"59" (103У)


Скоростной фронтовой пикирующий бомбардировщик, опытный


Опытный "103У"


Боевые действия германских пикирующих бомбардировщиков Ju 88 в начале Второй Мировой войны показали преимущество размещения экипажа в единой кабине, так как в этом случае значительно возрастала устойчивость экипажа в бою.

8 мае 1940 г УВВС выставило дополнительные требования к самолету "103": увеличить экипаж до четырех человек, разместив штурмана рядом с летчиком, установить дополнительную огневую точку для стрельбы назад и т.д. Эти требования заказчика в основном определили лицо второго опытного экземпляра самолета "103У" 2АМ-37.

С июля 1940 г самолет находился в опытном производстве, 23 августа был осмотрен и одобрен макет. В ноябре КБ закончило передачу рабочих чертежей, одновременно был выпущен эскизный проект самолета "103У". Основные отличия от первой машины были следующие:

- летчик и штурман были размещены в передней кабине, для чего она была полностью перекомпонована при этом был увеличен мидель носовой части фюзеляжа и ее длина;

- введен четвертый член экипажа -стрелок, для защиты верхней задней полусферы,которая теперь защищалась двумя пулеметами ШКАС - у стрелка и у штурмана.

9 апреля самолет "103У" был закончен постройкой и 18 мая 1941 года летчик-испытатель М.А.Нюхтиков совершил на ней первый полет. После коротких заводских испытаний самолет "103У" вместе с самолетом "103" начиная с 15 июля проходил государственные испытания, которые проводили Ф.Ф.Опадчий и М.А.Нюхтиков.

6 июля 1941 года опытная машина

"103У" в очередном полете терпит катастрофу из-за разрушения в полете двигателя АМ-37 но это не повлияло на положительную оценку заказчиком самолета "103У". Полученные на государственных испытаниях результаты позволили ВВС рекомендовать самолет "103У" 2АМ-37 в серию. 27 июля решением ГКО "103У" принимается к серийной постройке.

Подготовку к серийному производству самолета "103" КБ начало в феврале 1941 г, еще до начала государственных испытаний. В июне 1941 г, еще до начала войны, вышло Постановление СНК СССР и приказ НКАП, согласно которым воронежский завод № 18 должен был в 1941 году начать серийное производство, а в 1942 году выпустить 1000 самолетов "103". В июле 1941 года КБ и основная часть завода № 156 были эвакуированы в Омск где на основе его и эвакуированного тушинского завода №81 был создан авиационный завод №166. 29 июля Приказом НКАП №761 серийная постройка самолета "103" 2АМ-37 была возложена на этот завОд. Все конструкторские работы по подготовке серии были выполнены силами эвакуированного КБ А.Н. Туполева. В сентябре КБ закончило передачу рабочих чертежей и завод № 166 приступил к постройке самолетов "103У", которые в серии получили обозначение "ЮЗС" 2АМ-37. Однако в октябре производство АМ-37 было свернуто, для выпуска Ил-2 нужны были в больших количествах АМ-38, и 20 ноября приходит приказ НКАП о выпуске первой серии самолетов "ЮЗС" с двигателями воздушного охлаждения М-82, по типу опытного "103В". 7 октября 1941 г Приказом НКАП А.Н.Туполев назначается Главным конструктором завода №166 (в июле 1941 А.Н.Туполев и большинство его ближайших коллег по "103" освобождаются из заключения и едут в Омск уже свободными людьми, реабилитированы они будут только через 15 лет).

Основные данные опытного самолета "103У" 2АМ-37

- длина самолета - 13,8 м;

- размах крыла - 18,8 м;

- высота -4,5 м;

- площадь крыла - 48,8 м2;

- нормальная взлетная масса - 10448 кг;

- бомбовая нагрузка - 1000-2000 кг;

- максимальная скорость на высоте 7800 м - 610 км/ч;

- практический потолок - 10500 м;

- техническая дальность полета - 1898 км;

- пулеметное вооружение - 5 х ШКАС

- пушечное вооружение - 2 х ШВАК;

- экипаж - 4 чел.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх