двигателей М-105, предполагалось установить на "ПБ" четыре таких двигателя в варианте с турбокомпрессорами (М-105ТК);

- оборудование самолета должно было обеспечивать полеты в любых метеоусловиях, днем и ночью.

Проектирование самолета началось в Болшево, где были проведены первые расчеты и начата постройка полноразмерного макета. Работы по "ПБ" были продолжены и после переезда в Москву,в помещение туполевского КБ на ул.Радио.

Параллельно с проработкой четырех-двигательного варианта бомбардировщика "ПБ" А.Н.Туполев и его коллеги прорарабатывают двухдвигательный вариант "ПБ" с двигателями М-120ТК. Оба проекта по составу оборудованию, вооружению и основным ЛТХ были идентичны и отличались только силовой установкой.

29 сентября 1939 г варианты "ПБ" обсуждались на техническом совете ОТБ НКВД совместно с представителями ВВС, военными был высказан ряд замечаний по проекту, в частности они высказались за двухдвигательный вариант, пока еще не ставя под сомнение всю идею дальнего пикирующего бомбардировщика.

Начало Второй Мировой войны, разгром Польши, вступление Великобритании в войну с Германией,поставили под сомнение целесообразность проектирования самолета класса "ПБ", готовившегося для ударов по флоту Великобритании.

В конце осени 1939 г туполевский отдел начинает работать над фронтовой двухмоторной машиной под два двигателя М-120ТК. Все что было наработано по проекту "ПБ" сохраняло силу, особенно в том, что касалось вооружения. В январе-феврале ВВС окончательно склоняются к двухдвигательной фронтовой пикирующей машине, ставшей предтечей будущего Ту-2.

Основные проектные данные самолета "ПБ" 4М-105ТК

- длина самолета - 15,05 м;

- размах крыла - 26 м;

- нормальная взлетная масса - 12200 кг;

- нормальная бомбовая нагрузка - 1500-2000 кг;

- максимальная скорость на высоте 8000-10000 м - 570-600 км/ч;

- нормальная дальность полета с 2000 кг бомб при скорости 400 км/ч - 1500 км;

- максимальная дальность полета при перегрузочной взлетной массе 5500 кг - 3500-4000 км;

- пушечное вооружение - 6 х ШВАК;

- экипаж - 3 чел.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх